Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 февраля 2015 10 просмотров

организация заключила соглашение с министерством о предоставлении субсидии для финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с выполнением прикладных научных исследований (проекта). В договоре указано, что получатель субсидии обязуется выполнить эти исследования в соответствии с техзаданием и кроме прочего обязуется привлечь из внебюджетных источников средства для софинансирования этих исследований на определенную сумму. Сметой затрат по бюджетному финансированию прибыль не предусмотрена. Если в рамках исполнения обязательств по такому договору организация оплачивает субподрядчику некие работы, связанные с исполнением этого договора, оплачивает из собственных оборотных средств, можно ли учесть такие затраты в базе по налогу на прибыль?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

Государственная помощь

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:

  • субсидий;
  • бюджетных кредитов;
  • прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Бухучет

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

  • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);
  • текущих расходов.

<…>

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

<…>

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).*

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

<…>

ОСНО: налог на прибыль

Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 56 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.*

<…>

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя* (п. 1 ст. 252п. 17 ст. 270 НК РФ).

В частности, основные средства, приобретенные за счет средств целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Данное правило в полной мере касается государственной помощи, которую получает управляющая компания на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19.

Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются таковыми в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов(ст. 250 НК РФ).

Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Также можно учесть в расходах затраты, связанные с содержанием имущества, которое получено в рамках государственной помощи. Например, если в рамках финансирования целевых мероприятий организация получила оборудование, то суммы амортизации, начисленные по такому основному средству, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

<…>

Ситуация: как в бухгалтерском и налоговом учете отразить выполнение НИОКР. Расходы покрываются полностью или частично за счет средств бюджета. Исключительные права на результаты НИОКР принадлежат организации-исполнителю

Полученные из бюджета средства можно отразить как поступление госпомощи на покрытие всех расходов или их части. А затраты на НИОКР учтите так же, как при создании НМА собственными силами.

Действительно, организации, которые ведут научную или инновационную деятельность, могут получать государственную поддержку. В том числе и в виде финансовой помощи – субсидий, грантов, займов, гарантий и т.д.* (ст. 1516.116.2 и 16.4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ).

При определенных условиях полученные средства тоже можно расценивать как госпомощь. Так будет и в ситуации, когда исключительные права на результаты НИОКР принадлежат исполнителю. Ведь фактически исполнитель выполняет НИОКР для себя, перед заказчиком он только отчитывается о выполнении работ в полном объеме, об их соответствии предъявленным требованиям, а также о расходовании полученных средств. Исходя из всего этого в бухучете и при налогообложении полученные средства можно отразить как госпомощь.*

Как отразить в бухучете
В бухучете обязательство заказчика предоставить средства оформите следующей записью:

Дебет 76 субсчет «Финансирование НИОКР» Кредит 86
– отражена задолженность заказчика по предоставлению финансирования.

Такой порядок следует из положений пунктов 5 и 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 76 и 86).

Когда деньги поступят на расчетный счет, уменьшите задолженность заказчика, сделав в учете следующую проводку:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Финансирование НИОКР»
– отражено поступление финансирования.

Это следует из положений пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 51 и 76).

Перейдем к расходам на НИОКР. Их надо отражать так же, как если бы создавали нематериальный актив хозспособом, то есть собственными силами. Ведь подразумевается, что в итоге организация-исполнитель получает исключительные права на результаты таких работ. Плюс ко всему исключительные права на результаты НИОКР должны быть зарегистрированы – надо получить патент (п. 1 ст. 1232 ГК РФ). А значит, затраты на НИОКР следует отражать как формирование стоимости НМА. Это следует из положений пункта 3 ПБУ 17/02 и пункта 1ПБУ 14/2007.

Затраты, связанные с выполнением работ, отразите в составе внеоборотных активов следующей проводкой:

Дебет 08-8 Кредит 70 (69, 68, 10...)
– отражены расходы на НИОКР.

Когда НИОКР будут выполнены, акт сдачи-приемки подписан, а права на результаты зарегистрированы, сформируйте первоначальную стоимость нематериального актива. Если, конечно, соблюдаются все остальные условия для этого. Проводка тут следующая:

Дебет 04 Кредит 08-8
– включены в состав нематериальных активов расходы на НИОКР.

Это следует из положений пунктов 46–10 ПБУ 14/2007 и Инструкции к плану счетов (счета 04,08-8).

Одновременно с тем, когда стоимость НМА отразили на счете 04, полученное ранее финансирование отнесите к доходам будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма финансирования.

Это следует из положений пункта 9 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 86 и 98).

Впоследствии эти суммы отражайте в составе прочих доходов пропорционально расходам – начисленной на НМА амортизации. То есть ежемесячно делайте проводку:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтены в составе прочих доходов средства финансирования в части, относящейся к начисленной амортизации.

Такой порядок следует из положений пункта 8абзаца 2 пункта 9 и пункта 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 8691-198-2).

Размер помощи, которую надо отнести на прочие доходы, рассчитайте по формуле:

Размер госпомощи, относящейся на прочие доходы = Средства, полученные от заказчика на финансирование НИОКР : Первоначальная стоимость НМА ? Начисленная амортизация(за месяц)

Как учесть при расчете налога на прибыль
В налоговом учете стоимость НМА, полученных организацией при выполнении НИОКР, определите как сумму фактических расходов на их создание (п. 3 ст. 257 НК РФ). Начиная со следующего месяца после ввода в эксплуатацию НМА начните начислять амортизацию исходя из срока его полезного использования. Этот срок зачастую определяют равным сроком, на который предоставлен патент на исключительные права. Подробнее об этом см. Как определить срок, в течение которого имущество будет амортизироваться в налоговом учете.

Полученные на финансирование НИОКР средства включайте в доходы пропорционально начисленной амортизации по НМА. Это следует из абзаца 3 пункта 4.1 статьи 271, абзаца 3пункта 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете исполнителя выполнение НИОКР за счет финансирования из федерального бюджета с привлечением средств исполнителя (50/50). Исключительные права на результаты НИОКР принадлежат исполнителю

В январе ООО «Альфа» выиграло конкурс с Министерством промышленности на финансирование НИОКР. По условиям договора:

  • за семь месяцев «Альфа» должна провести все необходимые изыскания и получить необходимую новацию;
  • сумма расходов на НИОКР определена как 1 000 000 руб.;
  • половину от этой суммы государство предоставляет «Альфе» на финансирование расходов на НИОКР. Другую половину «Альфа» осуществляет за свой счет (софинансирует);
  • финансирование из бюджета «Альфа» получает в два этапа. Первый транш поступает в январе сразу после заключения соглашения на сумму 300 000 руб., второй – в марте на сумму 200 000 руб.
  • исключительные права на результаты НИОКР принадлежат «Альфе».

«Альфа» применяет общий режим налогообложения. Доходы и расходы определяет методом начисления. Согласно учетной политике «Альфы» амортизация по НМА начисляется линейным способом.

В январе бухгалтер «Альфы» сделал следующие записи:

Дебет 76 субсчет «Финансирование НИОКР» Кредит 86
– 500 000 руб. – отражена задолженность заказчика по предоставлению финансирования из бюджета (на дату подписания соглашения);

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Финансирование НИОКР»
– 300 000 руб. – отражено поступление первого транша финансирования.

В марте, когда был получен второй транш, бухгалтер сделал записи:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Финансирование НИОКР»
– 200 000 руб. – отражено поступление второго транша финансирования.

В течение семи месяцев расходы на НИОКР бухгалтер отражал на счете 08-8:

Дебет 08-8 Кредит 70 (69, 68, 10...)
– 1 000 000 руб. – отражены расходы на НИОКР.

В июле исполнитель отчитался о целевом расходовании средств. В том же месяце «Альфа» получила патент на пять лет и стала использовать результаты НИОКР в производственной деятельности. Первоначальная стоимость НМА была определена исходя из всех затрат на его создание.

В бухучете возникновение НМА бухгалтер отразил так:

Дебет 04 Кредит 08-8
– включены в состав нематериальных активов расходы на НИОКР.

При вводе в эксплуатацию НМА финансирование, полученное ранее, бухгалтер отразил в доходах будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма финансирования.

Начиная с августа бухгалтер стал начислять амортизацию по НМА. Для целей бухгалтерского и налогового учета он определил месячную норму амортизации:
– 1,6667% (1 : 60 мес. ? 100).

Месячная сумма амортизации НМА составила:
–16 667 руб. (1 000 000 руб. ?1,6667%).

Начиная с августа в течение пяти лет бухгалтер отражал начисление амортизации следующим образом:

Дебет 20 Кредит 05
– 16 667 руб. – начислена амортизация по НМА, который используется в производстве.

Одновременно с начислением амортизации суммы финансирования бухгалтер начал включать в прочие доходы. Начиная с августа до окончания срока действия патента были сделаны следующие записи:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 8334 ((300 000 руб. + 200 000 руб.) : 1 000 000 руб. ? 16 667 руб.);

Эту же сумму бухгалтер включал в доходы в целях расчета налога на прибыль (п. 4.1 ст. 271 НК РФ).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка