Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
8 декабря 2014 34 просмотра

Собираемся заключить договор с фирмой на работу по обрезке деревьев на территории предприятия. Деревья высокие и при сильном ветре могут завалиться и повредить крыши зданий и коммуникации. Сумма получается приличная, около 500000 руб. Могу ли я принять к вычету входящий НДС и принять затраты по этому договору в расходы для расчета налога на прибыль? Спасибо.

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность. Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

Минфин России в своих разъяснениях отказывает компаниям и в учете расходов на благоустройство территории, и в вычете НДС по ним.

Относительно учета расходов по обрезке деревьев на территории предприятия официальные разъяснения отсутствуют. В описанной Вами конкретной ситуации более правильным было бы решение не принимать такие расходы в налоговом учете и заявлять к вычету сумму НДС, так как велик риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность* (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:

– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);

– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде* (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);

– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона* (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);

– соответствие цен рыночному уровню* (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения*. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Из рекомендации «Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными»

2. Статья:Минфин отказывает компаниям и в учете расходов на благоустройство территории, и в вычете НДС по ним

Необходимость расходов на благоустройство территории, прилегающей к офисным или производственным зданиям, после зимы очевидна. Причем нередко благоустройство и озеленение территории не является прихотью компании, а бывает продиктовано требованиями регионального законодательства или иными нормативно-правовыми актами.

Несмотря на это, налоговики нередко исключают такие расходы, утверждая, что они напрямую не связаны с предпринимательской деятельностью организации*. Кроме того, они отказывают в вычете «входного» НДС по ним*.

Минфин исходит из того, что благоустройство прилегающей территории обычно не связано с получением дохода*.

Проблема в том, что расходы на обустройство территории в главе 25 НК РФ не упоминаются. Более того, Налоговый кодекс вообще не содержит понятия «благоустройство территории». Поэтому Минфин России предлагает руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства (письма от 10.08.12 № 03-03-06/4/83, от 03.08.12 № 03-03-06/1/386 и от 17.07.12 № 03-03-06/2/81).

Расходы некапитального характера

По мнению ведомства, под текущими расходами на внешнее благоустройство прежде всего понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Речь, в частности, идет о расходах на прокладку дорожек и мощение их тротуарной плиткой, установку скамеек и урн, устройство газонов и цветников, посадку деревьев, кустарников, цветов и газонной травы.

Минфин России почему-то считает, что подобные расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации* (письма от 03.08.12 № 03-03-06/1/386, от 27.01.12 № 03-03-06/1/35 и от 19.06.08 № 03-03-06/1/362). Поэтому чиновники чаще всего утверждают, что в налоговом учете организация не может признать расходы на благоустройство прилегающей территории.

Впрочем, ведомство разрешило учесть расходы на озеленение территории организации, основным видом деятельности которой является предоставление санаторно-курортных услуг* (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443). Дело в том, что согласно действовавшим в тот период Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам территория лечебного учреждения должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена. Причем площадь зеленых насаждений и газонов должна составлять не менее 60% от общей площади участка (п. 2.7 СанПиН 2.1.3.1375-03)1.

Видимо, поэтому Минфин России признал, что расходы санатория на озеленение своей территории являются обоснованными и могут быть учтены при расчете налога на прибыль. Ведь они напрямую связаны с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с ведением деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Представляется, что аналогичные аргументы могут использовать компании, занимающиеся другими видами деятельности. Главное, чтобы требование о благоустройстве или озеленении территории было прописано в соответствующих санитарных правилах.

<…>

Ведомство не разрешает принимать к вычету НДС по расходам на благоустройство территории

Минфин России считает, что расходы организации на благоустройство и озеленение прилегающей к ее зданию территории не связаны с осуществлением операций, облагаемых НДС. Следовательно, «входной» НДС по этим расходам к вычету не принимается* (письма от 09.11.11 № 03-03-06/1/736, от 18.10.11 № 03-07-11/278 и от 15.03.11 № 03-03-06/1/136).

Аналогичные выводы ведомство сделало и относительно НДС, предъявленного исполнителем при приобретении услуг по уборке снега или мусора (письмо Минфина России от 15.03.11 № 03-03-06/1/136):

«<…> Поскольку указанные <…> услуги (уборка снега, мусора, благоустройство газонов), по нашему мнению, не используются для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, то суммы налога, предъявленного по таким услугам, к вычету не принимаются».

Впрочем, можно предположить, что Минфин России не стал бы возражать против вычета НДС по расходам на благоустройство и озеленение территории, осуществление которых предписано санитарными правилами.

<…>

Однако писем Минфина России с подобными выводами найти не удалось. В письме, в котором чиновники разрешили санаторию признать расходы на озеленение территории, речь шла исключительно о налоге на прибыль, вопросы вычета НДС в нем не рассматривались (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-03-06/1/443).

<…>

Дмитрий Осипов,

советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Елена Вайтман,

эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

№ 9, май 2014

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка