Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 ноября 2014 7 просмотров

Ольга Вячеславовна.Ситуация: Организация не заявила НДС к вычету при получении материалов в период 2009-2011г.г. После проведения выездной налоговой проверки за 2009-2011г.г. предприятие решило представить уточненные налоговые декларации по НДС за 2009-2011г.г. с увеличением суммы НДС к возмещению из бюджета и соответственно уменьшением налога к уплате в бюджет. Сделки с организациями, по которым необходимо произвести уточнение в налоговых декларациях, были спорными в момент налоговой проверки на предмет принятия поставляемых ими материалов к расходам по налогу на прибыль. Судебные решения подтвердили правомерность заключенных сделок. Последнее Постановление суда, подтверждающее эту правомерность, было вынесено 08.08.2014г.Вопрос: Имеем ли мы право подать уточненную декларацию по НДС в нашей ситуации, так как срок предоставления будет превышать три года от первичной декларации? Если мы не имеем права подать уточненную декларацию по НДС, то каким способом мы можем заявить такой НДС к возмещению из бюджета (обратиться в суд или другое...)? Какие действия налоговых органов может вызвать предоставление таких уточненных деклараций (повторная выездная проверка или другое…)?По возникшим у Вас вопросам обращаться по телефону <...> Татьяна Геннадьевна.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.

Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.

Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).

Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет* (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.

Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.

Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Рекомендация: Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы)

Порядок возврата (зачета) налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, пеней и штрафов) зависит от причины, по которой у организации образовалась переплата в бюджет, и способа, которым она возвращается. Возможны три варианта:

Возврат налогов

Чтобы вернуть переплату по налогу на расчетный (лицевой) счет организации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Типового образца заявления о возврате нет, поэтому его можно составить в произвольной форме. Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам) в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате

Решение о возврате переплаты инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:

  • со дня получения заявления (если сверка расчетов не проводилась);
  • со дня подписания акта сверки (если сверка проводилась).

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ. О принятом решении инспекция обязана известить организацию в течение пяти дней со дня его принятия (п. 9 ст. 78 НК РФ). Форма решения о возврате излишне уплаченного налога утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683.

Ситуация: можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет

Да, можно.

Для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что срок, установленный пунктом 7статьи 78 Налогового кодекса РФ, ограничивает продолжительность периода, в течение которого возможен внесудебный зачет (возврат) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд. Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.

Обращаться в суд можно, если налоговая инспекция отказала организации в удовлетворении ее требования о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм или если в установленный срок организация не получила от инспекции ответ на свое заявление (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281).

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о переплате (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции извещение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).

В постановлении от 25 февраля 2009 г. № 12882/08 Президиум ВАС РФ разъяснил, что при определении момента, когда организация узнала (должна была узнать) о факте переплаты, суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела. Одним из таких обстоятельств является наличие у организации возможностей для правильного расчета налога. Президиум ВАС РФ признал, что дата подачи уточненной налоговой декларации (с отражением в ней уменьшенных налоговых обязательств) не является точкой отсчета для исчисления срока давности обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) налога. Но если организация обратилась в контролирующее ведомство с запросом по поводу определения налоговой базы, то до получения официальных разъяснений у нее нет возможности правильно начислить налог. В подобных ситуациях срок давности для обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы может отсчитываться с момента, когда такие разъяснения были получены. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

Из некоторых судебных решений следует, что начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли. В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на расчетный (лицевой) счет. Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта* (ст. 200 ГК РФ). Такая точка зрения, в частности, высказана в постановлении ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3.

Некоторые суды признают обоснованными ссылки организаций на то, что о переплате им стало известно при составлении актов совместной сверки расчетов с бюджетом. В таких случаях начало срока исковой давности для возврата (зачета) налога судьи определяют как дату подписания акта сверки (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Следует отметить, что гражданским законодательством предусмотрена возможность прерывания срока исковой давности. Для этого необходимо, чтобы обязанное лицо совершило какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ). Однако воспользоваться этой нормой на основании акта сверки, выданного налоговой инспекцией, не удастся. Акты сверки расчетов, а также решения о проведении частичного зачета переплаты не являются признанием долга. А следовательно, они не могут быть основанием для прерывания срока давности для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, пени и штрафов. Такой вывод подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 февраля 2012 г. № ВАС-1345/12от 24 января 2012 г. № ВАС-17660/11, постановления ФАС Московского округа от 12 апреля 2013 г. № А40-68277/12-90-445от 20 марта 2013 г. № А40-120856/11-107-499, Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2011 г. № А22-1389/2010от 4 марта 2010 г. № А32-7594/2009-51/103от 27 февраля 2010 г. № А32-12635/2008-70/98Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11889/2009Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. № А46-16162/2010Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. № А17-2713/2008).

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

21.11.2014 г.

С уважением, Ольга Пушечкина,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка