Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 ноября 2014 155 просмотров

Мы перерегистрированное ООО из Крыма. У нас на офисе установлено автономное отопление (2 газовых котла), и приобретаются канцтовары. Как рассчитать налог на загрязнение (мусор), куда платить и отчитываться (у нас это все было в Налоговом Кодексе Украины,у вас этого в Кодексе нет). Если можно, с примерами. И если можно ссылку на примеры расчетов и отчетов.

• атмосферные выбросы стационарными и передвижными объектами;

• сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

• размещение отходов производства и потребления.

Таким образом, если у организации есть автомобиль (в собственности или в аренде), а также в процессе деятельности образуются бытовые отходы, она должна вносить плату за атмосферные выбросы и размещение отходов.

Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:

• количественные нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

• количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы подготавливаются организациями самостоятельно и вводятся в действие разрешениями. На выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду разрешения выдает Ростехнадзор. Разрешения на размещение отходов выдает территориальный орган Минприроды России. Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды представлено в рекомендации № 2 в полном ответе.

Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды представлено в рекомендации № 3 в полном ответе.

Организации рассчитывают и перечисляют плату за загрязнение окружающей среды не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Как перечислить плату за загрязнение окружающей среды в бюджет представлено в рекомендации № 4 в полном ответе.

Расчет платы представьте в службу Росприроднадзора по местонахождению организации. Форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды представлено в рекомендации № 5 в полном ответе.

Дополнительно по этой теме:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.

Кроме того, перечислять плату за загрязнение окружающей среды должны предприниматели и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-Опостановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11,пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся*:

Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

<…>

Выбросы в атмосферу

Обязанность вносить плату за атмосферные выбросы возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.

Ситуация: должна ли организация, имеющая автомобиль, перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.*

За атмосферные выбросы передвижными объектами с организаций взимается плата (п. 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами установлен для следующих видов топлива:

  • бензин неэтилированный;
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • сжатый природный или сжиженный газ.

Об этом говорится в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Поэтому, если у организации в собственности (аренде, лизинге) есть автомобиль, работающий на одном из перечисленных выше видов топлива, она должна вносить плату за загрязнение воздуха.*

Кроме того, существует такой вид платы за загрязнение окружающей среды, как плата за размещение отходов производства и потребления(п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). В процессе обслуживания автомобиля образуются отходы (такие как отработанные покрышки, аккумуляторы, отработанные моторные и трансмиссионные масла и т. п.). Однако обязанность вносить плату по этому основанию организацией, чья деятельность не носит специализированный характер по размещению отходов, является спорной.

Загрязнение водных объектов

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются стоки, сбрасываемые в поверхностные и подземные водные объекты.

Если организация сбрасывает стоки в систему канализации (по договору, заключенному с канализационной службой), сбросов в водные объекты не происходит. В этом случае вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты не нужно. Платить за загрязнение будет канализационная служба, которая осуществляет сброс стоков непосредственно в водные объекты.

Такой вывод следует из пункта 2 статьи 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, пункта 1.1 Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии России 29 декабря 1998 г.

Ситуация: нужно ли перечислять плату за загрязнение окружающей среды, если организация осуществляет сбросы загрязняющих веществ не в водные объекты, а на рельеф местности

Да, нужно.

Сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (п. 1абз. 3 п. 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Понятие «водосборные площади» действующим законодательством не определено.

Однако установлена обязанность составлять отчетность по этому виду природопользования. В пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 сказано, что раздел 3 расчета нужно заполнять как при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты, так и при неорганизованном сбросе на водосборные территории.

Под неорганизованным сбросом подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора организации неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты либо в ливневую канализацию соседних организаций) (п. 1.1 Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии России 29 декабря 1998 г.).

Таким образом, перечислять плату нужно и за сброс загрязняющих веществ неорганизованным поверхностным стоком, в том числе на рельеф местности. О том, что сбросы загрязняющих веществ на рельеф местности приравниваются к сбросам в водные объекты, говорится и впункте 1.2 Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии России 29 декабря 1998 г.

Аналогичный вывод сделан в письме Ростехнадзора от 4 сентября 2006 г. № 04-09/626 и подтверждается положительной арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 19 декабря 2008 г. № 16161/08, постановления ФАС Поволжского округа от 26 августа 2008 г. № А65-30407/07Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. № Ф04-5713/2008).

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления возникает у организаций, в процессе деятельности которых образуются:*

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.*

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.

Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы. Сделать это можно по договору о конечном размещении отходов. Он предполагает переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договору купли продажи, мены или дарения. Если специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды должна будет именно она.*

В отношении отходов, которые образовались у арендатора, также нужно установить, чьей собственностью они являются. Пропишите этот момент в договоре аренды. Например, возможен такой вариант: «Все отходы, образующиеся у арендатора, признаются собственностью арендодателя, который обеспечивает их вывоз и конечное размещение». Если же вопрос не урегулирован, то собственником отходов является арендатор. Следовательно, он и должен вносить плату в бюджет.

Такие разъяснения приведены в информации Росприроднадзора от 15 августа 2014 г., размещенной на официальном сайте ведомства.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано встатье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимаетсяразмещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 121314151617Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности наопасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).

Ситуация: должна ли организация, занимающаяся продажей компьютерной техники, перечислять плату за загрязнение окружающей среды электромагнитными излучениями

Нет, не должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 1 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). К одному из видов платного негативного воздействия относится загрязнение окружающей среды электромагнитными излучениями (абз. 6 п. 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Однако, хотя данный вид негативного воздействия и предусмотрен абзацем 6 пункта 2 статьи 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, нормативы для расчета суммы платы за загрязнение окружающей среды электромагнитным излучением не установлены (постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).

Ввиду отсутствия нормативов для расчета размера такой платы организация не обязана перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду электромагнитным излучением.

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Рекомендация: Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений (размещаемых отходов) превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.

По степени вредного воздействия на окружающую среду количественные показатели загрязнений подразделяются на три категории:

  • предельно допустимые массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде нормативов;
  • временно согласованные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
  • сверхлимитные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов.

Виды загрязнений

В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:

Перечисленные нормативы применяются с поправочными коэффициентами, учитывающими экологические факторы, и с дополнительным коэффициентом 2, установленным для особо охраняемых природных территорий (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Кроме того, данные нормативыежегодно увеличиваются в соответствии с законами о федеральном бюджете.

Нормативы выбросов и загрязнений

Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:*

  • количественные нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами. Это следует из письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.

Готовыми нормативами предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, органы Росприроднадзора не располагают. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:

  • количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
  • наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
  • степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
  • наличие и эффективность очистных сооружений;
  • объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.

Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временных нормативов) органы Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.*

Такой порядок следует из положений статей 1118 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора. Если же разработка нормативов потребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа должна быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.

Инвентаризация выбросов и отходов

Одним из этапов разработки нормативов предельно допустимых загрязнений является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и отходов. В ходе инвентаризации устанавливаются:*

  • источники выбросов загрязняющих веществ и образования отходов;
  • перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;
  • количество и качество выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.

Результаты инвентаризации отражаются в отчете, который должен быть утвержден руководителем организации.

Результаты инвентаризации используйте для подготовки нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ, а также проектов нормативов образования отходов (абз. 12 п. 20 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703).

Порядок разработки нормативов зависит от вида загрязнения окружающей среды (выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, производственные отходы).

Нормативы выбросов в атмосферу

При разработке нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу руководствуйтесь письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.

Предельно допустимые выбросы определяются по каждому стационарному источнику выбросов, по организации в целом или по ее отдельным производственным территориям. Предварительно необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии этих выбросов действующим санитарным правилам.

Расчеты загрязнения атмосферы для установления нормативов выбросов для действующих и проектируемых объектов выполняются по методике ОНД-86, утвержденной Госкомгидрометом СССР от 4 августа 1986 г. № 192.

Если по каким-либо причинам организация не укладывается в расчетный норматив, то на определенный период времени ей может быть установлен лимит (временно согласованный норматив) вредных выбросов в атмосферу. Это следует из пункта 7 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183пункта 3статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Для того чтобы узнать, какие документы необходимо представить для утверждения нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, обратитесь в территориальный орган Росприроднадзора. Нормативного документа, устанавливающего порядок представления документов, а также сроки утверждения нормативов предельно допустимых выбросов, в настоящее время нет.

Ситуация: нужно ли разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу для транспортных средств

Нет, не нужно.*

Для транспортных и других передвижных средств устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 12 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ). Предельно допустимые выбросы для таких объектов не устанавливаются (п. 3 ст. 12 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ).

Проверка транспортных средств на соответствие фактических выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормативам проводится в рамках техосмотров (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83). При этом эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы, запрещается (п. 1 ст. 17 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ).

Нормативы сбросов в водные объекты

При разработке нормативов допустимых сбросов в водные объекты руководствуйтесь:

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются и утверждаются по водному объекту или водохозяйственному участку (п. 4 Методических указаний, утвержденныхприказом Минприроды России от 12 декабря 2007 г. № 328).

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на пять лет. До истечения этого срока нормативы могут быть пересмотрены:

  • при изменении более чем на 20 процентов показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте;
  • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
  • при утверждении новых нормативов допустимого воздействия на водные объекты в установленном порядке.

Это предусмотрено пунктом 14 Методики, утвержденной приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. № 333.

Если по каким-либо причинам организация не укладывается в расчетный норматив, то на определенный период времени ей может быть установлен лимит (временно согласованный норматив) допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (п. 3 ст. 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ).

Чтобы узнать, какие документы необходимо представить для утверждения нормативов допустимых сбросов в водные объекты, обратитесь в территориальный орган Росприроднадзора. Нормативного документа, устанавливающего порядок представления документов, а также сроки утверждения нормативов допустимых сбросов, в настоящее время нет.

Ответственность за превышение нормативов

Внимание: за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты предусмотрена административная ответственность.

За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты применяются следующие виды административной ответственности:

  • в отношении должностных лиц – штраф в размере от 1500 до 2000 руб.;
  • в отношении организаций – штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • в отношении индивидуальных предпринимателей – штраф в размере от 1500 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нормативы образования отходов

При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение руководствуйтесь приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Нормативы образования отходов определяют количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Такой порядок установлен пунктами 2 и 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются отдельно для каждого территориально обособленного подразделения организации. Если организация-арендодатель предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в проект нормативов организации-арендодателя. Если арендатор осуществляет деятельность по обращению с отходами самостоятельно, к проекту нормативов прилагаются документы, подтверждающие эти обязательства арендатора. Это установлено пунктом 5 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Срок действия проектов нормативов составляет 5 лет, за исключением:

  • организаций, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов. Для них срок действия проектов нормативов устанавливается на срок действия лицензии;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории. Для них проекты нормативов пересматриваются ежегодно.

Это предусмотрено пунктом 10 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703, пунктами 11–13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Содержание и порядок оформления проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен пунктом 17 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Плательщики, занятые в непроизводственной сфере, с разрешения территориального управления Ростехнадзора могут разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в упрощенной форме (п. 6 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703). Состав показателей, которые должна содержать упрощенная форма проекта, определен в пункте 32 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной форме разрабатывается, если:

  • образующиеся отходы имеют V, IV и III классы опасности (единственное исключение сделано для люминесцентных ламп (I класс));
  • суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
  • масса отходов III класса опасности не превышает 5 процентов от общей массы образующихся отходов;
  • отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Об этом сказано в пункте 6 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение плательщики подают в территориальные управления Росприроднадзора:*

1. Заявление об утверждении нормативов с указанием:

  • полного и сокращенного наименования организации;
  • организационно-правовой формы;
  • местонахождения;
  • государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ.

2. Копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности (для плательщиков, которые занимаются этими видами деятельности).

3. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

4. Копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для пользователей недр, которые занимаются этими видами деятельности).

При этом копии документов, не заверенные нотариально, подаются с одновременным предъявлением оригинала.

Такой порядок предусмотрен пунктами 7 и 8 Порядка, утвержденногоприказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Не позднее чем через 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов территориальное управление Росприроднадзора принимает одно из двух возможных решений:

  • утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • отказывает заявителю в утверждении нормативов с мотивированным обоснованием.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 Порядка, утвержденногоприказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Субъекты малого и среднего предпринимательстваосвобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗп. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Форма статистической отчетности 2-ТП (отходы) утверждена приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.

Разрешения на выбросы и загрязнения

Предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов вводятся в действие разрешениями (п. 5.8 Правил, утвержденных Минприроды России от 15 июля 1994 г.).

На выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду разрешения выдает Ростехнадзор (п. 5.3.3.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 30 июля 2004 г. № 401). Разрешения на размещение отходов выдает территориальный орган Минприроды России (п. 5.1 временных Правил, утвержденных Минприроды России от 15 июля 1994 г.).*

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3.Рекомендация: Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды

Нормативная база

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. В переходный период все вопросы, связанные с порядком расчета платы за загрязнение окружающей среды, следует решать по согласованию с территориальными подразделениями Росприроднадзора. Информация о новых полномочиях Росприроднадзора и его территориальных подразделений размещена наофициальном сайте ведомства.

До издания Минприроды России соответствующих нормативных актов при расчете платы за загрязнение окружающей среды следует руководствоваться прежними правилами (письмо Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167).

Показатели для расчета

Чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, бухгалтеру необходимо знать:*

1. Утвержденные для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

2. Утвержденные для организации лимиты (временные нормативы) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

3. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, приведенные в приложении 1к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

4. Коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы и природно-климатические особенности территорий, приведенные в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. К таким коэффициентам относятся:

– повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы. Этот показатель применяется, только если не соблюдаются нормативы предельно допустимых выбросов, а также при выбросах, на которые не получено разрешение. Значение коэффициента всегда равно 5,0 (п. 14 Порядка заполнения раздела 1, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204);

– коэффициент экологической значимости (коэффициент, учитывающий экологические факторы). Значение коэффициента зависит от того, куда сбрасываются загрязняющие вещества (в атмосферу, почву или водные объекты), а также от территории, где происходит выброс. Значения коэффициентов приведены вприложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344;

– коэффициент, учитывающий экологический статус территории. Обычно он равен 1,0. Для особо охраняемых природных территорий (в т. ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия значение коэффициента составляет 2,0 (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);

– коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов. Коэффициент равняется 1,2, если происходит негативное воздействие на атмосферный воздух городов, независимо от места расположения объекта негативного воздействия. В других случаях он будет равен 1,0 (письмо Ростехнадзора от 31 августа 2006 г. № 04-10/609);

– коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году. Он устанавливается ежегодно в соответствии с законом о бюджете на текущий год.

5. Фактические количественные показатели (массу, объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов с разбивкой:

  • в пределах утвержденных нормативов;
  • в пределах утвержденных лимитов (временных нормативов);
  • сверх утвержденных нормативов и лимитов (временных нормативов).

6. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

7. Коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды, которые утверждаются каждый год.

Плату за загрязнение окружающей среды рассчитывайте отдельно по каждому виду загрязняющих веществ.*

<…>

Расчет платы

Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используйте формулу:*

Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов) = Норматив платы ? Коэффициент к нормативу платы (если установлен) ? Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов (лимитов)) ? Коэффициент индексации


За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые значения, плату рассчитайте по формуле:*

Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) = Норматив платы ? Коэффициент к нормативу платы (если установлен) ? Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных нормативов (лимитов)) ? Коэффициент индексации ? 5


Если организация осуществляет сброс (выброс) загрязняющих веществ без специального разрешения, то вся масса таких веществ считается сверхнормативной (сверхлимитной). А размер платы рассчитывается по второй формуле.

Полученные при расчете размеры платы по каждому виду загрязняющих веществ просуммируйте.*

Для удобства расчетов можно также воспользоваться программой, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора.

Некоторые особенности имеет порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в нефтедобывающих организациях. В процессе добычи нефти на месторождениях образуется попутный нефтяной газ, который, как правило, либо сжигается на факельных установках, либо рассеивается в атмосферу. При расчете платы за загрязнение окружающей среды из-за сжигания (рассеивания) попутного нефтяного газа руководствуйтесь Положением, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1148.

Срок уплаты

Организации рассчитывают и перечисляют плату за загрязнение окружающей среды не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом* (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).

Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга

4.Рекомендация: Как перечислить плату за загрязнение окружающей среды в бюджет

Нормативная база

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717функции Ростехнадзора, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, переданы Росприроднадзору.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До вступления новых документов в силу рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду, перечислять ее в бюджет и представлять отчетность следует в порядке, предусмотренном приказами Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 и от 8 июня 2006 г. № 557 (письмо Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167).

Срок уплаты

Плату за негативное воздействие на окружающую среду перечисляйте в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом* (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).

При этом, если выброс (сброс) загрязняющих веществ продолжается в период простоя (консервации) оборудования или в период приостановления деятельности, обязанность по внесению платы с организации не снимается.

Внимание: невнесение (неполное внесение) в установленные сроки платы за загрязнение окружающей среды влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 3000 руб. до 6000 руб.;
  • на организацию – от 50 000 руб. до 100 000 руб. Такая ответственность предусмотрена статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Под должностными лицами понимаются руководитель и другие сотрудники, ответственные за неперечисление платы, а также предприниматели (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). При этом к административной ответственности могут привлечь как организацию, так и должностных лиц, по вине которых было совершено административное правонарушение (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Если от имени организации плату за загрязнение окружающей средыперечисляет обособленное подразделение, ответственность за своевременность и полноту платежей несет головное отделение организации.

Контроль за соблюдением требований законодательства России в области охраны окружающей среды осуществляет Росприроднадзор (п. 5.1.14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400). Поэтому если организация не перечислила (перечислила не в полном объеме) в установленный срок плату за загрязнение окружающей среды, топостановление о штрафе выносят сотрудники именно этого ведомства.

О наличии административного правонарушения представители Росприроднадзора могут узнать:

  • в результате проверки представленных им расчетов платы и приложенных к нему документов;
  • в результате выездных проверок по местонахождению организации;
  • в результате поступления из правоохранительных органов (других государственных органов), от общественных объединений данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения;
  • в результате сообщений организаций и граждан, а также сообщений в СМИ, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Постановление о наложении штрафа должно быть вынесено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, которым в данном случае признается установленный срок перечисления платежа (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФп. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5). Например, если организация не перечислила плату за I квартал 2014 года, то оштрафовать ее могут в том случае, если постановление о наложении штрафа вынесено не позднее 20 апреля 2015 года.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня:

  • вступления постановления о штрафе в законную силу (если постановление о наложении административного штрафа не было обжаловано, оно вступает в силу через 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 31.130.3 КоАП РФ));
  • истечения срока отсрочки (рассрочки), если она была предоставлена на основании статьи 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Об этом сказано в статье 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Неуплата административного штрафа в срок влечет увеличение наложения штрафа в два раза либо административный арест на срок до пятнадцати суток (п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Ситуация: начисляются ли пени, если организация не перечислила в установленный срок плату за загрязнение окружающей среды

Нет, не начисляются.

Плата за загрязнение окружающей среды не входит в систему налогов и сборов России (ст. 131415 НК РФ, п. 5 определения Конституционного суда от 10 декабря 2002 г. № 284-О, ст. 515762 Бюджетного кодекса РФ). Следовательно, нормы статьи 75 Налогового кодекса РФ в отношении этого платежа не применяются.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 28 января 2008 г. № 17271/07, постановления ФАС Московского округа от 29 августа 2007 г. № КА-А40/8388-08-ПСеверо-Западного округа от 29 июня 2005 г. № А42-2603/04-27, Западно-Сибирского округа от 26 октября 2005 г. № Ф04-7653/2005от 18 июля 2005 г. № Ф04-3009/2005от 25 мая 2005 г. № Ф04-2502/2005от 17 января 2005 г. № Ф04-9330/2004Поволжского округа от 9 августа 2005 г. № А12-610/05-С51, Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2005 г. № Ф08-4563/2005от 3 мая 2005 г. № Ф08-1737/2005,Восточно-Сибирского округа от 3 июня 2005 г. № А33-20423/04-С3-Ф02-2434Дальневосточного округа от 15 февраля 2006 г. № Ф03-А24/05-2/5022).

Уплата по нескольким источникам загрязнения

Если у организации несколько стационарных объектов негативного воздействия, объектов размещения отходов, расположенных в разных муниципальных образованиях, вносите плату отдельными платежными поручениями в бюджет каждого муниципального образования, в котором расположены такие объекты.

Если организация использует в своей деятельности несколькопередвижных объектов негативного воздействия, зарегистрированных в разных муниципальных образованиях, вносите плату отдельными платежными поручениями в бюджет каждого муниципального образования по месту регистрации таких объектов.

Это следует из пунктов 19 и 20 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, и письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.

Ситуация: может ли обособленное подразделение организации самостоятельно перечислять в бюджет плату за загрязнение окружающей среды

Да, может.

Для этого головное отделение организации должно возложить на обособленное подразделение обязанности по внесению платы за загрязнение окружающей среды. Оформить передачу таких полномочий можно доверенностью, которую обычно выдают руководителю обособленного подразделения (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Кроме того, эти полномочия следует закрепить в положении об обособленном подразделении.

На основании выданной доверенности обособленное подразделение будет перечислять в бюджет плату за загрязнение окружающей среды по местонахождению каждого стационарного объекта или месту регистрациипередвижного объекта негативного воздействия (п. 19 и 20 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204). Об этом говорится в письме Ростехнадзора от 15 мая 2008 г. № 04-09/712.

Оформление платежного поручения*

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов.

Суммы платы за загрязнение окружающей среды перечисляйте одним платежным поручением (без распределения между бюджетами) на счета территориальных управлений Федерального казначейства (письмо Минфина России от 24 июля 2008 г. № 03-06-06-04/1). При заполнении платежных поручений указывайте КБК Росприроднадзора: он является администратором бюджетных доходов в виде платы за загрязнение окружающей среды (приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Пример перечисления платы за загрязнение окружающей среды

ЗАО «Альфа» имеет несколько объектов стационарного воздействия (две производственные базы) в г. Москве. В I квартале сумма платы за загрязнение окружающей среды (выбросы в атмосферный воздух) составила 3141 руб.

Поскольку оба объекта находятся в пределах одного муниципального образования, бухгалтер «Альфы» оформил одно платежное поручение по обоим объектам.

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

5.Рекомендация: Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

Кто должен сдавать расчет

Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых связана с природопользованием и оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

Об этом сказано в пункте 1 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Как определить, у кого возникает такая обязанность, см. Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Чем руководствоваться при составлении расчета

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, со сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также с приемом отчетности по этому виду платежей были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору было поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. В переходный период все вопросы, связанные с составлением и сдачей расчета платы за загрязнение окружающей среды, следует решать по согласованию с территориальными подразделениями Росприроднадзора. Информация о новых полномочиях Росприроднадзора и его территориальных подразделений размещена на официальном сайте ведомства.

До настоящего времени Росприроднадзор не принял новых нормативных актов, регулирующих порядок заполнения и сдачи расчетов, поэтому при их составлении необходимо руководствоваться приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Куда сдавать расчет

Расчет платы представьте в службу Росприроднадзора по местонахождению каждой производственной территории (передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов).* Если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации на территории одного субъекта России нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в едином расчете (однако соответствующие разделы расчета оформите по каждому муниципальному образованию).

Если разрешительная документация выдана не на отдельные загрязняющие объекты, а в целом на организацию, то можно сдать один расчет в службу Росприроднадзора по местонахождению организации.

Такой порядок следует из положений пунктов 245 Общего порядка, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Срок сдачи расчета

Расчет нужно сдать в одном экземпляре. Последний срок сдачи – 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом* (п. 23 Общего порядка, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Как сдать расчет

Расчет платы за загрязнение окружающей среды можно сдать в территориальное подразделение Росприроднадзора:*

  • либо на бумаге (через представителя организации или по почте);
  • либо в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной подписью).

Требовать от организаций обязательной подачи расчетов в электронном виде территориальные подразделения Росприроднадзора могут только в тех случаях, если сумма платы за отчетный период больше или равна 50 000 руб. Однако по собственной инициативе организации могут сдавать «электронные» расчеты независимо от размера платежей. В любом случае если сдать расчет в электронном виде, дублировать его на бумажном носителе не нужно.

Такие разъяснения содержатся в письме Росприроднадзора от 12 августа 2014 г. № АА-06-06-36/12291.

Оформление расчета

Форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.*

Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
  • раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Об этом сказано в пункте 6 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

В расчет платы включите только те разделы, которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду (п. 8 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Пример определения состава расчета платы за загрязнение окружающей среды

Организация имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух вредные вещества. Кроме того, в процессе производственной деятельности у организации образуются твердые бытовые отходы, подлежащие утилизации.

Таким образом, организация является плательщиком платы:

  • за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • за размещение отходов производства и потребления.

В расчет платы за загрязнение окружающей среды бухгалтер организации включил:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Остальные разделы расчета (разделы 2 и 3) организация не составляет, поскольку не является плательщиком по данным видам негативного воздействия на окружающую среду.

Расчет на бумаге заполните шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Бумажный вариант отчета пронумеруйте, прошнуруйте и скрепите печатью организации.

Расчет должен иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа. Об этом сказано в пунктах 9–11 и 17 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Все числовые показатели в расчете, кроме ИНН и КПП, указывайте путем заполнения ячеек начиная с наименьшего разряда числа, справа налево. В остальных ячейках нули не указывайте. В каждой строке и соответствующей ей графе указывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей в строке соответствующей графы ставится прочерк. Такие правила установлены пунктами 13и 15 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Если в расчете допущена ошибка, то для ее исправления нужно зачеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и заверить его подписью (п. 16Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Каждая страница расчета должна быть подписана (с указанием фамилии, имени и отчества) представителями организации. Расчет вправе подписывать:

  • руководитель и главный бухгалтер организации;
  • руководитель и бухгалтер обособленного подразделения организации;
  • другие уполномоченные лица по доверенности.

Если расчет подписывают руководитель и бухгалтер обособленного подразделения или другие уполномоченные лица, то нужно указать реквизиты доверенности. Заверенную копию доверенности приложите к расчету.

Это следует из пункта 7 Порядка заполнения титульного листа, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, и статьи 185 Гражданского кодекса РФ.

Титульный лист

На титульном листе расчета укажите:

  • отчетный квартал, за который подается расчет;
  • вид документа (первичный или корректирующий). Вид документа отмечается знаком «V» в соответствующей ячейке. Если организация подает корректирующий расчет, то в соответствующей ячейке нужно указать номер корректировки. Например, если в первичном расчете Росприроднадзор обнаружил ошибку, то при подаче первого корректирующего расчета строка 1 титульного листа должна быть заполнена следующим образом: «корректирующий» «V»/1;
  • полное наименование территориального отделения Росприроднадзора, в который подается расчет;
  • полное наименование организации в соответствии с учредительными документами (латинская транскрипция наименования организации – при ее наличии);
  • юридический адрес организации в соответствии с учредительными (распорядительными) документами;
  • код города и номер телефона руководителя и главного бухгалтера организации (иного контактного лица);
  • ИНН и КПП организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняйте слева направо, в первых двух ячейках поставьте нули («00»)).

Такие правила установлены в пунктах 1–3 Порядка заполнения титульного листа и пункте 14 Общего порядка, утвержденных приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

На титульном листе также проставьте дату заполнения расчета и подписи представителей организации.

Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет

При заполнении листа «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» укажите:

  • по строке 010 – КБК платы за загрязнение окружающей среды;
  • по строке 020 – код ОКТМО в соответствии с приказом Росстандарта от 14 июня 2013 г. № 159-ст. Ячейки, отведенные для кода ОКТМО, заполняйте слева направо. Если код ОКТМО содержит менее 11 знаков, в оставшихся пустых ячейках проставьте прочерки;
  • по строке 030 – сумму платы по всем видам негативного воздействия. Она определяется по всем производственным территориям, объектам размещения отходов и передвижным объектам негативного воздействия, которые расположены на территории данного муниципального образования без учета льгот и зачетов;
  • по строке 040 – сумму средств на выполнение природоохранных мероприятий. Эта сумма принимается к зачету в счет платы;
  • по строке 050 – сумму льгот – для организаций социальной и культурной сферы, а также организаций, которые финансируются за счет бюджетных средств;
  • по строке 060 – сумму льгот – для организаций, сбрасывающих загрязняющие вещества в составе сточных вод из системы канализации населенных пунктов в водные объекты;
  • по строке 070 – итоговую сумму платы, подлежащую перечислению в бюджет. Она рассчитывается следующим образом: строка 070 = строка 030 – строка 040 –строка 050 – строка 060.

Такой порядок установлен пунктами 3–10 Порядка заполнения расчета, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 1

Данный раздел заполняют организации, которые имеют стационарные объекты, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха.

В разделе 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» укажите:

  • реквизиты разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, выданного Ростехнадзором (номер, дату выдачи, срок действия разрешения);
  • наименование и адрес местонахождения организации (если плата рассчитывается в целом по организации);
  • наименование и адрес местонахождения производственной территории (если плата рассчитывается отдельно по каждой производственной территории).

Об этом сказано в пунктах 1 и 2 Порядка заполнения раздела 1, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Расчет платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух отразите в табличной части раздела 1.

Размер платы зависит от следующих показателей:

Данные показатели и расчет платы отражается в столбцах 2–20 табличной частираздела 1 расчета.

Об этом сказано в пунктах 4–24 Порядка заполнения раздела 1, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 2

Данный раздел заполняют организации, имеющие на балансе (а также получившие в аренду или лизинг) передвижные объекты негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 Порядка заполнения раздела 2, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Расчет платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух отразите в табличной части раздела 2.

Размер платы по данному виду загрязнений зависит от следующих показателей:

  • вида топлива, который используется при эксплуатации передвижного объекта;
  • фактического количества израсходованного топлива;
  • норматива платы для данного вида топлива;
  • поправочных коэффициентов.

Данные показатели и расчет платы отражается в столбцах 3–10 табличной частираздела 2 расчета.

При заполнении столбца 3 «Фактическое количество израсходованного топлива за отчетный период» табличной части раздела 2 расчета литры используемого топлива переведите в тонны или кубические метры.

Это предусмотрено в пунктах 4–12 Порядка заполнения раздела 2, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 3

Данный раздел должны представлять организации, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также сбросы на водосборные территории.

В разделе 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» укажите:

  • реквизиты разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (номер, дату выдачи, срок действия разрешения);
  • адрес местонахождения выпуска или производственной территории.

Об этом сказано в пунктах 1 и 2 Порядка заполнения раздела 3, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Расчет платы за выбросы вредных веществ в водный объект отразите в табличной части раздела 3.

Размер платы зависит от следующих показателей:

Данные показатели и расчет платы отражается в столбцах 2–19 табличной частираздела 3 расчета.

Об этом сказано в пунктах 4–21 Порядка заполнения раздела 3, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 4

Данный раздел заполняют и сдают организации, деятельность которых приводит к образованию бытовых отходов.

В разделе 4 «Размещение отходов производства и потребления» укажите:

  • регистрационный номер объекта размещения отходов (если он присвоен);
  • наименование и адрес местонахождения объекта размещения отходов;
  • номер, дату выдачи и срок действия лимита на размещение отходов;
  • характеристики объекта размещения отходов (находится в пределах промышленной зоны или за ее пределами, является или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой)). В зависимости от характеристики объекта в соответствующей ячейке поставьте отметку.

Об этом сказано в пунктах 1 и 3 Порядка заполнения раздела 4, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Размер платы зависит от следующих показателей:

  • наименования отхода, его кода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445, и класса опасности для окружающей среды. Если отход не внесен в Федеральный классификационный каталог отходов, то в данном столбце поставьте прочерк;
  • установленного организацией лимита на размещение отходов;
  • фактического количества образованных отходов за отчетный период (при самостоятельном производстве товаров из собственного сырья);
  • фактического количества поступивших отходов от других организаций с переходом права собственности на отходы. Также в этом столбце отражаются отходы, полученные по договору для конечного размещения;
  • фактического количества использованных (утилизированных отходов) в отчетном периоде;
  • фактического количества обезвреженных отходов;
  • фактического количества отходов, переданных другим организациям с переходом права собственности;
  • фактического количества отходов, переданных для размещения сторонним организациям. Данный столбец заполняйте при наличии договора со сторонней организацией о конечном размещении отходов. Копию договора приложите к расчету;
  • фактического времени использования (утилизации) отходов с момента размещения (в течение трех лет или более). Документы, подтверждающие фактическое использование отходов, приложите к расчету;
  • поправочных коэффициентов (повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов; коэффициент экологической значимости; коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году; коэффициент места расположения объекта размещения отходов).

Данные показатели и расчет платы отражаются в столбцах 2–27 табличной частираздела 4 расчета.

Об этом сказано в пунктах 5–29 Порядка заполнения раздела 4, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Пример заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

ООО «Альфа» расположено в г. Дзержинске Нижегородской области и имеет производство, загрязняющее окружающую среду. Организация:
– выбрасывает загрязняющие вещества в атмосферу через стационарные объекты;
– эксплуатирует транспортные средства (передвижные объекты загрязнения);
– сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты;
– размещает отходы производства.

Заполнение расчета платы за негативное воздействие бухгалтер начал с титульного листа. В него он внес основные сведения об организации, наименование департамента Росприроднадзора, в который представляется отчет, прочие реквизиты.

Далее бухгалтер приступил к заполнению раздела 1 (стр. 3). В нем он рассчитал размер платы за загрязнение атмосферы стационарными объектами.

У «Альфы» есть разрешение на выброс загрязняющих веществ № ЭН-654, выданное Росприроднадзором 21 апреля 2014 года. В нем установлены предельно допустимые выбросы в атмосферу:

  • сажи – 2,75641 тонны в квартал;
  • фенола ? 0,388257 тонны в квартал;
  • бензпирена – 0,003 тонны в квартал.

В III квартале 2014 года организация согласовала с Росприроднадзором временное увеличение предельных выбросов сажи на 0,19654 тонны.

В разделе 1 бухгалтер поочередно перечислил все вещества, выброшенные в атмосферу в III квартале 2014 года, привел сведения о нормативных и фактических выбросах.

Для определения нормативов и коэффициентов использованы следующие документы:

В течение III квартала 2014 года предприятие фактически выбросило в атмосферу:

  • азота диоксида – 0,2652 тонны;
  • сажи – 5,7921 тонны;
  • окиси углерода – 23,2248 тонны;
  • фенола – 1,12321 тонны;
  • бензпирена – 0,002 тонны;

Бухгалтер произвел расчет согласно формулам по каждому виду выбросов (в пределах постоянных допустимых выбросов (ПДВ), временно согласованных выбросов (ВСВ), а также сверхлимитных выбросов).

Азота диоксид сверхлимитно – 1831,50 руб. (0,2652 т ? 260,00 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33).

Сажа:

  • ПДВ – 950,23 руб. (2,75641 т ? 80 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 1,89);
  • ВСВ – 338,77 руб. (0,19654 т ? 400 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 1,89);
  • сверхлимитно – 24 468,93 руб. (2,83915 т ? 400 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 1,89);
  • всего – 25 757,93 руб. (950 руб. + 339 руб. + 24 469 руб.).

Оксид углерода сверхлимитно – 1850,69 руб. (23,2248 ? 3 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33).

Фенол:

  • ПДВ – 1408,75 руб. (0,388257 т ? 683 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33);
  • сверхлимитно – 66 667,02 руб. (0,734953 т ? 3415 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33);
  • всего – 68 075,77 руб. (1409 руб. + 66 667 руб.).

Бензипирен: ПДВ – 21 778,73 руб. (0,002 т ? 2 049 801,00 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33).

Общая сумма начисленных платежей за выбросы стационарными объектами составила 119 294,62 руб. (1831,50 руб. + 25 757,93 руб. + 1850,69 руб. + 68 075,77 руб. + 21 778,73 руб.).

При составлении раздела 2 бухгалтер учитывал следующие данные.

У организации есть два автомобиля. Один из них работает на неэтилированном бензине, второй – на дизельном топливе. Расход горючего у этих транспортных средств в течение III квартала составил:

  • бензин этилированный – 1,72 тонны;
  • дизельное топливо – 2,37 тонны.

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ по этим автомобилям бухгалтер отразил в разделе 2 (стр. 4). При этом для определения нормативов и коэффициентов он ориентировался на те же документы, что и при заполнении раздела 1.

Бухгалтер произвел расчет по каждому виду топлива:

  • бензин неэтилированный – 9,64 руб. (1,72 т ? 1,3 руб./т ? 1,9 ? 1 ? 1,2 ? 1,89);
  • дизельное топливо – 25,53 руб. (2,37 т ? 2,5 руб./т ? 1,9 ? 1 ? 1,2 ? 1,89).

Общая сумма начисленных платежей за выбросы передвижными объектами составила 35,17 руб. (9,64 руб. + 25,53 руб.).

При составлении раздела 3 бухгалтер учитывал следующие данные.

У «Альфы» есть разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты № 73, выданное Росприроднадзором 21 января 2014 года. В нем установлены предельно допустимые выбросы в воду солярового масла – 1,1 тонны в квартал.

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты бухгалтер отразил в разделе 3 (стр. 5). При этом для определения нормативов и коэффициентов он ориентировался на те же документы, что и при заполнении раздела 1.

Коэффициент экологической значимости (для водных объектов в бассейне Волги на территории Нижегородской области) – 1,14.

Коэффициент для взвешенных веществ, установленныйприложением № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344, для «Альфы» не применяется.

Плата за загрязнение водных объектов солярным маслом составила 51 221,10 руб. (0,7 т ? 27 548 руб. ? 1,14 ? 1 ? 2,33).

При составлении раздела 4 бухгалтер использовал следующие данные.

«Альфа» размещает отходы производства и потребления в специальных хранилищах. Для этих целей получено разрешение Росприроднадзора от 17 декабря 2013 г. № ООС-687/2013. В нем согласовано размещение не более 8,97 тонны незагрязненной стружки хрома в год.

В течение III квартала 2014 года предприятие фактически разместило 4,93 тонны стружки. Эти данные бухгалтер отразил в разделе 4 (стр. 6) расчета. Для определения нормативов и коэффициентов он ориентировался на те же документы, что и при заполнении раздела 1. Сумма платы за размещение отходов составила 10 847,08 руб. (4,93 т ? 497 руб. ? 1,9 ? 1 ? 2,33).

Помимо всего прочего, организация провела природоохранные мероприятия, потратив на них 57 000 руб.

Итоговые суммы бухгалтер занес в расчет суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет (стр. 2), и вывел сумму платежа, подлежащую уплате в бюджет, – 124 397,97 руб. (119 294,62 руб. + 35,17 руб. + 51 221,10 руб. + 10 847,08 руб. – 57 000 руб.).

17 октября подписанный директором «Альфы» Львовым и главным бухгалтером Глебовой расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду был представлен в Департамент Росприроднадзора по Поволжскому федеральному округу.

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

26.11.2014г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка