Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
14 января 2015 38 просмотров

Компания А намерена предоставить уточненную декларацию по НДС за 3 кв 2013г. на возмещение из бюджета. В связи с чем компания А во избежание возможных негативных налоговых последствий, а именно -возникновения необоснованной налоговой выгоды, направило в налоговую инспекцию запрос в соответствии пп.4 п.1 ст.32 НК РФ, письма Минфина России от 16 мая 2013г. №03-02-07/1/17050 о выполнении или невыполнении налоговых обязательств контрагентов в части уплаты налогов в бюджет, в частности НДС. В адрес компании А получен ответ от налоговой инспекции о том, что налоговые органы не обязаны предоставлять налогоплательщикам подобную информацию, сославшись на на пункт 1 статьи 102 НК РФ, что данная информация составляет налоговую тайну.Вопрос: правомерны ли действия налоговых органов в данном случае, выразившиеся в отказе предоставить налогоплательщику информацию об исполнении или неисполнении контрагентами налоговых обязательств-?Спасибо

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.05.2013 № 03-02-07/1/17050

<…>

«Вопрос:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) обратилось в налоговые органы субъектов Российской Федерации с запросами относительно исполнения своими контрагентами обязанностей по уплате налогов и сборов.
Налоговые органы в письменных ответах отказали Обществу в предоставлении запрашиваемых сведений, сославшись на отсутствие в статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности налоговых органов в предоставлении названных сведений.
Общество полагает, что такая позиция налоговых органов не основана на законе.
В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Нормой статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет негативные правовые последствия в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Следовательно, Кодекс предусматривает возможность привлечения к ответственности за неуплату налога в установленный срок в результате неправомерных действий.
Таким образом, при наличии признаков, установленных статьей 106 Кодекса, неуплата налога в установленный срок является налоговым правонарушением.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно. В рассматриваемом случае Общество является заинтересованным лицом.
Просим разъяснить обязанности налоговых органов представлять налогоплательщику информацию об исполнении контрагентом налогоплательщика обязанности по уплате налогов и сборов?

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2013 года N 03-02-07/1/17050

[Об обязанности налоговых органов представлять налогоплательщику информацию об исполнении контрагентом налогоплательщика обязанности по уплате налогов и сборов]

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу об обязанности налоговых органов представлять налогоплательщику информацию об исполнении контрагентом налогоплательщика обязанности по уплате налогов и сборов и сообщается следующее.
В соответствии с определением от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерными выводы судов на основе статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в представлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.*
Аналогичные выводы сделаны и некоторыми другими судами (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 N А27-25441/2009, от 16.07.2010 N А27-25724/2009, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2010 N Ф09-6957/10-СЗ).
Налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Заместитель
директора Департамента
С.В.Разгулин»

<…>

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2013 № 03-02-08/33970

<…>

«Вопрос:
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 16.05.2013 N 03-02-07/1/17050 сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствуют правовые основания для отказа в предоставлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.
Следуя разъяснениям, индивидуальный предприниматель обратился в налоговую инспекцию по адресу регистрации с заявлением о предоставлении информации об уплате налогов и сборов нашим контрагентом в целях проявления должной осмотрительности. Налоговый инспектор отказался принимать заявление, аргументировав отказ налоговой тайной. При обращении в информационное окно инспекции за разъяснениями рекомендовали обратиться в налоговый орган того города, где зарегистрирован контрагент. Но дадут ли там эту информацию?
Разъясните, пожалуйста, как все-таки можно получить данную информацию (об исполнении контрагентом своих обязанностей по уплате налогов) и куда обращаться: в свою инспекцию или в "инспекцию контрагента"?

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО

от 20 августа 2013 года N 03-02-08/33970

[О получении информации об исполнении контрагентом обязанности по уплате налогов]

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о получении информации об исполнении контрагентом обязанности по уплате налогов и сообщается следующее.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Административным регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Согласно определению от 01.12.2010 N ВАС-16124/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерными выводы судов на основе статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" о том, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в представлении заявителю информации о выполнении потенциальными контрагентами своих налоговых обязательств, отметив, что запрашиваемая информация обусловлена необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.*
Одновременно сообщается, что налогоплательщики вправе проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности с учетом Критериев оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

На сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок"), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
ФНС России издано письмо от 11.02.2010 N 3-7-07/84 о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов с учетом критериев оценки налоговых рисков, а также о работе ФНС России по предупреждению налогоплательщиков от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка