Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
11 февраля 2015 665 просмотров

"Мы подали декларацию 4-НДФЛ за 2014 год на основании доходов за 2013 год, в течении 2014 года и по сей день практически не платили авансы и не подали корректировку на уменьшение суммы доходов. В результате по данным ИФНС у нас сложилась недоимка по данным авансам. Могут ли у нас на этом основании заблокировать расчетный счет и как то оштрафовать за недоимку?

Декларацию 4-НДФЛ обязаны подавать индивидуальные предприниматели на общем режиме.

Важно отметить, что законодательство не устанавливает срок для представления уточненной декларации 4-НДФЛ, поэтому ответственность за ее непредставление предпринимателю не грозит. Это подтверждает и судебная практика, например Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2004 г. N КА-А41/2951-04.

А поскольку авансовый платеж исчисляется не из реальных результатов деятельности ИП в текущем году, а из предполагаемых результатов или из результатов за предыдущий год, при неуплате такого рода платежа недоимки по налогу у предпринимателя не возникает. И с коммерсанта нельзя не только взыскать пени, но и применить меры ответственности в виде штрафа за неуплату налога (ст. 122 НК РФ), или блокировки расчетного счета.

что подтверждается п. 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71.

Более того, поскольку Налоговый кодекс предусматривает принудительные меры взыскания только для недоимки по налогу, инспекторы не имеют права применять эти меры для взыскания задолженности по авансовому платежу по НДФЛ (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 сентября 2009 г. N ВАС-12357/09).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как предпринимателю составить и сдать декларацию по форме 4-НДФЛ

Декларация о предполагаемом доходе по форме 4-НДФЛ нужна для того, чтобы налоговая инспекция определила для предпринимателя авансовые платежи по НДФЛ, которые он должен платить в течение года.

До тех пор пока предприниматель не начал свою деятельность и не получил первый доход, он не обязан сдавать декларацию по форме 4-НДФЛ.

Форма декларации 4-НДФЛ и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 27 декабря 2010 г. № ММВ-7-3/768.

Кто должен сдавать

Сдавать декларацию о предполагаемом доходе по форме 4-НДФЛ должны все предприниматели на общей системе налогообложения. У недавно зарегистрированных такая обязанность появляется с момента получения первого дохода, остальные предприниматели должны подавать декларацию по форме 4-НДФЛ ежегодно. Это следует из пунктов 1 и 7 статьи 227 Налогового кодекса РФ и писем ФНС России от 14 ноября 2006 г. № 04-2-02/685от 30 мая 2005 г. № 04-2-03/72.

Если предприниматель применяет упрощенку или патент, сдавать декларацию по форме 4-НДФЛ не нужно, так как эту декларацию сдают только плательщики НДФЛ (п. 1 и 7 ст. 227, п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Соответственно, если предприниматель совмещает патент и общую систему налогообложения, сдавайте декларацию по форме 4-НДФЛ по деятельности на общей системе налогообложения.*

Когда сдавать

В законодательстве точный срок сдачи декларации по форме 4-НДФЛ прямо назван для только что зарегистрированных предпринимателей. Они должны представить декларацию по форме 4-НДФЛ в инспекцию в течение пяти рабочих дней после того, как пройдет месяц с момента получения первого дохода (п. 7 ст. 227 НК РФ).

Пример определения срока представления декларации по форме 4-НДФЛ для вновь зарегистрированного предпринимателя

А.А. Иванов был зарегистрирован в качестве предпринимателя 13 января 2014 года.

Первый доход от предпринимательской деятельности был получен 25 апреля 2014 года. Месячный срок истекает 25 мая 2014 года (п. 5 ст. 6.1 НК РФ). В течение пяти рабочих дней после этой даты Иванов должен подать декларацию.

Крайний срок представления в налоговую инспекцию декларации по форме 4-НДФЛ – 27 мая 2014 года.

Для предпринимателей, которые ведут деятельность не первый год, законодательство сроков представления декларации не называет. ФНС России рекомендует сдавать декларацию по форме 4-НДФЛ одновременно с декларацией о доходах по форме 3-НДФЛ за год (письмо ФНС России от 14 ноября 2006 г. № 04-2-02/685). То есть до 30 апреля года, следующего за отчетным.

Ответственность за непредставление декларации

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать предпринимателя, если он поздно подал или вообще не подал декларацию по форме 4-НДФЛ

Нет, не может.

По общему правилу несвоевременная подача налоговой декларации является правонарушением, за которое статьей 119 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа рассчитывается в процентах от неуплаченной суммы налога, которую нужно заплатить (доплатить) по декларации. Однако при несвоевременном представлении декларации по форме 4-НДФЛ эта санкция не применяется. Ведь предприниматель, представляя такую декларацию, заявляет в ней сумму предполагаемого дохода, а не налога, подлежащего уплате или доплате в бюджет. Поэтому база для начисления штрафа в этой ситуации отсутствует, и привлечение предпринимателя к ответственности по статье 119 Налогового кодекса РФ невозможно*. Правомерность такого подхода подтверждено письмами ФНС России от 14 ноября 2006 г. № 04-2-02/685от 30 мая 2005 г. № 04-2-03/72, а также арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Московского округа от 18 мая 2004 г. № КА-А41/2951-04).

Как рассчитать предполагаемый доход

Чтобы заполнить декларацию по форме 4-НДФЛ, нужно сначала рассчитать предполагаемый годовой доход. Как именно считать доход, предприниматель решает самостоятельно. Об этом сказано в пункте 8 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

На практике предприниматель, который только начал вести деятельность, сумму предполагаемого дохода за год обычно определяет на основании выручки, полученной за первый месяц работы.*

<…>


Для предпринимателей, которые ведут деятельность не первый год, в качестве предполагаемого дохода обычно указывают фактический из декларации по форме 3-НДФЛ за предыдущий год. Но это необязательное правило. Например, если предприниматель уверен, что его доход в этом году значительно упадет, то в декларации по форме 4-НДФЛ стоит указать меньшую сумму. Тогда уменьшатся и авансовые платежи, которые нужно будет платить в течение года.

Необходимо только учитывать вот что. Инспектор будет начислять авансовые платежи на основании дохода из декларации 4-НДФЛ только в том случае, если сумма в ней не менее чем в 1,5 раза больше или меньше фактического дохода по декларации 3-НДФЛ. Если же разница доходов между этими декларациями меньше чем 50 процентов, авансовые платежи рассчитают на основании декларации 3-НДФЛ за прошлый год.

Такой вывод можно сделать на основании письма Минфина России от 1 апреля 2008 г. № 03-04-07-01/47.

<…>

Уточненная декларация

Если в течение года предприниматель поймет, что фактические доходы будут более чем в 1,5 раза меньше или больше указанных в первоначальной декларации 4-НДФЛ, он обязан сдать уточненную декларацию по той же форме (п. 10 ст. 227 НК РФ).*

Пример представления предпринимателем уточненной декларации по форме 4-НДФЛ

В начале года предприниматель А.А. Иванов заявил предполагаемый доход 2 000 000 руб. При этом за первые три месяца года его фактический доход составил всего 180 000 руб. (за вычетом расходов). При этом Иванов считает, что такой уровень дохода в 60 000 руб. в месяц (180 000 руб. : 3 мес.) сохранится в течение всего года.

В этом случае предполагаемый доход по итогам года составит 720 000 руб. Это более чем в 1,5 раза меньше изначально заявленной суммы. Поэтому Иванов должен сдать уточненную декларацию по форме 4-НДФЛ.

Главбух советует: предпринимателю выгодно подать уточнения с меньшей суммой, так как это позволит сократить авансовые платежи, которые налоговая инспекция рассчитает на основе уточненной декларации 4-НДФЛ.

Уточненную декларацию по форме 4-НДФЛ заполняйте в том же порядке, что и первичную декларацию. Только в поле «Номер корректировки» поставьте порядковый номер уточнения (например, «1--», если это первая уточненная декларация).

Срок представления уточненной декларации законодательно не установлен. Однако стоит принять во внимание, что инспекция пересчитывает авансовый платеж в течение пяти рабочих дней после получения уточненной декларации (п. 10 ст. 227п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом уведомления на авансовые платежи инспекция отправляет за 30 рабочих дней до даты уплаты (абз. 2 п. 2 ст. 52п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Поэтому, чтобы новый авансовый платеж был рассчитан уже исходя из уточненного дохода, декларация должна попасть в инспекцию за 35 рабочих дней до даты его уплаты.

Например, чтобы инспекция в уведомлении на уплату авансового платежа, срок которого наступает 15 октября 2014 года, указала скорректированную сумму, уточненную декларацию следует подать не позднее 26 августа 2014 года.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация:Когда налоговая инспекция может приостановить операции по расчетному счету


Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Право на блокировку счета

Заблокировать банковский счет налоговая инспекция вправе, если организация:

  • не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
  • не представила налоговую декларацию в установленный срок;
  • не отправила в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме направленных инспекцией требований или уведомлений.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Если организация не представила или несвоевременно представила в налоговую инспекцию бухгалтерскую (финансовую отчетность), оснований для приостановления операций по банковскому счету у инспекции не возникает (письмо Минфина России от 4 июля 2013 г. № 03-02-07/1/25590).*

Блокировка за неуплату налогов

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, решение о приостановлении операций принимается не раньше, чем вынесено решение о взыскании налогов (сборов, штрафов, пеней) (абз. 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). При этом расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. Если в решении о приостановлении операций указано несколько счетов, банк должен заблокировать каждый из них на сумму, указанную в решении. Приостановить расходные операции по валютному счету инспекция может на сумму, эквивалентную сумме в рублях, указанной в решении. Пересчет производится по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету. Такой порядок предусмотрен положениями абзаца3 и 4 пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-6.

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх сумм задолженности, организация вправе использовать по своему усмотрению (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Блокировка за непредставление деклараций

Если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, решение о приостановлении операций может быть принято не раньше чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ речь идет именно о налоговых декларациях, за несвоевременное представление налоговых расчетов заблокировать счет организации инспекция не вправе. Например, инспекция не может заблокировать расчетный счет налогоплательщика, который не сдал расчет авансовых платежей по тому или иному налогу, или налогового агента, который не представил расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогах. Но если налоговый агент (в т. ч. на спецрежиме) не отчитается о суммах удержанного НДС (не сдаст раздел II декларации по НДС), то у инспекции будут основания для приостановки операций по расчетному счету. Такие разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663 и от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: имеет ли право налоговая инспекция вынести решение о приостановлении операций по банковским счетам организации, если организация вовремя не представила расчет по авансовым платежам (иные документы, служащие основанием для расчета и уплаты налогов)

Нет, не имеет.

Налоговая инспекция вправе заблокировать банковские счета организации, если организация опоздала с подачей налоговой декларации. Счет может быть заблокирован после того, как истекли 10 рабочих дней с последнего срока подачи декларации по тому или иному налогу. Инспекция может принять такое решение в течение трех лет с момента неподачи декларации. Это следует из подпункта 1пункта 3 статьи 76 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167).

Поскольку в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что блокировать счет можно только за неподачу налоговой декларации, то налоговая инспекция не вправе приостанавливать операции по счетам, если организация опоздала с подачей расчета по авансовым платежам.

Аналогичные выводы содержатся в письмах ФНС России от 11 декабря 2014 г. № ЕД-4-15/25663Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324.

<…>

Решение о блокировке

Форма решения о приостановлении операций на счетах в банке утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Принимает такое решение руководитель или заместитель руководителя налоговой инспекции (п. 23 ст. 76 НК РФ).

Решение о блокировке счета передается в банк в электронной форме. Копия решения вручается представителю организации под расписку или способом, который позволяет установить дату получения копии организацией. Об этом сказано в пункте 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция может вынести несколько решений о приостановлении операций по банковскому счету организации. В этом случае банк обязан заблокировать счет на общую сумму, указанную в этих решениях (письмо Минфина России от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-384).

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. При этом решение о блокировке счета не распространяется на платежные поручения, проведенные банком в тот же день, когда поступило решение, но раньше по времени (письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-02-07/1-169).

Банк, получив из налоговой инспекции документ о блокировке счета, должен исполнить его безусловно, даже если счет заблокирован неправомерно (п. 6 ст. 76 НК РФ). Никаких претензий к банку организация предъявить не сможет, так как банк не несет ответственности за убытки, понесенные ею из-за блокировки счета (п. 10 ст. 76 НК РФ). Кроме того, банк приостановит операции по счетам, даже если после принятия инспекцией решения о блокировке счета организация сменит свое название и реквизиты счета. Об этом говорится в пункте 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Открыть новый счет в период блокировки организация не сможет. Причем не только в обслуживающем, но и в любом другом банке. Такой порядок установлен пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса РФ*. В настоящее время налоговая служба разрабатывает специальный интернет-сервис, через который банки смогут оперативно получать сведения об организациях, чьи счета заблокированы налоговыми инспекциями. На этом же ресурсе будет размещаться информация об отмене блокировки. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2014 г. № ЕД-4-2/738.

Заявление об отмене блокировки

Если инспекция заблокировала сразу несколько счетов организации, а на покрытие задолженности перед бюджетом достаточно средств только некоторых из них, организация вправе подать в инспекцию заявление об отмене блокировки. Но только в отношении тех счетов, на которых числятся денежные средства сверх суммы, необходимой для погашения задолженности. Например, если инспекция заблокировала три счета организации, а для покрытия задолженности достаточно остатков денежных средств на двух из них, организация может обратиться в инспекцию с письменным заявлением об отмене блокировки третьего счета.

Заявление составьте в произвольной форме. В нем укажите:

  • номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности;
  • номера банковских счетов, которые следует разблокировать.

К заявлению приложите документы, подтверждающие наличие денежных средств, достаточных для погашения задолженности. Такими документами могут быть справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах.

Это следует из положений пункта 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.*

Отмена решения о блокировке

Решение о приостановлении операций по счетам, указанным в заявлении, отменяется:

  • в течение двух рабочих дней со дня получения от организации заявления об отмене блокировки (если организация приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 2 п. 9 ст. 76п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется:

  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации, – если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением организацией налоговой декларации (п. 3 ст. 76п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), – если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) (п. 8 ст. 76п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в день принятия решения об отмене (замене) обеспечительных мер, если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).*

Основанием для разблокировки счета могут стать и иные условия, не поименованные в Налоговом кодексе РФ. Такие условия могут быть установлены отдельными федеральными законами. Например, все ограничения по распоряжению имуществом (в т. ч. денежными средствами) автоматически снимаются, если в рамках процедуры банкротства вводится процедура наблюдения или открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 63п. 1 ст. 126Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если отмена приостановления операций по счетам организации осуществляется по таким дополнительным основаниям, наличие решения инспекции об отмене блокировки не требуется. Об этом говорится в пункте 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Проценты за нарушение срока разблокировки

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются поставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам). Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом. Например, если решение о блокировке было получено банком по окончании операционного дня.*

Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле:

Проценты за нарушение срока разблокировки счета (или за неправомерную блокировку счета) = Сумма, на которую приостановлены операции по счету ? Количество календарных дней нарушения срока разблокировки счета (или неправомерной блокировки счета) ? Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) : Количество календарных дней в году


Это следует из положений пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-02-07/1-196 и ФНС России от 31 июля 2012 г. № АС-4-2/12725.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Рекомендация:Как взыскивается недоимка по налогам

Если у организации есть недоимка по налогам (штрафам, пеням), налоговая инспекция может взыскать ее:
– самостоятельно в принудительном порядке (п. 110 ст. 46 НК РФ). До этого инспекция должна направить организации требование об уплате налога и выполнить ряд предварительных условий;
– в судебном порядке в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

<…>

Исполнение решения о взыскании

Решение о принудительном взыскании недоимки исполняется через банк, в котором у организации открыт счет. Инспекция должна направить в этот банк поручение на перечисление налога (штрафа, пеней) в бюджет (п. 24 ст. 46 НК РФ). Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего операционного дня. Если для полного погашения недоимки денег на счете организации недостаточно, поручение будет помещено в картотеку неоплаченных расчетных документов. В этом случае недоимка будет погашаться постепенно, по мере поступления денег на счет организации. Остаток средств для погашения недоимки банк определит в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством. Такие правила установлены пунктом 6 статьи 46 Налогового кодекса РФ и пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.*

<…>

Приостановление и отзыв решения о взыскании

Приостановить исполнение решения о взыскании недоимки могут в трех случаях. Первый: инспекция предоставила рассрочку или отсрочку по уплате налога. Второй: суд (судебный пристав) наложил арест на денежные средства налогоплательщика в банках. И третий случай: решение приостановить взыскание недоимки вынес вышестоящий налоговый орган.

Инспекция должна отозвать решение о взыскании в следующих случаях:*
– срок уплаты налогов, сборов, пеней, штрафов изменился в соответствии с главой 9Налогового кодекса РФ;
– недоимка погашена (в т. ч. зачетом излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки);*
– недоимка признана безнадежной к взысканию и списана;
– налогоплательщик подал уточненную декларацию, по данным которой он должен уплатить меньшую сумму налога;
– банк отправил инспекции информацию об остатках денежных средств на других счетах налогоплательщика, которые могут быть использованы для уплаты недоимки.

Об этом сказано в пункте 4.1 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

<…>

Приостановление операций, арест имущества

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, налоговая инспекция может:

  • приостановить расходные операции по счетам организации (ст. 76 НК РФ);
  • наложить арест на имущество организации (ст. 77 НК РФ).

Расходные операции приостанавливаются на основании решения, форма которого утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Такое решение налоговая инспекция может составить лишь после того, как оформит решение о взыскании недоимки. Расходные операции приостанавливаются в пределах суммы недоимки. Если остаток на счете больше суммы задолженности, то разницу организация может использовать свободно. Платежи первой, второй и третьей очереди не приостанавливаются. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса РФ.*

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

4. Рекомендация:Что делать, если расчетный счет заблокирован

Законодательство предусматривает две меры по ограничению права распоряжаться денежными средствами на банковском счете организации:

  • арест денежных средств, находящихся на счете;
  • приостановление операций по счетам (блокировка счетов).

Основание – статья 858 Гражданского кодекса РФ.

Арест денежных средств

Арест налагается на определенную сумму средств, находящуюся на счете. Арест не может быть наложен на сам счет и на суммы, которые будут поступать на него в будущем. То есть сам счет не блокируется и организация вправе осуществлять расходные операции с суммами, которые будут поступать на ее счет сверх арестованных. Такие разъяснения даны в разделе II информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 июля 1996 г. № 6.*

<…>

Ситуация: можно ли перевести деньги с заблокированного счета организации на ее же счет, но в другом банке

Нет, нельзя.

Получив из налоговой инспекции (таможенного органа) решение о приостановлении операций по счету, банк обязан прекратить все расходные операции по этому счету. Исключение из данного правила составляют платежи, на которые блокировка счета не распространяется. Перевод денежных средств на другой счет в этом перечне не поименован. Это следует из пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ.*

Блокировка счета налоговой инспекцией

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по счету в двух случаях:

  • если организация не исполнила требование налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа);
  • если организация не представила налоговую декларацию в установленный срок.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом, расходные операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций по счетам (абз. 3и 4 п. 2 ст. 76 НК РФ). Денежные средства, которые находятся на банковских счетах сверх этих сумм, организация вправе использовать по своему усмотрению (письма Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-02-07/1-268от 21 июня 2007 г. № 03-02-07/1-304).*

Если же блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации, на сумму блокировки никаких ограничений нет. И организация не вправе осуществлять расходные операции как с деньгами, которые находятся на счете, так и со средствами, которые будут поступать на него в будущем. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 17 апреля 2007 г. № 03-02-07/1-182.

Подробнее о том, как и в каких случаях налоговая инспекция вправе заблокировать счет организации, см. Когда могут быть приостановлены операции по банковскому счету.

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком такого решения до момента его отмены. Если после принятия решения о приостановлении операций у организации изменились наименование и (или) реквизиты счета, по которому действует приостановление, полученное решение банк все равно исполнит. Такой порядок предусмотрен пунктом 7 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Отмена блокировки

Основанием для отмены блокировки счета является:

  • решение налоговой инспекции;
  • решение суда;
  • решение иного ведомства в соответствии с нормами федерального законодательства.

Если отмена приостановления операций по счетам осуществляется на основании иных федеральных законов, а не Налогового кодекса РФ (например, на основании абз. 4 п. 1 ст. 63абз. 5 п. 1 ст. 94 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ), решения налоговой инспекции об отмене блокировки счета не требуется.

Это следует из положений пунктов 8 и 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.*

Ситуация: может ли банк разблокировать счет организации, получив от ее представителя лишь копию решения налоговой инспекции (таможенной службы) об отмене приостановления операций по счетам

Нет, не может.

Приостановление операций организации по ее счетам в банке действует с момента получения банком решения о приостановлении операций по счетам и до получения решения налоговой инспекции (таможенного органа) об отмене приостановления операций по счетам (п. 7 ст. 76 НК РФп. 14 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ). При этом решение об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция (таможенный орган) вручает представителю банка под расписку или направляет в банк в электронном виде (иным способом, позволяющим убедиться в дате его получения) (п. 4 ст. 76 НК РФп. 6 ст. 155 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).*

Из этого следует, что копия решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, полученная организацией в налоговой инспекции (таможенном органе), не является основанием для отмены банком решения о блокировке счета. Действие решения налоговой инспекции (таможенного органа) о приостановлении операций сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам организации.

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 30 марта 2007 г. № 03-02-07/1-150от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-266. Несмотря на то что выводы в данных документах сделаны относительно приостановления операций по счетам налоговой инспекцией, логика, указанная в них, применима и в отношении таможенных органов.

Действия организации

Получив копию решения о приостановлении операций по счетам, организация может:

  • согласиться с ним если блокировка счета вызвана взысканием задолженности перед бюджетом;
  • выполнить требования налоговой инспекции если блокировка счета вызвана несвоевременной подачей налоговой декларации;
  • обжаловать решение налоговой инспекции (если, по мнению организации, приостановление операций по счетам незаконно).

При этом, если счета организации заблокированы, открыть новые она не сможет (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Разблокировка счета

Если операции на расчетном счете были приостановлены из-за неисполнения требования налоговой инспекции о перечислении обязательных платежей, решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий) о взыскании платежей (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Если блокировка счета была вызвана нарушением срока подачи налоговой декларации, то решение о разблокировке инспекторы оформляют новым документом (решением) в срок не позднее одного дня после представления декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, отменить свое решение о блокировке счета налоговая инспекция может, если на заблокированном счете находится сумма средств, превышающая сумму, указанную в решении. В этом случае организация вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. В этом заявлении нужно указать реквизиты счетов, на которых достаточно средств для взыскания налога. В двухдневный срок со дня его получения инспекция принимает решение об отмене блокировки в части суммы, сверх указанной в решении о блокировке.

При отсутствии документов, подтверждающих наличие средств на указанных в заявлении счетах, налоговая инспекция может самостоятельно направить в банк запрос об остатках средств. Банк обязан дать ответ в электронном виде не позднее дня, следующего за днем получения такого запроса. После получения от банка соответствующей информации инспекция в течение двух дней принимает решение и отменяет блокировку.

Такое основание предусмотрено в пункте 9 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Форма решения об отмене приостановления операций по счетам утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662.

Не позднее, чем на следующий день после принятия решения об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция должна направить его в банк (передать представителю банка под расписку) (п. 4 ст. 76 НК РФ).*

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

<…>

«16. В случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ.

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату налога на имущество в результате занижения налоговой базы.*

Ответчик требование не признал, ссылаясь на то, что в данном случае ответственность не может быть применена, поскольку речь идет не о налоге, а об авансовом платеже, вносимом за I полугодие 2000 года.

Решением суда в удовлетворении заявления отказано по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 122 Кодекса штраф подлежит взысканию с налогоплательщика в случае неуплаты или неполной уплаты им сумм налога.

В соответствии с положениями статьи 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.

Согласно пункту 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.

Как установлено статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет, то есть налоговым периодом по указанному налогу является календарный год.

Таким образом, по итогам I полугодия 2000 года ответчиком вносился авансовый платеж по налогу.

В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять сферу действия норм о налоговой ответственности.

Поскольку в статье 122 Кодекса прямо указывается на наступление ответственности в случае "неуплаты или неполной уплаты сумм налога", в рассматриваемой ситуации данная ответственность не может быть применена.*

Принимая во внимание изложенное, суд в удовлетворении заявления отказал.»

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка