Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 марта 2015 1753 просмотра

В июне 2014 года в организацию были приняты на работу граждане Украины, без статуса беженца. Трудовой договор с каждым из них был заключен на срок действия разрешения на работу. В феврале у некоторых из них закончился срок договора, но т.к. они продолжают работать, то с ними был продлён трудовой договор путем подписания приложения к договору с продлением срока. Будет ли на организацию наложен штраф, если директор не сообщил в УФМС, ИФНС и ЦЗН об этом?

Трудовое законодательство не предусматривает возможности продления срочного трудового договора на определенный срок. Это связано с тем, что срочный трудовой договор заключается на определенный срок, но не более пяти лет (ст. 5859 и 275 ТК РФ). Возможности и порядка продления срочного трудового договора в этом случае Трудовым кодексом РФ не предусмотрено.

Таким образом, если с иностранным сотрудником срочный трудовой договор был проблен на определенный срок - работодатель нарушил процедуру оформления трудовых отношений с сотрудником – иностранцем. Но в УФМС следовало сообщить о расторжении срока трудового договора. Уведомление необходимо было направить не позднее трех рабочих дней с даты прекращения трудового договора в ФМС по месту нахождения работодателя.

Неуведомление миграционной службы о расторжении трудового договора с иностранцем является нарушением законодательства, за которое частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

Если же дополнительным соглашением срок действия трудового договора был продлен бессрочно, организация не обязана повторно уведомлять органы ФМС России о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности при заключении дополнительного соглашения о продлении срока действия трудового договора.

Такие выводы подтверждаются судебной практикой. По мнению арбитражных судов, заключение дополнительного соглашения о продлении срока действия трудового договора не порождает у организации обязанности по повторному уведомлению органов ФМС России о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2011 № а56-48587/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2011 № а56-48609/2010, Постановление ФАС Поволжского округа от 23.04.2009 № а55-19557/2008).

Однако следует учесть, что есть судебное решение, когда суд посчитал, что дополнительное соглашение о продлении срока договора - фактически новый трудовой договор и организация была обязана уведомить налоговый орган о заключении соглашения с иностранным работником (Решение Омского областного суда от 13.03.2012 N 77-112(36)/2012).

Уведомлять о расторжении трудового договора с иностранцем ИФНС и ЦЗН не требуется.

С 1 января 2015 г. уведомлять органы службы занятости населения и налоговые органы о прекращении (расторжении) трудового договора нужно только при увольнении иностранца, обучающегося в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по имеющей госаккредитацию основной профессиональной образовательной программе. Уведомлять органы службы занятости и ИФНС об увольнении безвизового иностранца, как это было установлено ранее, не нужно. Такой вывод следует из анализа п. 4 ст. 1 Закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ и ст. 13.3, абз. 1 п. 18 ст. 13.4 Закона N 115-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Можно ли продлить срочный трудовой договор, не расторгая его, или нужно обязательно уволить сотрудника, а затем принять его снова. Срок договора подходит к концу, но работа еще не завершена

Ответ на этот вопрос зависит от того, на какой срок работодатель хочет продлить договор с сотрудником.

Если организация собирается продлить трудовые отношения с сотрудником на определенный срок, сделать это можно только через увольнение и прием на работу по новому срочному договору.

Это связано с тем, что срочный трудовой договор заключается на определенный срок, но не более пяти лет (ст. 5859 и 275 ТК РФ). Возможности и порядка продления срочного трудового договора Трудовым кодексом РФ не предусмотрено.* Исключение составляют случаи, когда:

Таким образом, в общем случае организация не вправе составить дополнительное соглашение к срочному трудовому договору об изменении срока его действия (на определенный период). Организация может только заключить новый трудовой договор, предварительно уволив сотрудника.

Если организация собирается продлить трудовые отношения с сотрудником бессрочно, с согласия сотрудника это можно сделать, минуя процедуру увольнения.*

Для этого по окончании действия срочного договора ни одна из сторон не должна требовать его прекращения, сотрудник при этом обязан продолжить трудиться. Тогда договор приобретает бессрочный характер и его можно продлить путем оформления дополнительного соглашения. Это следует из статьи 58 Трудового кодекса РФ и подтверждено письмом Роструда от 20 ноября 2006 г. № 1904-6-1.

Исключение из данного порядка действует в отношении руководителей организаций, для которых срок действия трудового договора установлен учредительными документами организации и нормами федерального законодательства (ст. 275 ТК РФ).

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего

Прибывающие без визы

Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.

Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:

Порядок оформления

Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:
1) получить патент для самого иностранца с целью ведения трудовой деятельности у работодателя – организации или предпринимателя;
2) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.

При этом для граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан действуют особые правила.

Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статусвременно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

<…>

Оформление на работу

Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.

Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Помимо этого миграционную службу необходимо уведомлять о прекращении трудовых или гражданско-правовых договоров с безвизовыми иностранцами (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).

Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 кприказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора.

Такой порядок следует из положений пункта 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.*

Добавим, что уведомлять службу занятости и налоговую инспекцию работодателю не нужно. Подразделения ФМС России сами обмениваются со службами занятости и налоговыми органами сведениями о привлечении сотрудников-иностранцев. Это предусмотрено в пункте 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Ответственность за неуведомление ФМС России

Внимание: неуведомление миграционной службы о заключении или расторжении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем является нарушением законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность за неуведомление установлена частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 70 000 руб.*

При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление миграционной службы, но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления.

<…>

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Справочная информация: Административная ответственность за нарушение трудового и миграционного законодательства

Область нарушений:

О сроках давности

Вид нарушения Наказание* Основание Область нарушения

<…>

Работодатель заключил или прекратил трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранным гражданином (лицом без гражданства) без уведомления или с нарушением порядка и формы уведомления территориального органа миграционной службы

Для граждан – штраф от 2000 до 5000 руб.

Для должностных лиц – штраф от 35 000 до 50 000 руб.

ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ Работа с иностранцами

Для организаций и предпринимателей – штраф от 400 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Штраф предусмотрен за каждого сотрудника принятого с нарушениями

Внимание! Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предусмотрены повышенные размеры штрафов*

Примечание к ст. 18.1 КоАП РФ

<…>

4. Решение Омского областного суда от 13.03.2012 N 77-112(36)/2012

<…>

«Постановлением судьи Любинского районного суда Омской области от 13 февраля 2012 года ООО <...> признано виновным в том, что 13 декабря 2011 г. в <...> часов в ходе проведения внеплановой документарной проверки УФМС России по Омской области было установлено, что ООО <...> не уведомило налоговой орган о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина - гражданина КНР <...>, в установленный п. 4 ч. 8 ст. 18 Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" десятидневный срок со дня получения разрешения на работу иностранным гражданином - гражданином КНР <...>, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, за что подвергнуто наказанию в виде в виде приостановления деятельности на <...> (<...>) суток.

В жалобе, поданной в областной суд, директор ООО <...> просит постановление судьи отменить, ссылаясь на то, что трудовой договор с гражданином КНР <...> был заключен 01.07.2009 г. и соответствующее уведомление в ИФНС по Любинскому району было направлено в этот же день, нового трудового договора с указанным иностранным гражданином не заключалось, поэтому ООО <...> выполнило свои обязанности по уведомлению налогового органа о привлечении иностранного гражданина к работе.*

<…>

Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с Федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Из содержания данной нормы следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию.

Из материалов дела видно, что 13 декабря 2011 г. в <...> часов в ходе проведения внеплановой документарной проверки УФМС России по Омской области было установлено, что ООО <...> не уведомило налоговой орган о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина - гражданина КНР <...>, в установленный п. 4 ч. 8 ст. 18 Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" десятидневный срок со дня получения разрешения на работу иностранным гражданином - гражданином КНР <...>.*

Согласно разрешению на привлечение и использование иностранных работников N <...> от 28.01.2010 г., выданному УФМС России по Омской области, работодатель ООО <...> вправе привлекать к работе граждан КНР в количестве 26 человек. Срок действия разрешения - до 19.05.2011 г.

Аналогичные разрешения получены ООО <...> 27.01.2010 г. и 28.01.2011 г., срок действия в которых установлен до 29.03.2011 г. и 29.03.2012 г. соответственно.

Из паспорта <...> следует, что он является гражданином КНР. На территорию РФ прибыл по приглашению ООО <...> с целью работы по найму, получил разрешение на работу.

Согласно приказу о приеме на работу N <...> от 01.07.2009 г. <...> был принят на работу в ООО <...> овощеводом.

В этот же день с указанным гражданином КНР был заключен трудовой договор N <...>, согласно п. 4.1 которого данный договор вступает в силу с момента издания приказа о приеме на сезонную работу с 01.07.2009 г. по 19.05.2010 г.

01.07.2009 г. в ИФНС России по Любинскому району было направлено уведомление N <...> о привлечении и об использовании иностранных работников, из которого следует, что иностранный гражданин - гражданин КНР <...> принят на работу с 01.07.2009 г., период осуществления им трудовой деятельности по трудовому договору указан по 19.05.2010 г.

Согласно изменениям, внесенным в трудовой договор N <...> от 01.07.2009 г. дополнительным соглашением от 20.05.2010 г., срок действия данного договора установлен по 19.05.2011 г. в связи с получением разрешения на работу до 19.05.2011 г.*

Новое разрешение на работу гражданином КНР <...> получено 01.04.2011 г.

Дополнительным соглашением от 19.05.2011 г. к трудовому договору N <...> от 01.07.2009 г. внесены изменения в п. 4 п. п. 4.1 указанного трудового договора. Срок действия данного трудового договора установлен по 29.03.2012 г. в связи с получением разрешения на работу до 29.03.2012 г.

В установленный десятидневный срок работодателем уведомление о заключении фактически нового трудового договора и приеме на работу иностранного гражданина на новый срок в налоговый орган по месту учета не направлялось, что было выявлено в ходе проверки, проведенной 13.12.2011 года.*

Как следует из уведомления N <...>, сведения о привлечении и об использовании иностранного работника, <...> направлено ООО <...> в Межрайонную ИФНС России N <...> по Омской области 30.12.2011 г.

Вина ООО <...> в совершении названного административного правонарушения установлена и подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 13.12.2011 г.; приказом о приеме на работу от 01.07.2009 г., актом проверки N <...> от 24.11.2011 г. и другими материалами дела.

Факт того, что уведомление о привлечении на работу гражданина КНР <...> в налоговой орган по месту учета юридического лица - Межрайонную ИФНС России N <...> по Омской области после получения иностранным гражданином разрешения на работу 01.04.2011 г. до момента проверки не направлялось, ООО <...> не оспаривает.

Доводы жалобы о том, что, поскольку новый трудовой договор с гражданином КНР <...> не заключался, поэтому у ООО <...> не было обязанности направлять соответствующее уведомление в налоговый орган, не могут быть приняты во внимание, поскольку фактически имело место заключение нового срочного трудового договора на новый срок. ООО <...> в течение длительного времени (с 2006 г.) привлекает к работе иностранных граждан, и должно знать все особенности законодательства, связанного с использованием труда таких работников.*

Не может быть принят во внимание и довод ООО <...> о том, что в данном случае имеет место несвоевременное уведомление налогового органа о привлечении к работе иностранного гражданина, поскольку на момент проверки такое уведомление в налоговый орган не направлялось, и данный факт был выявлен в результате проверки.

Всем доказательствам по делу об административном правонарушении судьей районного суда дана надлежащая оценка. При этом судья пришел в обоснованному выводу о том, что работодатель обязан уведомлять государственные органы, уполномоченные осуществлять контрольные функции, среди которых налоговый орган, по месту своей регистрации о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина всякий раз после получения последним разрешения на работу.

В связи с этим обоснованность привлечения ООО <...> к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Санкция ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Наказание ООО <...> за данное правонарушение назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, является справедливым. Назначено оно с учетом фактических обстоятельств, характера совершенного правонарушения, имущественного положения юридического лица, наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств.».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка