Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют чиновники, от которых зависит ваша работа

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 марта 2015 30 просмотров

Разъяснение к вопросу № 506239 от 12.03.2015. Правильно ли я поняла, что юридическое лицо (ассоциация некоммерческая организация "адвокатское бюро" должно работать по полной системе налогообложения. Выставлять счет-фактуры, прибыль и т.д. По каким ставкам налогов отчитываться в ПФ и НДФЛ. Какие дополнительные отчеты и куда сдавать по НКО? Мне нужен ответ конкретно по адвокатскому бюро -ассоциация некоммерческих организаций

2. В данной ситуации следует применять основные тарифы, установленные для большинства страхователей:

• 22 процента – на пенсионное страхование;

• 2,9 процента – на социальное страхование;

• 5,1 процента – на медицинское страхование.

Т.е. пониженные тарифы в данной ситуации не применяются.

Подробно см. 2. Рекомендация, 3. Справочники.

Ставка НДФЛ зависит:

• от статуса получателя дохода (резидент или нерезидент);

• от вида дохода (зарплата, материальная выгода, призы и т. д.).

Подробно см. 4. Рекомендация.

3. Дополнительно нужно в Министерство юстиции Российской Федерации нужно сдавать следующие формы отчетов:

- о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Подробно см. 5. Рекомендация, 6. ПРИКАЗ МИНЮСТА РОССИИ от 29.03.2010 № 72.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочники:Перечень организаций, которым запрещено применять упрощенку

Категория организаций Статья
Налогового
кодекса РФ
Организации, имеющие филиалы и (или) представительства подп. 1 п. 3 ст. 346.12
Банки подп. 2 п. 3 ст. 346.12

Страховщики

Запрет на применение упрощенки не распространяется на страховых брокеров и агентов, которые осуществляют посредническую деятельность в сфере страхования (письмо ФНС России от 22 октября 2007 г. № 02-6-10/325)

подп. 3 п. 3 ст. 346.12
Негосударственные пенсионные фонды подп. 4 п. 3 ст. 346.12
Инвестиционные фонды подп. 5 п. 3 ст. 346.12
Профессиональные участники рынка ценных бумаг подп. 6 п. 3 ст. 346.12
Ломбарды подп. 7 п. 3 ст. 346.12

Организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых)

Полный перечень подакцизных товаров приведен в статье 181 Налогового кодекса РФ

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается отдельно в каждом регионе в порядке, установленном временными Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением МПР России от 7 февраля 2003 г. № 47-р

Запрет на применение упрощенки не распространяется на организации, осуществляющие:
– только реализацию (а не производство) подакцизных товаров (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 30 апреля 2003 г. № 21-09/23620);
– только реализацию (а не добычу, разработку) полезных ископаемых (письмо Минфина России от 17 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/303)

Розлив алкогольных напитков в сфере розничной торговли и общепита не считается производством подакцизных товаров, поэтому такие организации вправе применять упрощенку (письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-11/251)

подп. 8 п. 3 ст. 346.12
Организации, которые занимаются организацией и проведением азартных игр подп. 9 п. 3 ст. 346.12
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований подп. 10 п. 3 ст. 346.12
Организации – участники соглашений о разделе продукции подп. 11 п. 3 ст. 346.12
Организации, перешедшие на уплату ЕСХН в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ подп. 13 п. 3 ст. 346.12

Организации, доля непосредственного участия в которых других организаций превышает 25 процентов

Запрет на применение упрощенки не распространяется на:
– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
– некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также организации, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы. Применение упрощенки возможно независимо от количества таких учредителей и размера доли участия каждого из них в уставном капитале (письмо ФНС России от 23 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/19685);
– государственные и муниципальные унитарные предприятия (письма Минфина России от 25 сентября 2009 г. № 03-11-06/2/194, от 24 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/147);
– организации, уставный капитал которых более чем на 25 процентов принадлежит государству (субъектам РФ, муниципальным образованиям, правительству РФ, правительствам иностранных государств) (письма Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-11-06/2/26211, от 2 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/138, решение ВАС РФ от 24 января 2008 г. № 16720/07, определения ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 13056/08, от 3 сентября 2008 г. № 11061/08, от 25 августа 2008 г. № 10728/08, от 28 мая 2008 г. № 6214/08);
– организации, созданные бюджетными и автономными научными учреждениями (в соответствии с п. 3.1 ст. 5 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ) или образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными научными учреждениями (в соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям этих организаций. При соблюдении остальных условий, предусмотренных статьей 346.13 Налогового кодекса РФ, такие организации вправе применять упрощенку независимо от состава учредителей, их количества, а также от размера принадлежащих им долей уставного капитала (письма Минфина России от 22 февраля 2011 г. № 03-11-06/2/27 и ФНС России от 21 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6459)

подп. 14 п. 3 ст. 346.12
Организации, средняя численность сотрудников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек подп. 15 п. 3 ст. 346.12
Организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 000 000 руб.*
При определении стоимости основных средств нужно учитывать только те основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ
подп. 16 п. 3 ст. 346.12
абз. 2 п. 1 ст. 346.13

Казенные и бюджетные учреждения

Запрет на применение упрощенки не распространяется на автономные учреждения. При этом автономные учреждения, созданные путем изменения типа государственных (муниципальных) учреждений, могут перейти на упрощенку на общих основаниях: с начала следующего календарного года после преобразования. Об этом сказано в письмах Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140, от 22 ноября 2010 г. № 03-11-06/2/178, от 20 октября 2009 г. № 03-11-06/2/216

подп. 17 п. 3 ст. 346.12

Иностранные организации

Запрет на применение упрощенки не распространяется на российские организации, учрежденные иностранными гражданами (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. № 03-11-06/2/76)

подп. 18 п. 3 ст. 346.12
Микрофинансовые организации подп. 20 п. 3 ст. 346.12
Организации, перешедшие на упрощенку, если по итогам любого отчетного периода (или по итогам года) сумма доходов с учетом коэффициента-дефлятора в 2015 году превысила 68 820 000 руб. п. 4 ст. 346.13
Организации, не уведомившие налоговую инспекцию о переходе на упрощенку в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ подп. 19 п. 3 ст. 346.12

Подробнее об условиях применения упрощенки и о вынужденном отказе от этого спецрежима см. рекомендации:

* Данное ограничение не распространяется на основные средства, переданные автономному учреждению учредителем в оперативное управление (письмо Минфина России от 16 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/144).

2. Рекомендация:По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

<…>

Все работодатели обязаны платить страховые взносы на выплаты штатным сотрудникам и тем, кто работает по гражданско-правовым договорам. Предприниматели помимо этого платят еще и взносы за себя.

Тарифы страховых взносов установлены статьями 12, 58, 58.1, 58.2 и 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Их полный перечень очень большой – его можно посмотреть в таблице. Выбор, какие ставки использовать именно вам, зависит от множества условий. Например, есть ли у работодателя льготы, каковы условия труда, имеет ли сотрудник право на льготную пенсию и многих других. Разобраться во всем и выбрать верный тариф взносов с выплат конкретному человеку поможет эта рекомендация.

Что влияет на размер тарифов

На величину тарифов страховых взносов влияют следующие факторы:

  • – организационно-правовая форма (юридическое лицо, предприниматель, гражданин, прочие лица);
    – вид деятельности работодателя;
    – применяемая система налогообложения;
  • – статус человека – гражданин или иностранец, лицо без гражданства – с учетом того, проживает он или временно пребывает в России. Подробнее об этом см. Как начислить страховые взносы на выплаты сотруднику-иностранцу;
  • размер выплат сотруднику в течение года – превышает ли он предельные суммы.

Какой тариф страховых взносов применять, если никаких льгот или дополнительных обязательств у страхователя нет

По умолчанию начислять страховые взносы нужно по следующим тарифам:

  • 22 процента – на пенсионное страхование;
  • 2,9 процента – на социальное страхование;
  • 5,1 процента – на медицинское страхование.

Эти основные тарифы установлены для большинства страхователей. Помимо базовых тарифов предусмотрены также и пониженные, дополнительные и отдельные, которые предусмотрены специально для конкретных групп страхователей.

Предельный раздел выплат

Основные тарифы применяют, начисляя страховые взносы с выплат, сумма которых нарастающим итогом с начала года по каждому человеку не превышает:

  • 711 000 руб. – на пенсионное страхование. Выплаты, которые превышают эту величину, облагают пенсионными взносами по тарифу 10 процентов;
  • 670 000 руб. – на социальное страхование. Выплаты больше этой суммы страховыми взносами уже не облагают.

Тариф взносов на медицинское страхование от величины выплат людям за год не зависит. Даже если, к примеру, выплатите сотруднику миллион с начала года, тариф будет тот же – 5,1 процента.

Такой порядок следует из положений статей 8, 12, 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и постановления Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316.

Тарифы страховой и накопительной части пенсии

Перечислять пенсионные взносы нужно единым платежом. Для них установлены общие тарифы. Распределит полученные суммы между страховой частью трудовой пенсии и накопительной страховщик – Пенсионный фонд РФ. Это его обязанность.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 13, статьи 20.1, статьи 22.2, статьи 33.3 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Пониженные тарифы

В зависимости от специфики деятельности страхователей пониженные тарифы условно можно разделить на три группы:

Кроме того, особые (нулевые) тарифы страховых взносов предусмотрены для тех, кто оплачивает труд членов экипажей судов, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов (ч. 3.3 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Подтвердить право на пониженные тарифы страховых взносов можно определенными документами. Их полный перечень приведен в таблице. Специально представлять эти бумаги в фонды не нужно. Они вам понадобятся, когда инспекторы фондов будут проверять начисления в компании.

Обратите внимание: некоторые категории плательщиков, которые раньше могли применять пониженные тарифы страховых взносов, с 2015 года потеряли такое право. К ним относятся:
– сельхозпроизводители (в т. ч. плательщики ЕСХН);
– организации народных художественных промыслов и родовые общины, которые занимаются традиционными отраслями хозяйствования;
– общественные организации инвалидов;
– организации СМИ;
– работодатели с выплат в пользу инвалидов.

Страхователи, которые вправе применять пониженные тарифы, начисляют взносы до тех пор, пока сумма выплат сотруднику не превысит предельную величину:

  • 711 000 руб. – на пенсионное страхование;
  • 670 000 руб. – на социальное страхование.

С выплат, которые превышают эти лимиты, взносы платить уже не нужно.

Взносы же в ФФОМС начисляйте по пониженным тарифам со всех облагаемых выплат, независимо от их размера.

Это следует из положений частей 3 и 4 статьи 8 и части 1.1 статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Благотворительные и некоммерческие организации

Применять пониженные тарифы, которые установлены частью 3.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, могут:

Некоммерческие организации

Некоммерческие организации могут применять пониженные тарифы страховых взносов до тех пор, пока ими выполняются два следующих условия:

  • они применяют упрощенку;
  • у них соблюдена установленная структура доходов: не менее 70 процентов от всех доходов за предыдущий год должны составлять (в совокупности) целевые поступления и гранты на финансирование уставной деятельности, а также поступления от определенных видов экономической деятельности.

В составе доходов учитывают следующие виды деятельности по классификации ОКВЭД:

  • научные исследования и разработки (код 73);
  • образование (код 80);
  • здравоохранение и социальные услуги (код 85);
  • деятельность спортивных объектов (код 92.61) и прочая деятельность в области спорта (код 92.62);
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа. Кроме деятельности клубов (код 92.51);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код 92.52);
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников (код 92.53).

Кроме этого, в состав доходов некоммерческой организации учитывайте целевые поступления и гранты, которые получены, но не были использованы по итогам предыдущих лет.

Если по итогам отчетного (расчетного) периода окажется, что хотя бы одно из условий не соблюдено, то право применять пониженные тарифы некоммерческая организация потеряет с начала периода, в котором это произошло.

Об этом сказано в подпункте 11 части 1 и частях 5.1–5.3 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли применять пониженные тарифы страховых взносов театр (некоммерческая организация). Театр не является государственным (муниципальным) учреждением и применяет упрощенку

Ответ на этот вопрос зависит от структуры доходов, полученных театром в предыдущем году.

Ведь применять пониженные тарифы страховых взносов частный театр на упрощенке может, если за предыдущий год не менее 70 процентов доходов составляют:

  • целевые поступления на содержание театра и ведение им уставной деятельности;
  • целевые гранты, поступившие на театральную деятельность (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 части 1 и частью 5.1 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Согласно ОКВЭД деятельность театров относится к деятельности в области искусства и соответствует коду 92.31. Доходы от театральной деятельности не включены в состав доходов, которые учитывают при оценке права на применение пониженных тарифов страховых взносов (п. 3 ч. 5.1 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поэтому помимо целевых поступлений и грантов в совокупном доходе остальные поступления не учитывают.

<…>

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

3. Справочники:Тарифы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2015 году

<…>

Тарифы для страхователей, которые производят выплаты гражданам и не имеют права на применение пониженных тарифов

Условия применения тарифа Фонд Предельная величина расчетной базы для начисления страховых взносов (руб., за год)1 Тариф, % Основание
С выплат:
– российским гражданам;
– иностранцам (лицам без гражданства), которые постоянно или временно проживают в России и не являются высококвалифицированными специалистами;
– гражданам республик Беларусь, Казахстан, Армения независимо от статуса5
ПФР До 711 000 руб. включительно 22,0 ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 2.1 ст. 22 и ст. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ
Свыше 711 000 руб. 10,0
ФСС России2 До 670 000 руб. включительно 2,9
Свыше 670 000 руб. 0
ФФОМС Не установлена 5,1

С выплат иностранцам (лицам без гражданства), которые временно пребывают в России и не являются высококвалифицированными специалистами

Исключение – граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения5

ПФР До 711 000 руб. включительно 22,0 ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 1 ст. 7, ч. 2.1 ст. 22, ч. 1 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ
Свыше 711 000 руб. 10,0
ФСС России2 До 670 000 руб. включительно 1,8
Свыше 670 000 руб. 0
ФФОМС Не установлена 0

С выплат иностранцам (лицам без гражданства), которые постоянно или временно проживают в России и являются высококвалифицированными специалистами.

Исключение – граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения5

ПФР До 711 000 руб. включительно 22,0 п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 1 ст. 7, ст. 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 1 и 2 ст. 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ
Свыше 711 000 руб. 10,0
ФСС России2 До 670 000 руб. включительно 2,9
Свыше 670 000 руб. 0
ФФОМС Не установлена 0

С выплат иностранцам (лицам без гражданства), которые временно пребывают в России и являются высококвалифицированными специалистами, начислять страховые взносы не нужно – они не признаются застрахованными лицами по любому из видов обязательного страхования.

Исключение – граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения5

Пониженные тарифы для определенных категорий страхователей, которые производят выплаты гражданам3

Условия применения тарифа Тарифы страховых взносов, % Основание
ПФР ФСС России ФФОМС
Хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют (внедряют) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам):
– бюджетным или автономным научным учреждениям;
– бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования
8,0 2,0 4,0 п. 4, 5, 6 ч. 1 и ч. 2 и 3 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 4, 5, 6 ч. 4 и ч. 5 и 7 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ
Организации и предприниматели, которые заключили соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим:
– в технико-внедренческих особых экономических зонах;
– в промышленно-производственных особых экономических зонах
Организации и предприниматели, которые заключили соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер
Российские организации, которые работают в области информационных технологий и занимаются:
– разработкой и реализацией программ для ЭВМ и баз данных;
– оказанием услуг по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
– установкой, тестированием и сопровождением программ для ЭВМ, баз данных
Организации и предприниматели с выплат и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов 0 0 0 п. 9 ч. 1 и ч. 3.3 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 9 ч. 4 и ч. 11 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ
Организации и предприниматели, применяющие упрощенку и занятые определенными видами деятельности 20,0 0 0 п. 8, 10, 11, 12, 14 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 8, 10, 11, 12, 14 ч. 4 и ч. 12 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ
Плательщики ЕНВД: аптечные организации и предприниматели, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, с выплат гражданам, которые имеют право или допущены осуществлять фармацевтическую деятельность

Некоммерческие организации, которые применяют упрощенку и ведут деятельность в области:
– социального обслуживания населения;
– научных исследований и разработок;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);
– массового спорта (кроме профессионального).

Исключение – государственные (муниципальные) учреждения

Благотворительные организации, которые применяют упрощенку
Предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, кроме:
– сдающих в аренду (наем) жилые и нежилые помещения;
– работающих в сфере розничной торговли и общепита
Организации – участники проекта «Сколково» 14,0 0 0 ч. 1 ст. 58.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
п. 6 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР4

Если специальная оценка условий труда не проводилась и классы условий труда не определены

Условия применения тарифа Тариф взносов в ПФР, % Основание
Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (по списку 1, утвержденному постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10) 9,0 ч. 1 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 1 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ
Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в подпунктах 2–18 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (утвержденные списки профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости) 6,0 ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 2 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ

Если специальная оценка условий труда проводилась. Приведенные тарифы применяются в зависимости от установленного класса условий труда (вместо 9 и 6%)

Условия применения тарифа Условия труда Тариф взносов в ПФР, % Основание
Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в подпунктах 1–18 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с учетом списка 1, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости) класс – опасный
подкласс – 4
8,0 ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 2.1 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ
класс – вредный
подкласс – 3.4
7,0
класс – вредный
подкласс – 3.3
6,0
класс – вредный
подкласс – 3.2
4,0
класс – вредный
подкласс – 3.1
2,0
класс – допустимый
подкласс – 2
0,0
класс – оптимальный
подкласс – 1
0,0

1 В 2015 году установлены разные предельные размеры расчетной базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (711 000 руб.) и ФСС России (670 000 руб.). Предельная величина определяется нарастающим итогом с начала года в отношении каждого застрахованного лица (постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316).

2 На вознаграждения по гражданско-правовым договорам начислять взносы в ФСС России не нужно (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

3 Страховые взносы по пониженным тарифам начисляются только с выплат в пределах 711 000 руб. для ПФР и в пределах 670 000 руб. для ФСС России за год по каждому застрахованному лицу. С выплат, превышающих установленный предел, взносы не начисляют. Так как предельной величины для ФФОМС нет, начислять взносы нужно независимо от сумм выплат застрахованному лицу.

4 Дополнительные тарифы страховых взносов в ФСС России и ФФОМС не предусмотрены.

5 Доходы граждан республик Беларусь, Казахстан, Армения независимо от их статуса (постоянно проживающий, временно проживающий, временно пребывающий, высококвалифицированный специалист) облагаются страховыми взносами по тем же правилам (тарифам), что и доходы российских граждан. Они признаются застрахованными во всех системах обязательного страхования. Кроме того, для граждан республик Беларусь, Казахстан, Армения предусмотрено социальное обеспечение на тех же условиях, что и граждан России (п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе). При этом к социальному обеспечению относится:
– социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения имеют право на все виды социальных пособий (письмо Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 17-1/10/В-8313);
– обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– обязательное медицинское страхование.

<…>

4. Рекомендация:Как определить ставку для расчета НДФЛ

<…>

Ставка НДФЛ зависит:

  • от статуса получателя дохода (резидент или нерезидент);
  • от вида дохода (зарплата, материальная выгода, призы и т. д.).

Статус получателя дохода

По общему правилу статус получателя дохода нужно определять по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России. Период, за который определяется количество дней пребывания в России, равен 12 месяцам, следующим подряд (независимо от того, к одному календарному году эти месяцы относятся или к разным).
Человек считается налоговым резидентом, если он находился на территории России 183 дня и более.

Период нахождения человека в России не прерывается на периоды его выезда за границу:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
  • для исполнения трудовых или других обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

В течение налогового периода 12-месячный период определяйте на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Налоговый статус, определенный по итогам года, не меняется и в зависимости от продолжительности пребывания сотрудника в России в следующем году (письмо Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-79). То есть, если по состоянию на 31 декабря 2014 года сотрудник был признан нерезидентом, а в январе 2015 года стал резидентом, сумма НДФЛ, удержанного в 2014 году, не пересчитывается.

Общие правила определения статуса налогового резидента не распространяются:

– на иностранцев, приглашенных в Россию на работу в качестве высококвалифицированных специалистов;
– на иностранцев, которые признаны беженцами или получили в России временное убежище.

Независимо от продолжительности пребывания в России доходы перечисленных категорий плательщиков облагаются НДФЛ по той же ставке, что и доходы резидентов.

В 2015 году особый порядок определения статуса «резидент» применяется в отношении жителей Крыма и г. Севастополя. С 1 января 2015 года резидентами признаются любые граждане, иностранцы и лица без гражданства, которые в период с 18 марта по 31 декабря 2014 года находились на территории этих регионов не менее 183 календарных дней. Причем в счет 183-дневного пребывания в Крыму и Севастополе засчитываются любые выезды этих физических лиц за пределы России на срок менее шести месяцев. Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

НДФЛ с доходов резидентов

В зависимости от их вида доходы, полученные резидентами, могут облагаться НДФЛ по ставке 9, 35, 13 и 30 (15) процентов.

Удерживайте НДФЛ по ставке 9 процентов с выплаченных резиденту:

  • процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, по ипотечным сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

Доходы, облагаемые по ставке 9 процентов, перечислены в пункте 5 статьи 224 Налогового кодекса РФ.

По ставке 35 процентов облагаются следующие доходы резидентов:

1) стоимость выигрышей и призов, полученных в играх, конкурсах и других акциях, проводимых в целях рекламы товаров (работ, услуг). При этом НДФЛ облагаются только доходы свыше 4000 руб. Доход в пределах указанной суммы освобождается от налога. Если выигрыши (призы) получены в лотереях, не связанных с рекламными акциями, то доходы в виде стоимости этих выигрышей (призов) облагаются по ставке 13 процентов (письмо Минфина России от 19 сентября 2011 г. № 03-04-05/6-671, письмо ФНС России от 30 мая 2012 г. № ЕД-3-3/1898).

2) проценты по вкладам в банке в части, превышающей:

  • ставку рефинансирования, увеличенную на пять процентных пунктов, действующую в период начисления процентов, для рублевых вкладов;
  • 9 процентов для вкладов в иностранной валюте.

Внимание: с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года увеличен предельный размер процентов по банковским вкладам, не облагаемых НДФЛ.

Проценты, начисленные по рублевым банковским вкладам в этот период, освобождаются от НДФЛ, если их размер не превышает ставку рефинансирования, увеличенную на 10 процентных пунктов. Применительно к действующей ставке рефинансирования предельная величина процентов будет определяться по ставке 18,25 процента (8,25 + 10). Для сравнения: до 15 декабря 2014 года предельная величина процентов определяется по ставке 13,25 процента (8,25 + 5). Это предусмотрено абзацем 5 пункта 27 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

3) материальная выгода по полученным заемным (кредитным) средствам.

Доходы, облагаемые по ставке 35 процентов, перечислены в пункте 2 статьи 224 Налогового кодекса РФ.

Ставка НДФЛ в размере 30 процентов применяется при выплате доходов по ценным бумагам российских организаций (кроме доходов в виде дивидендов), права по которым учитываются на счетах депо иностранных держателей (депозитарных программ). Но только если такие доходы выплачиваются лицам, информация о которых не предоставлена налоговому агенту в соответствии со статьей 214.6 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в пункте 6 статьи 224 Налогового кодекса РФ.

Все остальные доходы резидентов облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

НДФЛ с доходов нерезидентов

Доходы, полученные нерезидентами, в зависимости от их вида могут облагаться НДФЛ по ставке 15, 13 и 30 процентов.

Ставка 15 процентов применяется при удержании НДФЛ с дивидендов, начисленных нерезидентам.

Ставка 13 процентов применяется при удержании НДФЛ с доходов от трудовой деятельности нерезидентов, которые являются:

Кроме того, 13-процентная ставка НДФЛ применяется в отношении доходов, полученных нерезидентами от трудовой деятельности по найму на основании патентов, выданных в соответствии со статьей 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

В отношении всех остальных доходов, выплаченных нерезидентам, применяется ставка НДФЛ 30 процентов.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 6 статьи 224 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 17 августа 2010 г. № 03-04-06/0-181 и ФНС России от 23 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/6804, от 26 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6735.

Исключение составляют случаи, предусмотренные международными договорами об избежании двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ). Например, с доходов от использования авторских прав, полученных гражданами Украины, удержите НДФЛ по ставке 10 процентов (ст. 12 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины от 8 февраля 1995 г.). При этом получатель доходов должен представить документы, подтверждающие его постоянное местопребывание в Украине (статус налогового резидента) (письмо ФНС России от 17 апреля 2006 г. № 04-1-04/215).

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

5. Рекомендация:Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат

<…>

Кто сдает статотчетность

Общий порядок организации статистического учета, проведения федеральных статистических наблюдений, а также предоставления статистической отчетности на территории России установлен Законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ. В соответствии с этим законом статотчетность в территориальные подразделения Росстата обязаны представлять следующие категории респондентов:

  • российские организации;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • обособленные подразделения российских организаций. То есть любые территориально обособленные подразделения, где созданы стационарные рабочие места, независимо от полномочий подразделения и от того, отражено его создание в учредительных документах или нет (приказ Росстата от 1 апреля 2014 г. № 224);
  • филиалы, представительства и подразделения действующих в России иностранных организаций;
  • предприниматели.

Такой порядок следует из положений части 2 статьи 6 и статьи 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ.

Сплошное и выборочное наблюдение

Статистическое наблюдение может быть сплошным или выборочным.

В первом случае статотчетность должны сдавать все респонденты исследуемой группы. Например, если проводится сплошное статистическое наблюдение за деятельностью в сфере торговли автотранспортными средствами, установленные формы статотчетности должны сдавать все организации и предприниматели, которым при регистрации в территориальном подразделении Росстата был присвоен код ОКВЭД2 45.11.

Если же проводится выборочное наблюдение, сдавать статотчетность должны не все организации и предприниматели, которые торгуют автотранспортными средствами, а только те из них, которые по решению Росстата были включены в состав выборки.

Это следует из положений части 1 статьи 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ.

Ситуация: как узнать, включена ли организация (предприниматель) в перечень респондентов, подлежащих выборочному статистическому наблюдению

Информацию о включении в перечень выборочного статистического наблюдения, а также формы статотчетности и указания по их заполнению до организаций и предпринимателей должны доводить территориальные подразделения Росстата. Это следует из пункта 4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620, и пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79.

Однако порядок доведения такой информации до респондентов статистического учета законодательно не урегулирован. На практике территориальные подразделения Росстата решают этот вопрос по-разному. Некоторые из них публикуют на своих сайтах списки организаций и предпринимателей, включенных в выборку для составления определенных форм статотчетности. Найти сайт территориального органа Росстата (ТОГС) можно с помощью интерактивной карты на портале http://www.gks.ru.

Многие подразделения Росстата для доведения до респондентов нужной информации используют адресные почтовые рассылки.

Если по каким-либо причинам организация или предприниматель не знают, включены ли они в перечень выборочного статистического наблюдения, для получения нужной информации необходимо обратиться в территориальное подразделение Росстата.

Статотчетность малых предприятий

Порядок представления статистической отчетности субъектами малого и среднего бизнеса имеет некоторые особенности (ч. 4 ст. 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ).

Сплошные статистические наблюдения в отношении их деятельности проводятся один раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Выборочные статистические наблюдения проводятся:

  • ежемесячно и (или) ежеквартально – в отношении малых и средних предприятий;
  • ежегодно в отношении микропредприятий.

Перечень субъектов малого и среднего бизнеса, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяется Росстатом. Сдавать статотчетность в рамках выборочного наблюдения должны только организации и предприниматели, которые включены в этот перечень.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79.

Формы статотчетности

Организации (предприниматели) представляют статистическую отчетность по формам, которые утверждаются Росстатом (ч. 4 ст. 6 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ). Состав форм может различаться в зависимости от вида деятельности респондентов, их организационно-правовой формы, принадлежности к субъектам малого бизнеса и т. д. Перечень наиболее распространенных форм статотчетности, действующих в настоящее время, представлен в таблицах.

Порядок и сроки представления статотчетности

Формы статотчетности представляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм (п. 4 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620).

Подробнее об этом см.:

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

6. ПРИКАЗ МИНЮСТА РОССИИ от 29.03.2010 № 72: Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций

<…>

Во исполнение статьи 32 Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30 (ч.II), ст.3616; № 48, ст.5500; 2009, № 1, ст.4; № 30, ст.3739; № 48, ст.5711, 5745) и в соответствии с федеральными законами от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст.145; 1998, № 48, ст.5849; 1999, № 28, ст.3473; 2002, № 12, ст.1093; № 52 (ч.II), ст.5141; 2003, № 52 (ч.I), ст.5031; 2006, № 3, ст.282; № 6, ст.636; № 45, ст.4627; 2007, № 1 (ч.I), ст.37; № 1 (ч.I), ст.39; № 10, ст.1151; № 22, ст.2563; № 27, ст.3213; № 49, ст.6039, 6061; 2008, № 20, ст.2253; № 30 (ч.I), ст.3604; № 30 (ч.II), ст.3616; 2009, № 23, ст.2762; № 29, ст.3582, 3607), от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст.1930; 1997, № 20, ст.2231; 1998, № 30, ст.3608; 2002, № 11, ст.1018; № 12, ст.1093; № 30, ст.3029; 2003, № 50, ст.4855; 2004, № 27, ст.2711; № 45, ст.4377; 2006, № 3, ст.282; № 6, ст.636; 2008, № 30 (ч.II), ст.3616) и Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст.4108; 2005, № 44, ст.4535; № 52 (ч.III), ст.5690; 2006, № 12, ст.1284; № 19, ст.2070; № 23, ст.2452, № 38, ст.3975; № 39, ст.4039; 2007, № 13, ст.1530, № 20, ст.2390; 2008, № 10 (ч.II), ст.909; № 29 (ч.I), ст.3473; № 43, ст.4921; 2010, № 4, ст.368)
приказываю:
1. Утвердить:
формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (приложение № 1);

форму отчета об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании (приложение № 2);
форму отчета о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (приложение № 3);
формы отчетов структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества (приложение № 4).
2. Приказ вступает в силу со дня признания утратившими силу абзацев четвертого - шестого и восьмого пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 17 (ч.II), ст.1869; 2007, № 16, ст.1915; 2008, № 50, ст.5958), приложений № 3, 4, 5, 7 к нему.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка