Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Отправляем пояснения по НДС не разом, а частями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
29 октября 2014 29 просмотров

Одно из наших структурных подразделений расположено в районе крайнего севера, где в соответствии с постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 9 января 1961 г. № 15/1 применяется районных коэффициент 1,2. Региональные (местные),власти установили повышенные районные коэффициенты до 1,3.Так как структурные подразделения ОАО «РЖД» не являются бюджетными, то начисление районного коэффициента мы производим исходя из размера установленного Федеральным законом. В результате проверки, которая проходила на нашем предприятии, нас обязали производить начисление коэффициента в размере, установленном в регионе. Мы обратились в районный суд. Суд так же признал, что районный коэффициент нужно начислять исходя из регионального законодательства. Мы подали апелляцию на решение суда. Результат тот же.Но проблема состоит еще и в том, что в этом районе находятся два наших подразделения, но такое предписание дали только по одному из них. Без объяснения причин, почему в одном подразделении может применяться федеральный коэффициент, а в другом нет.ВОПРОС:Как правильно производить начисление районного коэффициента коммерческим организациям (например ОАО Ц»РЖД»), если в регионе установлен свой, более высокий коэффициент?

Вместе с тем, есть противоположные решения судов. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2009 N А33-12878/08-Ф02-564/09 было вынесено следующее решение. В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 № 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Администрацией Красноярского края 21.08.1992 принято постановление № 311-п "Об установлении районного коэффициента", которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.

Принимая во внимание изложенное, применение обществом коэффициента 1.3 при определении размера пособий по временной нетрудоспособности является правомерным.
Таким образом, ответ не вопрос о том, какой показатель коэффициента принимать зависит от того, какие виды организаций прописаны в региональном документы по применению районного коэффициента. Если в документе не сказано об организациях бюджетной сферы, то должен приниматься повышенный коэффициент.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip – версия и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база» Системы Главбух vip – версия

1. Рекомендация:Как рассчитать районный коэффициент за работу на Крайнем Севере

<…>

Значение коэффициента

Размер районного коэффициента для организаций, расположенных на Крайнем Севере или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, должен быть установлен Правительством РФ (ст. 316 ТК РФ). В настоящее время единого документа, в котором были бы собраны все районные коэффициенты, нет. Правительство РФ установило размер районного коэффициента лишь для некоторых районов (см., например, постановление Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 868).* При этом нормативные акты, принятые государственными органами власти субъектов РФ в соответствии с законодательством СССР, продолжают действовать (ст. 423 ТК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 16 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9545. Наиболее распространенные случаи применения районного коэффициента приведены в письме Минтруда России от 9 июня 2003 г. № 1199-16 (для рабочих и служащих непроизводственных отраслей).

Значения районных коэффициентов, установленные нормативными актами бывшего СССР и Правительства РФ для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, приведены в таблице.

Размер районного коэффициента для организаций, расположенных в отдельных районах и местностях, имеющих особые климатические условия, но не отнесенных к Крайнему Северу и приравненных к нему местностям, установлены нормативно-правовыми актами бывшего СССР и Правительством РФ. Коэффициенты, установленные нормативно-правовыми актами бывшего СССР, действуют и сейчас в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (решения Верховного суда РФ от 7 декабря 2005 г. № ГКПИ05-1372 и от 5 ноября 2008 г. № ГКПИ08-1868).

Аналогичный порядок применяется и в отношении представительств российских компаний, работающих на территориях республик бывшего СССР, имеющих особые климатические условия (письмо Роструда от 29 июня 2011 г. № 1891-6-1). Так, например, сотрудники, работающие по трудовым договорам в филиале российской организации в Киргизской Республике (в Нарынской области бывшей Киргизской ССР), имеют право на применение к зарплате районного коэффициента в размере 1,15, установленного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 декабря 1984 г. № 376/23-130.

Значения районных коэффициентов, установленные в районах и местностях, не отнесенных к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям (но имеющим особые климатические условия), приведены в таблице.

Пример расчета районного коэффициента совместителю

Ситуация: вправе ли коммерческая организация самостоятельно установить в коллективном договоре размер районного коэффициента за работу на Крайнем Севере

Да, вправе, но не ниже размера, установленного федеральным законодательством.

Организация обязана применять районный коэффициент к зарплате своих сотрудников (ст. 315 ТК РФ).

Каких-либо ограничений для коммерческих организаций по установлению повышенного размера районного коэффициента за работу на Крайнем Севере законодательство не содержит.

Размер районного коэффициента для организаций, расположенных на Крайнем Севере или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, должен быть установлен Правительством РФ (ст. 316 ТК РФ). Пока Правительство РФ этого не сделало, продолжают действовать размеры коэффициентов, установленные законодательством СССР.

Вместе с тем, в некоторых регионах местные власти устанавливают повышенные размеры районных коэффициентов для организаций, финансируемых из региональных или местных бюджетов (ч. 2 ст. 316 ТК РФ). Коммерческие организации могут также принять решение применять такие коэффициенты (ст. 1 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1). То есть в этих регионах коммерческие организации могут выбрать федеральный или более высокий региональный (местный) коэффициент, закрепив это в коллективном (трудовом) договоре.

Кроме того, коммерческая организация вправе предусмотреть в коллективном (трудовом) договоре повышенный размер районных коэффициентов, превышающий размер, установленный региональным (местным) законодательством. Такой вывод следует из писем Минтруда России от 26 ноября 2012 г. № 11-4/660 и ФНС России от 26 марта 2013 г. № ЕД-4-3/5169.

<…>

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. ПИСЬМО МИНТРУДА РФ от 26.11.2012 № 11-4/660 «По вопросу применения повышенных районных коэффициентов для работников организаций внебюджетной сферы в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 года № 466

В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрено письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 18 октября 2012 года N ЕД-4-3/17700 по вопросу применения повышенных районных коэффициентов для работников организаций внебюджетной сферы в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 года N 466.По данному вопросу сообщаем следующее.В настоящее время труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации, оплачивается в повышенном размере. В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате работников продолжат применяться районные коэффициенты в размерах, установленных федеральными органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР.

Учитывая изложенное, в настоящее время к заработной плате работников федеральных государственных учреждений, расположенных в г.Красноярске, в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года N 421/26 применяется централизованно установленный районный коэффициент в размере 1,20.Кроме того, повышенные районные коэффициенты устанавливались для отдельных отраслей промышленности и предприятий*.К заработной плате работников предприятий и организаций электроэнергетической промышленности, расположенных в г.Красноярске, в соответствии с приложением N 2 к постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 марта 1960 года N 476/9 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций лесной, электроэнергетической, торфяной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, стекольной, фарфоро-фаянсовой, легкой, пищевой, полиграфической промышленности и промышленности по производству музыкальных инструментов" применяется районный коэффициент в размере 1,20.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 года N 466 "О признании утратившим силу постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" принято в целях соблюдения единства норм трудового права и снятия противоречий между отдельными положениями постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" и трудовым законодательством Российской Федерации, а также в связи с утратой актуальности названного постановления N 76 в целом.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников данных учреждений.

Кроме того, в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Таким образом, повышенные районные коэффициенты, применяемые в настоящее время в субъектах Российской Федерации, должны быть установлены законами субъектов Российской Федерации для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на основании вышеназванных норм трудового законодательства (статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ).

Что касается повышенного размера районного коэффициента к заработной плате в организациях внебюджетной сферы (в том числе в г.Красноярске), то он может быть установлен коллективным договором либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо трудовым договором исходя из финансовых возможностей работодателей.*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка