Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24
12 марта 2015 21 просмотр

Какие изменения произошли в 2015 г. при ведении бухгалтерского и налогового учета юридического лица Ассоциации некоммерческой организации "Адвокатское бюро". Может ли данная организация применять УСН

Нет, данная организация применять УСН не может. Так как возможность применять упрощенку зависит от двух факторов, в т.ч. – это характер деятельности. В перечень организаций, которым запрещено применять упрощенку входят - нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований (подп. 10 п. 3 ст. 346.12).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочники:Основные изменения законодательства, вступающие в силу в 2015 году

<…>

Что изменилось Суть изменения Основание
МРОТ
Увеличен минимальный размер оплаты труда С 1 января 2015 года минимальный размер оплаты труда увеличен по сравнению с предыдущим показателем (5554 руб.) на 411 руб. и составляет 5965 руб. Ст. 1 Закона от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ
Пособия, доплаты, пенсии
Временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на больничные пособия С 1 января 2015 года иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в России, могут получать пособия по временной нетрудоспособности. Это право они получают, если работодатель платил за них взносы в ФСС России как минимум шесть месяцев перед месяцем наступления страхового случая П. 4 ст. 1 Закона от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ
Контролируемые иностранные организации и контролирующие лица
Вводится контроль за доходами, полученными в офшорных компаниях С 1 января 2015 года часть I Налогового кодекса РФ дополнена новой П. 5 ст. 1 Закона от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ
Постановка на учет
Меняется порядок постановки на налоговый учет подразделений иностранных организаций С 1 января 2015 года иностранные организации освобождаются от обязанности подавать заявления о постановке на учет (снятии с учета) в налоговой инспекции своих аккредитованных филиалов и представительств. Инспекция поставит их на учет (снимет с учета) самостоятельно на основании сведений из госреестра.
В отношении других подразделений иностранных организаций, как и раньше, нужно подавать заявления для постановки на учет или снятия с учета
Подп. «а» п. 15 ст. 1 Закона от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ
Изменены правила определения местонахождения имущества С 1 января 2015 года местонахождением водных транспортных средств считается место их госрегистрации. Местонахождением воздушных транспортных средств является местонахождение собственника Подп. «б» п. 15 ст. 1 Закона от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ
Налоговый мониторинг
Вводится новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг

В рамках налогового мониторинга инспекция проверяет правильность и своевременность уплаты налогов и сборов. Налоговый мониторинг выгоден для самой организации, так как позволяет согласовать с инспекцией вопросы начисления налогов и сборов, избежать пеней на сумму недоимок при соблюдении мнения инспекции, избежать камеральной налоговой проверки деклараций и выездной проверки за период, за который проводится мониторинг, и т. д. Однако налоговый мониторинг проводится только в отношении крупных организаций:

  • совокупная сумма налогов должна быть не менее 300 млн руб.;
  • доходы должны составлять не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов должна быть равна или превышать 3 млрд руб.

Налоговый мониторинг проводят по заявлению организации. Срок проведения – с 1 января текущего года до 1 октября следующего за ним года. По итогам мониторинга инспекция составляет мотивированное мнение по расчету налогов, с которым организация может согласиться или не согласиться

П. 8 ст. 1 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ
Ответственность
Установлена ответственность контролирующих лиц

С 1 января 2015 года контролирующее лицо несет ответственность, если совершит следующее:

  • не представит финансовую отчетность и аудиторское заключение вместе с декларацией – штраф в размере 100 000 руб.;
  • не включит в налоговую базу долю прибыли контролируемой иностранной организации – штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 руб.;
  • вовремя не уведомит налоговую инспекцию о контролируемых иностранных организациях – штраф в размере 100 000 руб. за каждую иностранную организацию
П. 15 ст. 1 Закона от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ
Вводится налоговая ответственность для иностранных организаций – владельцев недвижимости в России С 1 января 2015 года иностранные организации, у которых есть недвижимое имущество, обязаны сообщать о своих участниках (учредителях) в налоговые инспекции по местонахождению недвижимости. За нарушение этого требования установлен штраф, максимальный размер которого равен сумме налога на имущество по объекту недвижимости. Конкретный размер штрафа определяется с учетом доли участника (учредителя), сведения о котором в инспекцию не передавались П. 22 ст. 2 Закона от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ
Увеличена ставка налога на дивиденды С 1 января 2015 года платить налог с дивидендов, получаемых российской организацией, нужно по ставке 13 процентов. Ранее эти дивиденды облагались налогом на прибыль по ставке 9 процентов 42, П. 2 ст. 5 Закона от 1 декабря 2014 г. № 406-ФЗ
Отмена части пониженных тарифов

С 2015 года право применять пониженные тарифы страховых взносов теряют:

  • сельхозпроизводители (в т. ч. плательщики ЕСХН);
  • организации народных художественных промыслов и родовые общины, которые занимаются традиционными отраслями хозяйствования;
  • общественные организации инвалидов;
  • организации СМИ;
  • работодатели с выплат в пользу инвалидов
Ч. 2 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 5 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ
Установлены пониженные тарифы пенсионных взносов для резидентов территории опережающего социально-экономического развития

С 31 марта 2015 года организации – резиденты территории опережающего социально-экономического развития применяют пониженные тарифы страховых взносов:

  • 6 процентов– в Пенсионный фонд РФ;
  • 1,5 процента – в ФСС России;
  • 0,1 процента – в ФФОМС.

Данные тарифы применяют 10 лет с 1-го числа месяца после получения соответствующего статуса

Ст. 6, 17 Закона от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ
Установлены особые правила начисления страховых взносов на выплаты гражданам республик Беларусь, Казахстан, Армения Страховые взносы с выплат гражданам стран, входящих в ЕАЭС, начисляют по тем же правилам, что и с доходов российских граждан. Независимо от статуса этих сотрудников (постоянно проживающий, временно проживающий, временно пребывающий) П. 3 ст. 98 договора о Евразийском экономическом союзе, ч. 1 ст. 7, ст. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ
Упрощенка
Изменен перечень налогов, которые не должны платить организации на упрощенке Организации на упрощенке должны будут платить налог на имущество с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость П. 1 ст. 2 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ
Уточнен перечень организаций, на которые не распространяется запрет на применение упрощенки

Запрет на применение упрощенки не распространяется на организации, доля непосредственного участия в которых других организаций превышает 25 процентов:

  • если они являются хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами, учрежденными бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с Законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ с целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
  • если они являются хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами, учрежденными бюджетными и автономными образовательными организациями в соответствии с Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным образовательным организациям
П. 2 ст. 2 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ
Предусмотрена возможность уменьшения единого налога на сумму торгового сбора* Если в отношении предпринимательской деятельности установлен торговый сбор, то на его сумму можно уменьшить единый налог П. 24 ст. 2 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ
«Налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей

С 1 января 2015 года в региональных законах разрешено предусматривать нулевые ставки единого налога для предпринимателей, которые впервые зарегистрировались после вступления в силу этих законов. Нулевые ставки могут применяться в течение двух лет, если выполняются следующие условия:

  • предприниматель ведет бизнес в производственной, социальной или научной сфере (конкретные виды деятельности определяют региональные власти);
  • доходы от такой деятельности составляют не менее 70 процентов всех доходов предпринимателя
П. 1 ст. 1 Закона от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ
Административная ответственность
Введены штрафы для продавцов (за исключением микропредприятий) за отказ принимать оплату банковскими картами

С 1 января 2015 года за отказ продавца принять к оплате банковскую карту предусмотрена административная ответственность – штраф:

  • от 30 000 до 50 000 руб. – для организаций;
  • от 15 000 до 30 000 руб. – для должностных лиц
Ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ
Госпошлина
Увеличены размеры госпошлины С 1 января 2015 года увеличиваются размеры госпошлины за большинство видов юридически значимых действий Ст. 1 Закона от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ
Установлен понижающий коэффициент при уплате госпошлины гражданами за совершение юридически значимых действий Размер коэффициента – 0,7. Применяется он в отношении граждан, которые пользуются единым порталом государственных и муниципальных услуг (региональными или иными порталами) и получают услугу, за которую уплачена госпошлина, в электронной форме П. 11 ст. 1 Закона от 21 июля 2014 г. № 221-ФЗ
НДФЛ
Уточнен перечень доходов, которые не облагаются НДФЛ Законодательно закреплено, что с 1 января 2015 года от НДФЛ освобождается только та часть компенсации родительской платы за содержание детей в детских садах, которая выплачивается из регионального бюджета П. 2 ст. 1Закона от 24 ноября 2014 г. № 368-ФЗ
Расширен перечень доходов от источников за пределами РФ С 1 января 2015 года к доходам от источников за пределами России относятся суммы прибыли контролируемой иностранной организации П. 29 ст. 1 Закона от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ
Для предпринимателей на общей системе налогообложения предусмотрена возможность уменьшения НДФЛ на сумму торгового сбора* Если в отношении предпринимательской деятельности установлен торговый сбор, то на его сумму можно уменьшить НДФЛ П. 14 ст. 2 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ
Вводятся инвестиционные налоговые вычеты

С 1 января 2015 года введены следующие инвестиционные вычеты:

  • в размере положительного финансового результата, который получен от реализации ценных бумаг, если они находились в собственности гражданина более трех лет;
  • в сумме денежных средств, которые внес гражданин на индивидуальный инвестиционный счет;
  • в сумме доходов от операций, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счете.

Первый из них уже можно получить по доходам за 2014 год

П. 11 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 420-ФЗ
Расширен перечень расходов, по которым можно получить социальный налоговый вычет По расходам на добровольное страхование жизни как в свою пользу, так и в пользу супруга, родителей, детей можно получить социальный налоговый вычет. Но при условии что договор страхования заключен на пять или более лет П. 12 ст. 2 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ
Увеличен предельный размер необлагаемых доходов в виде процентов по банковским вкладам С доходов в виде процентов по рублевым банковским вкладам, полученным в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года, платить НДФЛ не нужно, если размер процентов не превышает ставку рефинансирования, увеличенную не на 5, как раньше, а на 10 процентных пунктов П. 2 ст. 2 Закона от 29 декабря 2014 г. № 462-ФЗ
Расширен перечень доходов, которые не облагаются НДФЛ

С 1 января 2015 года освобождаются от НДФЛ компенсации сотрудникам, которые выплачивает работодатель в соответствии с сертификатом на привлечение трудовых ресурсов.

Однако из этого правила есть исключение – выплаты на возмещение стоимости проживания

П. 1 ст. 1 Закона от 29 декабря 2014 г. № 465-ФЗ
Установлен порядок налогового учета финансовой поддержки по сертификату на привлечение трудовых ресурсов Средства финансовой поддержки, которые получил предприниматель за счет бюджетов по сертификату на привлечение трудовых ресурсов, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов и одновременно отражаются в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода Подп. «б» п. 2 ст. 1 Закона от 29 декабря 2014 г. № 465-ФЗ
Установлен льготный порядок налогообложения трудовых доходов сотрудников-резидентов стран, входящих в Евразийский экономический союз С 1 января 2015 года доходы таких сотрудников облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. При этом не важно, сколько времени они провели в России ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе
Налог на имущество
Инспекциям предоставлено право расчетным путем определять налог на имущество иностранных организаций Если после 1 января 2015 года иностранные организации, не имеющие в России постоянных представительств, не сдают декларации по налогу на имущество, сумму налога инспекции рассчитают самостоятельно Подп. «б» п. 8 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ
Крупнейшие налогоплательщики могут сдавать единую декларацию по налогу на имущество в целом по региону С 1 января 2015 года организации – крупнейшие налогоплательщики, имеющие в субъекте РФ несколько обособленных подразделений или объектов недвижимости, могут сдавать единую декларацию по налогу на имущество. Для этого нужно уведомить налоговые инспекции о выборе ответственного подразделения (объекта недвижимости), по местонахождению которого организация будет подавать единую декларацию П. 8 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ
Изменен состав основных средств, которые не облагаются налогом на имущество

С 1 января 2015 года не признаются объектом налогообложения основные средства, которые включены в первую или вторую амортизационные группы по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Движимое имущество, приобретенное начиная с 1 января 2013 года, по-прежнему освобождается от налогообложения. Но только в том случае, если причиной его постановки на учет не была реорганизация или сделка с взаимозависимым лицом

П. 55 ст. 1 Закона от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ
Торговый сбор
В структуре местных налогов появится новый платеж – торговый сбор С 1 января 2015 года расширяется состав местных налогов. К земельному налогу и налогу на имущество физических лиц добавляется торговый сбор. Объектом обложения торговым сбором признается использование движимого или недвижимого имущества в торговой деятельности. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор может быть введен не раньше чем с 1 июля 2015 года. В других муниципальных образованиях торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона П. 30 ст. 2 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ

* Чтобы применять эти положения, организация или предприниматель должны быть зарегистрированы в качестве плательщика торгового сбора. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление (п. 1 ст. 416 НК РФ).

<…>

2. Рекомендация:Какие нововведения появились в отношении отдельных видов некоммерческих организаций с 1 сентября 2014 года

<…>

Новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ не только изменила классификацию некоммерческих организаций и общие положения о них, но и предусмотрела ряд нововведений в отношении каждого вида (формы) некоммерческой организации.

В частности, поправки коснулись следующих некоммерческих организаций:

Ассоциация (союз)

В отношении ассоциаций (союзов) новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ предусмотрела следующие нововведения.

Во-первых, теперь закон прямо указывает на то, что в форме ассоциации (союза) можно создать саморегулируемую организацию (абз. 2 п. 1 ст. 123.8 ГК РФ). Старая же редакция Гражданского кодекса РФ предусматривала возможность создать в форме ассоциации (союза) лишь объединение саморегулируемых организаций (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ).

Во-вторых, ассоциация (союз) утратила существующую до 1 сентября 2014 года возможность преобразоваться в некоммерческое партнерство в порядке реорганизации. Это объясняется тем, что некоммерческое партнерство стало разновидностью ассоциации (союза), а следовательно, реорганизацию в форме преобразования провести нельзя.

Однако ассоциацию (союз) по-прежнему можно преобразовать:

  • в общественную организацию;
  • в автономную некоммерческую организацию;
  • в фонд.

Такие правила установлены в пункте 4 статьи 123.8 Гражданского кодекса РФ.

В-третьих, уточнили, что особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут устанавливать только законы (п. 5 ст. 123.8 ГК РФ). Старая редакция Гражданского кодекса РФ предусматривала, что такие особенности могут устанавливать и иные правовые акты (п. 6 ст. 121 ГК РФ).

В-четвертых, Гражданский кодекс РФ предусмотрел требование к минимальному количеству учредителей ассоциации (союза): учредителей должно быть не менее двух (п. 1 ст. 123.9 ГК РФ). Согласно старой редакции их количество не могло быть менее пяти (п. 1 ст. 121.1 ГК РФ).

Исключение сделали для некоммерческого партнерства, отвечающего следующим признакам:

  • партнерство создано до дня официального опубликования Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ), то есть до 5 мая 2014 года;
  • участник партнерства – Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Такое некоммерческое партнерство может состоять из одного участника (ч. 14 ст. 3 Закона № 99-ФЗ).

В-пятых, к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) отнесли вопросы, рассматриваемые высшим органом любой корпорации, а также принятие решений:

  • о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов;
  • о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество;
  • о размере субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее обязательствам (если эту ответственность предусматривает закон или устав).

Такое правило установлено в пункте 1 статьи 123.10 Гражданского кодекса РФ.

В-шестых, закон предусмотрел права и обязанности члена ассоциации (союза).

Помимо прав, которыми обладает любой участник корпорации, член ассоциации (союза) теперь имеет следующие права:

  • на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно пользоваться услугами, оказываемыми ассоциацией (союзом), если закон не предусматривает иное;
  • в любое время выйти из ассоциации (союза) по своему усмотрению.

Наряду с обязанностями, свойственными любому участнику корпорации, члену ассоциации (союза) теперь требуется:

  • уплачивать членские взносы, предусмотренные уставом;
  • по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза).

Кроме того, Гражданский кодекс РФ прямо указал на то, что членство в ассоциации (союзе) неотчуждаемо. Последствия прекращения членства в ней будут устанавливать закон и (или) ее устав.

Все перечисленные правила предусмотрены в статье 123.11 Гражданского кодекса РФ.

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Анзор Ганижев

кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

3. Рекомендация:Кто может применять упрощенку

<…>

Платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, так чтобы не слететь с выгодного спецрежима, поможет эта рекомендация.

Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя. Полный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастся, приведен в таблице.

Характер деятельности

Некоторым организациям и предпринимателям прямо запрещено применять упрощенку. Например, когда их деятельность связана со страхованием, микрофинансированием или производством подакцизных товаров.

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения

Да, можно. Но только если это не филиал или представительство. Те, у кого есть такие подразделения, применять упрощенку не вправе.

Это связано с тем, что Налоговый кодекс РФ прямо запрещает применять упрощенку организациям (автономным учреждениям), у которых есть отделения с таким статусом. При этом запрета вообще для всех, у кого есть обособленные подразделения, нет (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» включает в себя и понятия «филиал» и «представительство». Однако ими оно не ограничено. Так, например, у организации могут быть дополнительные офисы или склады.

А как отличить филиалы и представительства от других обособленных подразделений? Во-первых, сведения о филиалах и представительствах обязательно заносят в ЕГРЮЛ. Прочие обособленные подразделения в реестр не записывают. Однако учтите, уведомить налоговую инспекцию и фонды нужно при создании любого подразделения.

Во-вторых, важно, как формально в документах поименовано то или иное подразделение. Если записи о том, что создан филиал или представительство нет, то признать подразделение таковым нельзя.

В-третьих, для подразделений четко определено, какой функционал они могут выполнять. Так, филиал открывают, когда хотят предоставить подразделению все функции головной организации или автономного учреждения. Представительства нужны только для защиты и отстаивания интересов на отдельной территории. Остальные подразделения наделяют другим более «узким» функционалом.

Все это следует из статьи 11, п. 14 статьи 83 и пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, статьи 55 Гражданского кодекса РФ.

Аналогичная точка зрения выражена и в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14.

Условия применения УСН

По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:

Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Исключение предусмотрено только для организаций, которые работают в Крыму или г. Севастополе и сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. С 2015 года они могут применять упрощенку, даже если в 2014 году у них не выполнялись ограничения по размеру полученных доходов и по остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 2 ст. 346.12, абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Рекомендация:Перечень организаций, которым запрещено применять упрощенку

Категория организаций Статья
Налогового
кодекса РФ
Организации, имеющие филиалы и (или) представительства подп. 1 п. 3 ст. 346.12
Банки подп. 2 п. 3 ст. 346.12

Страховщики

Запрет на применение упрощенки не распространяется на страховых брокеров и агентов, которые осуществляют посредническую деятельность в сфере страхования (письмо ФНС России от 22 октября 2007 г. № 02-6-10/325)

подп. 3 п. 3 ст. 346.12
Негосударственные пенсионные фонды подп. 4 п. 3 ст. 346.12
Инвестиционные фонды подп. 5 п. 3 ст. 346.12
Профессиональные участники рынка ценных бумаг подп. 6 п. 3 ст. 346.12
Ломбарды подп. 7 п. 3 ст. 346.12

Организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых)

Полный перечень подакцизных товаров приведен в статье 181 Налогового кодекса РФ

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается отдельно в каждом регионе в порядке, установленном временными Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением МПР России от 7 февраля 2003 г. № 47-р

Запрет на применение упрощенки не распространяется на организации, осуществляющие:
– только реализацию (а не производство) подакцизных товаров (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 30 апреля 2003 г. № 21-09/23620);
– только реализацию (а не добычу, разработку) полезных ископаемых (письмо Минфина России от 17 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/303)

Розлив алкогольных напитков в сфере розничной торговли и общепита не считается производством подакцизных товаров, поэтому такие организации вправе применять упрощенку (письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-11/251)

подп. 8 п. 3 ст. 346.12
Организации, которые занимаются организацией и проведением азартных игр подп. 9 п. 3 ст. 346.12
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований подп. 10 п. 3 ст. 346.12
Организации – участники соглашений о разделе продукции подп. 11 п. 3 ст. 346.12
Организации, перешедшие на уплату ЕСХН в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ подп. 13 п. 3 ст. 346.12

Организации, доля непосредственного участия в которых других организаций превышает 25 процентов

Запрет на применение упрощенки не распространяется на:
– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
– некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также организации, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы. Применение упрощенки возможно независимо от количества таких учредителей и размера доли участия каждого из них в уставном капитале (письмо ФНС России от 23 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/19685);
– государственные и муниципальные унитарные предприятия (письма Минфина России от 25 сентября 2009 г. № 03-11-06/2/194, от 24 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/147);
– организации, уставный капитал которых более чем на 25 процентов принадлежит государству (субъектам РФ, муниципальным образованиям, правительству РФ, правительствам иностранных государств) (письма Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-11-06/2/26211, от 2 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/138, решение ВАС РФ от 24 января 2008 г. № 16720/07, определения ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 13056/08, от 3 сентября 2008 г. № 11061/08, от 25 августа 2008 г. № 10728/08, от 28 мая 2008 г. № 6214/08);
– организации, созданные бюджетными и автономными научными учреждениями (в соответствии с п. 3.1 ст. 5 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ) или образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными научными учреждениями (в соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям этих организаций. При соблюдении остальных условий, предусмотренных статьей 346.13 Налогового кодекса РФ, такие организации вправе применять упрощенку независимо от состава учредителей, их количества, а также от размера принадлежащих им долей уставного капитала (письма Минфина России от 22 февраля 2011 г. № 03-11-06/2/27 и ФНС России от 21 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6459)

подп. 14 п. 3 ст. 346.12
Организации, средняя численность сотрудников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек подп. 15 п. 3 ст. 346.12
Организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 000 000 руб.*
При определении стоимости основных средств нужно учитывать только те основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ
подп. 16 п. 3 ст. 346.12
абз. 2 п. 1 ст. 346.13

Казенные и бюджетные учреждения

Запрет на применение упрощенки не распространяется на автономные учреждения. При этом автономные учреждения, созданные путем изменения типа государственных (муниципальных) учреждений, могут перейти на упрощенку на общих основаниях: с начала следующего календарного года после преобразования. Об этом сказано в письмах Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140, от 22 ноября 2010 г. № 03-11-06/2/178, от 20 октября 2009 г. № 03-11-06/2/216

подп. 17 п. 3 ст. 346.12

Иностранные организации

Запрет на применение упрощенки не распространяется на российские организации, учрежденные иностранными гражданами (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. № 03-11-06/2/76)

подп. 18 п. 3 ст. 346.12
Микрофинансовые организации подп. 20 п. 3 ст. 346.12
Организации, перешедшие на упрощенку, если по итогам любого отчетного периода (или по итогам года) сумма доходов с учетом коэффициента-дефлятора в 2015 году превысила 68 820 000 руб. п. 4 ст. 346.13
Организации, не уведомившие налоговую инспекцию о переходе на упрощенку в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ подп. 19 п. 3 ст. 346.12

Подробнее об условиях применения упрощенки и о вынужденном отказе от этого спецрежима см. рекомендации:

* Данное ограничение не распространяется на основные средства, переданные автономному учреждению учредителем в оперативное управление (письмо Минфина России от 16 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/144).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка