Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 февраля 2015 7 просмотров

Помогите пожалуйста разобраться. Основные средства 2 гаража, используемые как складское помещения, принято решение по их модернизации (реконструкции). Сначала был заключен договор с подрядной организацией, основную часть работ они выполнили, но не до конца (т.к. возникли разногласия с подрядчиком), эти часть работ оформили документами: Актом выполненных работ, отчетом о расходавании материалов, которые организация покупала и передовала по накладной М-15 и акт по форме ОС-3 (достаточно этих документов? все расходы собрали на счете 08.03). А дальнейшие работы: внутреннее утепление и обшивка, заливка пола бетоном, покраска, установка кран-балки, выполнялись на добровольной основе силами учредителей. Как можно списать материалы для выполнения этих работ, какими документами оформить? Как провести? Когда вносим сведения в инвентарную карточку?

При передаче материалов заказчик оформляет накладную по форме №М-15. На основании этого документа бухгалтер сделает внутреннюю запись по счету 10 «Материалы». В бухучете нужно сделать запись:

Дебет 10 Кредит 10 – переданы материалы для реконструкции.

Для списания материалов необходимы отчет об израсходовании материалов и акт выполненных работ. В статье 713 Гражданского кодекса РФ четко сказано: организация, выполнившая работы, обязана представить отчет об израсходовании материалов заказчика. Без такого документа списать стоимость МПЗ на расходы в бухгалтерском и налоговом учете не получится. Чтобы у проверяющих не возникло претензий к учету затрат, в отчете должны быть предусмотрены обязательные реквизиты первичного документа, а именно: наименование и дата документа; наименование исполнителя; содержание и измерители операции; наименования должностей ответственных лиц, их подписи. Но одного отчета для подтверждения затрат на материалы недостаточно. Так как расходы на МПЗ будут включены в себестоимость, потребуется акт выполненных работ.

Поступление материалов, предоставленными учредителями оформите в обычном порядке. Т.е. Вы можете оформить товарную накладную. Фактическую себестоимость материалов, поступивших безвозмездно, определяйте по их рыночной цене. То есть по цене, по которой вы можете продать материалы.

В бухучете безвозмездное поступление материалов отразите проводкой:

Дебет 10 (15) Кредит 98-2 – учтены безвозмездно поступившие материалы.

При списании безвозмездно полученных материалов отразите доход:

Дебет 98-2 Кредит 91-1– признан доход от использования безвозмездно полученных материалов (стоимость фактически израсходованных материалов).

Если учредитель, который вносит на добровольной основе материалы для реконструкции гаражей, имеет меньше 50% доли в уставном капитале, то в налоговом учете стоимость материалов нужно отнести в доходы. Если же меньше, то учитывать в доходах их не нужно. Сведения в инвентарную карточку нужно вносить по завершении реконструкции.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация:Нужно ли в акте по форме № ОС-3 указывать стоимость материалов, использованных подрядчиком для ремонта основного средства. Организация передала подрядчику запчасти на осуществление ремонта

Нет, не нужно.

Форму № ОС-3 применяют для приема-сдачи основных средств из ремонта (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). В разделе 2 указывают договорную стоимость ремонта. А состав и стоимость запчастей на ремонт основных средств подрядчик должен указать в отчете об израсходованных материалах (ст. 713 ГК РФ).

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Статья:Для ремонта помещения компания передала исполнителю собственные материалы

Компания заказала ремонт помещения специализированной организации. При этом заказчик предоставил подрядчику собственные материалы. Компании договорились, что переданные материалы остаются в собственности заказчика (с учетом этого условия устанавливается окончательная стоимость ремонтных работ). Расскажем, как отразить такую передачу в учете.

Для передачи материалов нужна унифицированная форма накладной. При передаче материалов заказчик оформляет накладную по форме № М-15 (утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а). На основании этого документа бухгалтер сделает внутреннюю запись по счету 10 «Материалы». Так поступать рекомендует пункт 157Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. Бухгалтер отразит такую проводку:

Дебет 10 субсчет «Материалы, переданные сторонней организации в качестве давальческих» Кредит 10 субсчет «Материалы на складе»
– переданы материалы для ремонта.

Для списания материалов необходимы отчет об израсходовании материалов и акт выполненных работ. В статье 713 Гражданского кодекса РФ четко сказано: организация, выполнившая работы, обязана представить отчет об израсходовании материалов заказчика. Без такого документа списать стоимость МПЗ на расходы в бухгалтерском и налоговом учете не получится. Поскольку унифицированной формы отчета нет, стороны договора должны ее разработать самостоятельно.

Чтобы у проверяющих не возникло претензий к учету затрат, в отчете должны быть предусмотрены обязательные реквизиты первичного документа, а именно:
– наименование и дата документа;
– наименование исполнителя;
– содержание и измерители операции;
– наименования должностей ответственных лиц, их подписи.

Разработанную форму лучше сразу предусмотреть в договоре. Тогда проблем с подтверждением расходов не возникнет.

Но одного отчета для подтверждения затрат на материалы недостаточно. Так как расходы на МПЗ будут включены в себестоимость ремонта, потребуется акт выполненных работ. Поскольку ремонт офиса относится к ремонтно-строительным работам, то исполнитель обязан выписать акт по форме № КС-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100.

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 7, АПРЕЛЬ 2010

3.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете поступление материалов

Если материалы поступают за плату, от поставщика или грузоотправителя вы получите:

  • расчетные документы (счета, счета-фактуры, накладные и т. п.);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, удостоверения качества и т. п.).

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

При поступлении материалов проверьте, соответствуют ли данные в сопроводительных документах тем, которые предусмотрены условиями договора (ассортимент, количество, цены, способ и сроки отгрузки и т. д.). Также убедитесь, что все суммы в расчетных документах подсчитаны верно.

При этом фактическую себестоимость материалов отразите в сумме:

  • оплаты поставщику материалов;
  • транспортно-заготовительных расходов;
  • затрат по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию (в т. ч. давальческую переработку).

Безвозмездное поступление

Поступление материалов безвозмездно оформите в обычном порядке. Тот, кто отдал вам бесплатно материалы, должен представить такие же документы, как и при возмездном поступлении материалов. Фактическую себестоимость материалов, поступивших безвозмездно, определяйте по их рыночной цене. То есть по цене, по которой вы можете продать материалы. Такие правила установлены в пункте 9 ПБУ 5/01.

Определяя рыночную цену, ориентируйтесь на данные, которые у вас есть на день получения актива. Сведения об уровне текущих рыночных цен должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы. Это следует из пункта 10.3 ПБУ 9/99.

Если доставку безвозмездно полученных материалов вы взяли на себя, то в фактическую себестоимость материалов следует включить эти затраты (п. 65 и 66 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

В бухучете безвозмездное поступление материалов отразите проводкой:

Дебет 10 (15) Кредит 98-2
– учтены безвозмездно поступившие материалы.

При списании безвозмездно полученных материалов в производство (на другие цели) отразите доход:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– признан доход от использования безвозмездно полученных материалов (стоимость фактически израсходованных материалов).

Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

4.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении получение финансовой помощи от учредителя (участника, акционера)

Когда финансовую помощь не учитывают при расчете налога на прибыль

В ряде случаев финансовую помощь в составе доходов при расчете налога на прибыль учитывать не нужно. Такие ситуации названы в таблице ниже.

Вид поступившей помощи Условия, при которых не придется отражать в налоговом учете доход Ограничения Основания
Имущество, в том числе и деньги. Кроме имущественных и неимущественных прав Участник, учредитель или акционер, который оказывает финансовую помощь, владеет более чем 50 процентами уставного капитала организации-получателя Имущество или его часть нельзя передавать третьим лицам в течение года. В противном случае его стоимость придется учесть в доходах. На деньги ограничение не распространяется Пункт 2статьи 38,пункт 8статьи 250,подпункт 11пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ
Организация – получатель финансовой помощи владеет более чем 50 процентами уставного капитала передающей организации. При этом на дату передачи имущества принимающая организация должна владеть этим вкладом на праве собственности Если передающая сторона является иностранной компанией, включенной в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения, стоимость полученного от нее имущества нужно включить в доходы независимо от размера доли
Имущественные и неимущественные права, само имущество, в том числе и деньги Финансовая помощь оказана для увеличения чистых активов организации-получателя. Размер долей участия в уставном капитале значения не имеет. В том числе когда это сделано с одновременным уменьшением либо прекращением перед участником, учредителем или акционером долга организации-получателя Назначение финансовой помощи прямо указано в решении или предусмотрено в учредительных документах организации-получателя Подпункт 3.4пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ

Если поступившая от участника, в том числе учредителя или акционера, финансовая помощь не увеличивает базу для расчета налога на прибыль, в бухучете возникает постоянная разница, с которой нужно рассчитать постоянный налоговый актив (п. 7 ПБУ 18/02).

Когда и как финансовую помощь нужно включить в доходы при расчете налога на прибыль

Когда ни одно из условий освобождения от налогообложения полученной финансовой помощи не выполняется, учитывайте ее в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Доход признайте:

  • в день поступления денег на расчетный счет или в кассу;
  • на дату поступления имущества (например, оформления акта приема-передачи).

Эти правила применяются как при методе начисления, так и при кассовом методе (подп. 1 и 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ).

Андрей Кизимов, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

20.02.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка