Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
2 марта 2015 24 просмотра

Сельскохозяйственным потребительским кооперативом (некоммерческая организация) получена субсидия на возмещение затрат по созданию субъектов малого предпринимательства (вновь зарегистрированных и действующих менее одного года предпринимателей из числа зарегистрированных безработных и малых предприятий, включая потребительские кооперативы, в уставном капитале которых доля, принадлежащая зарегистрированным безработным составляет не менее 50 процентов). СПок ведет только уставную деятельность (хранение плодоовощной продукции, принадлежащей участникам кооператива). Можно ли отнести данную субсидию к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете полученную субсидию, если организация применяет общий режим налогообложения?Правильно ли мы понимаем, что ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» применяется только коммерческими организациями?Спасибо.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ПРИКАЗ, ПБУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 16.10.2000 №№ 92Н, ПБУ13/2000 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000»

<…>

«ПОЛОЖЕНИЕ
по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи"
ПБУ 13/2000

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям* (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее - организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)».

<…>

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ, ВАС РФ ОТ 30.07.2013 №№ 3290/13, А55-12521/2012

<…>

«Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции в оспариваемой части, суд первой инстанции, поддержанный судом кассационной инстанции, исходил из того, что полученная обществом субсидия не может быть отнесена к целевым поступлениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса, поскольку указанная норма предусматривает случаи исключения из налоговой базы только целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что названной нормой возможность ее применения не ставится в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджета.

Данный вывод суда Президиум считает правильным.

Согласно буквальному толкованию положений пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса к целевым поступлениям относятся, во-первых, целевые поступления из бюджета и, во-вторых, целевые поступления на содержаниенекоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Таким образом, целевые поступления из бюджета не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль при условии соблюдения требований, предъявляемых к порядку отражения в учете данных поступлений, а также их расходования.

Поскольку обществом "Приволжскнефтепровод" выполнены все условия, установленные пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса: о расходовании средств общество отчиталось перед получением субсидии, денежные средства использованы по целевому назначению, ведение раздельного учета доходов и расходов инспекцией не оспаривается, полученная субсидия подлежала освобождению от налогообложения при исчислении налога на прибыль*.

При названных обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303пунктом 5 части 1 статьи 305статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Постановил

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.01.2013 по делу № А55-12521/2012 Арбитражного суда Самарской области отменить.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по данному делу оставить без изменения».

3. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<…>

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:*

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000*.

<…>

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций*.

<…>

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием*

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные инвестиции, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

Назначение субсидии Порядок признания доходов
Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии.

Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода

Расходы связаныс приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии.

При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции

Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав

Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации.

Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений

Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

<…>

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

4. Рекомендация:Как составить учетную политику для целей бухучета

<…>

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Перечень возможных вариантов, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций. В таком случае разработайте свою методику исходя из положений других ПБУ или правил МСФО*.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008*.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

5. Статья:Субсидии освобождены от налога на прибыль

<…>

Ваша компания является некоммерческой организацией (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ). Значит, она вправе не платить налог на прибыль с целевых поступлений в виде средств из регионального бюджета на уставную деятельность. По этим поступлениям и по расходам, которые организация оплатила за счет субсидий, надо вести раздельный учет (подп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФписьмо Минфина России от 22.02.12 № 03-03-06/4/11)*.

16 22 апреля – 5 мая 2014

Роман Иванов, эксперт «УНП»

6. Книга: Целевое финансирование в учетной политике

<…>

Для справки: сегодня к бюджетным средствам относятся только субсидии, под которыми понимаются средства, предоставленные организации из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основах в возмещение затрат или недополученных доходов, на что указывает статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации*.

Внимание: если целевое финансирование осуществляется за счет бюджета, то средства, получаемые организацией, могут рассматриваться в качестве государственной помощи*.

Напоминаем, что с 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), особенности применения которого установлены статьей 30 Закона № 402-ФЗ*.

Пунктом 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ определено, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ. Иначе говоря, так как федеральные и отраслевые стандарты пока не утверждены, то при ведении учета организации руководствуются правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденными Минфином Российской Федерации до 1 января 2013 года. При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Информации Минфина Российской Федерации № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г.Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»*.

Поэтому в такой ситуации организации придется руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 92н (далее – ПБУ 13/2000)*.

В части учета государственной помощи в учетной политике нужно закрепить порядок поступления бюджетных средств в организацию*.

Как следует из пункта 5 ПБУ 13/2000, организация принимает бюджетные средства к учету при наличии следующих условий:*

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и тому подобное;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Причем в силу пункта 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства в качестве целевого финансирования могут приниматься к учету по мере:*

  • возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
  • фактического получения средств.

Учитывая то, что бухгалтерский стандарт содержит два варианта учета бюджетных средств в качестве средств целевого финансирования, в своей учетной политике организация должна закрепить тот, который будет ею использоваться*.

Если фирма принимает решение учитывать целевое финансирование до момента поступления в организацию, то в учете это будет отражаться при помощи следующих записей:*

  • Дебет 76 Кредит 86
  • Дебет 86 Кредит 91
  • Дебет 51 Кредит 76.

При втором варианте учета набор бухгалтерских проводок будет несколько иным:*

  • Дебет 51 Кредит 86;
  • Дебет 86 Кредит 91.

Кроме того, в своем нормативном документе придется закрепить порядок отражения в бухгалтерском балансе остатка средств целевого финансирования*.

Напоминаем, что бюджетные средства, направленные коммерческой организации на финансирование расходов, по-прежнему в бухгалтерском учете рассматриваются в качестве доходов будущих периодов. На это прямо указано в пункте 9 ПБУ 13/2000*.

В соответствии с пунктом 20 ПБУ 13/2000 остаток средств целевого финансирования может отражаться в балансе:*

  • по статье «Доходы будущих периодов»;
  • обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

В своей учетной политике компания обязана указать используемый ею вариант отражения остатка средств целевого финансирования в бухгалтерском балансе*.

Внимание: так как бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включены в структуру бюджетной системы Российской Федерации, то в качестве государственной помощи могут рассматриваться и денежные средства, поступающие в организацию из внебюджетных государственных фондов. Аналогичные разъяснения на этот счет дают финансисты в своем Письме от 3 января 2002 года № 04-02-05/1/223*.

Как уже было отмечено, информация о средствах целевого финансирования отражается организацией на счете 86 «Целевое финансирование»*.

Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»*.

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами:*

  • 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;
  • 83 «Добавочный капитал» – при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
  • 98 «Доходы будущих периодов» – при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и тому подобного.

Причем организация должна организовать ведение аналитического учета по счету 86 «Целевое финансирование» по назначению целевых средств и по источникам их поступления*.

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. В.В. СЕМЕНИХИН

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка