Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
18 марта 2015 302 просмотра

Нужно ли переоценивать недвижимость (административное здание, место нахождения Астраханская область), на основании кадастровой стоимости. Если да, механизм оценки?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как провести переоценку основных средств

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено* (п. 15 ПБУ 6/01п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Ситуация: в каких случаях организации выгодно провести переоценку основных средств в бухучете

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. При дооценке чистые активы, собственный капитал и налоговая база по налогу на имущество увеличиваются, а при уценке – уменьшаются.

От первоначальной стоимости основного средства зависит:

Поэтому дооценку основных средств организации выгодно провести:

  • если чистые активы организации к концу года станут меньше ее уставного капитала, что является недопустимым. В такой ситуации организация должна уменьшить размер уставного капитала или подлежать ликвидации. Об этом сказано в пункте 4 статьи 90 и пункте 4 статьи 99 Гражданского кодекса РФ. Проведение переоценки основных средств поможет избежать этих мер;
  • чтобы сделать бухгалтерский баланс более привлекательным для собственников и инвесторов организации. Дооценка основных средств позволит увеличить долю собственного капитала в общем капитале организации.*

Однако следует иметь в виду, если организация применяет общую систему налогообложения, то в обоих случаях после переоценки нужно будет платить налог на имущество в большей сумме, чем до ее проведения.

Соответственно уценку организации выгодно провести, чтобы снизить свои платежи в бюджет по налогу на имущество.

Периодичность переоценки

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря. При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу*. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация: каковы предельные сроки проведения переоценки основных средств

Переоценка основных средств проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года. Результаты проведенной переоценки учитываются при формировании данных Бухгалтерского баланса за этот год. Об этом сказано впункте 15 ПБУ 6/01 и пункте 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Годовой бухгалтерский баланс должен быть утвержден в зависимости от организационно-правовой формы, в частности:
– общим собранием акционеров (АО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
– общим собранием участников (ООО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (подп. 6 п. 2 ст. 33ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Таким образом, возможные сроки проведения переоценки основных средств – это период с 31 декабря отчетного года до утверждения годового баланса на общем собрании акционеров (участников) следующего за ним года.

Ситуация: как определить группы однородных объектов основных средств для целей проведения переоценки

Переоценку основных средств организация может провести только по группам однородных объектов (п. 15 ПБУ 6/01п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Однако группы однородных объектов основных средств законодательством не установлены. В пункте 44Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, приведены в качестве примера три группы однородных объектов основных средств:

  • здания;
  • сооружения;
  • транспортные средства.

Поэтому остальные группы однородных объектов организация должна установить самостоятельно, прописав эти положения в учетной политике для целей бухучета. Например, следуя пункту 3 Методический указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, можно установить следующие группы однородных основных средств:

  • передаточные устройства;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • вычислительная техника (оргтехника);
  • инструмент;
  • производственный, хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • многолетние насаждения;
  • внутрихозяйственные дороги.

Регулярность переоценок

Основные средства, один раз подвергшиеся переоценке, в дальнейшем должны переоцениваться регулярно* (п. 15 ПБУ 6/01п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Ситуация: должна ли организация ежегодно проводить переоценку основных средств. Ранее основные средства уже подвергались переоценке

Нет, не должна.

Переоценив группу однородных объектов основных средств, организация должна делать это регулярно (п. 15 ПБУ 6/01п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Однако в законодательстве не сказано, как часто нужно проводить переоценку, чтобы она считалась регулярной. В пункте 15 ПБУ 6/01 сказано только, что организация не должна переоценивать основные средства чаще одного раза в год.

В такой ситуации организация вправе самостоятельно определить, как часто она будет переоценивать основные средства. Например, в учетной политике для целей бухучета можно указать, что переоценка по основным средствам будет проводиться ежегодно или с регулярностью каждые два (три и т. д.) года.

Внимание: нерегулярное проведение последующих переоценок по основным средствам является правонарушением (ст. 106 НК РФст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

При нерегулярном проведении переоценок на счете 01 (03) будет отражаться недостоверная информация о стоимости основных средств, ранее подвергшихся переоценке. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если организация один раз пропустила срок, установленный в учетной политике для целей бухучета для проведения переоценки, то налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если два раза подряд и больше – размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы по налогу на имущество, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.

Кроме того, за нерегулярное проведение последующих переоценок основных средств (за нарушение правил ведения бухучета) по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1ст. 15.11 КоАП РФ). Однако наказание последует только в том случае, если нерегулярность проведения переоценки основных средств приведет к искажению показателей бухгалтерской отчетности или сумм налогов не менее чем на 10 процентов.

Документальное оформление решения о переоценке

Решение о проведение переоценки основных средств оформляется приказом руководителя организации, в котором следует указать:

  • сотрудников, которые будут участвовать в переоценке;
  • группы однородных объектов основных средств, подлежащих переоценке.
  • На основании приказа бухгалтер должен подготовить перечень объектов, входящих в группу однородных основных средств (предварительно проверив их наличие). В перечне рекомендуется указать следующую информацию по каждому объекту основных средств:
  • точное название;
  • дату приобретения (сооружения);
  • дату принятия к учету.

Такой порядок установлен в пункте 45 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

При переоценке по каждому однородному объекту основных средств проводится:

  • расчет восстановительной стоимости;
  • пересчет суммы начисленной амортизации;
  • расчет общей суммы уценки (дооценки).*

Об этом сказано в пункте 46 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Расчет восстановительной стоимости

Рассчитать восстановительную стоимость основного средства можно:

  • методом прямого пересчета;
  • методом индексации.

Такие методы переоценки установлены в пункте 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Выбранный метод переоценки основных средств закрепите в учетной политике организации для целей бухучета.

Метод прямого пересчета

При методе прямого пересчета нужно определить рыночную стоимость основного средства по состоянию на 31 декабря. Для этого по выбору организации могут быть использованы:

  • данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные от изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся в статистическом управлении, торговых инспекциях и т. д.;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ (газетах, журналах и т. п.) и специальной литературе;
  • оценка БТИ;
  • оценка независимого эксперта.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация: как при переоценке рассчитать восстановительную стоимость основного средства, используя метод индексации

Использование метода индексации предполагает корректировку стоимости основных средств на специальные индексы, учитывающие уровень инфляции. До 2001 года эти индексы для каждого региона России разрабатывал Госкомстат России. С 1 января 2001 года Госкомстат России прекратил их расчет. Однако в случае необходимости эти индексы могут быть разработаны НИИ Госкомстата России на коммерческой основе. Об этом сказано в пункте 6 письма Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. № МС-1-23/1480.

В связи с этим Минфин России в письме от 31 июля 2003 г. № 04-02-05/3/63 подтвердил право организаций проводить переоценку основных средств методом индексации. Однако для этого организация:

  • должна разработать индексы переоценки самостоятельно (при условии, что у организации есть необходимая информация об уровне инфляции в регионе, в котором ведется ее деятельность);
  • либо обратиться за их разработкой в НИИ Госкомстата России на платной основе.

Оба предложенных варианта на практике трудновыполнимы. Поэтому фактически провести переоценку группы однородных объектов основных средств возможно только методом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2.Рекомендация: Как отразить при налогообложениипереоценку основных средств

Порядок отражения в налоговом учете результатов от переоценки основного средства зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО: налог на прибыль

В налоговом учете результаты от переоценки основных средств не учитываются (абз. 6 п. 1 ст. 257 НК РФ). В связи с этим если до переоценки ежемесячные суммы амортизационных отчислений в бухгалтерском и налоговом учете совпадали, то после ее проведения они будут отличаться.*

Если основное средство было дооценено, то в бухучете ежемесячная сумма амортизационных отчислений будет больше, чем в налоговом учете. В этом случае в бухучете отразите постоянное налоговое обязательство:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– учтено постоянное налоговое обязательство с разницы между ежемесячными амортизационными отчислениями для целей бухгалтерского и налогового учета.

Если основное средство было уценено, то в бухучете ежемесячная сумма амортизационных отчислений будет меньше, чем в налоговом учете. В этом случае в бухучете отразите постоянный налоговый актив:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)»
– учтен постоянный налоговый актив с разницы между ежемесячными амортизационными отчислениями для целей бухгалтерского и налогового учета.

Такой порядок следует из пункта 7 ПБУ 18/02.

<…>

УСН

На расчет налоговой базы организаций на упрощенке результаты переоценки основных средств не влияют. Объясняется это тем, что суммы дооценки (уценки) стоимости основных средств не включены в состав доходов (расходов), учитываемых для целей налогообложения (ст. 346.15 и 346.16 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в пункте 1 письма Минфина России от 20 января 2006 г. № 03-11-04/2/9.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому суммы дооценки (уценки) стоимостиосновных средств на расчет налоговой базы не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Основное средство может использоваться в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности, с которой организация платит налоги по общей системе налогообложения. В этом случае для целей расчета налога на имуществоостаточную стоимость основного средства с учетом его переоценок нужно распределить (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Стоимостьосновного средства, используемого в одном виде деятельности организации, распределять не нужно.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка