Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 марта 2015 399 просмотров

Работаем на УСН без НДС. Закупаем товар у белорусов,получаем счет-фактуру с нулевой ставкой. Как импортеру как быть с НДС? И надо ли сообщать в налоговую о сделке и предоставлять какие то документы? За ранее спасибо.

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации или в электронном виде. После того как организация представит необходимый пакет документов, инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года). После этого организация-импортер на УСН может учесть уплаченный в стоимости товара (пп. 3 п.2 ст. 170 Кодекса) или в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а организация-экспортер сможет подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (п. 4 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза

Нормативная база

Порядок начисления НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза регулируется:

Кроме того, международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Налогоплательщики

При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза НДС взимается в стране импортера, то есть в России (п. 4 ст. 72 Договора о евразийском экономическом союзе). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь, Казахстан и Армения у российских покупателей возникает обязанность по уплате НДС. Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о евразийском экономическом союзе, п. 13 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). *Такой порядок распространяется как на товары, происходящие с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза.

При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы* и получившие освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ (п. 13 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК РФ).

Исключением является ввоз на территорию России товаров:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденных от налогообложения при ввозе. Их перечень приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ;
– в связи с их передачей в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому);
– гражданами для личных нужд (для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью).

Об этом сказано в пункте 6 статьи 72 Договора о евразийском экономическом союзе, пункте 13 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе, подпункте 3 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса РФ.

Внимание: при определении перечня товаров, не облагаемых НДС при ввозе в Россию, ориентируйтесь только на статью 150 Налогового кодекса РФ. Товары, перечисленные в статье 149 Налогового кодекса РФ, не облагаются при ввозе, только если на соответствующую позицию есть ссылка из статьи 150 Налогового кодекса РФ.

Например, лом и отходы черных металлов не относятся к необлагаемым товарам по статье 150 Налогового кодекса РФ. Поэтому, несмотря на то что данный товар поименован в статье 149 Налогового кодекса РФ, при его ввозе в Россию нужно заплатить НДС. Такие разъяснения дает ФНС России в письме от 18 сентября 2014 г. № ГД-18-3/1260.

Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях (п. 25 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Ставка НДС

Ставку НДС надо определять по российскому налоговому законодательству (п. 17 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Поэтому в зависимости от вида ввозимых товаров она составит 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ).*

Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы по НДС – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). То есть дата отражения поступивших товаров на счетах бухучета, в том числе на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключением из этого правила является импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации моментами определения налоговой базы по НДС являются даты лизинговых платежей, установленные договором (даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют). Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организации, применяющие общую систему налогообложения и не использующие налоговое освобождение по статьям 145 и 149 Налогового кодекса РФ, могут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Расчет НДС

Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:

Сумма НДС = Стоимость импортируемых товаров + Акцизы (по подакцизным товарам) ? Ставка НДС (10% или 18%)


При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, изготовленных по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом если расходы на транспортировку товаров не включены в стоимость импортируемых товаров, налоговую базу по НДС они не увеличивают. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе, письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281 (несмотря на то что в письме сделаны выводы на основе протокола, действующего до вступления в силу Договора о евразийском экономическом союзе, эти разъяснения можно применять и в настоящее время).

При ввозе товаров по товарообменному (бартерному) договору, а также по договору товарного кредита (товарного займа) их стоимостью является стоимость товаров, указанная в этих договорах. При отсутствии стоимости в договоре налоговая база по НДС определяется как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах для расчета НДС используется стоимость, по которой товары приняты импортером к бухгалтерскому учету.

При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

Если стоимость товаров (переработки давальческого сырья) выражена в иностранной валюте, налоговою базу определите исходя из договорной стоимости товаров (работ), пересчитанной в рубли. Пересчет производите по курсу Банка России на дату принятия товаров (продуктов переработки) к учету (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

При ввозе товаров по договору лизинга (который предусматривает переход права собственности на товар к лизингополучателю) их стоимость определяется как часть стоимости предмета лизинга, подлежащая уплате по договору на момент определения налоговой базы. При этом размер и дата фактического платежа значения не имеют. Если лизинговый платеж по договору установлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на момент определения налоговой базы.

Об этом сказано в пунктах 14 и 15 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. ? 18% = 126 144 руб.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;

Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза. Стоимость товаров в договоре указана в иностранной валюте

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки – 22 000 долл. США. 15 августа «Альфа» приняла погрузчик на учет. 19 августа оплатила ввезенный товар.

Условный курс доллара на даты совершения операций составлял:

– 15 августа – 31,0000 руб./USD;

– 19 августа – 30,0000 руб./USD.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 682 000 руб. (22 000 USD ? 31,0000 руб./USD) – принят к учету импортированный погрузчик;

Дебет 60 Кредит 51
– 660 000 руб. (22 000 USD ? 30,0000 руб./USD) – оплачен погрузчик;

Дебет 60 Кредит 91-1
– 22 000 руб. (682 000 руб. – 660 000 руб.) – отражена положительная курсовая разница;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 122 760 руб. (682 000 руб. ? 18%) – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 122 760 руб. – перечислен НДС со стоимости импортного товара.

Уплата налога и подача декларации

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

Об этом говорится в пункте 19 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

В этот же срок покупатель должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию (п. 20 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). К декларации нужно приложить:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (в четырех экземплярах на бумаге и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью). Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года.
  • выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. При наличии переплаты по федеральным налогам инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран участниц Таможенного союза. В этом случае представлять банковскую выписку не нужно;
  • транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров из стран участниц Таможенного союза в Россию (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
  • счета-фактуры на отгрузку товаров (либо другой документ, если выписка счета-фактуры не предусмотрена национальным законодательством продавца);
  • договор, на основании которого товар ввозится в Россию (договоры купли-продажи, лизинга, товарного кредита (товарного займа), договоры об изготовлении товаров, о переработке давальческого сырья);
  • информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены (если товары ввозятся с территории одного государства участника Таможенного союза, а продавцом является представитель другого государства, в т. ч. не являющегося участником Таможенного союза). В сообщении поставщик должен указать следующие сведения о лице, у которого он приобрел товары: идентифицирующий его номер (аналог российского ИНН), полное наименование, адрес, номер и дату договора о приобретении импортируемых товаров, номер и дату спецификации. Если лицо, у которого были приобретены импортируемые товары, является не собственником, а посредником (комиссионером, поверенным, агентом) этих товаров, то в сообщении дополнительно указываются аналогичные сведения о собственнике. Сообщение должно быть подписано руководителем организации-продавца и заверено ее печатью. Если сообщение составлено на иностранном языке, обязательно наличие его перевода на русский язык. Информационное сообщение можно не представлять, если все необходимые сведения отражены в договоре (контракте), на основании которого товар ввозится в Россию);
  • договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (если они заключались);
  • договор (контракт), в целях исполнения которого импортируемые товары были приобретены по договорам комиссии, поручения или агентскому договору (если посредники НДС не уплачивают).
    • в котором товары были приняты к учету;
    • в котором наступил срок платежа по договору лизинга (если товары ввозятся в Россию по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности на товары к лизингополучателю).
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (в четырех экземплярах на бумаге и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью). Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России.
  • выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. При наличии переплаты по федеральным налогам инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран участниц Таможенного союза. В этом случае представлять банковскую выписку не нужно;
  • транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров из стран участниц Таможенного союза в Россию (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
  • счета-фактуры на отгрузку товаров (либо другой документ, если выписка счета-фактуры не предусмотрена национальным законодательством продавца);
  • договор, на основании которого товар ввозится в Россию (договоры купли-продажи, лизинга, товарного кредита (товарного займа), договоры об изготовлении товаров, о переработке давальческого сырья);
  • информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены (если товары ввозятся с территории одного государства участника Таможенного союза, а продавцом является представитель другого государства, в т. ч. не являющегося участником Таможенного союза). В сообщении поставщик должен указать следующие сведения о лице, у которого он приобрел товары: идентифицирующий его номер (аналог российского ИНН), полное наименование, адрес, номер и дату договора о приобретении импортируемых товаров, номер и дату спецификации. Если лицо, у которого были приобретены импортируемые товары, является не собственником, а посредником (комиссионером, поверенным, агентом) этих товаров, то в сообщении дополнительно указываются аналогичные сведения о собственнике. Сообщение должно быть подписано руководителем организации-продавца и заверено ее печатью. Если сообщение составлено на иностранном языке, обязательно наличие его перевода на русский язык. Информационное сообщение можно не представлять, если все необходимые сведения отражены в договоре (контракте), на основании которого товар ввозится в Россию);
  • договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (если они заключались);
  • договор (контракт), в целях исполнения которого импортируемые товары были приобретены по договорам комиссии, поручения или агентскому договору (если посредники НДС не уплачивают).

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации или в электронном виде. Электронный формат должен быть утвержден ФНС России.*

Об этом сказано в пункте 20 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

<…>

Подтверждение уплаты НДС

После того как организация представит необходимый пакет документов, инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года). Это нужно, чтобы в дальнейшем:

Порядок подтверждения зависит от того, в какой форме подано заявление.

Заявление подано на бумаге. Факт уплаты НДС импортером инспекция подтверждает путем проставления соответствующей отметки в разделе 2 заявления о ввозе товаров. Отметка должна содержать в себе следующие сведения:

  • сумму НДС, начисленную и уплаченную организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 20 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;
  • подпись, фамилию, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дату завершения им проверки;
  • подпись, фамилию и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дату проставления отметки и гербовую печать инспекции.

Отметка проставляется на всех экземплярах заявления, представленных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает организации-импортеру. Срок, в течение которого инспекция должна подтвердить уплату НДС импортером, составляет 10 рабочих дней со дня поступления заявления и необходимого пакета документов.

Заявление подано в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Налоговая инспекция в подтверждение уплаты НДС направит в электронном виде документ. Форма такого документа должна быть утверждена ФНС России.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года.

Уплата НДС не подтверждена

Инспекция может не подтвердить уплату НДС импортером. Например, это возможно, если организация сдаст неполный комплект документов или если при проверке будет обнаружено несоответствие сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров, сведениям, содержащимся в других документах, представленных импортером. В этом случае не позднее 11 рабочих дней со дня получения пакета документов от импортера инспекция должна направить в его адрес письменное уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. В уведомлении инспекция должна указать причину отказа (выявленные несоответствия) и предложить импортеру устранить их. Вместе с уведомлением инспекция возвращает три экземпляра заявления. После устранения выявленных несоответствий импортеру придется вновь заполнить и представить в инспекцию заявление о ввозе товаров на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Если причиной отказа стал неполный комплект документов, то к заявлению импортер должен будет приложить недостающие документы.

Аналогичные разъяснения о порядке подтверждения инспекцией факта уплаты НДС импортером приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030.

Принудительное взыскание НДС

Если организация импортирует товары из стран – участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция по местонахождению организации вправе взыскать налог в принудительном порядке, а также начислить пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 22 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по НДС при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза

Ввоз в Россию товаров из-за рубежа является объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Сумма налога, фактически уплаченная при ввозе импортных товаров, принимается к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

При ввозе товаров с территории стран – участниц Таможенного союза уплату и вычет НДС контролируют налоговые инспекции (п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, отражается в специальной декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам).*

Форма декларации

Формы налоговой отчетности, а также порядок их представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). До принятия новых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчетности (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). В настоящее время при составлении специальной декларации следует руководствоваться формой и порядком, которые были утверждены приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.

Периодичность и сроки сдачи

Составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам нужно ежемесячно:

Об этом сказано в пункте 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе и пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.

Положения статьи 163 Налогового кодекса РФ, где сказано, что налоговым периодом по НДС является квартал, в данном случае не применяются. Это объясняется тем, что международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (ст. 7 НК РФ). Договор о Евразийском экономическом союзе относится к таким договорам. Требования, предусмотренные этим договором, обязательны для всех российских организаций.

Сдать декларацию нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором организация приняла к учету товары, ввезенные из стран – участниц Таможенного союза. К этому же сроку сумма НДС по ввезенным товарам должна быть перечислена в бюджет*. Если организация ввозит в Россию предметы лизинга (по договору, который предусматривает переход права собственности на них к лизингополучателю), декларацию нужно подать не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок платежа, предусмотренный договором лизинга.

Такой порядок предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе и пунктом 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.

Внимание: несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе, ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность*.

Одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов, который предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе.

Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).*

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию, если специальная декларация по косвенным налогам сдана своевременно, а документы, которые должны быть к ней приложены, – с опозданием

Да, может.

За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, установлено пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (ст. 7 НК РФ). Поэтому требования, предусмотренные названным договором, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза. Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству. Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.

Оштрафовать организацию по статье 119 Налогового кодекса РФ инспекция не вправе. Эта статья предусматривает ответственность только за несвоевременную подачу налоговых деклараций. Если организация сдала декларацию вовремя, то оснований для применения статьи 119 Налогового кодекса РФ у инспекции нет.

Специальную декларацию по косвенным налогам сдавать не нужно:

  • если в течение месяца российская организация не принимала к учету товары, ввезенные из стран – участниц Таможенного союза;
  • если в течение месяца не наступал срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга.

Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.

Порядок заполнения

При заполнении деклараций соблюдайте общие правила оформления налоговой отчетности с учетом специальных требований, предусмотренных пунктами 8–17.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Так, например, не допускается двухсторонняя печать декларации при сдаче ее на бумажном носителе (п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).

Специальная декларация по косвенным налогам включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1, в котором отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, ввезенных в Россию из стран – участниц Таможенного союза;
  • раздел 2, в котором отражается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по подакцизным товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза;
  • приложение к декларации, в котором приводится расчет налоговой базы по виду подакцизного товара.

Особенности заполнения разделов и приложения специальной декларации по косвенным налогам приведены в Порядке, утвержденном приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.

Титульный лист и раздел 1 специальной декларации обязаны представить все организации:

  • которые в отчетном месяце приняли на учет товары, ввезенные в Россию из стран – участниц Таможенного союза (независимо от того, облагаются ли эти товары НДС или нет);
  • у которых в отчетном месяце наступил срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга.

Итоговая сумма НДС, рассчитанная к уплате в бюджет, по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, отражается по строке 030 раздела 1 специальной декларации. Она должна соответствовать сумме налогового вычета, отраженного по строке 190 раздела 3 общей декларации по НДС.

Если организация ввозила в Россию подакцизные товары, дополнительно нужно заполнить раздел 2 и приложение к декларации.

Такой порядок следует из положений пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.

Пример заполнения декларации по косвенным налогам. Организация ввозит из Республики Беларусь неподакцизные товары

ООО «Альфа» зарегистрировано в г. Москве и применяет общую систему налогообложения. В августе 2015 года «Альфа» заключила контракт с белорусской организацией на приобретение мебели. Сумма контракта составляет 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.). В сентябре 2015 года мебель была ввезена на территорию России и принята «Альфой» на учет.

20 октября 2015 года бухгалтер «Альфы» представил в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам за сентябрь 2015 года, состоящую из:

Так как мебель не относится к подакцизным товарам, раздел 2 и приложение к декларации в состав отчета не включены.

К декларации приложен пакет документов, подтверждающих право «Альфы» на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров из Республики Беларусь.

Сумму НДС, указанную по строке 030 раздела 1 декларации по косвенным налогам, бухгалтер перенес в строку 190 раздела 3 декларации по НДС за III квартал 2015 года.

Способы сдачи

Специальную декларацию по косвенным налогам при ввозе товаров из стран – участниц Таможенного союза сдавайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации. Такую декларацию можно сдать в инспекцию:

  • на бумаге (например, через уполномоченного представителя организации или по почте);
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год (во вновь созданных или реорганизованных организациях – за месяц создания или реорганизации) превышает 100 человек, то в текущем году сдавать налоговые декларации можно только этим способом. Это касается и организаций, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Они должны сдавать налоговую отчетность (в т. ч. годовые декларации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ и пунктах 6, 7 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.

Внимание: за несоблюдение установленного способа представления налоговой отчетности в электронном виде предусмотрена налоговая ответственность. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждое нарушение. Об этом говорится в статье 119.1 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в приеме специальной декларации по косвенным налогам, если НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран – участниц Таможенного союза, не уплачен в бюджет

Нет, не может.

Приложение 18 к договору о Евразийском экономическом союзе не регулирует порядок приема налоговыми инспекциями деклараций по косвенным налогам. Поэтому при решении этого вопроса нужно исходить из норм российского налогового законодательства (ст. 7 НК РФ).

Налоговые инспекции обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ). Порядок представления налоговой отчетности определен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:

  • отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
  • представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке);
  • отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
  • несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
  • представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.

Об этом сказано в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

При соблюдении этих требований налоговая инспекция не вправе отказать в приеме декларации, сославшись на то, что налог не перечислен в бюджет. Более того, по просьбе налогоплательщика инспекция обязана поставить на титульном листе отметку о приеме декларации с указанием даты ее представления. При получении декларации по телекоммуникационным каналам связи инспекция обязана передать налогоплательщику электронную квитанцию о приеме отчетности. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Факт неуплаты налога до момента подачи декларации может быть причиной для проведения проверки, начисления пеней или налоговых санкций (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Но сам по себе отказ налоговой инспекции в приеме декларации по косвенным налогам из-за их неуплаты является неправомерным.

Ситуация: нужно ли составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам. Организация, применяющая специальный налоговый режим, ввозит в Россию товары из государства, которое входит в Таможенный союз

Да, нужно.

Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (ст. 7 НК РФ). Договор о Евразийском экономическом союзе относится к таким договорам. Следовательно, требования, предусмотренные приложением 18 к договору о Евразийском экономическом союзе, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран – участниц Таможенного союза.

Плательщиками НДС по таким операциям признаются любые организации, в том числе и применяющие специальные налоговые режимы (п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе, п. 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н). При импорте товаров они обязаны рассчитать сумму НДС, перечислить ее в бюджет и сдать специальную налоговую декларацию, приложив к ней все необходимые документы. Об этом сказано в пункте 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе и пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н.

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Ситуация: Как учесть НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров, если организация применяет специальный налоговый режим

НДС, уплаченный на таможне при импорте, можно учесть либо в стоимости имущества, либо в составе расходов.

Порядок учета зависит:

  • от того, какой налоговый режим применяет организация;
  • от вида импортируемого имущества (основные средства или другие товары).*

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются плательщиками НДС по операциям, связанным с ввозом товаров на территорию России (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Однако принять к вычету сумму НДС, уплаченного при ввозе товаров, такие организации не вправе (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров, они могут учесть либо в их стоимости, либо в составе расходов.

Если организация применяет упрощенку, сумму НДС, уплаченного на таможне, включайте:

1) при ввозе основных средств – в их стоимость (независимо от выбранного объекта налогообложения) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ);

2) при ввозе товаров, предназначенных для перепродажи:

3) при ввозе сырья и материалов, предназначенных для использования в производстве:

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 сентября 2012 г. № 03-11-06/2/128 и ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886.*

Если организация применяет ЕСХН, сумму НДС, уплаченного на таможне, включайте:

Если организация применяет ЕНВД, сумму НДС, уплаченного на таможне, включайте в стоимость ввезенного имущества (в т. ч. основных средств) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). При этом на расчет ЕНВД такие расходы влияния не оказывают (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

Из рекомендации «Как получить вычет по НДС, уплаченному на таможне при импорте»

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка