Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

На каком счете учитывать детские новогодние подарки

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 ноября 2014 3 просмотра

Организация на УСНО (доходы минус расходы) планирует заниматься забивкой свай под строительство домов нужно ли организации вступать в СРО, машинисты копра тяжелые условия труда, досрочный выход на пенсию, доп.взносы в ПФР нужно ли проводить аттестацию рабочих мест в таком случаи.

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ нужно лишь на выплаты сотрудникам, которые заняты на работах во вредных (опасных) условиях, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. Если же профессия, должность или вид работ, на которых занят сотрудник, не поименованы ни в одном из этих списков, то начислять взносы по дополнительным тарифам не требуется. Даже если по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест условия труда такого сотрудника признаны вредными (тяжелыми, опасными и т. п.).

Если в организации есть работники, заняты на работах во вредных (опасных) условиях, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, Вам необходимо начислять страховые взносы по дополнительным тарифам. При этом, их размер будет зависеть от того, проведена или нет специальная оценка или аттестация рабочих мест.

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели, независимо от того, какие условия труда в организации (тяжелые или вредные). Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. Руководителю организации (иным должностным лицам) может быть назначен штраф от 1000 до 5000 руб., саму организацию могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб. Также суд может временно приостановить деятельность организации-нарушителя. Такие санкции установлены в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Кто должен начислять взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ должны:*

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих местМетодика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.*

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пунктами 1 и 2 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.*

Если в организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда, применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов, установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113.*

К результатам специальной оценки условий труда приравниваются результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать при определении особых дополнительных тарифов. Для этого необходимо выполнение трех условий:

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Внимание: начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда в соответствии с Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Документы, регулирующие порядок аттестации рабочих мест, при проведении специальной оценки условий труда не применяются (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест при определении размеров дополнительных тарифов допускается потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не изменилась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагаются дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда на рабочем месте признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации, проведенной в предыдущие годы, начислять дополнительные пенсионные взносы нужно по фиксированным тарифам 4 или 6 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Следует учитывать, что при начислении пенсионных взносов по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину расчетной базы (624 000 руб.), не применяются. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от этой суммы. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 3 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Этот порядок распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

Применение дополнительных тарифов зависит от момента начисления выплат и не зависит от периода, за который эти выплаты были начислены. Например, в 2014 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, может быть начислена премия или вознаграждение по итогам работы за 2013 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2013 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагались, в 2014 году эти суммы нужно включить в расчетную базу для начисления дополнительных взносов. Такие разъяснения содержатся вписьме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727.

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включаются в расчетную базу в соответствии счастью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Если в течение месяца сотрудник был занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда и время занятости в обычных условиях труда не включается в стаж для назначения досрочной пенсии, дополнительные пенсионные взносы следует начислять со всех облагаемых выплат. Однако в этом случае в расчетную базу нужно включать только ту часть выплат, которая соответствует времени, фактически отработанному сотрудником во вредных (опасных, тяжелых) условиях. Например, при совмещении профессий на работах с вредными и обычными условиями труда начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу нужно со всех выплат, начисленных сотруднику в течение месяца (включая доплату за совмещение профессий), пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях. А если сотрудник совмещает работу в обычных и вредных условиях в течение дня, дополнительные тарифы применяются при начислении страховых взносов только на ту часть выплат, которая соответствует количеству часов, фактически отработанных во вредных условиях.

Если же период занятости в обычных условиях труда включается в стаж для назначения досрочной пенсии (например, при переводе сотрудника на другую работу в той же организации или беременной женщины на более легкую работу), то начислять страховые взносы по дополнительным тарифам следует со всех начисленных в этом месяце выплат и вознаграждений. Независимо от количества дней (часов), фактически отработанных на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Такие разъяснения содержатся в пункте 12 письма Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622, письмах Минтруда России от 16 мая 2014 г. № 17-3/В-210от 11 апреля 2014 г. № 17-3/В-151от 29 мая 2013 г. № 17-3/878от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309.

<…>

Из рекомендации «По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование»

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

2. Рекомендация:Как провести специальную оценку условий труда

С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда. Это означает, что с этой даты оценка условий труда на рабочих местах в целях, предусмотренных трудовым законодательством, может осуществляться исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

<…>

Кто обязан проводить специальную оценку*

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

<…>

Ответственность*

Внимание: если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. Руководителю организации (иным должностным лицам) может быть назначен штраф от 1000 до 5000 руб., саму организацию могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб.

Также суд может временно приостановить деятельность организации-нарушителя. Такие санкции установлены в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

<…>

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

3. Статья:Отсутствие лицензии или обязательного членства в СРО может привести к налоговым потерям у обеих сторон по сделке

Для осуществления отдельных видов деятельности организациям и предпринимателям необходимо получить соответствующую лицензию или допуск, выдаваемый саморегулируемой организацией (ст. 12 Федерального закона от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) и Федеральный закон от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).*

<…>

По мнению Минфина, компания вправе учесть расходы, связанные со вступлением в СРО, если оно обязательно для осуществления деятельности

Вместо лицензирования осуществление некоторых видов деятельности требует вступления компании в саморегулируемую организацию. В частности, обязательное членство в СРО предусмотрено в сфере:

—аудиторской деятельности (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
—строительства и проектирования, при выполнении работ, предусмотренных в перечне, утвержденном приказом Минрегиона России от 30.12.09 № 624 (ст. 55.8 Градостроительного кодекса);*
—деятельности арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

По вопросу учета расходов, связанных с получением лицензии, существуют разные позиции. По мнению Минфина России, эти затраты учитываются равномерно. Суды позволяют компании списать их единовременно

Организации, претендующие стать членом СРО, уплачивают три вида взносов — единовременный вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд, а также периодические членские взносы.

Порядок налогового учета этих взносов одинаков. Минфин России указывает, что такие платежи компания вправе учесть в составе прочих расходов (подп. 29п.1 ст.264 НКРФ). Ведь уплата таких платежей является обязательным условием для получения от саморегулируемой организации свидетельства о допуске к проведению работ (письма от 07.12.09 № 03-03-06/1/790от 16.04.09 № 03-03-06/1/254от 02.04.09 № 03-03-06/1/213 и от 21.07.10 № 03-03-06/1/479).

<…>

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ*

Осуществление деятельности без лицензии или допуска, выдаваемого СРО, грозит привлечением к административной или уголовной ответственности

КоАП РФ предусматривает административную ответственность для компаний и предпринимателей, которые осуществляют деятельность при отсутствии необходимой лицензии или допуска, выдаваемого саморегулируемой организацией. В частности:

— за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов установлена ответственность в виде штрафа от 2000 до 1 000 000 руб., в том числе возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 9.1 КоАП РФ);
— осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) установлена ответственность в виде штрафа от 2000 до 50 000 руб., в том числе возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток и конфискация изготовленной продукции (ст. 14.1 КоАП РФ);
— осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии установлена ответственность в виде штрафа от 20 000 до 400 000 руб., в том числе возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток и конфискация транспортных средств (ст. 14.1.2 КоАП РФ).

Если же ущерб от осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) составляет свыше 1 500 000 руб., то исполнитель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ.

В этом случае придется уплатить штраф в размере до 300 000 руб., в том числе с возможным лишением свободы на срок до шести месяцев

Однако такое мнение не бесспорно. Вступление в саморегулируемую организацию не обусловлено законом. Но такое мероприятие в первую очередь направлено на улучшение качества работ и услуг, на поддержание имиджа компании-участника. Значит, такие расходы напрямую связаны с осуществлением деятельности организации и их можно учесть как прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но судебных решений в пользу компании, подтверждающих эти доводы, найти не удалось.*

При отсутствии у исполнителя лицензии или допуска к осуществлению работ заказчику рискованно учитывать в расходах выплаты контрагенту

Взносы, уплаченные при вступлении в саморегулируемую организацию, уменьшают налогооблагаемую прибыль участника, только если такое участие обусловлено законом

Некоторые компании ведут деятельность, не вступив в СРО, хотя это требует закон. Заказчик не всегда может достоверно знать, есть ли у исполнителя допуск к осуществлению отдельных видов работ. В данной ситуации с юридической точки зрения нарушает закон исполнитель. Но и у заказчика существуют налоговые риски.

Большинство споров возникает в отношении расходов на строительство, если подрядчик не является членом СРО. Минфин России выступает против учета расходов по сделкам с таким контрагентом (письма от 24.09.10 № 03-03-05/205,от 09.03.10 № 03-03-06/1/120 и от 09.03.10 № 03-03-06/1/121). Ведь строительная организация, не являющаяся членом СРО и не имеющая свидетельства о допуске к работам, в принципе не вправе производить их (п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса). Кроме того, договор строительного подряда, заключенный со строительной организацией, не являющейся членом СРО или не имеющей свидетельства о допуске к работам, может быть признан судом недействительным (ст. 173 Гражданского кодекса).

Но суды иногда поддерживают налогоплательщиков. В одном из дел налоговики отказали компании в признании в расходах суммы оплаты по договорам строительного подряда, поскольку у субподрядчиков отсутствовала лицензия на выполнение строительно-монтажных работ (в то время строительная деятельность подлежала лицензированию). Однако ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.02.10 № А65-11398/2008 указал, что при выполнении работ подрядчик вправе привлечь субподрядчика. В данном деле фактически субподрядчик строительно-монтажные работы выполнил. Закон не требует наличие у последнего каких-либо лицензий или допусков. Значит, компания вправе учесть в расходах спорные суммы. Такие доводы содержат и постановления ФАС Северо-Западного от 07.09.07 № А05-10534/2006-26 и Поволжского от 22.05.08 № А65-24999/06 округов.

Налоговики не вправе отказать компании в вычете НДС только по причине того, что у ее контрагента отсутствует лицензия или допуск к выполнению работ

<…>

Отсутствие у продавца лицензии или членства в СРО чревато обвинениями в получении необоснованной налоговой выгоды

Налоговики настаивают, что отсутствие лицензии или допуска является одним из признаков недобросовестности контрагента, поскольку повышает риск признания контрагента проблемным налогоплательщиком, а сделки — сомнительной (п. 12Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@).

Как правило, суды поддерживают налогоплательщиков. Ведь НК РФ не связывает право на вычет «входного» налога с наличием или отсутствием у поставщика лицензии или разрешения на право заниматься определенной деятельностью (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Само по себе отсутствие лицензии у поставщика не свидетельствует о недобросовестности самого налогоплательщика и не может послужить причиной отказа в вычете (постановления ФАС Поволжского от 24.10.12 № А72-9723/2011Восточно-Сибирского от 21.06.12 № А19-13675/2011Уральского от 31.05.12 № Ф09-1119/11 и Северо-Западного от 20.02.12 № А56-14506/2011 округов).

Суды подтверждают право компании на освобождение от уплаты НДС в период переоформления лицензии

Но, в совокупности с иными фактами отсутствие у исполнителя лицензии может свидетельствовать о том, что компания не проявила должной осмотрительности в выборе контрагента (постановления ФАС Уральского от 11.11.10 № Ф099004/10-С2,Восточно-Сибирского от 08.10.09 № А33-17712/08 и Западно-Сибирского от 24.11.08 № Ф04-7182/2008(16313-А27-14) округов).

Такую же позицию суды занимают, когда контрагент компании не является членом СРО (постановления ФАС Северо-Кавказского от 07.09.12 № А63-11446/2011Западно-Сибирского от 05.05.12 № А45-7607/2011Московского от 24.04.12 № А40-75947/11-99-337 и Восточно-Сибирского от 11.05.12 № А19-11155/2011 округов)

<…>

Журнал «Российский налоговый курьер» № 1-2 январь 2013

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка