Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 марта 2015 17 просмотров

НДС. Налоговый агент.Наша организация арендует помещения у муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы (МОУ СОШ).До 01.01.2015г. мы оплачивали арендные платежи, в том числе НДС 18% учреждению, согласно Договору, а учреждение, в свою очередь, платило НДС 18% в бюджет, как налогоплательщик.С 01.01.2015г. условия Договора изменились. Арендодатель ввел новый пункт, где прописал, что МОУ СОШ использует право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии с п.1 ст. 145 Налогового Кодекса и по услугам аренды налог не исчисляет и не уплачивает (льготу по НДС учреждение получило "по выручке").Является ли НАША ОРГАНИЗАЦИЯ с 01.01.2015г. НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ по НДС, т.е. мы должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет или нет?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация:Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

<…>

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:*

  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ)*;
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17,ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаютсяналоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислитьналог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налоговогоагента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
  • если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).

<…>

НДС при аренде госимущества

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества*

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанностиналогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налоговогокодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869АМосковского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платитьналог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу поНДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. ПеречислитьНДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетнойналоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налоговогокодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДСналоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждаетсяпостановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностейналогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.

<…>

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой и

таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка