Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24
3 марта 2015 61 просмотр

Как создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и отразить в бухгалтерском учете? Каким документом должен подтвердить банк о размещении целевого финансового резерва?Одновременно хотелось бы уточнить НЕобходимость создания данного резерва а так же ответственность по КоАП за отсутствие. На предприятии эксплуатируется газовая котельная (опасный объект) и он застрахован.

Если Вы эксплуатируете опасный производственный объект, то Вы обязаны создавать такой резерв.

Лица, виновные в нарушении Федерального закона о промышленной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Официальные разъяснения какая именно ответственность предусмотрена на не создание резерва отсутствуют. При этом в КоАП есть статья 9.1 за нарушение требований промышленной безопасности с достаточно серьезными штрафами.

Методики создания резерва нет, практики по данному вопросу также не имеется.

Если организация должна создавать такой резерв в силу законодательства, то обычно издается приказ руководителя о создании такого резерва.

Создание такого резерва выражается в закупке определенных ТМЦ, как резервных, которые будут числиться у организации на балансе в качестве резерва для возможных локализаций аварий. Для учета таких ТМЦ можно открыть отдельный субсчет к счету 10.

Что касается создания финансового резерва, то можно открыть депозит и положить на него средства, подтверждая выпиской с депозитного счета.

Приказ составляется в произвольной форме в виде…на основании закона №… приказываю приобрести столько-то таких-то ТМЦ, а также создать финансовый резерв в сумме такой-то путем открытия депозита и внесения средств на депозитный счет…

Никаких процентов и методик по расчету сколько должно быть материальных и финансовых ресурсов для закупки ТМЦ нет.

Кроме того, организации нужно оценить вероятность необходимости создания резерва в виде оценочного обязательства.

При этом следует учесть, что с бухгалтерской отчетности 2011 год введено в действие новое ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Положение, в частности, содержит нормы, регулирующие признание оценочного обязательства в бухучете. Так, одним из обязательных условий признания оценочного обязательства в бухучете является факт того, что у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать.

Другими словами, если у организации не существует обязанность, возникшая в результате прошлых событий ее деятельности, исполнения которой она не может избежать, то обязательство в отношении предстоящих расходов не возникает. В этом случае оценочное обязательство по предстоящим расходам организации не принимается к бухгалтерскому учету. То есть, если у организации не было в прошлых периодах расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций, то оценочное обязательство и резерв в учете не отражаются. Если же организация несла расходы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, то она создает данный резерв. При этом конкретной методики определения величины оценочного обязательства законодательством не предусмотрено. В разделе III ПБУ 8/2010 есть общий порядок определения величины оценочного обязательства.

Организация должна оценить предполагаемую сумму расходов, которую ей придется понести для выполнения обязательств по ликвидации ЧС. Такую оценку производят на основе имеющихся фактов хозяйственной деятельности организации, опыта в отношении аналогичных обязательств организации или мнений экспертов (п. 16 ПБУ 8/2010).

То есть, если раньше расходов по ликвидации аварий не было, то оценочного обязательства не будет, если были, то оно создается и отражается проводкой Дебет 91 Кредит 96.

В налоговом учете резерв не создается, а приобретенные для резерва ТМЦ учитываются в общем порядке по мере отпуска в эксплуатацию

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух»

1. Рекомендация:Как создать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и готовой продукции (работ)

Выдавая гарантию, организация принимает на себя обязательство безвозмездно (для покупателя, заказчика) устранить обнаруженные в будущем недостатки товаров, готовой продукции (работ). В некоторых случаях организация должна признать в бухучете оценочное обязательство.* Это нужно сделать, если одновременно выполняются следующие условия:
– в течение определенного периода организация обязана производить ремонт реализованных товаров, готовой продукции (работ), так как выдала на них гарантию;
– существует вероятность того, что экономические выгоды, необходимые для исполнения оценочного обязательства, уменьшатся;
– величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Это следует из пункта 5 ПБУ 8/2010, которое применяется начиная с отчетности за 2011 год.

<...>

Величина оценочного обязательства

Конкретной методики определения величины оценочного обязательства законодательством не предусмотрено. При этом раздел III ПБУ 8/2010 содержит общий порядок определения величины оценочного обязательства.

Согласно данному порядку оценочное обязательство признается в бухучете по состоянию на отчетную дату в сумме, необходимой, чтобы рассчитаться с кредиторами или перевести обязательство на другое лицо (п. 15 ПБУ 8/2010). То есть организация должна оценить предполагаемую сумму расходов, которую ей придется понести для выполнения обязательств по гарантийному ремонту. Такую оценку производят на основе имеющихся фактов хозяйственной деятельности организации, опыта в отношении аналогичных обязательств организации или мнений экспертов (п. 16 ПБУ 8/2010).

Если оценочное обязательство является существенным, информация о нем должна раскрываться в бухгалтерской отчетности (п. 24 ПБУ 8/2010).

Метод, которым определяется сумма оценочного обязательства, нужно закрепить в учетной политике организации для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). Например, организация вправе оценивать предстоящие расходы на гарантийный ремонт с учетом имеющихся данных о фактическом уровне затрат на гарантийный ремонт за последний год или путем экспертной оценки.*

<...>

Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. 2. Положение, Приказ, ПБУ Минфина России от 13.12.2010 №№ 167н, ПБУ8/2010

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)»:

<…>

«II. Признание оценочного обязательства, отражение информации об условном обязательстве и условном активе


4. Обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения (далее - оценочное обязательство) может возникнуть:
а) из норм законодательных и иных нормативных правовых актов*, судебных решений, договоров;
б) в результате действий организации, которые вследствие установившейся прошлой практики или заявлений организации указывают другим лицам, что организация принимает на себя определенные обязанности, и, как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация выполнит такие обязанности.
5. Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни*, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.


<…>

Примеры анализа обстоятельств с целью признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.

<…>

Примеры анализа обстоятельств с целью признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства

<…>

Пример 2. Законодательство предусматривает обязательность ремонтов основных средств в отрасли, в которой организация ведет деятельность. За эксплуатацию основных средств без проведения ремонтов законодательством предусмотрены штрафы. Организация имеет утвержденную программу ремонта основных средств, предусматривающую, в частности, периодичность ремонтов и плановые расходы на них. Информация о данной программе организации опубликована и доступна широкому кругу лиц.
Обязательство в отношении предстоящих ремонтов основных средств не возникает, поскольку у организации не существует обязанность, возникшая в результате прошлых событий ее деятельности, исполнения которой она не может избежать. Оценочное обязательство по предстоящим расходам по ремонту основных средств организации не принимается к бухгалтерскому учету.* Однако организация признает оценочное обязательство по предстоящим к уплате штрафам за непроведение ремонтов, если выполняются все условия признания оценочных обязательств в отношении таких штрафов.»

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 21.07.1997 № 116-ФЗ

«Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации*.»

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях

«Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов*

1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Примечания:

1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

4. Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.
(Примечание дополнительно включено с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года № 171-ФЗ. - См. предыдущую редакцию

03.03.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http:// vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка