Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 января 2015 13 просмотров

Если вдруг насчитали менее пяти млн, то значит они могут без решения суда взыскать эти средства с лицевого счета?А если суд подтвердит правоту налогоплательщика, то потом будут возвращать эти суммы?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как взыскивается недоимка по налогам

<…>

Исполнение решения о взыскании

Решение о принудительном взыскании недоимки исполняется через банк, в котором у организации открыт счет. Инспекция должна направить в этот банк поручение на перечисление налога (штрафа, пеней) в бюджет (п. 24 ст. 46НК РФ). Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего операционного дня. Если для полного погашения недоимки денег на счете организации недостаточно, поручение будет помещено в картотеку неоплаченных расчетных документов. В этом случае недоимка будет погашаться постепенно, по мере поступления денег на счет организации. Остаток средств для погашения недоимки банк определит в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством. Такие правила установленыпунктом 6 статьи 46 Налогового кодекса РФ и пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

При нехватке денег на рублевом банковском счете и наличии у организации валютного счета недоимка может быть взыскана за счет валютных средств. Для этого налоговая инспекция должна дать банку поручение на продажу валюты. Сумма недоимки, которая погашается за счет валютных средств, определяется по курсу Банка России на дату продажи валюты. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса РФ. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Их можно учесть и при расчете налога на прибыль (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ), и при расчете единого налога с разницы между доходами и расходами при упрощенке (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Взыскивать недоимку за счет средств, размещенных на депозитном счете организации, до окончания срока депозитного договора налоговым инспекциям запрещено (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Если денежных средств на рублевых и валютных банковских счетах недостаточно, инспекция вправе обратить взыскание на электронные денежные средства организации. Для этого она направит в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручение на их перевод на счет налогоплательщика в банке. По аналогии со средствами на банковских счетах вначале взыскиваются электронные денежные средства в рублях, а в случае их нехватки – в иностранной валюте. Причем валютные денежные средства банк должен перевести на валютный счет организации, указанный в поручении инспекции. Если в поручении указан только рублевый счет, руководитель инспекции одновременно с поручением на перевод электронных денежных средств должен направить в банк поручение на продажу не позднее следующего дня валюты организации. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Банк должен исполнить поручение по электронным денежным средствам в рублях не позднее одного операционного дня со дня получения поручения, а по средствам в валюте – не позднее двух операционных дней. Если электронных денежных средств для полного погашения недоимки все-таки недостаточно, банк будет исполнять поручение по мере получения электронных денежных средств организации-должника.

Такой порядок предусмотрен в пункте 6.1 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

При отсутствии денег на банковских счетах инспекция имеет право взыскать недоимку с лицевых счетов организации – получателя бюджетных средств (п. 3.1 ст. 46 НК РФст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ). Без решения суда инспекция может взыскать денежные средства с лицевого счета, если сумма задолженности не превышает 5 млн руб. Если задолженность больше, для ее взыскания потребуется судебное решение (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ).*

<…>

Взыскание недоимки через суд

В судебном порядке взыскиваются недоимки:
– с организаций, которым открыт лицевой счет, если размер задолженности превышает 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ);
– возникшие в результате переквалификации сделок, статуса или характера деятельности организации (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ);
– возникшие в результате проверок правильности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).*

Кроме того, в судебном порядке взыскиваются недоимки с организаций, которые являются взаимозависимыми по отношению к организациям, у которых эти недоимки возникли. Причем речь идет только о недоимках, возникших по итогам налоговых проверок и непогашенных в течение трех месяцев.

Взыскание недоимки с взаимозависимых организаций возможно в следующих случаях:

– если на их банковские счета поступает выручка за товары (работ, услуги), реализованные организациями, у которых возникла недоимка (в т. ч. если выручка поступает через совокупность взаимосвязанных операций с участием лиц, которые не признаются взаимозависимыми);
– если организация, у которой возникла недоимка, узнав о назначении выездной или проведении камеральной проверки, передала взаимозависимой организации денежные средства или другое имущество, в результате чего взыскание недоимки стало невозможным.

Основания для взыскания недоимки с взаимозависимых организаций определены вподпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация:Какие права и обязанности есть у налоговых органов

<…>

Обжалование действий инспекции

Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):

  • в ФНС России или ее региональном управлении;
  • в арбитражном суде.

Об этом говорится в пункте 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ.*

До 1 января 2014 года обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции в суде и вышестоящем налоговом органе можно одновременно (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ).

Решение налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности может быть обжаловано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Ситуация: как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки

Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России). Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1 и 2статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.

В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.

Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК РФ).

УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменить решение налоговой инспекции полностью или частично;
  • отменить решение налоговой инспекции полностью и вынести новое.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.*

О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Если организация обжалует решение налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК РФч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать решение налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение;
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.*

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемое решение. Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

Внимание: суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС России не соблюден.

В частности, такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС России для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме. В данном случае суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС России.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 июля 2010 г. № Ф09-5472/10-С2, Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. № А75-7261/2009от 6 апреля 2010 г. № А27-12342/2009).

Вместе с тем, есть судебные решения, в которых суды занимают противоположную позицию. По их мнению, сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС России свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2010 г. № А13-5979/2009от 15 апреля 2010 г. № А26-5099/2009

.

Ситуация: как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции

Действие или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении и в арбитражном суде.

Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении (УФНС России), так и в арбитражном суде. При этом организация вправе использовать оба варианта одновременно. Например, такие действия возможны, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.

Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2Налогового кодекса РФ.*

Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.

УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
  • признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

Если организация обжалует действия, бездействие налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Рекомендация:Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы)

Порядок возврата (зачета) налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, пеней и штрафов) зависит от причины, по которой у организации образовалась переплата в бюджет, и способа, которым она возвращается. Возможны три варианта:

<…>

Излишне взысканные налоги

Если у организации была излишне взыскана сумма налога, пеней или штрафа, то ее можно вернуть. Возвращаемая сумма будет уменьшена на величину, зачтенную в счет уплаты недоимок по налогам (сборам, пеням, штрафам) (если такие недоимки есть). Об этом сказано в пункте 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.

Заявление о возврате излишне взысканной суммы можно направить в налоговую инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам связи) в течение одного месяца со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании. Если этот срок пропущен, то взыскать переплату можно только через суд. Обратиться в суд с исковым заявлением организация может в течение трех лет. Такие правила установлены пунктами 2 и 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ.

Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, то в течение 10 дней она обязана известить об этом организацию (п. 4 ст. 79 НК РФ).*

Ситуация: может ли налоговая инспекция без согласия коммерческой организации (автономного учреждения) направить излишне взысканную сумму налога на погашение недоимки по пеням, срок принудительного взыскания которых истек

Нет, не может.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату организации. Однако если у организации есть недоимка по пеням, то, прежде чем вернуть излишне взысканную сумму, налоговая инспекция может зачесть ее (полностью или частично) в счет погашения этой недоимки. При этом она должна соблюдать порядок, предусмотренный статьей 78 Налогового кодекса РФ, для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов (сборов, пеней, штрафов). Это следует из положений пункта 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.

Направление суммы излишне взысканного налога на погашение недоимки по пеням без согласия организации означает принудительное взыскание этой недоимки. Однако принудительное взыскание пеней может производиться только в сроки, установленные законодательством. В частности, налоговая инспекция вправе вынести решение о принудительном взыскании пеней в течение двух месяцев с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки по пеням. Если двухмесячный срок пропущен, инспекция может обратиться в арбитражный суд. При этом исковое заявление должно быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки. Шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд (если он не был пропущен инспекцией по уважительным причинам) является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению. Это следует из положений пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ. По истечении пресекательного срока инспекция утрачивает право на взыскание пеней в принудительном порядке.

Если срок принудительного взыскания пеней истек, налоговая инспекция не вправе погашать недоимку по пеням ни за счет денежных средств (имущества) организации, ни за счет излишне взысканных (уплаченных) налогов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-511 и в пункте 3 определения Конституционного суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П. Такой же позиции придерживаются арбитражные суды (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 24 октября 2006 г. № 5274/06определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12563/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июля 2008 г. № Ф04-3949/2008(7400-А81-26)Московского округа от 26 мая 2009 г. № КА-А40/4480-09Волго-Вятского округа от 26 мая 2008 г. № А29-6029/2007Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2008 г. № А78-6810/07-Ф02-2068/2008).

Срок возврата излишне взысканного налога

Налоговая инспекция должна вернуть излишне взысканную сумму в течение одного месяца со дня получения заявления от организации.

Проценты за несвоевременный возврат должны быть начислены за период со дня, следующего за днем взыскания, по день возврата. Проценты можно рассчитать по следующей формуле:*

Проценты с излишне взысканного налога (сбора, пеней, штрафа) = Излишне взысканный налог (сбор, пени, штраф) ? Количество календарных дней в периоде со дня, следующего за днем взыскания, по день возврата включительно ? Ставка рефинансирования, действовавшая в этом периоде : Количество календарных дней в году


Такие правила установлены пунктами 5 и 9 статьи 79 Налогового кодекса РФ. То, что в расчет нужно включать день фактического возврата средств на счет плательщика, подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 24 декабря 2013 г. № 11675/13.

Пример возврата излишне взысканной суммы налога

1 апреля налоговая инспекция принудительно взыскала с организации недоимку по транспортному налогу в сумме 100 000 руб. Поручения на перечисление этой суммы в бюджет одновременно были направлены в два банка, в которых у организации открыты расчетные счета. Поскольку остаток средств на обоих счетах был достаточен для погашения недоимки, оба банка перечислили в бюджет указанную в поручении сумму 100 000 руб.

После того как банковские выписки были обработаны, бухгалтер организации обнаружил, что взыскание недоимки произошло дважды. Чтобы вернуть переплату, 15 апреля организация подала в налоговую инспекцию заявление о возврате излишне взысканной суммы.

Излишне взысканный налог поступил на расчетный счет организации 22 апреля. Одновременно с этим налоговая инспекция начислила организации проценты. Сумма процентов за 21 календарный день (с учетом 22 апреля) составила:
100 000 руб. ? 21 дн. ? 8,25% : 360 дн. = 481 руб.

Ситуация: положены ли организации проценты при возврате переплаты по налогу. Переплата образовалась из-за добровольной уплаты налога, доначисленного инспекцией. Решение инспекции не вступило в силу и было оспорено в суде

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Разъяснения контролирующих ведомств по этому поводу отсутствуют.

Налоговым законодательством предусмотрено два варианта начисления процентов при возврате переплаты по налогам:
– если возвращаются излишне уплаченные суммы налогов – за каждый день просрочки по истечении одного месяца с момента получения заявления о возврате излишне уплаченной суммы (п. 6 ст. 78 НК РФ);
– если возвращаются излишне взысканные суммы налогов – за весь периодначиная со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне взысканной суммы (п. 5 ст. 79 НК РФ).*

В постановлении от 24 апреля 2012 г. № 16551/11 Президиум ВАС РФ указал, что оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных зависит от причины возникновения переплаты. Если переплата возникла из-за ошибок, допущенных организацией (например, из-за неправильного расчета налога в декларации), ее сумму следует рассматривать как излишне уплаченную. Если же причиной переплаты стало ошибочное решение инспекции о доначислении налогов, она должна быть квалифицирована как излишне взысканная сумма. Даже если это решение было исполнено организацией добровольно, до его вступления в законную силу. Таким образом, в рассматриваемой ситуации налоговая инспекция, возвращая сумму переплаты, должна начислить проценты по второму варианту: за период с момента уплаты организацией излишне начисленной суммы по день возврата этой суммы из бюджета.

Арбитражная практика, сложившаяся до выхода постановления Президиума ВАС РФ от 24 апреля 2012 г. № 16551/11, была неоднородной. Некоторые суды признавали излишне взысканными суммы налогов, уплаченные организациями по решениям налоговых инспекций до выставления соответствующих требований (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 апреля 2012 г. № Ф09-2747/12Московского округа от 16 февраля 2012 г. № А40-54626/11-99-247Северо-Западного округа от 9 сентября 2008 г. № А05-992/2008). В то же время были примеры судебных решений с противоположной позицией (см., например, определение ВАС РФ от 12 августа 2011 г. № ВАС-10395/11, постановления ФАС Московского округа от 12 сентября 2011 г. № А41-36076/10,Западно-Сибирского округа от 23 июня 2011 г. № А46-11313/2010).

С выходом постановления Президиума ВАС РФ от 24 апреля 2012 г. № 16551/11следует ожидать, что арбитражная практика по этой проблеме станет единообразной. Более того, по сути постановление Президиума ВАС РФ от 24 апреля 2012 г. № 16551/11 является прецедентным. В нем сказано, что при отсутствии других препятствий ранее принятые судебные акты по аналогичным делам могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (по вновь открывшимся обстоятельствам). Таким образом, организации, ранее проигравшие подобные споры с налоговыми инспекциями, получили возможность компенсировать свои потери.

Ситуация: положены ли организации проценты при зачете излишне взысканной суммы налога (сбора, пеней) в счет недоимки по другому налогу

Да, положены.

По правилам пункта 5 статьи 79 Налогового кодекса РФ на сумму излишне взысканного налога (сбора, пеней) начисляются проценты. Право на получение процентов сохраняется и в том случае, когда излишне взысканный налог (сбор, пени) организация попросила зачесть в счет недоимки по другому налогу (п. 9 ст. 79 НК РФ). Объясняется это тем, что начисление процентов призвано восстановить имущественное положение организации, нарушенное излишним взысканием денег. И не важно, в какой форме эти деньги возвращаются организации – перечислением на банковский счет или зачетом в счет недоимки по другому налогу.*

Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 21 сентября 2011 г. № СА-4-7/15431.

Согласны с таким подходом и судьи (см., например, определение ВАС РФ от 24 ноября 2008 г. № 15129/08, постановления ФАС Московского округа от 5 мая 2011 г. № КА-А40/3771-11-Пот 20 августа 2009 г. № КА-А41/8136-09, Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2008 г. № А19-18067/07-33-Ф02-3291/08).

Помимо налогов, организация может вернуть (зачесть) излишне уплаченные или взысканные суммы страховых взносов (пеней, штрафов). Уплата взносов налоговым законодательством не регулируется. Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или взысканных страховых взносов (пеней, штрафов) прописан в статьях 26 и 27 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченные (взысканные) взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.

<…>

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

20.01.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// vip.1gl.ru/#/hotline/rules/

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка