Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
5 января 2015 21 просмотр

Организация сдает имущество в аренду для производства химической продукции. В соответствии с договором аренды предусмотрено, что все образованные от использования Арендатором имущества отходы производства и потребления являются собственностью Арендодателя с момента их образования, который обязан самостоятельно в полном объеме и своевременно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.Включаются ли в состав расходов учитываемых при исчислении налога на прибыль расходы Арендодателя в виде оплаты за негативное воздействие на окружающую среду в пределах лимитов. При этом организация-арендодатель не является природопользователем и не загрязняет окружающую среду, а организация-арендатор ведет деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды, на арендуемых площадях.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.*

Кроме того, перечислять плату за загрязнение окружающей среды должны предприниматели и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.*

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;*
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся:

Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

<…>

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления возникает у организаций, в процессе деятельности которых образуются:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.*

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.*

К отходам производства и потребления относятся:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).*

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.

Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011, от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001, от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455, от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы. Сделать это можно по договору о конечном размещении отходов. Он предполагает переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договору купли продажи, мены или дарения. Если специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды должна будет именно она.

В отношении отходов, которые образовались у арендатора, также нужно установить, чьей собственностью они являются. Пропишите этот момент в договоре аренды. Например, возможен такой вариант: «Все отходы, образующиеся у арендатора, признаются собственностью арендодателя, который обеспечивает их вывоз и конечное размещение». Если же вопрос не урегулирован, то собственником отходов является арендатор. Следовательно, он и должен вносить плату в бюджет.

Такие разъяснения приведены в информации Росприроднадзора от 15 августа 2014 г., размещенной на официальном сайте ведомства.*

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011, от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011, от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010, Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10, Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009, Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009, Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 12, 13, 14, 15, 16, 17 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07, постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды

<…>

ОСНО

При расчете налога на прибыль плату за загрязнение окружающей среды в размере предельно допустимых нормативов учтите в составе материальных затрат (подп. 7 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 252 НК РФ). Данные платежи относятся к косвенным расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль единовременно (п. 1 ст. 318, ст. 320 НК РФ).

Если организация использует метод начисления, то датой признания расходов является день их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, то расходы отразите в периоде, в котором фактически перечислен платеж в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ не уменьшает налогооблагаемую прибыль, поэтому при определении налоговой базы эта часть расходов не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ). В результате в бухучете образуется постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02).*

Ситуация: можно ли при расчете налога на прибыль учесть плату за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Объем загрязняющих выбросов не превышает установленный лимит

Нет, нельзя.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом плата за сверхнормативные выбросы в составе расходов не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ лимиты на выбросы устанавливаются при невозможности соблюдения организацией нормативов допустимых выбросов и сбросов. Поэтому такие выбросы являются сверхнормативными. Следовательно, плату за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающую предельно допустимые нормативы, при налогообложении прибыли учесть нельзя.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-03-04/403, от 3 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/169.*

Подробнее о расчете лимитов выбросов см. Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации учесть при расчете налога на прибыль плату за загрязнение окружающей среды сверх установленных лимитов. Они заключаются в следующем.

Установленные для организации лимиты загрязнения окружающей среды представляют собой фактические выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Их организация согласовывает с органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов). Это следует из пункта 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Поэтому такие выбросы (сбросы) могут называться временно согласованными выбросами (сбросами), которые можно учесть в составе материальных расходов при расчете налога на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Есть примеры судебных решений, принятых в пользу организаций (см., например, определение ВАС РФ от 25 августа 2008 г. № 9144/08, постановления ФАС Уральского округа от 19 марта 2008 г. № Ф09-1599/08-С3, Северо-Западного округа от 15 июня 2007 г. № А26-7961/2006-218). Однако существует и противоположная арбитражная практика, подтверждающая правомерность позиции Минфина России (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2006 г. № А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, от 13 января 2006 г. № А33-4367/05-Ф02-6812/05-С1, от 21 июня 2005 г. № А33-31805/04-С3-Ф02-2741/05-С1).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении платы за загрязнение окружающей среды. Выбросы проводятся сверх установленных нормативов. Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» зарегистрировано и ведет деятельность в Калужской области.

В I квартале текущего года «Альфа» произвела сброс в реку 3 тонн аммония-иона, в том числе:

  • в пределах установленного норматива – 1 тонну;
  • в пределах установленного лимита – 2,5 тонны (в т. ч. 1 т – в пределах установленного норматива).

Норматив платы за выброс аммония-иона в размере предельно допустимой нормы составляет 551 руб. за тонну (п. 3 постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410). Для Калужской области предусмотрен коэффициент к базовым нормативам платы, который учитывает состояние водных объектов Калужской области, – 1,17 (приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).

Поправочный коэффициент, применяемый в 2015 году при расчете платы за сброс аммония-иона, составляет 1,98 (п. 1 постановления Правительства РФ от 11 ноября 2014 г. № 1219).

Размер платы за сброс аммония-иона, не превышающий установленные предельно допустимые нормативы сбросов, составил:
551 руб./т ? 1,17 ? 1,98 ? 1 т = 1276 руб.

Размер платы за выброс аммония-иона в пределах установленных лимитов составляет 2755 руб. за тонну (п. 3 постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410).

Размер платы за сброс аммония-иона в пределах установленных лимитов составил:
2755 руб./т ? 1,17 ? 1,98 ? (2,5 т – 1 т) = 9573 руб.

При расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов применяется повышающий коэффициент 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Размер платы за сверхлимитный сброс аммония-иона составил:
2755 руб./т ? 1,17 ? 1,98 ? (3 т – 2,5 т) ? 5 = 15 956 руб.

Общая сумма платы за сброс загрязняющего вещества – 26 805 руб. (1276 руб. + 9573 руб. + 15 956 руб.).

В учетной политике «Альфы» предусмотрено начисление платы за загрязнение окружающей среды с использованием счета 76 на отдельном субсчете «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды».

На основании справки бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– 1276 руб. – начислена плата за загрязнение окружающей среды в размере предельно допустимых нормативов;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– 25 529 руб. (9573 руб. + 15 956 руб.) – начислена плата за загрязнение окружающей среды сверх предельно допустимых нормативов.

«Альфа» применяет метод начисления, налог на прибыль платит помесячно.

При расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел только плату в размере предельно допустимых нормативов в сумме 1276 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Сверхнормативные платежи в сумме 25 529 руб. в расчет налога на прибыль он не включил (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В учете «Альфы» сделана проводка:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 5106 руб. (25 529 руб. ? 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство с суммы сверхнормативной платы за загрязнение окружающей среды, не учитываемой при расчете налога на прибыль.

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3. Рекомендация: Как учесть при расчете налога на прибыль прочие расходы, связанные с производством и реализацией

<…>

Экологические платежи

Ситуация: как учесть при расчете налога на прибыль экологические платежи за размещение мусора

При наличии утвержденных нормативов и лимитов образования и размещения отходов организация вправе при расчете налога на прибыль учесть экологические платежи за размещение мусора. Плату за вредное воздействие можно отнести на расходы в размере, не превышающем предельно допустимых нормативов (подп. 7 п. 1 ст. 254, п. 4 ст. 270 НК РФ).

При отсутствии утвержденных нормативов и лимитов все образовавшиеся в хозяйственной деятельности организации отходы считаются сверхлимитными. Следовательно, плату за их размещение организация должна вносить с применением пятикратного повышающего коэффициента. Таково требование пунктов 5 и 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Подтверждает это пункт 26 Порядка заполнения Раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления», утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Аналогичный вывод сделан в письме Ростехнадзора от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001.

Поскольку до утверждения лимитов такие платежи считаются сверхлимитными, учесть их в расходах при расчете налога на прибыль организация не вправе (п. 4 ст. 270 НК РФ). Такой же точки зрения придерживается Минфин России в письме от 1 декабря 2005 г. № 03-03-04/403.*

Деятельность по разработке нормативов образования и лимитов размещения отходов не лицензируется (ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Поэтому организация может разработать их самостоятельно. Однако на практике такой вариант возможен лишь тогда, когда в организации есть специалист, имеющий образование в этой области. В противном случае за подготовкой такой документации организация может обратиться в специализированную компанию. В такой ситуации затраты на разработку этой документации при расчете налога на прибыль можно учесть в составе прочих расходов (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/2/133). Списывать их следует равномерно в течение срока действия нормативов образования и лимитов размещения отходов. Если организация разрабатывает новые нормативы и лимиты, а затраты на подготовку старых списаны не полностью, то только эту неучтенную сумму можно отнести на расходы единовременно. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 18 августа 2008 г. № 03-03-06/2/105.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие сразу учесть при расчете налога на прибыль все расходы по разработке новых нормативов образования и лимитов размещения отходов. Они заключаются в следующем.

При налогообложении прибыли расходы на оплату услуг сторонних организаций признаются в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ. То есть либо на дату расчетов по договору, либо на дату предъявления документов, служащих основаниями для расчетов, либо в последний день отчетного (налогового) периода. Из этого следует, что если новые нормативы и лимиты для организации по договору разрабатывает специализированная компания, то расходы на оплату ее услуг уменьшают налогооблагаемую прибыль единовременно. Разделяют эту точку зрения и некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13 марта 2007 г. № А05-11056/2006-12, Западно-Сибирского округа от 29 мая 2006 г. № Ф04-3045/2006(23728-А27-40)).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка