Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Банк запросил авансовые отчеты директора. Показать?

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 января 2015 168 просмотров

Организация(гостиница) принимает на работу горничной гражданку Узбекистана.У работницы имеется разрешение на работу.Подскажите пожалуйста:1)Какие гос.органы и в какой срок должна уведомить организация при приеме иностранного гражданина.2)какие налоги платить за данного гражданина?3)Обязательно ли иностранцу покупать патент на работу?4) Оформляется ли трудовая книжка на данного работника и есть ли особенности оформления иностранцев.

Подробно см. 1,2. Рекомендация.

2. С зарплаты данного сотрудника нужно будет удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы.

Относительно НДФЛ - ставка, по которой нужно удерживать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца, работающего в России, зависит от его статуса (резидент или нерезидент).

С иностранцев-резидентов НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

С иностранцев-нерезидентов НДФЛ удерживайте по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Подробно см. 3. Рекомендация.

Относительно страховых взносов:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус в т.ч. временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов). Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус в т.ч. временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов). Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус в т.ч. временно пребывающих в России. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ;

- выплаты и вознаграждения, начисленные сотрудникам-иностранцам в рамках трудовых отношений, облагаются взносами на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. В данном случае статус сотрудника (резидент, нерезидент, постоянно или временно проживающий (пребывающий) в России) значения не имеет. Страховые взносы начисляйте в том же порядке, что и с выплат в пользу российских граждан. Такой вывод следует из пункта 2 статьи 5, пункта 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

С выплат иностранцам, работающим по гражданско-правовым договорам, взносы начисляйте, только если такая обязанность организации предусмотрена договором (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Подробно см. 4,5. Рекомендация.

3. Обязательно, только в том случае, если у имеющегося разрешения срок действия окончился. Т.е. до 1 января 2015 года безвизовые иностранцы могли работать на основании патентов только у граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей. А у других работодателей они могли трудиться на основании разрешений на работу. В настоящее время безвизовые иностранцы могут продолжить работать на основании разрешений на работу, выданных им до 1 января 2015 года. Такие разрешения будут действовать до окончания срока, на который их выдали, либо до их аннулирования.

Подробно см. 2. Рекомендация.

4. Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, нужно оформить трудовую книжку (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).

Если он предъявил при приеме на работу имеющуюся у него трудовую книжку, то:

- если ее завели еще в СССР, то нужно продолжать ее заполнять. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов;

- если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно. Аналогичная точка зрения приведена в письме Роструда от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

Особенности оформления иностранцев зависит от их статуса. Т.е. для того чтобы правильно оформить прием на работу иностранца, прежде всего нужно определиться с его статусом (основаниями, на которых он находится в России). Именно от этого во многом зависит, какие документы необходимо оформить и придется ли уведомлять контролирующие ведомства о таком новом сотруднике.

Подробно см. 1,2. Рекомендация.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

<…>

Иностранцы – граждане других государств, а также лица без гражданства могут свободно выбирать, чем им заниматься и по какой профессии работать в России. Однако нанять их можно только с учетом существующих ограничений и требований. Кроме того, иностранцы не могут работать или служить на определенных выборных, общественно значимых и некоторых других должностях. Например, депутатом Государственной думы РФ или судьей может быть только гражданин России.

Это следует из положений статей 2, 12 и пункта 1 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Нанимать на работу иностранцев могут работодатели, заказчики работ и услуг. В этой роли могут выступать:

  • российские организации всех организационно-правовых форм;
  • граждане России, в том числе и зарегистрированные как индивидуальные предприниматели;
  • иностранные организации;
  • иностранные граждане, только если они зарегистрированы как индивидуальные предприниматели.

Нанять иностранца можно, заключив с ним трудовой или гражданско-правовой договор. Кроме того, может понадобиться соблюсти целый ряд формальностей.

Такой порядок установлен положениями пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Для того чтобы правильно оформить прием на работу иностранца, прежде всего определитесь с его статусом (основаниями, на которых он находится в России). Именно от этого во многом зависит, какие документы необходимо оформить и придется ли уведомлять контролирующие ведомства о таком новом сотруднике.

Статус иностранца: какой бывает и чем подтвердить

В России иностранцы могут находиться как:

Временно пребывать в России иностранцы могут, получив визу или находясь на ее территории в безвизовом порядке.

Кроме того, иностранец может быть высококвалифицированным специалистом. Для приема на работу таких лиц предусмотрен особый порядок.

Это следует из положений статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Подтвердить свой статус иностранец должен определенными документами.

Так, доказательством статуса временно пребывающего в России иностранца будет миграционная карта. У такого иностранца она должна быть обязательно. В миграционной карте фиксируются дата выдачи и срок пребывания мигранта в России. По окончании указанного срока иностранец может его продлить. Кроме того, он может получить разрешение на временное проживание или даже вид на жительство.

Получив разрешение на временное проживание, иностранец может в течение трех лет трудиться и жить в России. Разрешение оформляется в виде отметки в документе (штампа), удостоверяющем личность, а при его отсутствии – отдельным документом.

Иностранец, проживший в России год, может подать заявление о выдаче вида на жительство. Он выдается на пять лет и может неограниченное количество раз продлеваться. Вид на жительство, полученный лицом без гражданства, одновременно будет для него и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство также позволяет иностранцу свободно въезжать в Россию и выезжать с ее территории.

Кроме того, у любого иностранца должны быть документы, удостоверяющие его личность. Так, у иностранца должен быть паспорт либо другой документ, который может подтвердить личность, согласно законодательству или подписанным международным соглашениям России. Человек без гражданства также может подтвердить личность, как указано выше, разрешением на временное пребывание (когда оно оформлено отдельным документом) или видом на жительство.

Это следует из положений статей 2, 5, 5.1, 6, 6.1, 8, 10 и 10.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Подробнее о том, как принять на работу иностранца с учетом его статуса, см.:

Подтверждение знания русского языка

Иностранные граждане должны по общему правилу документально подтверждать владение русским языком и знание истории и основ законодательства России при оформлении:

  • разрешения на временное проживание,
  • вида на жительство, а также
  • разрешения на работу или патента.

Документами, подтверждающими указанные знания, могут быть:

  • документ государственного образца об образовании на уровне не ниже основного общего образования, который выдан образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
  • документ об образовании или о квалификации, который выдан лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ начиная с 1 сентября 1991 года;
  • сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ российского законодательства, срок действия которого составляет пять лет.

Чтобы подтвердить знания, указанные сертификатом, иностранцы сдают комплексный экзамен. Форма и порядок проведения комплексного экзамена, а также требования к минимальному уровню знаний для его сдачи утверждены приказом Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 1156. А форма сертификата и порядок его выдачи утверждены приказом Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 1154.

При этом подтверждать знание русского языка, истории и основ законодательства не нужно:

1) при оформлении разрешения на работу:

  • высококвалифицированным специалистам;
  • журналистам, которые работают в организациях, производящих и выпускающих средства массовой информации, учрежденных специально для распространения массовой информации на иностранных языках;
  • иностранцам, которые совмещают работу с обучением по очной форме в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию;

2) при оформлении разрешения на временное проживание или вида на жительство:

  • недееспособным или ограниченным в дееспособности;
  • несовершеннолетним;
  • мужчинам, достигшим возраста 65 лет;
  • женщинам, достигшим возраста 60 лет;
  • участникам государственной программы по добровольному переселению в Россию и членам их семей, совместно переселяющимся с ними в Россию;
  • высококвалифицированным специалистам и членам их семей, обратившимся за выдачей вида на жительство;
  • подавшим заявление о выдаче вида на жительство в связи с признанием носителями русского языка.

Специальные правила подтверждения знаний русского языка, истории и основ законодательства установлены для визовых и безвизовых иностранцев.

1. Иностранцы, которые прибыли в Россию по визе, за исключением отдельных категорий, должны представить в миграционную службу один из документов, подтверждающих знание русского языка, истории и основ законодательства, в течение 30 календарных дней после получения разрешения на работу.

2. Безвизовые иностранцы при обращении за получением патента могут для подтверждения соответствующих знаний вместо документов из общего перечня представить специальный документ о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства. Форма такого документа должна быть утверждена Минобрнауки России. А форма и порядок проведения указанного экзамена и перечень проводящих его образовательных организаций должны быть утверждены региональными высшими органами исполнительной власти.

Это предусмотрено в статье 15.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Следует учесть, что для продления вида на жительство или разрешения на работу, выданных до 1 января 2015 года, соответствующие иностранцы должны также представить документ, подтверждающий знание русского языка, истории и основ законодательства. Об этом сказано в статье 37.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Разрешение на наем иностранцев

Для найма иностранцев может понадобиться получить разрешение на их привлечение и использование их труда. В частности, оно потребуется, если нанимаете иностранцев, временно пребывающих в России. Для приема на работу мигрантов, постоянно или временно проживающих в России, разрешение не нужно.

Кроме того, разрешение не нужно для трудоустройства некоторых категорий иностранцев и для отдельной категории организаций, их нанимающих.

Для того чтобы получить разрешение на привлечение иностранцев, необходимо, во-первых, обратиться в службу занятости для поиска работников. Это нужно для того, чтобы впоследствии служба занятости подтвердила целесообразность найма иностранцев вместо российских граждан.

А во-вторых, потребуется получить разрешение в миграционной службе. Для этого представьте необходимые документы. Принять решение, положительное или отрицательное, сотрудники ФМС России должны в течение 30 календарных дней со дня получения от вас заявки. Вас должны уведомить в течение трех дней с момента принятия решения.

Такой порядок следует из положений статей 13 и 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

Кроме необходимости получить разрешение на наем иностранцев, учитывайте установленные ограничения по их численности.

Ограничение по численности

В некоторых видах деятельности можно нанять ограниченное число иностранных сотрудников. Данное правило касается только иностранцев, имеющих статус временно пребывающих в визовом порядке. Это следует из положений пункта 1 статьи 2 и пункта 3 статьи 18.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

На 2015 год утверждены следующие квоты на выдачу разрешений на работу визовым иностранцам:

постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2014 г. № 1400 – потребность в иностранцах в целом;

постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2014 г. № 1420 – распределение иностранцев по отраслям.

При этом ограничения по численности не распространяются на высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Ограничение по месту работы

Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих в России иностранцев, учитывайте установленные для них ограничения. Так, иностранцы могут работать:

  • либо только в том регионе, где им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ);
  • либо только в том регионе, где им выдано разрешение на работу или патент, и только по той профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая указана в разрешении на работу или патенте, – если они временно пребывают в России (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Из этого правила есть исключения. Временно проживающий в России иностранец может работать в другом регионе, если одновременно выполняются два условия:

  • профессия или должность иностранца есть в списке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней, когда работа иностранца носит разъездной характер и это прописано в его трудовом договоре. И 40 календарных дней, если иностранец находится в служебной командировке.

Для временно пребывающих в России визовых иностранцев для работы вне региона также должны одновременно выполняться два условия:

  • профессия или должность иностранца есть в списке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.

Безвизовые иностранцы, временно пребывающие в РФ, для работы на территории другого региона могут оформить отдельный патент.

В отношении высококвалифицированных иностранцев установлены особые условия, соблюдение которых также позволяет таким специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13, пункта 16 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Иностранцев нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, им запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.

Замещать главного бухгалтера или другого сотрудника, который ведет бухучет, могут только иностранные граждане, временно или постоянно проживающие в России. Соответственно, временно пребывающего в России иностранца принять на эти должности нельзя. Это следует из положений пункта 3 статьи 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Внимание: если контролеры узнают о том, что в организации нелегально работают иностранцы, то они могут назначить выездную или документарную проверку и по другим вопросам. Порядок проведения контрольных мероприятий установлен Административным регламентом, который утвержден приказом ФМС России и МВД России от 30 апреля 2009 г. № 338/97. В результате руководителя организации или другого ответственного сотрудника могут привлечь к административной ответственности.

Аннулирование разрешения на привлечение иностранцев

Если нарушите установленные ограничения, действие выданного вам разрешения на привлечение иностранцев будет приостановлено миграционной службой. При этом будет установлен срок, в течение которого вы должны устранить нарушения. Если его проигнорировать, то разрешение и вовсе будет аннулировано. Такой порядок установлен в пунктах 11 и 12 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Если разрешение на привлечение иностранцев аннулировано, то работать он сможет, только если заключит трудовой (гражданско-правовой) договор с другим работодателем. Такой договор должен быть оформлен до окончания срока действия разрешения на работу иностранца. Но это возможно лишь при условии, что до конца указанного срока осталось не менее трех месяцев, а новый работодатель (заказчик) имеет разрешение на привлечение и использование иностранных граждан. Об этом сказано в пункте 13 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Ответственность

Внимание: организацию, в которой трудятся иностранные граждане без разрешения, оштрафуют на крупную сумму. Причем наказание грозит за каждого такого сотрудника.

Ответственность установлена частью 1 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штрафы предусмотрены в следующих размерах:

  • на организации – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Прием на работу

После того как оформите все необходимые разрешительные документы, заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор.

Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, оформите трудовую книжку (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).

Ситуация: нужно ли заново оформлять трудовую книжку сотруднику-иностранцу из ближнего зарубежья или продолжать вести ту, которую он предъявил при приеме на работу

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда и где выдана трудовая книжка сотруднику-иностранцу. Если ее завели еще в СССР, то нужно продолжать ее заполнять. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов. Серии трудовых книжек, которые выпускались в России (СССР) в этот период, приведены в таблице.

Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно. Аналогичная точка зрения приведена в письме Роструда от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

Работодатель несет ответственность за своих сотрудников-иностранцев, в том числе и за их пенсионное и медицинское обеспечение.

Пенсионное страхование

Ситуация: нужно ли оформлять пенсионное свидетельство сотруднику-иностранцу при приеме его на работу по трудовому договору

Да, нужно, если сотрудники-иностранцы:

На выплаты таким сотрудникам нужно начислять пенсионные взносы. Соответствующий порядок установлен в пункте 1 статьи 7, части 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Таким образом, следует обеспечить иностранцев, временно или постоянно проживающих, а также временно пребывающих в России.

Если же человек временно пребывает в России и не является высококвалифицированным специалистом, то оформите пенсионное свидетельство только в том случае, если он принят на работу по бессрочному трудовому договору или трудовому договору, заключенному на срок не менее шести месяцев. Если договор с временно пребывающим иностранцем заключен на меньший срок, то пенсионное свидетельство ему не выдавайте.

Высококвалифицированные иностранные специалисты, которые временно пребывают на территории России, не подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Следовательно, таким сотрудникам пенсионное свидетельство также не положено.

Медицинское страхование

Ситуация: нужно ли оформить полис обязательного медицинского страхования сотруднику-иностранцу при приеме его на работу

Нет, не нужно.

Иностранцы, находящиеся на территории России, могут иметь статус:

Иностранные граждане, постоянно и временно проживающие на территории России (за исключением высококвалифицированных специалистов), являются застрахованными лицами (ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). На выплаты таким сотрудникам организация начисляет страховые взносы на обязательное медицинское страхование. А значит, в отношении них организация является страхователем. Однако полисы обязательного медицинского страхования сотрудники получают самостоятельно. Для получения полиса иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию (при ее отсутствии – в территориальный фонд) заявление о выборе страховой медицинской организации (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Выдача полисов происходит в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При этом иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, полис выдают без ограничения срока действия (п. 31 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Временно проживающим на территории России иностранным гражданам полис выдают на срок действия разрешения на временное проживание (п. 33 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Иностранцы, временно пребывающие в России, а также высококвалифицированные иностранные специалисты (независимо от их статуса) не подлежат обязательному медицинскому страхованию. В отношении них организация не является страхователем. Соответственно, полисы обязательного медицинского страхования оформлять не нужно (ни организации, ни самим сотрудникам). Такой вывод позволяют сделать статьи 10 и 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Изложенный порядок распространяется и на граждан республик Беларусь и Казахстан, являющихся участниками Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. (письмо Минздравсоцразвития России от 21 июля 2011 г. № 20-1/10/2-7112).

Таким образом, независимо от статуса иностранного сотрудника организация не должна оформлять ему полис обязательного медицинского страхования.

Постановка на учет в налоговую инспекцию

Сотрудники-иностранцы должны состоять на налоговом учете в российской налоговой инспекции. Но подавать для этого заявления в налоговую вам как работодателю не придется. Миграционная служба сама известит налоговую инспекцию о факте учета (регистрации) такого иностранца. И инспекторы автоматически поставят мигранта на учет.

Для всех категорий иностранцев предусмотрен единый порядок. На адрес проживания иностранца, то есть по которому его зарегистрировали в ФМС и налоговой, вышлют уведомление о постановке на учет в налоговой инспекции с присвоенным ИНН.

Датой постановки на учет в налоговой инспекции будет дата регистрации по местожительству (учета по месту пребывания) иностранца. Ее можно посмотреть в свидетельстве о регистрации.

Такой порядок предусмотрен разделом II приложения к приказу Минфина России от 21 октября 2010 г. № 129н.

Кроме того, факт постановки иностранца на учет в налоговой инспекции проверяет миграционная служба после принятия к рассмотрению документов на оформление разрешения на работу или патента. При отсутствии таких сведений в государственной информационной системе миграционного учета миграционная служба направляет в налоговую сведения о постановке иностранца на миграционный учет. Далее инспекция ставит иностранца на налоговый учет и направляет сведения об этом в миграционную службу не позднее дня, следующего за днем постановки иностранца на учет. Об этом сказано в пункте 7 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

<…>

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Рекомендация:Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего

<…>

Прибывающие без визы

Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.

Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:

Порядок оформления

Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:
1) получить патент для самого иностранца с целью ведения трудовой деятельности у работодателя – организации или предпринимателя;
2) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.

Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Ситуация: нужно ли обращаться в службу занятости с заявкой о потребности в тех или иных специалистах, прежде чем принять на работу безвизовых иностранцев, имеющих патент

Нет, не нужно.

Дело в том, что обращаться в службу занятости и получать квоты нужно только для того, чтобы в дальнейшем получить разрешение на привлечение и использование труда иностранцев, прибывающих в Россию в визовом порядке.

Что же касается безвизовых иностранных сотрудников, то разрешение на их привлечение и использование получать не требуется (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

А раз так, то нет и необходимости обращаться в службу занятости.

Разрешение на работу

Ситуация: будут ли продолжать действовать разрешения на работу, выданные безвизовым иностранцам до 1 января 2015 года

Да, будут.

До 1 января 2015 года безвизовые иностранцы могли работать на основании патентов только у граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей. А у других работодателей они могли трудиться на основании разрешений на работу. В настоящее время безвизовые иностранцы могут продолжить работать на основании разрешений на работу, выданных им до 1 января 2015 года. Такие разрешения будут действовать до окончания срока, на который их выдали, либо до их аннулирования. А на основании патентов, выданных до 1 января 2015 года, безвизовые иностранцы могут продолжить работу у граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. При этом срок действия таких патентов продлению не подлежит. Об этом сказано в частях 1 и 3 статьи 6 Закона от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ.

Таким образом, для работы на основании патента в организации безвизовому иностранцу нужно оформить соответствующий патент по правилам, действующим с 1 января 2015 года. А на основании патента, выданного до указанной даты, иностранец может работать только у физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя.

Патент для иностранца

Патенты иностранным гражданам оформляют территориальные подразделения ФМС России.

Иностранцы могут обращаться за выдачей патентов не только лично, но и через специализированные организации, создаваемые в регионах на основании соглашений о взаимодействии, заключаемых между ФМС России и субъектами РФ. Кроме того, до 1 января 2016 года иностранные граждане могут обращаться в подразделения ФМС России через представителей по доверенности. Это возможно лишь в тех регионах, где не созданы специализированные организации.

Для получения патента нужно подать в территориальное подразделение миграционной службы следующие документы:

  • заявление о выдаче патента;
  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
  • миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде иностранца в Россию или с отметкой территориального органа ФМС России о выдаче этому иностранному гражданину миграционной карты. При этом в миграционной карте в качестве цели визита в Россию должно быть строго указано «работа»;
  • договор (полис) ДМС, заключенный со страховой организацией, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте РФ, в котором иностранец будет работать. При этом полис ДМС либо договор о предоставлении платных медицинских услуг должны действовать в течение всего срока осуществления иностранцем трудовой деятельности в России, а также обеспечивать оказание иностранцу первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Кроме того, высшие исполнительные органы субъектов РФ могут устанавливать перечни медорганизаций, уполномоченных заключать с безвизовыми иностранцами договор на оказание платных медуслуг. Также высший региональный орган власти может принять решение о предъявлении иностранцем только одного из указанных документов – либо полиса ДМС, либо договора с медорганизацией – для получения патента;
  • документы, подтверждающие отсутствие у иностранца ВИЧ-инфекции, заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188. При этом высшие исполнительные органы субъектов РФ должны утвердить перечни медорганизаций, уполномоченных на выдачу указанных документов на территории соответствующих регионов;
  • документы о постановке иностранца на учет по местопребыванию;
  • документ, подтверждающий владение иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ российского законодательства.

Все эти документы необходимо подать в территориальное подразделение ФМС России в течение 30 календарных дней со дня въезда иностранца в Россию. Если иностранец подаст документы с нарушением указанного 30-дневного срока, то нужно будет дополнительно представить документ об уплате штрафа в размере от 10 000 до 15 000 руб.

Это предусмотрено в пунктах 1 и 2 статьи 13.3, пункте 9 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, а также в статье 18.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Территориальный орган ФМС России должен выдать иностранцу патент или уведомить об отказе в его выдаче не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления о выдаче патента. При этом патент выдают иностранцу лично при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и документа об уплате НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа. Об этом сказано в пунктах 4 и 6 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 г. № 638. Отдельным приказом ФМС России от 8 декабря 2014 г. № 639 утверждены формы заявлений:

При этом в отдельных регионах могут быть введены патенты в форме карт с электронным носителем информации (п. 29 ст. 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Патент иностранному гражданину выдают на срок от 1 до 12 месяцев (п. 5 ст. 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Исключением являются граждане Республики Таджикистан. Им патент могут выдавать сроком действия до трех лет (протокол о внесении изменения в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации от 16 октября 2004 г.).

Иностранец может продлевать срок действия патента, уплачивая НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа, не обращаясь при этом в ФМС России. При этом общий срок действия патента с учетом продления не может превышать 12 месяцев со дня его выдачи. Однако не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения указанных 12 месяцев иностранец может обратиться в ФМС России за переоформлением патента. При этом переоформить патент иностранец может только один раз. Это предусмотрено в пунктах 5 и 8 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

После трудоустройства сотрудник-иностранец должен представить в территориальный орган ФМС России копию своего трудового или гражданско-правового договора в течение двух месяцев со дня выдачи патента. Сделать это он может лично или направив заказное письмо с уведомлением о вручении. Если иностранец не представит копию договора в срок, то территориальный орган ФМС России аннулирует его патент. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 22 и пункте 7 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Если в течение срока действия патента изменится фамилия, имя, отчество иностранца или реквизиты документа, удостоверяющего его личность, то иностранец должен сообщить об этом в территориальный орган ФМС России для изменения сведений в его патенте. Срок для обращения составляет семь рабочих дней со дня изменения сведений либо со дня въезда в Россию, если такие изменения произошли за границей. За нарушение срока сотруднику-иностранцу нужно будет уплатить штраф в размере от 4000 до 5000 руб. Форма заявления, а также порядок внесения изменений в патент будут утверждены ФМС России. Это предусмотрено пунктами 15 и 29 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, а также частью 4 статьи 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Работодатель не может привлекать к работе, а сотрудник-иностранец не может трудиться:

  • вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдан патент;
  • по профессии, которая не соответствует указанной в патенте, если она была указана в соответствии с решением высшего должностного лица региона РФ.

Об этом сказано в пункте 4.2 статьи 13 и пункте 16 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Для работы в другом регионе безвизовый иностранец может оформить отдельный патент. Для этого он подает в территориальное подразделение ФМС России в другом субъекте РФ следующий пакет документов:

Не позднее 10 рабочих дней со дня принятия у иностранца указанных документов ФМС России выдает ему патент на работу в другом регионе или уведомление об отказе в его выдаче. При подаче таких документов иностранцу не нужно соблюдать 30-дневный срок. Срок действия патента для работы в ином субъекте РФ не может превышать срока действия первоначально выданного патента.

Это предусмотрено в пунктах 16, 19 и 21 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Внимание: за привлечение к работе иностранного гражданина без патента либо вне пределов того региона, где ему выдан патент, предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

К ответственности работодателя привлекут и в том случае, если он в нарушение законодательства привлечет иностранца к работе вообще без оформления документов (трудового договора, разрешительной документации и т. п.). Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, постановление Московского городского суда от 5 августа 2013 г. № 4а-1253/13). Если впоследствии органы ФМС России примут решение об административном выдворении нелегально работающего иностранца, то бюджетные средства, затраченные на обеспечение его выезда, взыщут в судебном порядке с организации-работодателя (п. 5 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Переоформление патента

Для переоформления патента безвизовый иностранец представляет в территориальное подразделение ФМС России следующие документы:

Документы необходимо представить не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения предельного срока действия первоначально выданного патента.

Территориальный орган ФМС России выдает иностранцу переоформленный патент или уведомление об отказе в его переоформлении не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления о переоформлении патента. Форма заявления о переоформлении патента будет утверждена ФМС России (п. 29 ст. 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Патент иностранцу переоформляют на срок от 1 до 12 месяцев. Иностранец может продлевать срок действия переоформленного патента, уплачивая НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа, не обращаясь при этом в ФМС России. Общий срок действия переоформленного патента с учетом продления не может превышать 12 месяцев со дня переоформления.

Об этом сказано в пунктах 9, 12, 13 статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

По окончании срока действия переоформленного патента иностранцу следует выехать из России в связи с окончанием срока его временного пребывания в России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Постановка на миграционный учет

После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.

У иностранца:

  • при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
  • не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.

У организации – не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания направить уведомление об этом в миграционную службу. К уведомлению о прибытии временно пребывающего иностранного гражданина организация прилагает копию документа, удостоверяющего его личность, и копию его миграционной карты.

Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 3 и 4.1 статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, пунктом 31 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

Уведомление организация может направить тремя способами:

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Соглашениями между Россией и другими странами могут быть предусмотрены иные сроки постановки на миграционный учет, отличные от общеустановленных. Граждане этих стран могут находиться на территории России без постановки на миграционный учет более продолжительное время по сравнению с гражданами других государств. Такие соглашения действуют в отношении следующих стран:

Государство Срок, в течение которого гражданин освобождается от постановки на миграционный учет Документ
Республика Таджикистан В течение 15 календарных дней с даты въезда в Россию п. 1 и 3 ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан от 8 февраля 2013 г.
Республика Беларусь В течение 30 суток с даты въезда в Россию ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, ратифицированного Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ
Республика Казахстан В течение 30 суток с даты въезда в Россию ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ
Республика Армения В течение 30 дней с даты въезда в Россию ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армении от 11 июля 2014 г.

Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. Порядок предоставления услуги по постановке на миграционный учет прописан в Административном регламенте, утвержденном приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364.

Срок пребывания иностранца

По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток (суммарно) в течение каждого 180-дневного периода. Однако этот срок считают продленным, если ему выдали патент, продлили срок действия патента или переоформили его. Такой порядок следует из положений пунктов 1–2 и абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

По истечении срока пребывания безвизовый иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

При этом для граждан республик Беларусь и Казахстан действует особый порядок.

Срок их временного пребывания определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Если же договор с такими иностранцами заключен на неопределенный срок, то срок их временного пребывания продлевается ежегодно. Такой порядок установлен статьей 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Законом от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ и разъяснен в информации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 сентября 2013 г.

В случае, если после истечения 90 суток пребывания такого сотрудника в России трудовой договор с ним расторгнут, человек может сразу не выезжать. В таком случае гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем (ст. 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.

Оформление на работу

Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.

Порядок приема на работу граждан республик Беларусь и Казахстан закреплен в статье 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).

Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Помимо этого миграционную службу необходимо уведомлять о прекращении трудовых или гражданско-правовых договоров с безвизовыми иностранцами (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).

Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора.

Такой порядок следует из положений пункта 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.

Из этих правил есть исключения. В частности, не нужно уведомлять миграционную службу и службу занятости в отношении граждан республик Беларусь и Казахстан.

В отношении таких сотрудников из Республики Беларусь и Казахстана общий порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4, Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей). Поэтому работодателю уведомлять ФМС России о приеме на работу граждан из указанных стран не нужно (п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, письма ФМС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751 и от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552).

Ответственность за неуведомление ФМС России и службы занятости

Внимание: неуведомление миграционной службы о заключении или расторжении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем является нарушением законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток);
  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 50 000 руб.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность за неуведомление установлена частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 70 000 руб.

При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление миграционной службы (службы занятости), но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления.

<…>

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Рекомендация:Как удержать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца

<…>

Порядок удержания НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца зависит от трех факторов:

Кроме того, нужно учитывать, заключены ли между Россией и государствами, граждане которых являются сотрудниками организации, соглашения об устранении двойного налогообложения. Если в этих соглашениях есть особые условия, касающиеся уплаты НДФЛ, то иностранцы – граждане этих государств – могут получить освобождение от уплаты налога в России. Решение об этом принимает налоговая инспекция в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 232 Налогового кодекса РФ. С иностранцев, которые представили организации решение об освобождении от уплаты НДФЛ, выданное российской налоговой инспекцией, налог не удерживайте.

В зависимости от места работы иностранца выплаченные ему вознаграждения относятся либо к доходам, полученным от источников в России (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ), либо к доходам, полученным за ее пределами (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). При этом последние признаются объектом обложения НДФЛ, только если сотрудник является резидентом. Такой порядок установлен в статье 209 Налогового кодекса РФ.

Доходы иностранца на патенте

При приобретении патента на трудовую деятельность в России иностранец самостоятельно перечисляет в бюджет фиксированный авансовый платеж по НДФЛ. Общая сумма платежа зависит от срока действия патента и определяется исходя из фиксированной величины 1200 руб. в месяц. Эта величина ежегодно индексируется с учетом:

После трудоустройства иностранца НДФЛ с его доходов рассчитывает и удерживает работодатель – налоговый агент. Налоговая ставка составляет 13 процентов независимо от того, является ли иностранец резидентом (абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом суммы НДФЛ, ранее перечисленные иностранцем в качестве фиксированного авансового платежа, налоговый агент обязан засчитывать в счет уплаты НДФЛ с доходов, которые он выплачивает иностранцу после приема на работу.

Это следует из положений пункта 2 статьи 226, статьи 227.1 Налогового кодекса РФ, статьи 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Ставка НДФЛ

Ставка, по которой нужно удерживать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца, работающего в России, зависит от его статуса (резидент или нерезидент).

С иностранцев-резидентов НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

С иностранцев-нерезидентов НДФЛ удерживайте по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Исключение из этого порядка составляют иностранные сотрудники – нерезиденты, которые:

1. Являются высококвалифицированными специалистами.

Независимо от налогового статуса все их доходы от трудовой деятельности (в частности, зарплата, предусмотренные трудовым договором надбавки за работу вне места постоянного проживания, вознаграждения членам совета директоров и т. п.) облагайте по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ, письма ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-11/14909 (согласовано с Минфином России), Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-04-06/23539, от 11 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-107). При этом источник выплаты дохода значения не имеет (письмо Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-212).

Это правило распространяется только на выплаты, начисленные в период действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Выплаты, начисленные после истечения срока действия договора, облагаются в общеустановленном порядке, то есть по ставке 30 или 13 процентов (в зависимости от налогового статуса специалиста). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 июля 2011 г. № 03-04-06/8-162.

Если высококвалифицированный специалист-нерезидент получает доходы, не связанные с трудовой деятельностью (например, материальную помощь, подарки, компенсацию расходов на питание), то с них налог удерживайте по ставке 30 процентов (письма Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-04-06/6-158, ФНС России от 23 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/6804, от 26 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6735). Вопрос о применении 30-процентной ставки НДФЛ при выплате отпускных высококвалифицированным специалистам является спорным.

2. Признаются беженцами или лицами, получившими временное убежище в России. Независимо от продолжительности пребывания в России их доходы от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов (абз. 7 п. 3 ст. 224 НК РФ). 13-процентная ставка применяется в отношении доходов, полученных начиная с 1 января 2014 года (п. 3 ст. 2 Закона от 4 октября 2014 г. № 285-ФЗ).

3. Работают в России по найму на основании патента (абз. 3 п. 3 ст. 224 НК РФ).

Кроме того, при определенных условиях налоговую ставку 13 процентов можно применять при расчете НДФЛ с доходов нерезидентов – граждан Республики Беларусь. Подробнее об этом см. Как учесть при налогообложении зарплату сотрудника – гражданина Республики Беларусь.

Ситуация: какими документами сотрудник может подтвердить статус налогового резидента

Подтвердить статус налогового резидента можно любыми документами, которые устанавливают факт нахождения человека в России.

Перечень документов, подтверждающих факт нахождения иностранца на территории России, Налоговым кодексом не определен. По мнению контролирующих ведомств, такими документами могут быть:

  • справки с места работы, подготовленные на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
  • копии паспорта (или иного документа) с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
  • квитанции о проживании в гостинице;
  • другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством России, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения гражданина на территории России.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-110, ФНС России от 10 декабря 2013 г. № ОА-3-13/4652, от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

В частности, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России могут приниматься другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих сотрудников – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей.

Стоит отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, от 17 сентября 2010 г. № 03-04-06/6-219, от 5 февраля 2008 г. № 03-04-06-01/31, от 4 февраля 2008 г. № 03-04-07-01/20.

Если человек по каким-то причинам не представит документы, подтверждающие срок его пребывания в России, то налоговый агент вправе удержать с его доходов налог по ставкам, установленным для нерезидентов. При этом стандартные налоговые вычеты не полагаются. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 12 августа 2013 г. № 03-04-06/32676.

Стандартные налоговые вычеты

Стандартные налоговые вычеты иностранцу предоставьте, только если он является резидентом. Нерезиденты, в том числе высококвалифицированные специалисты, права на стандартные налоговые вычеты не имеют. Это объясняется тем, что стандартные вычеты уменьшают налоговую базу только по тем доходам, налоговая ставка для которых установлена пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 210 НК РФ). А действие этого пункта на нерезидентов не распространяется (к ним относится п. 3 ст. 224 НК РФ).

Такой же порядок применяется в отношении беженцев и лиц, получивших в России временное убежище, а также в отношении иностранцев-нерезидентов, работающих в России по найму на основании патентов. Несмотря на то что их доходы от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов, стандартные вычеты им можно предоставить только после того, как они станут налоговыми резидентами. При этом право на получение стандартных вычетов такие плательщики могут подтвердить легализованными документами, которые были выданы за границей. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 30 октября 2014 г. № БС-3-11/3689.

Изменение налогового статуса

Со 183-го календарного дня пребывания иностранца в России (в течение 12 следующих подряд месяцев) он становится резидентом. С зарплаты, начисленной после того, как сотрудник приобрел статус резидента, НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом статус иностранца (постоянно проживающий или временно проживающий) и срок заключения договора значения не имеют. Кроме того, такие сотрудники приобретают право на получение стандартных налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ).

В течение налогового периода 12-месячный период определяйте на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Подробнее о том, как определить продолжительность пребывания человека на территории России, см. Как определить ставку для расчета НДФЛ.

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и № 03-04-06-01/95.

Если иностранец-резидент увольняется в течение года, НДФЛ, удержанный по ставке 13 процентов, пересчитывать не нужно. Увольнение не влечет за собой изменение налоговой ставки, даже если с начала года такой сотрудник не отработал 183 дня. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122.

Ситуация: как определить налоговый статус иностранного гражданина, если с ним заключен срочный трудовой договор, предусматривающий его нахождение в России в течение длительного периода времени

Налоговый статус иностранного гражданина определяйте исходя из фактического документально подтвержденного времени его нахождения в России.

Определять статус исходя из предполагаемого времени нахождения в России нельзя. Такой порядок в налоговом законодательстве не предусмотрен. То есть до истечения 183 дней фактического пребывания в России в течение 12 следующих подряд месяцев нельзя признать иностранного гражданина налоговым резидентом. При этом не имеет значения срок действия трудового договора, заключенного с гражданином. Такой вывод следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Таким образом, вне зависимости от срока, на который заключен трудовой договор, иностранный гражданин не может быть признан налоговым резидентом до истечения 183 дней его фактического пребывания на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой позиции придерживается и Минфин России в письме от 25 июня 2007 г. № 03-04-06-01/200.

Особые правила определения налогового статуса установлены для граждан Республики Беларусь.

Пересчет НДФЛ

Пересчет НДФЛ делайте на основании документов, подтверждающих изменение налогового статуса иностранного сотрудника.

Если иностранный сотрудник обрел статус налогового резидента и этот статус в текущем году больше не изменится, то сумма оплаты труда такому сотруднику должна облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов.

Организация обязана рассчитывать налог по данной ставке нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 226 НК РФ). Следовательно, она должна пересчитать НДФЛ, ранее рассчитанный по ставке 30 процентов, и при определении налоговой базы нарастающим итогом зачесть излишне удержанную сумму. Если до конца года НДФЛ, удержанный по ставке 30 процентов, окажется зачтенным не полностью, вернуть переплату сотрудник сможет самостоятельно в налоговой инспекции по месту своего учета (п. 1.1 ст. 231 НК РФ).

Такие выводы следуют из писем Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061, от 22 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-233, от 21 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-226, от 19 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-224 и ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15413.

В течение года сотрудник-иностранец может утратить статус налогового резидента. Например, если в начале года он выехал в длительную зарубежную командировку и вернулся в Россию позже, чем через 183 дня. Если такой сотрудник не имеет права на обложение его доходов 13-процентным НДФЛ и если статус резидента до конца года у него не восстановится, НДФЛ, ранее удержанный по ставке 13 процентов, пересчитайте по ставке 30 процентов. Это следует из положений пунктов 1, 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-444.

Разницу между суммами налога, рассчитанного по ставкам 30 и 13 процентов, удерживайте из любых денежных средств, которые организация выплачивает сотруднику. Предельный размер удержания – 50 процентов от суммы выплаты. Об этом сказано в пункте 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если в связи с увольнением сотрудника или по каким-либо другим причинам организация в течение календарного года не смогла удержать доначисленную сумму НДФЛ, до 1 февраля следующего года она обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию и самому налогоплательщику. Подробнее об этом см. Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно.

Сумму излишне удержанного НДФЛ, не зачтенную до конца налогового периода налоговым агентом, вернуть иностранному сотруднику сможет только налоговая инспекция по месту учета.

Для этого по окончании года он должен представить в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие получение им статуса резидента. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-04-05/41061, от 22 ноября 2010 г. № 03-04-06/6-273 и от 28 октября 2010 г. № 03-04-06/6-258, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Иностранный сотрудник может сдать декларацию одним из следующих способов:

  • принести ее в инспекцию лично;
  • передать через своего представителя;
  • отправить по почте (с описью вложения);
  • отправить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Такой вывод следует из пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-04-05/3-716.

В бухучете пересчет НДФЛ иностранному сотруднику, утратившему статус налогового резидента, отразите следующими проводками:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ по ставке 13%»
– сторнирован НДФЛ, ранее удержанный с доходов иностранного сотрудника по ставке 13 процентов;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ по ставке 30%»
– удержан НДФЛ по ставке 30 процентов с доходов иностранного сотрудника.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 68, 70).

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

4. Рекомендация:Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу

<…>

Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Иностранные сотрудники могут иметь статус:

Пенсионные взносы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно, временно проживающих или временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов).

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Взносы на социальное страхование

Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно, временно проживающих или временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов).

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Взносы на медицинское страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Порядок начисления взносов

На выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим и временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2.1 ст. 22, ч. 1 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9, ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9, 58.2, ч. 2 ст. 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан. Единственное отличие – тариф страховых взносов в ФСС России. В отличие от тарифа, установленного для выплат российским гражданам (2,9%), на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, страховые взносы начисляйте по тарифу 1,8 процента.

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты иностранцам, временно пребывающим в России, не начисляйте – застрахованными лицами они не признаются.

Это следует из положений частей 1, 2 статьи 12, статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Пример начисления страховых взносов на зарплату сотрудника-иностранца, временно проживающего в России. Организация не имеет права на применение пониженных тарифов страховых взносов

Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев (1970 г. р.) работает по трудовому договору в должности менеджера по работе с клиентами. Кондратьев имеет разрешение на временное проживание в России, поэтому на его зарплату начисляются взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Также зарплата Кондратьева облагается взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по тарифу 0,2 процента.

В январе Кондратьеву начислили зарплату 20 000 руб.

На выплаты в пользу Кондратьева в январе были начислены страховые взносы:

  • в ПФР – 4400 руб. (20 000 руб. ? 22%);
  • в ФСС России – 580 руб. (20 000 руб. ? 2,9%);
  • в ФФОМС – 1020 руб. (20 000 руб. ? 5,1%);
  • на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 40 руб. (20 000 руб. ? 0,2%).

Какие выплаты освобождены от взносов

Страховыми взносами не облагаются:
1) вознаграждения иностранцам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;
2) вознаграждения иностранцам, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и частью 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Изменение статуса пребывания в России

Ситуация: как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с выплат иностранному сотруднику. В течение года у сотрудника изменился статус пребывания в России

При изменении статуса иностранного сотрудника страховые взносы начисляйте в соответствии с тарифом, установленным для его нового статуса. Это объясняется следующим.

Размер тарифов для начисления страховых взносов зависит:

В течение года статус иностранца может измениться. Например, он может получить вид на жительство и сменить статус с временно пребывающего на постоянно проживающего. Также иностранец может утратить или приобрести статус высококвалифицированного специалиста.

В Законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ нет специальных норм, регулирующих порядок начисления страховых взносов при изменении статуса иностранца в течение года. Пересчет страховых взносов за предыдущие месяцы отчетного (расчетного) периода законодательством также не предусмотрен. Поэтому следует руководствоваться общими нормами этого закона, определяя страховой тариф в зависимости от статуса застрахованного лица на конкретную дату.

В месяце, в котором произошло изменение статуса сотрудника, сумму начисленных ему выплат разделите на две части:

  • с начала месяца по день, предшествующий дню, в котором статус сотрудника изменился;
  • со дня, в котором статус сотрудника изменился, до конца месяца.

Сумму страховых взносов за месяц, в котором у сотрудника изменился статус, определяйте по следующим формулам:

Сумма пенсионных взносов = Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения статуса ? Тариф страховых взносов до изменения статуса + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф страховых взносов после изменения статуса

Пример расчета страховых взносов с выплат сотруднику-иностранцу. В течение календарного года статус сотрудника изменился с временно пребывающего на постоянно проживающего

Менеджер А.С. Иванов 17 апреля получил в России вид на жительство и сменил статус временно пребывающего на статус постоянно проживающего.

За январь–март Иванову было начислено 120 000 руб. Зарплата Иванова за апрель составила 60 000 руб.

Для расчета страховых взносов за апрель бухгалтер организации разделил зарплату, начисленную Иванову, на две части. В апреле 22 рабочих дня. Зарплата за период с 1 по 16 апреля составила 32 727 руб. (60 000 руб.: 22 дн. ? 12 дн.). Зарплата за период с 17 по 30 апреля равна 27 273 руб. (60 000 руб.: 22 дн. ? 10 дн.).

По состоянию на 30 апреля суммарная расчетная база для начисления страховых взносов с выплат Иванову не превысила предельных величин:
– ни по взносам на социальное страхование: 120 000 руб. + 60 000 руб. < 670 000 руб.;
– ни по взносам на пенсионное страхование: 120 000 руб. + 60 000 руб. < 711 000 руб.

Тарифы для начисления страховых взносов с зарплаты Иванова составляют:

1) при статусе временно пребывающего:

  • на пенсионное страхование – 22 процента;
  • на обязательное социальное страхование – 1,8 процента;
  • на обязательное медицинское страхование – 0 процентов;

2) при статусе постоянно проживающего:

  • на пенсионное страхование – 22 процента;
  • на обязательное социальное страхование – 2,9 процента;
  • на обязательное медицинское страхование – 5,1 процента.

С выплат Иванову за январь–март бухгалтер начислил страховые взносы в следующих размерах:
– на пенсионное страхование – 26 400 руб. (120 000 руб. ? 22%);
– на социальное страхование – 2160 руб. (120 000 руб. ? 1,8%);
– на медицинское страхование – 0 руб. (в I квартале Иванов не признавался застрахованным лицом).

С выплат Иванову за апрель бухгалтер начислил страховые взносы в следующих размерах:

За период с 1 по 16 апреля:
– на пенсионное страхование – 7200 руб. (32 727 руб. ? 22%);
– на социальное страхование – 589,09 руб. (32 727 руб. ? 1,8%);
– на медицинское страхование – 0 руб. (до 17 апреля Иванов не признавался застрахованным лицом).

За период с 17 по 30 апреля:
– на пенсионное страхование – 6000 руб. (27 273 руб. ? 22%);
– на социальное страхование – 790,92 руб. (27 273 руб. ? 2,9%);
– на медицинское страхование – 139,09 руб. (27 273 руб. ? 5,1%).

<…>

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

5. Рекомендация:Как начислить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на выплаты сотрудникам-иностранцам

<…>

Выплаты и вознаграждения, начисленные сотрудникам-иностранцам в рамках трудовых отношений, облагаются взносами на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. В данном случае статус сотрудника (резидент, нерезидент, постоянно или временно проживающий (пребывающий) в России) значения не имеет. Страховые взносы начисляйте в том же порядке, что и с выплат в пользу российских граждан. Такой вывод следует из пункта 2 статьи 5, пункта 1 статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

С выплат иностранцам, работающим по гражданско-правовым договорам, взносы начисляйте, только если такая обязанность организации предусмотрена договором (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Пример начисления взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с доходов иностранцев, выплаченных организацией

С 9 января 2014 года в организации работают:

  • гражданин Армении (1965 г. р.) – по гражданско-правовому договору;
  • гражданин Молдавии (1970 г. р.) – по бессрочному трудовому договору.

Они не являются высококвалифицированными специалистами.

Гражданин Армении имеет разрешение на временное проживание в России. Поэтому с его доходов по гражданско-правовому договору организация начисляет взносы на обязательное пенсионное страхование (по суммарному тарифу 22% (независимо от года рождения)) и медицинское страхование (5,1%).

Так как гражданин Армении не состоит в трудовых отношениях с организацией, а работает по гражданско-правовому договору, взносы на обязательное социальное страхование с его доходов не начисляются. Обязанность начисления взносов на страхование от несчастных случаев в договоре не предусмотрена.

Статус гражданина Молдавии – временно пребывающий в России. На его зарплату организация начисляет взносы на обязательное пенсионное страхование по суммарному тарифу 22 процента (независимо от года рождения) и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Взносы на обязательное социальное и медицинское страхование с доходов этого сотрудника не начисляются.

Тариф взносов на страхование от несчастных случаев в организации составляет 0,2 процента.

Сумма доходов, начисленных организацией в июле 2014 года каждому из иностранцев, составила по 20 000 руб. Оба имеют статус резидента России.

База для начисления страховых взносов в отношении каждого из иностранных граждан за январь–июль 2014 года составила по 140 000 руб., что не превышает предельной величины базы для начисления страховых взносов в 2014 году (624 000 руб.).

Поэтому на доходы гражданина Армении за июль были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в следующем порядке:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование – 4400 руб. (20 000 руб. ? 22%);
  • взносы в ФФОМС – 1020 руб. (20 000 руб. ? 5,1%).

Взносы на страхование от несчастных случаев с доходов гражданина Армении не начислялись, так как это не было предусмотрено гражданско-правовым договором.

На зарплату гражданина Молдавии начислены:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование – 4400 руб. (20 000 руб. ? 22%);
  • взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, – 40 руб. (20 000 руб. ? 0,2%).

<…>

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка