Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
5 февраля 2015 13 просмотров

В связи с вступлением республики Армения в таможенный союз в качестве полноправного члена, просим вас разъяснить порядок документального и таможенного оформления товара вывозимого в режиме экспорта. До вступления Армении в таможенный союз, действовал порядок с оформлением ГТД и уплаты таможенных взносов.Вопрос: Действует ли теперь порядок пересечения границы РФ без таможенного декларирования груза при экспорте в Армению? Какими нормативными документами утверждены действия таможенных органов и валютного контроля при экспорте в Армениию?Спасибо.

О таможенном декларировании товаров подробно читайте Комментарий к ТК ТС ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия и в материалах «Системы Юрист».

1. Статья справки: Таможенный союз

Таможенный союз – единая таможенная территория, на которой действуют таможенные правила, принятые странами – участницами союза. В настоящее время в Таможенный союз входят Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения (ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союзаДоговор о евразийском экономическом союзеДоговор о присоединении Республики Армения к Договору о евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).*

2. КОММЕНТАРИЙ К ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА. ОЛЬГА АНОХИНА

«Глава 27. Таможенное декларирование товаров

Статья 179. Общие положения о таможенном декларировании товаров

1. Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

3. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Статья 180. Таможенная декларация

1. При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза.

2. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенногозаконодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза.

(Пункт в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

3. Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации в зависимости от таможеннойпроцедуры, категорий товаров, лиц их перемещающих, вида транспорта, могут сокращаться решением Комиссии таможенногосоюза либо законодательством государств – членов таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии таможенногосоюза.

(Часть в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

4. В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза.

5. Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссиитаможенного союза.

6. Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено настоящим Кодексом, решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств – членов таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.

(Пункт в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

Структура и формат электронной копии таможенной декларации, а также порядок ее представления и использования определяются решением Комиссии таможенного союза.

Статья 181. Декларация на товары

1. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

2. В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:

1) заявляемая таможенная процедура;

2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможеннойтерритории таможенного союза под таможенным контролем;

4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

5) сведения о товарах:

  • наименование;
  • описание;
  • классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
  • наименование страны происхождения;
  • наименование страны отправления (назначения);
  • описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
  • количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;
  • таможенная стоимость;
  • статистическая стоимость;

6) сведения об исчислении таможенных платежей:

  • ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
  • применение льгот по уплате таможенных платежей;
  • суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
  • курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом;

7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

8) сведения о соблюдении ограничений;

9) сведения о производителе товаров;

10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;

11) сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса;

12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;

13) место и дата составления декларации на товары.

Статья 182. Транзитная декларация

1. При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация.

2. В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи.

3. Транзитная декларация должна содержать следующие сведения о (об):

1) отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

2) стране отправления, стране назначения товаров;

3) декларанте;

4) перевозчике;

5) транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;

6) наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

7) коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков;

8) весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

9) количестве грузовых мест;

10) пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

11) документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

12) планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути. Если принимаемые в качестве транзитной декларации документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, не содержат всех сведений, указанных в настоящем пункте, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.

(Часть введена Протоколом от 16 апреля 2010 г.)

4. Таможенный орган не вправе требовать от декларанта, представления других сведений, за исключением сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

5. Пункт исключен. Протокол от 16 апреля 2010 г.

6. Транзитная декларация регистрируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий, применяемых таможенными органами.

Порядок подачи и регистрации транзитной декларации определяется решением Комиссии таможенного союза.

Статья 183. Представление документов при таможенном декларировании товаров

1. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки – иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

(Подпункт в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) подпункт исключен. Протокол от 16 апреля 2010 г.;

5) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

7) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

9) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

10) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

11) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

12) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

13) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств – членов таможенного союза.

14) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки – в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1), 2), 5), 8), 9) и 13) настоящего пункта, а также в подпункте 3) настоящего пункта – при наличии таких документов.

(Часть введена Протоколом от 16 апреля 2010 г.)

Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

2. Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств – членов таможенного союза.

3. Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств – членов таможенного союза, – после выпуска товаров.

(Пункт в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

4. При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств – членов таможенного союза.

(Часть в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов.

5. При таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок представления и использования электронных документов, определяется таможенным законодательством таможенногосоюза.

6. Подача таможенной декларации в электронной форме может не сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, установленных статьями 240, 253, 265, 294, 299 и 308 настоящего Кодекса, если в таможенный орган ранее представлялись такие документы, либо они могут быть представлены впоследствии в соответствии законодательством государства – члена таможенного союза.

7. Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств – членов таможенного союза и на иностранных языках.

Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства – члена таможенного союза, таможенному органу которого при таможенном декларировании представляются такие документы.

Статья 184. Дополнительные документы, представляемые при таможенном декларировании в соответствии с условиями таможенных процедур

При таможенном декларировании товаров в соответствии с условиями заявленных таможенных процедур дополнительно к документам, указанным в статье 183 настоящего Кодекса, представляются документы, установленные статьями 240, 253, 265, 294, 299 и 308 настоящего Кодекса, а в случае установления таможенных процедур в соответствии с:

  • пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса – международными договорами государств – членов таможенного союза;
  • пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса – законодательством государств – членов таможенного союза.

(В ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

Статья 185. Сроки подачи таможенной декларации

1. Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу:

(Абзац в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

1) решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;

2) решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;

3) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;

4) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

4. Товары, указанные в пункте 3 настоящей статьи, таможенная декларация в отношении которых не подана в установленный срок, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

Статья 186. Декларант

Декларантами могут быть:

1) лицо государства – члена таможенного союза:

  • заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
  • имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

  • физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
  • лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса;
  • организация, имеющая представительство, созданное на территории государства – члена таможенного союза в установленном порядке, – при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
  • лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства – члена таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита – лица, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи, а также: перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

  • экспедитор, если он является лицом государства – члена таможенного союза.

(Подпункт в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

Статья 187. Права декларанта

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров подтаможенную процедуру, декларант вправе:

1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса;

3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенныхорганов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;

4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

5) представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов;

6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;

7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;

8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Статья 188. Обязанности декларанта

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом;

5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;

6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 189. Ответственность декларанта

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

(В ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

Статья 190. Подача и регистрация таможенной декларации

1. Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

2. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.

3. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.

4. Таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:

1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;

2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;

3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180-182 настоящего Кодекса;

4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

5. Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа.

В случае отказа в регистрации таможенной декларации таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю.

6. Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.

7. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

8. Положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи не применяются при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.

Статья 191. Изменение и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации

1. Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;
  • если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

2. Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.

3. Таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.

Статья 192. Отзыв таможенной декларации

1. По письменному обращению декларанта зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.

При отзыве таможенной декларации новая таможенная декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров.

При неподаче таможенной декларации в срок, указанный в части второй настоящего пункта, товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

2. По письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров.

Для отзыва таможенной декларации на товары таможенного союза в обращении об отзыве должно быть указано место нахождения товаров.

3. Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных втаможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Таможенная декларация может быть отозвана после проведения таможенного досмотра товара, если в ходе такого досмотра не было установлено нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Статья 193. Предварительное таможенное декларирование товаров

1. Таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.

2. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаровтаможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах.

3. При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу.

Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза.

4. В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.

5. Если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможеннуюдекларацию в порядке, предусмотренном статьей 192 настоящего Кодексом.

6. Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенномуоргану, определенному в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения,таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров.

(Пункт в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.)

Статья 194. Особенности таможенного декларирования товаров

В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:

1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;

3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с комментируемым Кодексом.

В переходных положениях комментируемого Кодекса содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу резидентства. Положениями ст. 368 комментируемого Кодекса предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа ТС) на уровне глав государств – членов ТС декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом, т. е. декларанты – российские юридические лица и индивидуальные предприниматели – будут декларировать товары только таможенным органам РФ. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования и таможенную процедуру таможенного транзита.

В настоящем комментарии представлены новеллы таможенного декларирования.

Таможенное декларирование представляет собой процедуру юридического оформления перемещения товаров через таможенную границу, а также товаров, уже перемещенных через таможенную границу, таможенная процедура которых изменяется (в том числе и при отсутствии факта перемещения товаров через таможенную границу), либо иных товаров, которые подлежат таможенному декларированию.*

Иные товары, подлежащие декларированию, устанавливаются гл. 34-36, 42 комментируемого Кодекса соответственно: отходы, образованные в результате переработки товаров, остатки, образованные в результате переработки товаров, отходы, образованные в результате уничтожения товаров.

Способы заявления сведений о товарах, необходимых для таможенных целей, согласно п. 3 ст. 179 комментируемой главы могут осуществляться в двух формах: письменной и (или) электронной. До вступления в действие комментируемого Кодекса в российском законодательстве действовали еще две формы: устная, которая применялась в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами (например, при перемещении товаров в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей), и конклюдентная (применялась при использовании «зеленого коридора», при выборе которого предполагалось, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию).

Согласно ст. 180 комментируемой главы в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, при таможенном декларировании товаров применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары (в российском таможенном законодательстве действовала ГТД – грузовая таможенная декларация)1;

2) транзитная декларация2;

3) пассажирская таможенная декларация3;

4) декларация на транспортное средство4.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации – единые на всей территории ТС, так как определяются решениями КТС.

Формы и порядок заполнения декларации на товары определены решением КТС от 20.05.2010 № 257 – которым предусмотрено, что форма декларации на товары и Инструкция о порядке заполнения декларации на товары вступила в силу с 1 января 2011 г. До их вступления в силу применялись предусмотренные законодательством государств – членов ТС формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения.*

Таким образом, с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в РФ применялись формы бланков «Грузовая таможенная декларация / Транзитная декларация (ТД1)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации / транзитной декларации (ТД2)», «Грузовая таможенная декларация / Транзитная декларация (ТД3)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации / транзитной декларации (ТД4)» и порядок ихзаполнения5.

Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением КТС от 20.05.2010 № 2636, предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий использовать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы в качестве декларации на товары с представлением письменного заявления или перечня товаров. В частности, при соблюдении предусмотренных указанной инструкцией условий может использоваться письменное заявление в отношении экспресс-грузов по установленной форме, а в отношении других товаров – в произвольной форме, но с обязательным указанием определенных сведений.

Представление перечня товаров, например, допускается в отношении товаров, предназначенных для проведения спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей, религиозных, культурных и иных подобных мероприятий, демонстраций на выставках, ярмарках, а также для проведения и освещения официальных и иных мероприятий в средствах массовой информации и заявляемых под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) (гл. 37 комментируемого Кодекса) или временного вывоза (гл. 38 комментируемого Кодекса) на срок до одного года, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации, определены комментируемым Кодексом с возможностью сокращения их количества решением КТС либо национальным законодательством государств – членов ТС.

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, установлены решением КТС7.

Согласно ст. 180 комментируемой главы подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено комментируемым Кодексом, решением КТС либо законодательством государств – членов ТС в случаях, предусмотренных решением КТС. Таким образом, по сравнению с российским законодательством на уровне закона установлена обязанность декларанта при подаче в том числе декларации на товары подавать в таможенные органы ее электронную копию. При использовании транспортных (перевозочных) документов в качестве декларации на товары либо транзитной декларации, а также при подаче пассажирской таможенной декларации и декларации на транспортное средство, а также при подаче письменного заявления или перечня товаров электронная копия не требуется8.*

В соответствии с комментируемым Кодексом таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа. Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением КТС9.

Непосредственно комментируемой главой установлен предельный перечень документов, которым сопровождается подача таможенной декларации таможенному органу. Указанный в ст. 183 комментируемой главы перечень документов может быть только сокращен в соответствии с таможенными законодательствами ТС и государств – членов ТС.

Кроме того, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено комментируемым Кодексом, т. е. в подтверждение только тех сведений, которые необходимы в связи с заполнением таможенной декларации.

При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, перечень документов еще более ограничен (количество сокращено с 13 до 7). Это фактически означает запрет для таможенного органа требовать документы, не предусмотренные ст. 183 комментируемой главы.

Пунктом 3 ст. 183 установлено: если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при ее подаче, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств – членов ТС, после выпуска товаров10.*

В российском законодательстве (п. 5 ст. 131 ТК РФ) было предусмотрено, что, если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта таможенные органы разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации. В этом случае декларант должен был оформить в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок. Положения ТК РФ по представлению документов – более сложная форма, чем установлено комментируемой главой по данному вопросу.

В подп. 12 п. 1 ст. 183 комментируемой главы установлено, что при таможенном декларировании необходимо представлять документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств – членов ТС.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее в настоящем комментарии – Федеральный закон № 173-ФЗ) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля (Банк России) и агентов валютного контроля (в том числе таможенные и налоговые органы РФ).

Таким образом, Федеральный закон № 173-ФЗ регулирует валютные правоотношения в Российской Федерации, при этом никаких исключений в отношении Республики Беларусь и Республики Казахстан не предусмотрено. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на территорию России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамках ТС осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 173–ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Валютное законодательство РФ состоит не только из Федерального закона № 173-ФЗ, но и принятых в соответствии с ним актами валютного законодательства РФ. В том числе Банк России принял Инструкцию от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Действие указанной Инструкции № 117-И распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории РФ за вывозимые с территории России товары и ввозимые на нее, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.

Действие Инструкции не распространяется на валютные операции, указанные выше, осуществляемые:

  • между нерезидентом и кредитной организацией – резидентом;
  • между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным – на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 173-ФЗ Правительством РФ (так как они осуществляют все виды валютных операций без ограничений);
  • между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату его заключения11;
  • между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату его заключения.

С 01.11.1996 российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством РФ для исполнения текущих валютных операций, обеспечивать ввоз на таможенную территорию России эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами.

К внешнеторговым бартерным сделкам относятся сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности12.

В России базовым документом государственного контроля исполнения требований при совершении внешнеторговых бартерных сделок является паспорт бартерной сделки, который оформляется Минпромторгом России или его территориальным управлением по месту регистрации российского лица. По каждому бартерному контракту оформляется один паспорт бартерной сделки независимо от даты заключения договора.

В соответствии с требованиями, установленными в целях валютного контроля и контроля исполнения внешнеторговых бартерных сделок в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и о государственном регулировании внешнеторговой деятельности:

  • представление паспорта сделки и указание его реквизитов в таможенной декларации требуется при помещении товаров под заявляемую таможенную процедуру, если перемещение товаров через таможенную границу либо изменение их таможенной процедуры осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством и иными правовыми актами России распространяется требование об оформлении паспорта сделки;
  • не требуется представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации при декларировании товаров, за которые не предусмотрена оплата или получение иного встречного предоставления по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки.

Таким образом, документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством – это паспорт сделки либо паспорт бартерной сделки.

Если в документах, указанных в п. 1 (подп. 1-13) ст. 183 комментируемой главы, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

Так, к документам, сопровождающим подачу таможенной декларации, подп. 8 п. 1 ст. 183 комментируемой главы отнесены документы, на основании которых был заявлен классификационный код по ЕТН ВЭД ТС.

К таким документам могут относиться документы, содержащие:

  • сведения о составе товара (если в ЕТН ВЭД ТС для товара примечанием к группе, позиции или текстом позиции установлены требования по содержанию каких-либо веществ (элементов), материалов в товаре);
  • сведения о процессах переработки и видах переработки товара (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ЕТН ВЭД ТС, является вид обработки товара или степень обработки товара): технологические схемы, технологические инструкции, описание технологического процесса и т. п.;
  • сведения о технических характеристиках товара и принципе действия (если классификационным признаком, определенным в примечаниях к группе, позиции или текстом позиции ЕТН ВЭД ТС, является вес, размер, мощность, производительность и т. п.): техническая документация (чертежи, блок-схемы, технический паспорт, инструкция по эксплуатации, технологические схемы, руководство пользователя и т. п.).

В случае отсутствия при декларировании каких-либо документов или сведений, а также при необходимости подтверждения сведений о товаре и классификационном коде, заявленном в таможенной декларации, таможенный орган запрашивает соответствующие документы (перечень которых указывается в уведомлении декларанта) или направляет в экспертную организацию образцы для исследования.

Статья 185 комментируемой главы определяет срок подачи таможенной декларации.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию ТС, подается до истечения срока временного хранения товаров, который составляет 4 месяца.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории ТС, подается до их убытия с нее, если иное не установлено комментируемым Кодексом.

Кроме того, п. 3 ст. 185 комментируемой главы особо оговаривает срок подачи таможенной декларации в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате.

В ТК РФ было определено, что таможенная декларация на ввозимые товары должна была быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия либо со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита. При этом была предусмотрена возможность продления данного срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах срока временного хранения товаров (4 месяца). В соответствии с комментируемым Кодексом таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который так же, как и в ТК РФ, не может превышать 4 месяцев, т. е. по законодательству ТС декларанту не придется лишний раз обращаться за решением в таможенный орган.

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств – членов ТС регистрировать таможенные декларации.

Новеллой комментируемого Кодекса является изменения в понятийном аппарате: вместо термина «принятие таможенной декларации» используется термин «регистрация таможенной декларации».

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением КТС13.

Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии, необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.

Решением КТС установлен порядок регистрации, отказа в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров14. При наличии оснований для отказа в регистрации декларации на товары, в том числе если в качестве декларации на товары используются заявление или перечень, должностное лицо до истечения срока, не превышающего двух часов с момента подачи декларации на товары, оформляет лист отказа в регистрации в двух экземплярах по форме, установленной приложением к указанному решению КТС, с обязательным указанием причин отказа в регистрации декларации на товары.

Важным вопросом при таможенном декларировании является установление правомочия лиц, которые могут выступать в качестве декларантов товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС. Статья 186 комментируемой главы устанавливает лиц, которые могут выступать декларантами при таможенном декларировании.

В сравнении с российским законодательством усилена норма, позволяющая выступать в качестве декларанта иностранным лицам, имеющим представительства на территориях государств – членов ТС.

При заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления (гл. 30 комментируемого Кодекса) эти иностранные лица могут выступать в качестве декларантов только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств.

Основополагающим направлением, которое обеспечивает исполнение требований внешнеэкономического регулирования и защиту национальных экономических интересов при осуществлении внешней торговли товарами, является таможенный контроль.

В соответствии с законодательством ТС таможенный контроль основан на идеологии анализа и управления рисками, в соответствии с которой определение стратегии таможенного контроля – это компетенция таможенных органов.

Самостоятельность таможенной службы в вопросах таможенного администрирования закреплена Киотской конвенцией. Проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, обеспечивает реальную возможность таможенных органов предотвратить их ввоз, вывоз или оборот на территории страны в ущерб интересам государства, а также отечественных производителей и потребителей, в связи с чем таможенный контроль, в том числе выбор форм таможенного контроля, это, по сути, основное средствотаможенного администрирования, относящееся к исключительной компетенции таможенных органов.

Согласно положениям комментируемого Кодекса таможенные органы осуществляют выборочные проверки товаров, в том числе на основании профилей рисков, только в том случае, если есть вероятность нарушения таможенного законодательства.

Статьей 189 комментируемой главы установлена новая норма, касающаяся ответственности декларанта. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов ТС за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 комментируемой главы, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием СУР. Это важно с точки зрения правоприменительной и судебной практики, так как таможенный контроль (в соответствии с разд. 3 комментируемого Кодекса) – выборочный, т. е., например, таможенный досмотр товаров может быть выполнен на 100% (любой иной %) или 0% на усмотрение таможенного органа. Норма ст. 189 означает, что вне зависимости от того, был ли досмотрен товар или нет, ответственность за недостоверность заявленных сведений несет декларант.

Статья 191 комментируемой главы дифференцированно подходит к вопросу внесения изменений в таможенную декларацию до выпуска и после выпуска товаров.

До выпуска товаров сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 191.

Особо оговаривается, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением КТС15.

В соответствии со ст. 192 комментируемой главы установлено, что до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана. При отзыве таможенной декларации новая аможенная декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров (срок установлен гл. 25 комментируемого Кодекса).

На товары ТС таможенная декларация может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории ТС, а также после принятия решения таможенными органами о выпуске товаров.

Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров (гл. 16 комментируемого Кодекса), заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства ТС, влекущих административную или уголовную ответственность (на территории России действуют положения КоАП РФ и УК РФ).

Статьей 193 комментируемой главы установлен порядок предварительного таможенного декларирования товаров, который отличен от российского законодательства.

Применение предварительного таможенного декларирования товаров позволяет значительно упростить и ускорить таможенные процедуры, предоставляет возможность заинтересованным лицам документально оформить товары до их фактического ввоза на таможенную территорию ТС. Кроме того, любое заинтересованное и правомочное лицо имеет право подать предварительную декларацию.

Новеллы ст. 193 комментируемой главы следующие.

1. Таможенная декларация будет считаться предварительной, если она подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию ТС16.

2. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных.

3. В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.

4. Если после ввоза товаров на таможенную территорию ТС декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию в порядке, предусмотренном ст. 192 комментируемой главы17.

5. Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства – члена ТС, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске (гл. 28 комментируемого Кодекса) таких товаров. Это является прогрессивной нормой по сравнению с ТК РФ, который устанавливал, что при предварительном декларировании товары должны быть предъявлены исключительно таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию. Положения комментируемого Кодекса позволят расширить практику применения технологии удаленного выпуска товаров, в том числе с использованием предварительного декларирования.

В российском законодательстве, действовавшем до вступления в силу комментируемого Кодекса, было установлено следующее.

1. Предварительная таможенная декларация могла быть подана на ввозимые иностранные товары как до их прибытия на таможенную территорию РФ, так и после их прибытия, но до завершения процедуры внутреннего таможенного транзита.

2. Предварительная таможенная декларация должна была быть подана тому же таможенному органу, которому будут предъявлены товары.

3. Товары, сведения о которых заявлены в предварительной таможенной декларации, должны быть предъявлены в таможенный орган в срок, не превышающий 15 дней со дня принятия данной предварительной таможенной декларации.

4. Если для декларирования отдельных видов товаров в РФ был установлен определенный таможенный орган, то предварительная таможенная декларация также должна была быть подана в этот таможенный орган.

5. Проверка сведений, заявленных в предварительной таможенной декларации, производилась на основании представленных документов и копий документов. Если таможенным органом было принято решение о необходимости проведения таможенных осмотра или досмотра, то выпуск товаров производился после указанных форм таможенного контроля.

6. В соответствии с российским законодательством, если товары не были предъявлены в таможенный орган, принявший предварительную таможенную декларацию, в течение 15 дней со дня ее принятия, то она считалась неподанной. В этом случае товары, сведения о которых были заявлены в ней, декларировались таможенному органу в соответствии с общеустановленным порядком.

Согласно ст. 194 комментируемой главы установлено, что в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством ТС и (или) государств – членов ТС могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:

1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования – иными словами использование неполных таможенных деклараций.

В соответствии со ст. 211 Закона № 311-ФЗ неполная таможенная декларация может быть подана как в отношении вывозимых, так и в отношении ввозимых товаров.

Согласно Закону № 311-ФЗ неполное таможенное декларирование допускается при условии заявления декларантом только сведений:

  • позволяющих идентифицировать товары по совокупности количественных и качественных характеристик;
  • подтверждающих соблюдение запретов и ограничений;
  • необходимых для исчисления и уплаты таможенных платежей;
  • необходимых для выпуска товаров.

При вывозе товаров неполная таможенная декларация может быть подана, если декларант не располагает сведениями о транспортных средствах, на которых будут вывозиться товары, транспортных (перевозочных) документах, получателе, стране назначения товаров и пунктах пропуска через Государственную границу РФ. При вывозе товаров ТС недостающие сведения подаются после убытия товаров с территории Российской Федерации. Для товаров ТС срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

При ввозе иностранных товаров неполная таможенная декларация может быть подана, если декларант не может указать сведения об отдельных документах, которые не представлены одновременно с нею. В этом случае недостающие сведения подаются в срок, который не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом;

2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени – иными словами, использование периодического декларирования.

Согласно ст. 213 Закона № 311-ФЗ периодическое таможенное декларирование позволяет подавать одну таможенную декларацию на все товары, перемещаемые через таможенную границу одним и тем же лицом в течение определенного периода времени.

Положения Закона № 311-ФЗ применимы как к ввозимым иностранным товарам, так и к вывозимым иностранным и товарам ТС.

При периодическом декларировании товаров должны соблюдаться предельные сроки временного хранения иностранных товаров и сроки уплаты таможенных платежей.

Периодическое таможенное декларирование для иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию, ст. 68 ТК РФ предусмотрено только для лиц, получивших право на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления товаров (согласно комментируемому Кодексу это уполномоченные экономические операторы).

При декларировании иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории РФ в течение определенного периода времени, если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией, может применяться неполная периодическая таможенная декларация (ст. 211 Закона № 311-ФЗ). Например, при декларировании вывозимых продуктов переработки при завершении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории в соответствии с гл. 34 комментируемого Кодекса.

Неполная периодическая таможенная декларация подается в сроки, согласованные с таможенным органом, до убытия товаров с территории ТС. Сведения о транспортных средствах, на которых будут вывозиться товары, транспортных (перевозочных) документах, стране назначения, получателе и пунктах пропуска через Государственную границу РФ в неполной периодической таможенной декларации могут не указываться. После погрузки товаров на транспортное средство в соответствующие графы копии неполной периодической таможенной декларации декларантом дополнительно вносятся сведения о количестве погруженных товаров, номерах транспортных средств, транспортных (перевозочных) и имеющихся в распоряжении декларанта коммерческих документах;

3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи – иными словами временное периодическое декларирование18;

4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени19.

Случаи, установленные подп. 1-4, определяются на уровне национального законодательства, хотя комментируемый Кодекс не исключает возможности их определения на уровне таможенного законодательства ТС.

_________________________
1 Решение КТС от 20 мая 2010 г. № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» в ред. Решения КТС № 379 от 20.09.2010.

2 Решение КТС от 18 июня 2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» в ред. Решения КТС № 379 от 20.09.2010 и Решения КТС № 537 от 28.01.2011.

3 Решение КТС от 18 июня 2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».

4 Решение Комиссии ТС № 422 от 14 октября 2010 г. «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».

5 Приказ ФТС России от 3 августа 2006 г. № 724 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации». Приказ ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации». Приказ ФТС России от 21 августа 2007 г. № 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей».

6 Решение КТС от 20 мая 2010 г. № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары».

7 Решение КТС от 18 июня 2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».

8 Решение КТС от 18 июня 2010 г. № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации». Решение КТС от 20 мая 2010 г. № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» в ред. решения КТС № 496 от 08.12.2010.

9 Решение КТС № 494 от 8 декабря 2010 года «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа».

10 Решение КТС от 20 мая 2010 г. № 255 «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров.

11 Планом мероприятий по оптимизации процедур в сфере таможенного администрирования и валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом высокотехнологичной продукции, одобренным протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.04.2010 № 100, предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты Банка России в части увеличения суммы договора, с которой у резидентов возникает обязанность по оформлению паспорта сделки, до 20 тыс. долларов США в эквиваленте, а также увеличения сроков представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней.

12 Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых сделок».

13 Решение КТС № 262 от 20 мая 2010 г. «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров».

14 Решение КТС от 20 мая 2010 г. № 262 «О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров».

15 Решение КТС от 20 мая 2010 г. № 255 «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров».

16 В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 4 комментируемого Кодекса ввоз товаров на таможенную территорию ТС – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ТС любым способом, включая пересылку в МПО, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

17 Решение Комиссии таможенного союза № 256 от 20 мая 2010 г. «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании».

18 См. настоящий комментарий к гл. 47.

19 До издания и вступления в действие актов таможенного законодательства, устанавливающих особенности декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного времени, следует руководствоваться положениями приказа ГТК России от 23 апреля 2001 г. № 388 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов». Приказ ФТС России № 22 от 12 января 2007 г. «Об утверждении Инструкции об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта в виде отдельных компонентов».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка