Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
29 января 2015 29 просмотров

Директор компании ООО "А" с иностранным капиталом (которая была зарегистрирована в конце 2014 года) является гражданином Белоруссии.Требуются ли в данном случае какие-либо документы, квоты и разрешения на работу для оформления Директора компании в штат ООО? СНИЛСА у него нет, поэтому вопрос - как в данном случае поступить с уплатой страховых взносов в ПФР и ФСС - нужно ли уплачивать взносы или нет? Также по предварительным данным Директор собирается быть нерезидентом и большую часть года (более 183 дней) проводить за пределами РФ - нужно ли сразу уплачивать НДФЛ по ставке 30% или уплачивать по ставке 13%, а в конце 2015 года делать перерасчет? Заранее спасибо!

Разрешения не требуются (см. п. 1 ответа). Однако при необходимости нужно организовать постановку человека на миграционный учет (см. п. 2 ответа). Аналогичные разъяснения Вы можете найти на сайтах региональных УФМС (см., например, http://www.fmsmoscow.ru/feedback/faq/mig.html со слов «Порядок постановки на миграционный учет и продления срока пребывания в РФ гражданина Р. Беларусь»).

СНИЛС необходимо оформить (см. п. 3 ответа). О расчете взносов см. п. 4 ответа. Статус для целей НДФЛ принимайте в расчет не планируемый, а фактический (т. е. определяйте налоговый статус на каждую дату получения дохода). Пересчет налога с начала налогового периода нужно производить только в тот момент, когда до конца года налоговый статус уже не может измениться (см. подробнее п. 5 ответа).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как принять на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан

При приеме на работу граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан необходимо руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и Договором о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. от 10 октября 2014 г., которые регулируют порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.

В частности, для ведения трудовой деятельности в России им не нужно получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Для заключения трудового договора гражданин республик Армения, Беларусь и Казахстан должен представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).

При этом граждане республик Армения, Беларусь и Казахстан и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении этого срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке.

Следует учитывать, что уведомлять ФМС России о приеме на работу граждан из Беларуси не нужно (ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г., п. 1 решения Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4, письмо ФМС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552). Но миграционную службу следует уведомить о приеме на работу и увольнении сотрудников – граждан республик Армения и Казахстан.*

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Рекомендация:Как иностранцу, прибывающему в Россию в безвизовом порядке, встать на миграционный учет

После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.

У иностранца:

  • при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
  • не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.

У организации – не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания направить уведомление об этом в миграционную службу. К уведомлению о прибытии временно пребывающего иностранного гражданина организация прилагает копию документа, удостоверяющего его личность, и копию его миграционной карты.

Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 3 и 4.1 статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, пунктом 31 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

Уведомление организация может направить тремя способами:

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Соглашениями между Россией и другими странами могут быть предусмотрены иные сроки постановки на миграционный учет, отличные от общеустановленных. Граждане этих стран могут находиться на территории России без постановки на миграционный учет более продолжительное время по сравнению с гражданами других государств. Такие соглашения действуют в отношении следующих стран:

Государство Срок, в течение которого гражданин освобождается от постановки на миграционный учет Документ
Республика Таджикистан В течение 15 календарных дней с даты въезда в Россию п. 1 и 3 ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан от 8 февраля 2013 г.
Республика Беларусь В течение 30 суток с даты въезда в Россию* ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, ратифицированного Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ
Республика Казахстан В течение 30 суток с даты въезда в Россию ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ
Республика Армения В течение 30 дней с даты въезда в Россию ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армении от 11 июля 2014 г.

Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. Порядок предоставления услуги по постановке на миграционный учет прописан в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Статья:«Порядок приема на работу беженцев такой же, как и российских граждан…»

На что обратить внимание, нанимая на работу граждан Республики Беларусь

— Поясните, какие особенности есть при приеме на работу белорусов?

— Граждане Белоруссии имеют равные с российскими гражданами социально-трудовые права (п. 1 и 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»). Поэтому оформление на работу таких граждан такое же, как для россиян.

— То есть никакие дополнительные документы не потребуется составлять?

— В этом нет необходимости.

Для беженцев установлена такая же ставка НДФЛ, как и для граждан России, — 13% (Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ)

— Генеральным директором фирмы, я так понимаю, может быть и белорус. Как с ним заключить трудовой договор?

— В общем порядке. При приеме на работу иностранный гражданин должен предъявить те же документы, что и российский. Это паспорт, документ об образовании и трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые (ст. 65 ТК РФ). Причем если белорус при устройстве на работу представит трудовую книжку советского образца, то можно вносить в нее записи о работе, поскольку эти книжки продолжают действовать на территории Российской Федерации. Если же это будет трудовая книжка образца, утвержденного Республикой Беларусь, то она считается иностранной трудовой книжкой и не признается на территории России. В таком случае работнику нужно завести российскую трудовую книжку. При этом записи из белорусской трудовой книжки в российскую переносить не нужно.

С 1 января 2015 года всем трудоустроившимся иностранцам нужно будет оформлять СНИЛС независимо от срока действия трудового

— А СНИЛС нужно оформлять работнику-белорусу?

— Если иностранец, в том числе белорус, устраивается на работу в России впервые и с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не меньше шести месяцев в общей сложности в течение года, то работодатель обязан оформить на него свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Это следует из пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». А вот с 1 января 2015 года страховое свидетельство придется оформлять всем иностранцам. Срок действия договора не будет иметь значения (подп. «а» п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ).*

Памятка

Беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и находится вне страны своей гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства (подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1).

Журнал «Упрощенка» № 11, Ноябрь 2014

4. Рекомендация:Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу

Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Иностранные сотрудники могут иметь статус:

Пенсионные взносы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно, временно проживающих или временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов).

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Взносы на социальное страхование

Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно, временно проживающих или временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов).

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Взносы на медицинское страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.*

Двойное гражданство

Ситуация: нужно ли начислять страховые взносы на выплаты сотруднику с двойным гражданством. Сотрудник постоянно проживает за границей и работает в российской организации по трудовому (гражданско-правовому) договору. Договор заключен с ним как с гражданином России

Да, нужно.

Граждане России признаются застрахованными лицами:

  • в части обязательного пенсионного и медицинского страхования, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – если они работают по трудовым договорам;
  • в части обязательного пенсионного и медицинского страхования – если они работают по трудовым или гражданско-правовым договорам.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, статьей 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и частью 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Наличие у граждан России двойного гражданства не ограничивает их правоспособность в России. Ни приобретение двойного гражданства, ни проживание в другой стране не лишает гражданина России его российского гражданства. Это следует из положений части 4 статьи 4 и статьи 6 Закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ. Таким образом, российские граждане, работающие по трудовым (гражданско-правовым) договорам в российских организациях, признаются застрахованными лицами независимо от того, где они фактически осуществляют свою трудовую деятельность (на территории России или за ее пределами).

В свою очередь, страхователями признаются все российские организации, которые производят выплаты физическим лицам в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг. Следовательно, если организация начисляет гражданину России вознаграждения по трудовому договору, она должна платить с этих сумм взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Если организация начисляет гражданину России вознаграждения по гражданско-правовому договору, она должна платить с этих сумм взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Такие требования установлены частью 1 статьи 7 и пунктом 2 части 3 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Никаких особенностей начисления страховых взносов в связи с наличием у граждан России двойного гражданства этот закон не предусматривает. Поэтому начислять взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по трудовым и гражданско-правовым договорам, заключенным российской организацией с гражданами России, которые имеют двойное гражданство и проживают за пределами России, нужно на общих основаниях.

Беженцы

Ситуация: нужно ли начислять страховые взносы на выплаты беженцам и тем, кто подал заявление на получение такого статуса

На выплаты беженцам страховые взносы начисляйте на общих основаниях, то есть как гражданам России.

Иностранные граждане, признанные беженцами, имеют право на социальное обеспечение наравне с гражданами России (подп. 10 п. 1 ст. 8 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1). При этом в системе обязательного пенсионного (социального, медицинского) страхования такая категория граждан из числа застрахованных лиц не исключена (п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и ч. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Никаких особенностей расчета страховых взносов с выплат беженцам в этих законах также не предусмотрено. Поэтому взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование по трудовым и гражданско-правовым договорам, заключенным с теми, кто имеет статус беженца, начисляйте на общих основаниях.

Если иностранец только подал ходатайство о признании его беженцем, но еще не получил такой статус, то он пока является временно пребывающим. На руках у него будет свидетельство, которое является основанием для законного пребывания на территории России (подп. 2 п. 1 ст. 1 и п. 3 ст. 12 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1, абз. 9 п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Поэтому выплаты в его пользу облагайте пенсионными взносами и взносами на обязательное социальное страхование.

Что касается взносов на обязательное медицинское страхование, то их тоже нужно начислять. Дело в том, что на лиц, которым предоставлено временное убежище, распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1, в том числе и право на оказание им медицинской помощи (п. 13 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274). Лица, имеющие право на медицинскую помощь, признаются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования (ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Следовательно, выплаты иностранцам, которые ходатайствуют о признании их беженцами, облагаются взносами на обязательное медицинское страхование в общем порядке.

Порядок начисления взносов

На выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим и временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2.1 ст. 22, ч. 1 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9, ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9, 58.2, ч. 2 ст. 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан. Единственное отличие – тариф страховых взносов в ФСС России. В отличие от тарифа, установленного для выплат российским гражданам (2,9%), на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, страховые взносы начисляйте по тарифу 1,8 процента.*

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, не начисляйте – застрахованными лицами они не признаются.

Это следует из положений частей 1, 2 статьи 12, статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Пример начисления страховых взносов на зарплату сотрудника-иностранца, временно проживающего в России. Организация не имеет права на применение пониженных тарифов страховых взносов

Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев (1970 г. р.) работает по трудовому договору в должности менеджера по работе с клиентами. Кондратьев имеет разрешение на временное проживание в России, поэтому на его зарплату начисляются взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Также зарплата Кондратьева облагается взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по тарифу 0,2 процента.

В январе Кондратьеву начислили зарплату 20 000 руб.

На выплаты в пользу Кондратьева в январе были начислены страховые взносы:

  • в ПФР – 4400 руб. (20 000 руб. ? 22%);
  • в ФСС России – 580 руб. (20 000 руб. ? 2,9%);
  • в ФФОМС – 1020 руб. (20 000 руб. ? 5,1%);
  • на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 40 руб. (20 000 руб. ? 0,2%).

Какие выплаты освобождены от взносов

Страховыми взносами не облагаются:
1) вознаграждения иностранцам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;
2) вознаграждения иностранцам, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и частью 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Изменение статуса пребывания в России

Ситуация: как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с выплат иностранному сотруднику. В течение года у сотрудника изменился статус пребывания в России

При изменении статуса иностранного сотрудника страховые взносы начисляйте в соответствии с тарифом, установленным для его нового статуса. Это объясняется следующим.

Размер тарифов для начисления страховых взносов зависит:

В течение года статус иностранца может измениться. Например, он может получить вид на жительство и сменить статус с временно пребывающего на постоянно проживающего. Также иностранец может утратить или приобрести статус высококвалифицированного специалиста.

В Законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ нет специальных норм, регулирующих порядок начисления страховых взносов при изменении статуса иностранца в течение года. Пересчет страховых взносов за предыдущие месяцы отчетного (расчетного) периода законодательством также не предусмотрен. Поэтому следует руководствоваться общими нормами этого закона, определяя страховой тариф в зависимости от статуса застрахованного лица на конкретную дату.

В месяце, в котором произошло изменение статуса сотрудника, сумму начисленных ему выплат разделите на две части:

  • с начала месяца по день, предшествующий дню, в котором статус сотрудника изменился;
  • со дня, в котором статус сотрудника изменился, до конца месяца.

Сумму страховых взносов за месяц, в котором у сотрудника изменился статус, определяйте по следующим формулам:

Сумма пенсионных взносов = Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения статуса ? Тариф страховых взносов до изменения статуса + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф страховых взносов после изменения статуса

Пример расчета страховых взносов с выплат сотруднику-иностранцу. В течение календарного года статус сотрудника изменился с временно пребывающего на постоянно проживающего

Менеджер А.С. Иванов 17 апреля получил в России вид на жительство и сменил статус временно пребывающего на статус постоянно проживающего.

За январь–март Иванову было начислено 120 000 руб. Зарплата Иванова за апрель составила 60 000 руб.

Для расчета страховых взносов за апрель бухгалтер организации разделил зарплату, начисленную Иванову, на две части. В апреле 22 рабочих дня. Зарплата за период с 1 по 16 апреля составила 32 727 руб. (60 000 руб.: 22 дн. ? 12 дн.). Зарплата за период с 17 по 30 апреля равна 27 273 руб. (60 000 руб.: 22 дн. ? 10 дн.).

По состоянию на 30 апреля суммарная расчетная база для начисления страховых взносов с выплат Иванову не превысила предельных величин:
– ни по взносам на социальное страхование: 120 000 руб. + 60 000 руб. < 670 000 руб.;
– ни по взносам на пенсионное страхование: 120 000 руб. + 60 000 руб. < 711 000 руб.

Тарифы для начисления страховых взносов с зарплаты Иванова составляют:

1) при статусе временно пребывающего:

  • на пенсионное страхование – 22 процента;
  • на обязательное социальное страхование – 1,8 процента;
  • на обязательное медицинское страхование – 0 процентов;

2) при статусе постоянно проживающего:

  • на пенсионное страхование – 22 процента;
  • на обязательное социальное страхование – 2,9 процента;
  • на обязательное медицинское страхование – 5,1 процента.

С выплат Иванову за январь–март бухгалтер начислил страховые взносы в следующих размерах:
– на пенсионное страхование – 26 400 руб. (120 000 руб. ? 22%);
– на социальное страхование – 2160 руб. (120 000 руб. ? 1,8%);
– на медицинское страхование – 0 руб. (в I квартале Иванов не признавался застрахованным лицом).

С выплат Иванову за апрель бухгалтер начислил страховые взносы в следующих размерах:

За период с 1 по 16 апреля:
– на пенсионное страхование – 7200 руб. (32 727 руб. ? 22%);
– на социальное страхование – 589,09 руб. (32 727 руб. ? 1,8%);
– на медицинское страхование – 0 руб. (до 17 апреля Иванов не признавался застрахованным лицом).

За период с 17 по 30 апреля:
– на пенсионное страхование – 6000 руб. (27 273 руб. ? 22%);
– на социальное страхование – 790,92 руб. (27 273 руб. ? 2,9%);
– на медицинское страхование – 139,09 руб. (27 273 руб. ? 5,1%).

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

5. Рекомендация:Как удержать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца

Изменение налогового статуса

Со 183-го календарного дня пребывания иностранца в России (в течение 12 следующих подряд месяцев) он становится резидентом. С зарплаты, начисленной после того, как сотрудник приобрел статус резидента, НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом статус иностранца (постоянно проживающий или временно проживающий) и срок заключения договора значения не имеют. Кроме того, такие сотрудники приобретают право на получение стандартных налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ).

В течение налогового периода 12-месячный период определяйте на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Подробнее о том, как определить продолжительность пребывания человека на территории России, см. Как определить ставку для расчета НДФЛ.

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и № 03-04-06-01/95.

Если иностранец-резидент увольняется в течение года, НДФЛ, удержанный по ставке 13 процентов, пересчитывать не нужно. Увольнение не влечет за собой изменение налоговой ставки, даже если с начала года такой сотрудник не отработал 183 дня. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122.

Ситуация: как определить налоговый статус иностранного гражданина, если с ним заключен срочный трудовой договор, предусматривающий его нахождение в России в течение длительного периода времени

Налоговый статус иностранного гражданина определяйте исходя из фактического документально подтвержденного времени его нахождения в России.

Определять статус исходя из предполагаемого времени нахождения в России нельзя. Такой порядок в налоговом законодательстве не предусмотрен. То есть до истечения 183 дней фактического пребывания в России в течение 12 следующих подряд месяцев нельзя признать иностранного гражданина налоговым резидентом. При этом не имеет значения срок действия трудового договора, заключенного с гражданином. Такой вывод следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Таким образом, вне зависимости от срока, на который заключен трудовой договор, иностранный гражданин не может быть признан налоговым резидентом до истечения 183 дней его фактического пребывания на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой позиции придерживается и Минфин России в письме от 25 июня 2007 г. № 03-04-06-01/200.

Особые правила определения налогового статуса установлены для граждан Республики Беларусь.

Пересчет НДФЛ

86.68988 (6,9)

Пересчет НДФЛ делайте на основании документов, подтверждающих изменение налогового статуса иностранного сотрудника.

Если иностранный сотрудник обрел статус налогового резидента и этот статус в текущем году больше не изменится, то сумма оплаты труда такому сотруднику должна облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов.

Организация обязана рассчитывать налог по данной ставке нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 226 НК РФ). Следовательно, она должна пересчитать НДФЛ, ранее рассчитанный по ставке 30 процентов, и при определении налоговой базы нарастающим итогом зачесть излишне удержанную сумму. Если до конца года НДФЛ, удержанный по ставке 30 процентов, окажется зачтенным не полностью, вернуть переплату сотрудник сможет самостоятельно в налоговой инспекции по месту своего учета (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

Такие выводы следуют из писем Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061, от 22 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-233, от 21 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-226, от 19 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-224 и ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15413.

В течение года сотрудник-иностранец может утратить статус налогового резидента. Например, если в начале года он выехал в длительную зарубежную командировку и вернулся в Россию позже, чем через 183 дня. Если такой сотрудник не имеет права на обложение его доходов 13-процентным НДФЛ и если статус резидента до конца года у него не восстановится, НДФЛ, ранее удержанный по ставке 13 процентов, пересчитайте по ставке 30 процентов. Это следует из положений пунктов 1, 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-444.

Разницу между суммами налога, рассчитанного по ставкам 30 и 13 процентов, удерживайте из любых денежных средств, которые организация выплачивает сотруднику. Предельный размер удержания – 50 процентов от суммы выплаты. Об этом сказано в пункте 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если в связи с увольнением сотрудника или по каким-либо другим причинам организация в течение календарного года не смогла удержать доначисленную сумму НДФЛ, до 1 февраля следующего года она обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию и самому налогоплательщику. Подробнее об этом см. Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно.*

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка