Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

На каком счете — 70 или 76 — отражать доходы подрядчиков

Подписка
Срочно заберите все!
№23
14 ноября 2014 13 просмотров

Вот как раз у нас реализация важнейшей и жизненно необходимой мед.техники, освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 НК РФ. Вот и хочется узнать, к нам п.14 Постановления Пленума ВАС РФ 30.05.2014 № 33 относится, или нет.Сроки камеральной проверки прошли, а нам выставляют требования в рамках дополнительного налогового контроля, что это?

Однако необходимо отметить, что даже если относить освобождение от уплаты НДС при продаже к медтехники к налоговой льготе, то истребование документов в рамках камеральной проверки может осуществляться только с учетом 3-месячного срока. По истечении этого срока требование о предоставлении документов незаконно.

В отношении возможности применения в рассматриваемой ситуации п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ 30.05.2014 № 33 сообщаем следующее. В данном документе говорится о том, что возможность истребования документов распространяется на операции из перечисленных в ст. 149 НК РФ, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Налоговые льготы - это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками (п. 1 ст. 56 НК РФ). При реализации медтехники возможность освобождения от налогообложения НДС устанавливается в зависимости от реализуемого товара, а не категории налогоплательщика. Поэтому в целях применения рассматриваемого постановления освобождение от налогообложения НДС не следует квалифицировать в качестве налоговой льготы. То есть истребование документов неправомерно.

Но как уже было отмечено выше, вероятно, налоговые органы с данной позицией будут не согласны.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Ситуация: Какие дополнительные мероприятия налогового контроля может назначить инспекция по итогам налоговой проверки

Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать:

Для получения дополнительных разъяснений руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки:

Привлечение указанных лиц к рассмотрению материалов проверки должно быть оформлено отдельным решением. Форма такого решения не утверждена, поэтому руководитель инспекции (его заместитель) оформляет его в произвольной форме.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если обеспечить явку свидетеля, эксперта или специалиста в процессе первичного рассмотрения материалов не удастся, то руководитель инспекции (его заместитель) может перенести рассмотрение материалов на более поздний срок в общем порядке (подп. п. 25 п. 3 ст. 101 НК РФ).

Для получения недостающих сведений руководитель инспекции (его заместитель) может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такие мероприятия могут включать в себя:

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Специальные требования к процедуре проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом РФ не установлены. Это значит, что указанные мероприятия инспекция проводит по общим правилам, то есть в том же порядке, как и в рамках самой налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФписьмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-02-07/1-321).

Из рекомендации «Как оформляется решение по результатам налоговой проверки»

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Статья: В Минфине рассказали, как изменились правила проведения налоговых проверок

Камеральные проверки

Первый вопрос, который я хочу рассмотреть, – это камеральные налоговые проверки. Согласно нормам статьи 88 НК РФ, камеральные проверки проводятся на основании налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам в течение трех месяцев со дня представления этих документов. Важный момент: этот трехмесячный срок не продлевается и не приостанавливается (правильный ответ на вопрос № 1 теста - б).

До сих пор на практике остается открытым вопрос: является ли срок в три месяца пресекательным? Возможно ли привлечение налогоплательщика к ответственности по итогам камеральной проверки после истечения этого срока плюс десяти дней на составление акта. С одной стороны, есть информационное письмо Высшего арбитражного суда от 17 марта 2003 г. № 71. В нем говорится, что сам по себе пропуск срока на проведение камеральной проверки не препятствует налоговой инспекции обнаружить нарушения, привлечь к ответственности и принять меры по принудительному взысканию задолженности. Вместе с тем в последнее время начала формироваться судебная и правоприменительная практика, согласно которой все мероприятия налогового контроля в рамках камеральной проверки должны быть проведены в течение трех месяцев. Я назову важное постановление Высшего арбитражного суда от 17 ноября 2009 г. № 10349/09. В соответствии с ним было признано недействительным решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности за непредставление документов, подтверждающих вычеты по НДС. Их инспекция затребовала за пределами трехмесячного срока. Суд высказался о недопустимости этого. Право инспекции на истребование документов в рамках проверки налоговой декларации или расчетов по авансовым платежам ограничивается трехмесячным сроком.

Давайте вспомним, в каких случаях инспекция может истребовать документы в рамках камеральной проверки. Одна из ситуаций – использование налогоплательщиком налоговых льгот. Подчеркиваю: именно налоговых льгот, а не пониженной ставки налога.* Следующий случай – уплата налогов, связанных с использованием природных ресурсов: НДПИ, водного, земельного налогов. И самый распространенный случай – применение налогоплательщиком вычетов по НДС при условии, что сумма налога по декларации подлежит возмещению. Обращаю внимание: если компания использует налоговые вычеты, но сама сумма налога к уплате, инспекция не вправе истребовать документы в рамках такой камеральной проверки. На эту тему есть письмо Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209. Это разъяснение доведено до сведения налоговой службы, то есть является для инспекторов обязательным.

Согласно сложившейся арбитражной практике инспекция не может отказать в вычете по НДС даже при наличии сомнений в их правомерности, если не были истребованы документы. То есть в рамках камеральной проверки инспекция либо должна принять решение о возмещении налога, либо, если есть сомнения, истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы. Если документы не были истребованы, но принято решение об отказе в возмещении, оно будет признано недействительным в соответствии спостановлением Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 65.

ЖУРНАЛ «СЕМИНАР ДЛЯ БУХГАЛТЕРА», № 6, ИЮНЬ 2011

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»
14. В силу пункта 6 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налогоплательщики по требованию налоговых органов обязаны представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы в случае их использования.4При применении указанной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия "налоговая льгота", данное в пункте 1 статьи 56 Кодекса, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. В связи с этим действие пункта 6 статьи 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в статье 149 Кодекса основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Так, например, подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, подпункт 1 пункта 3 статьи 149 - в отношении религиозных организаций, подпункт 2 пункта 3 статьи 149 - в отношении общественных организаций инвалидов, подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ - в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат. Вместе с тем со ссылкой на положения пункта 6 статьи 88 Кодекса у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (пункт 2 статьи 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций.*

4. Статья:На «камералках» инспекторы требуют подтвердить право на пониженную ставку НДС

Виталий Терещенко, эксперт «УНП»

«Продаем товары, которые облагаются НДС по ставке 10 процентов. На камеральной проверке деклараций по НДС налоговики потребовали у нас книги покупок и продаж, копии полученных и выставленных счетов-фактур, а также сертификаты соответствия на товар. Насколько необходимо иметь при проверке эти сертификаты? И обязана ли наша компания представлять налоговикам эти документы при камеральной проверке?..»

Из письма главного бухгалтера Ларисы Мишуткиной, г. Саратов

Лариса, безопаснее представить сертификаты для камеральной проверки. Налоговики уверены, что ставка НДС в 10 процентов является льготой, поэтому для ее подтверждения они вправе требовать документы (п. 6 ст. 88 НК РФ). В этом их поддерживают и некоторые суды (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.08.10 № А29-9675/2009).

Мы считаем, что рассматривать ставку налога как налоговую льготу нельзя. Применение ставки НДС в 0 или 10 процентов является обязанностью, а не правом компании (определение Конституционного суда от 15.05.07 № 372ОП). А значит, подтверждения пониженной ставки инспекторы требовать не вправе (п. 4 ст. 88 НК РФ). А вот при выездной проверке сертификаты понадобятся. Без них инспекторы доначисляют налог по ставке 18 процентов. А обоснованность применения 10-процентной ставки НДС приходится доказывать в суде.

Большинство судей считают, что отсутствие сертификатов не лишает права на пониженную ставку (постановления федеральных арбитражных судов Уральского округа от 11.03.09 № Ф09-1165/09-С2, Волго-Вятского округа от 26.11.08 № А82-14889/2007-28, Московского округа от 13.03.08 № КА-А40/1415-08). Но есть решения и в пользу инспекторов (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.07.09 № А56-31402/2008).

ГАЗЕТА «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 36, СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2010

5. Ситуация: Нужно ли начислять НДС при экспорте медтехники

Нет, не нужно. Исключением является экспорт в страны – участницы Таможенного союза. При экспорте медтехники в республики Беларусь или Казахстан российская организация-экспортер должна начислить НДС по ставке 0 процентов.

Медтехника относится к товарам, реализация которых на территории России освобождена от обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФперечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19, и перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998).* Освобождение от налогообложения означает, что при реализации таких товаров налоговая база не формируется и никакие налоговые ставки не применяются. А значит, по общему правилу начислять НДС (в т. ч и по ставке 0%) при экспорте медтехники российская организация-экспортер не должна. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 февраля 2005 г. № 03-04-08/18.

Исключение из этого правила составляют операции по реализации медтехники в страны – участницы Таможенного союза. При экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза порядок начисления НДС регулируется не Налоговым кодексом РФ, а протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. В соответствии спунктом 1 статьи 1 этого протокола экспорт товаров в рамках Таможенного союза облагается НДС по ставке 0 процентов. Никаких исключений в отношении товаров, реализация которых на внутреннем рынке страны-экспортера освобождена от НДС, протокол не содержит. Таким образом, при экспорте медтехники в республики Беларусь или Казахстан российская организация-экспортер должна начислить НДС по ставке 0 процентов. При этом право на применение нулевой налоговой ставки должно быть документально подтверждено.

Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, и подтверждается письмом Минфина России от 21 мая 2013 г. № 03-07-13/1/18017.

Из рекомендации «Какие операции освобождены от НДС»

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка