Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 марта 2015 26 просмотров

Мы ИП на ОСНО. У нас проходит выездная налоговая проверка за 2011-2013годы. В 2011 году нами была отгружена продукция ООО на 2 178 000,00 руб., деньги поступили по банку на р/с. НДС уплачен. Налоговики требуют подтвердить отгрузку первичными документами (счет-факруту, ТТН, ТН, договор поставки). Такие документы мы предоставить не можем, т.к. их нет. В свою очередь проверяющая сказала, что поскольку нет первички, значит, они имеют право убрать с наших расходов эту сумму и доначислить нам налог в размере 13% (т.е около 283 000 руб. (Мы ведем книгу доходов и расходов). Правомерно ли это? Есть ли срок давности по таким правонарушениям (з года)? Обязаны ли мы будем доплатить налог 3НДФЛ? Спасибо.

При этом срок, по окончании которого предпринимателя нельзя привлечь к налоговой ответственности (срок давности), составляет три года со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено правонарушение, или со дня совершения правонарушения (статья 113 Налогового кодекса РФ).

При этом, поскольку предприниматель грубое нарушение правил учета (не оформлял первичные документы), в данном случае течение срока давности начинается со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено правонарушение. Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год. Соответственно, налоговая инспекция в данном случае вправе проверить деятельность предпринимателя за 2011г. и, если в результате проверки будет выявлена неуплата (неполная уплата) годовой суммы НДФЛ, предприниматель может быть привлечен к налоговой ответственности по статьям 120 или 122 Налогового кодекса РФ, поскольку срок давности по этому правонарушению начинается с 1 января 2012 года.

(ст. 122 НК РФст. 15.11 КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Каков срок давности санкций за налоговые нарушения

Срок, по окончании которого организацию или предпринимателя нельзя привлечь к налоговой ответственности (срок давности), составляет три года. Определять, истек этот срок или нет, можно двумя способами:

  • со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено правонарушение;
  • со дня совершения правонарушения.

Такой порядок предусмотрен статьей 113 Налогового кодекса РФ.

Первый вариант применяется, если организация не уплатила (не полностью уплатила) налог или допустила грубое нарушение правил учета. То есть в отношении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 120 или 122 Налогового кодекса РФ*. Налоги, налоговым периодом по которым является год, исключением не являются. Например, если в 2013 году организация неправомерно учитывала доходы от основной деятельности в составе прочих доходов, инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ в период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года включительно. Если же из-за искажений налоговой базы в 2013 году была занижена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в 2014 году, срок давности для привлечения к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ отсчитывается с 1 января 2015 года и истекает 31 декабря 2017 года. Это следует из положений пункта 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и письма ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Второй вариант определения срока давности распространяется на все остальные налоговые правонарушения.

Трехлетний срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение может прерываться. Основанием для этого, в частности, может стать тот факт, что организация активно препятствовала проведению выездной налоговой проверки.

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Ситуация: Какой период может быть охвачен выездной налоговой проверкой

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).*

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФписьмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);

  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов(п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3. Рекомендация:Как перечислить НДФЛ в бюджет предпринимателю

Предприниматели перечисляют НДФЛ в бюджет в два этапа:

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Порядок перечисления авансовых платежей

Авансовые платежи по НДФЛ перечисляйте на основании уведомлений, полученных из налоговой инспекции:

  • за январь–июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
  • за июль–сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь–декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Основанием для расчета авансовых платежей по НДФЛ служат сведения о предполагаемом доходе или о фактически полученном доходе за предыдущий год. Такой порядок следует из пункта 8 статьи 227 Налогового кодекса РФ.*

Налоговое уведомление на авансовые платежи

Налоговое уведомление должно быть направлено предпринимателю не позднее чем за 30 рабочих дней до срока платежа, установленного пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 2 ст. 52,п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Это правило действует и в том случае, когда инспекция пересчитывает сумму авансовых платежей на основании скорректированной декларацииФорма уведомления утвержденаприказом МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440.

К уведомлению в обязательном порядке должен быть приложен образец платежного документа на перечисление авансового платежа – извещение по форме № ПД (налог) (п. 3 приказа МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440). Форма извещения введена в действие письмом от 18 февраля 2005 г. ФНС России № ММ-6-10/143, Сбербанка России № 07-125В.

Налоговое уведомление может быть передано:

  • лично предпринимателю или его представителю;
  • по почте заказным письмом. В этом случае уведомление считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты его направления (п. 4 ст. 52 НК РФ);
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Электронный формат налогового уведомления и порядок его передачи утверждены приказом ФНС России от 23 мая 2011 г. № ММВ-7-11/324.

Ситуация: должен ли предприниматель перечислять авансовые платежи по НДФЛ, если он не получил налоговое уведомление

Нет, не должен.

Перечисление авансовых платежей по НДФЛ производится исключительно на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ). До тех пор пока из инспекции не получено налоговое уведомление, обязанность по уплате налога (авансовых платежей) не возникает (п. 4 ст. 57 НК РФ). Поэтому если предприниматель не получил уведомление об уплате авансовых платежей по НДФЛ, он может не перечислять эти суммы в бюджет.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например,постановление ФАС Центрального округа от 3 июля 2006 г. № А-62-834/2005).

Порядок уплаты НДФЛ по итогам налогового периода

По итогам налогового периода перечислите в бюджет разницу между суммой налога по доходам, полученным за год, суммой перечисленных в течение года авансовых платежей и суммой налога, удержанного налоговыми агентами по доходам от деятельности, не относящейся к предпринимательской (п. 3 ст. 227 НК РФ). Эту разницу определите по формуле:

Сумма НДФЛ к доплате по итогам налогового периода = Сумма НДФЛ со всей налоговой базы, сформированной за год Сумма авансовых платежей по НДФЛ, перечисленных в бюджет в течение года Сумма НДФЛ, удержанного из полученных доходов налоговыми агентами


Основанием для расчета налога служит декларация по форме 3-НДФЛ, которую предприниматели обязаны составить и сдать в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 229 НК РФ).

НДФЛ нужно перечислить в бюджет по месту налогового учета предпринимателя не позднее 15 июля года, следующего за отчетным (п. 6 ст. 227 НК РФ).*

Внимание: если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить предпринимателю пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени = Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) ? Количество календарных дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного документа (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.*

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество предпринимателя;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам предпринимателя, наложения ареста на денежные средства или имущество предпринимателя.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, предприниматель руководствовался письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Зачет или возврат переплаты

Сумма фактически перечисленных авансовых платежей может быть больше суммы НДФЛ, начисленной по итогам года. В этом случае у предпринимателя образуется переплата, которую можно зачесть или вернуть из бюджета в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета НДФЛ, подлежащего уплате по итогам налогового периода

По итогам 2013 года предприниматель А.А. Иванов рассчитал сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет, которая составила 70 000 руб.

В счет уплаты НДФЛ за 2013 год на основании налогового уведомления Иванов перечислял авансовые платежи по НДФЛ в следующих размерах:

  • 13 июля 2013 года – 20 000 руб.;
  • 12 октября 2013 года – 10 000 руб.;
  • 14 января 2014 года – 10 000 руб.

Общая сумма перечисленных авансовых платежей составила 40 000 руб. Таким образом, по итогам 2013 года Иванов должен уплатить в бюджет разницу между суммой налога, рассчитанной за год, и общей суммой перечисленных авансовых платежей:
70 000 руб. – 40 000 руб. = 30 000 руб.

10 июля 2014 года Иванов составил платежное поручение на перечисление этой суммы в бюджет.

Оформление платежных поручений

Платежные поручения на уплату налогов оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и Правилами, установленными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов.

Внимание: если в результате проверки налоговая инспекция выявит неуплату (неполную уплату) годовой суммы НДФЛ, предприниматель может быть привлечен к налоговой, административной, а в некоторых случаях – к уголовной ответственности(ст. 122 НК РФст. 15.11 КоАП РФст. 199 УК РФ).*

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка