Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
18 марта 2015 7 просмотров

Организация (на ОбщейСистемеНО) в судебном порядке оспорила кадастровую стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость была уменьшена. Организация подала уточненную декларацию по земельному налогу за 2013 год в 2014 году. Налоговая инспекция при выездной проверке указала на необходимость одновременной подачи налоговой декларации по налогу на прибыль за 2013 год и доначислила налог по итогам проверки. Данное решение было оспорено в суде и выиграно в 2015г. Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.01.2012 по делу №А11-4707/2010 указал, что исчисление как земельного, так и иных налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль.Учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы земельного налога, соответствующий положения НК РФ, не может квалифицироваться как ошибочный. Корректировка налоговой базы по земельному налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного налога в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу статьи 250 Кодекса не является исчерпывающий.Вопрос: В какой момент включать в доходы по налогу на прибыль излишне исчисленную сумму земельного налога: на дату вступления в силу решения суда или на дату фактического поступления денежных средств из бюджета на счет организации?

Дело в том, что обнаружение таких сумм следует расценивать как новое обстоятельство, влекущее за собой появление дохода в текущем отчетном (налоговом) периоде. Поэтому корректировать налоговую базу по налогу на прибыль за истекшие периоды не требуется. Корректировку налогооблагаемой прибыли нужно производить в том квартале, в котором подаются уточненные декларации по излишне начисленным налогам. При этом суммы завышения должны быть включены в состав внереализационных доходов, перечень которых открыт (ст. 250 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 23 января 2014 г. № 03-03-10/2274 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 12 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2216). Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 10077/11.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как организации рассчитать земельный налог.

Чтобы рассчитать земельный налог, нужно знать:

  • кадастровую стоимость земельного участка;
  • налоговую ставку.

Такие правила содержатся в статьях 396, 394 и 390 Налогового кодекса РФ.

Начиная с 2015 года самостоятельно рассчитывать земельный налог должны только организации. Для предпринимателей, так же как и для других граждан – владельцев земельных участков, сумму земельного налога рассчитают налоговые инспекции.

Такой порядок установлен пунктами 2 и 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

<…>

Изменение кадастровой стоимости

Ситуация: как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом действует еще одно ограничение: для расчета налога оспоренная кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка. Например, в ноябре 2014 года организация обратилась в суд с заявлением об уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка. Кадастровая стоимость была утверждена и введена в действие с 1 января 2013 года. Решение, которым суд удовлетворил заявление организации, вступило в силу в мае 2015 года. В этом случае для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2014 года. Пересчитывать земельный налог за 2013 год организация не вправе.

Такие правила установлены абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ. *

В третьем случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Обязана ли организация подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль, если она подает уточненную декларацию по налогу на имущество (транспортному налогу, земельному налогу).

Нет, не обязана.

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Сумма налога на имущество (транспортного и земельного налогов) включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором этот налог был начислен (если организация применяет метод начисления) или уплачен в бюджет (если организация применяет кассовый метод). Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и подпункта 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Расходы в виде налогов и сборов, начисленных по действующему законодательству, отражаются в составе косвенных расходов по строке 041 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Так или иначе, но налог на имущество и другие налоги, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, влияют на сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода. *

Существует три варианта уточнений, которые вносятся в налоговые декларации:

  • уменьшающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по налогу на имущество среднегодовая стоимость имущества, облагаемого налогом, была завышена);
  • увеличивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если в первоначальной декларации по транспортному налогу не были учтены какие-либо объекты налогообложения);
  • не затрагивающие налоговую базу и сумму налоговых обязательств перед бюджетом (например, если уточняются показатели, отраженные в справочных разделах).

В первом случае включение в расходы излишне начисленных и уплаченных налога на имущество, транспортного или земельного налогов нельзя квалифицировать как ошибки или искажения, о которых говорится в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Обнаружение таких сумм следует расценивать как новое обстоятельство, влекущее за собой появление дохода в текущем отчетном (налоговом) периоде. Поэтому корректировать налоговую базу по налогу на прибыль за истекшие периоды не требуется. Корректировку налогооблагаемой прибыли нужно производить в том квартале, в котором подаются уточненные декларации по излишне начисленным налогам. При этом суммы завышения должны быть включены в состав внереализационных доходов, перечень которых открыт (ст. 250 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 23 января 2014 г. № 03-03-10/2274 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 12 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2216). Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 10077/11.*

Такой же логики следует придерживаться и во втором случае. Если сумма налогов была занижена, налоговую базу по налогу на прибыль тоже нужно скорректировать в текущем периоде. То есть в том квартале, когда организация подала уточненные налоговые декларации. При этом суммы занижения должны быть включены в состав внереализационных расходов, перечень которых открыт (ст. 265 НК РФ).

В третьем случае новых обстоятельств, увеличивающих или уменьшающих налогооблагаемую прибыль, не возникает. Поэтому подавать уточненную декларацию тоже не нужно.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Статья: 5.1. Возврат земельного налога и корректировка налога на прибыль

В случае завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма земельного налога, уплаченная за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. Какой документ необходим для определения и признания налоговым органом суммы налога, уплаченной за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1? При уменьшении суммы земельного налога за предыдущие годы нужно ли подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль за соответствующие периоды?

Зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 76 НК РФ. Согласно пункту 4 данной статьи, организация должна подать в налоговый орган письменное заявление. К заявлению следует приложить документы, свидетельствующие о завершении строительства до истечения трехлетнего срока. При этом уточненные декларации по налогу на прибыль в данном случае не подаются, поскольку в периоде, когда составлялись декларации по налогу на прибыль, земельный налог был исчислен правильно (не было допущено ошибки).

Сумму корректировки земельного налога можно отразить в составе доходов прошлых лет, выявленных в отчетном году, в том периоде, в котором налоговыми органами будет принято решение о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога. *

С уважением,

Елена Мелконян, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// www.1gl.ru/#/hotline/rules/

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка