Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
15 декабря 2014 19 просмотров

Если фирма выполняет реставрационные, ремонтные работы, пошагово, какие и от кого документы должна иметь в обязательном порядке.

Порядок лицензирования деятельности по реставрации объектов культурного наследия определен постановлением Правительства от 19.04.2012 № 349.

Организация, занимающаяся реставрацией объектов культурного наследия, вправе применять льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. При этом обязательным условием для предоставления льготы является наличие лицензии на ведение деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Чтобы подтвердить право на применение льготы, организация должна представить в налоговую инспекцию:

Для оформления приемки-передачи работ организация может воспользоваться унифицированными формами документов, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. К ним относятся:

Такой порядок предусмотрен подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме ФНС России от 7 сентября 2012 г. № АС-20-3/970.

Например, чтобы получить справку о памятнике в Москве, в Департамент культурного наследия нужно отправить запрос по форме, утвержденной постановлением правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. № 182-ПП. В течение 22 календарных дней департамент предоставит организации сведения об объекте (выписку) из Городского реестра недвижимого культурного наследия и Историко-культурного опорного плана города Москвы (п. 2.9 Административного регламента, утвержденного постановлением правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. № 182-ПП).

Помимо выше названных документов в налоговую инспекцию можно представить и копию паспорта объекта культурного наследия. Такой документ выдается собственнику объекта. В нем указывается наименование памятника, регистрационный номер и иные сведения из реестра объектов культурного наследия (ст. 21 Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ). Форма такого паспорта утверждена приказом Минкультуры России от 11 ноября 2011 г. № 1055.

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Ситуация: Может ли налоговая инспекция лишить организацию права на вычет НДС. В ходе проверки установлено, что исполнитель не имеет необходимой лицензии. Приобретенные работы (услуги) подлежат обязательному лицензированию


Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.*

В частных разъяснениях контролирующие ведомства придерживаются следующей позиции. Принять к вычету НДС в данной ситуации нельзя. Если же организация приняла к вычету НДС по такому счету-фактуре, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности (п. 13 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).*

Есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 13 октября 2008 г. № 12680/08, постановление ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012от 14 ноября 2012 г. № А57-21633/2011, Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2013 г. № А45-20678/2012от 4 декабря 2012 г. № А70-59/2012Уральского округа от 12 апреля 2013 г. № Ф09-2932/13Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2012 г. № А19-11155/2011Волго-Вятского округа от 24 декабря 2012 г. № А31-123/2012). Поэтому при заключении сделок следует проявлять осторожность и при необходимости проверятьналичие у контрагентов нужных лицензий.

Вместе с тем, существует и другая позиция, которая тоже подтверждается арбитражной практикой. В данной ситуации организация не лишается права на вычет. Факт отсутствия у контрагента необходимой лицензии сам по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:*

Такой вывод непосредственно следует из пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). В частности, это означает, что:

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на организацию обязанности проверять, имеется ли у контрагента необходимая лицензия, и не устанавливает зависимости между ее наличием и вычетом НДС* (см., например, определения ВАС РФ от 3 октября 2008 г. № 12888/08от 11 января 2008 г. № 17897/07, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2012 г. № А52-1812/2012от 9 октября 2009 г. № А56-13367/2009от 29 июля 2009 г. № А05-13113/2008от 1 октября 2007 г. № А05-1960/2007Северо-Кавказского округа от 28 июля 2008 г. № Ф08-4247/2008Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № А19-9585/07-52-5-Ф02-5297/08Волго-Вятского округа от 28 марта 2013 г. № А17-880/2012Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2013 г. № А03-10322/2012Московского округа от 29 января 2013 г. № А40-68959/11-107-298, Поволжского округа от 24 октября 2012 г. № А72-9723/2011от 6 мая 2008 г. № А65-18426/07, Уральского округа от 11 февраля 2009 г. № Ф09-313/09-С3от 12 марта 2008 г. № Ф09-1381/08-С2). Гражданский кодекс РФ также предусматривает, что требование о наличии лицензии адресовано только той организации, которая осуществляет лицензируемую деятельность (ст. 49 ГК РФ).

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Ситуация: Как отразить в бухучете и при налогообложении доходы подрядчика по договору строительного подряда

<…>


Документальное оформление приемки-передачи работ

Приемка-передача работ по договору строительного подряда оформляется актом, подписанным заказчиком и подрядчиком. Такой порядок применяется независимо от длительности выполнения работ по договору. Это следует из положений пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса РФ.

Для оформления приемки-передачи работ организация может воспользоваться унифицированными формами документов, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. К ним относятся:

  • справку об отнесении памятников истории и культуры к объектам культурного наследия (если памятники включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России);
  • справку об отнесении памятника к выявленным объектам культурного наследия, выданную Минкультуры России (или ее региональными управлениями);
  • копию договора на выполнение реставрационных работ.


    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

    1.Ситуация: Может ли организация применять льготу по НДС при выполнении работ по реставрации памятников истории и культуры, а также культовых сооружений


    Да, может.

    Организация, занимающаяся реставрацией объектов культурного наследия, вправе применять льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. При этом обязательным условием для предоставления льготы является наличие лицензии на ведение деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (п. 6 ст. 149 НК РФп. 48 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).*

    Сохранение объекта культурного наследия включает в себя ремонтно-реставрационные работы в отношении этого объекта. При определении перечня реставрационных работ, подпадающих под действие льготы, следует руководствоваться нормами Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (письмо Минфина России от 27 августа 2008 г. № 03-07-07/82).*

    К ремонтно-реставрационным относятся, в частности, работы по консервации объектов, ремонту памятников, реставрации памятников или ансамблей, приспособлению объектов для современного использования (ч. 1 ст. 40 Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ). При этом в рамках деятельности по приспособлению объектов культурного наследия к современному использованию (ст. 44 Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ) под действие льготы подпадают не только специальные реставрационные работы, но и общестроительные работы (например, земляные, монтажные, инженерно-технические). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 7 сентября 2012 г. № АС-20-3/970.

    Чтобы подтвердить право на применение льготы, организация должна представить в налоговую инспекцию:*

    • акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) (составляется на основании данных журнала учета выполненных работ по форме № КС-6а);
    • справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3);
    • акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11).
    • справку об отнесении памятников истории и культуры к объектам культурного наследия (если памятники включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России);
    • справку об отнесении памятника к выявленным объектам культурного наследия, выданную Минкультуры России (или ее региональными управлениями);
    • копию договора на выполнение реставрационных работ.
    • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
    • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
    • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
    • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
    • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
  • акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) (составляется на основании данных журнала учета выполненных работ по форме № КС-6а);
  • справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3);
  • акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11).*

При этом такие документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Кроме того, их должен утвердить руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В акте о приемке выполненных работ (например, по форме № КС-2) приведите перечень работ, выполненных подрядчиком за отчетный период, с указанием их стоимости. Акт о приемке выполненных работ (например, по форме № КС-2) может быть составлен в двух случаях:

  • при приемке заказчиком этапа работ, если поэтапная приемка предусмотрена условиями договора подряда;
  • для определения стоимости выполненных подрядчиком работ за определенный промежуток времени с целью осуществления промежуточных расчетов, если такие выплаты предусмотрены условиями договора.

В первом случае подписание акта о приемке выполненных работ (например, по форме № КС-2) говорит о приемке выполненного этапа работ в соответствии с договором. Риск случайной гибели или повреждения результата работ переходит к заказчику (п. 3 ст. 753 ГК РФ).

Во втором случае соглашением сторон следует предусмотреть, что составление акта о приемке выполненных работ (например, по форме № КС-2) не свидетельствует о приемке заказчиком результатов выполненных работ с переходом на него рисков случайной гибели или повреждения результатов работ. А также, что акты составляют только для проведения расчетов между сторонами. В этом случае такие документы носят промежуточный характер (п. 18 информационного письма ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51). Акты служат основанием для определения суммы очередного авансового платежа и заполнения справки о стоимости выполненных работ (например, по форме № КС-3), которая выставляется заказчику для оплаты.

При заполнении этих форм соблюдайте рекомендации, которые содержатся в постановлении Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100.

Стоимость, указанная в акте о приемке выполненных работ (например, по форме № КС-2), может отличаться от стоимости, указанной в справке о стоимости выполненных работ (например, по форме № КС-3). В частности, в справке, помимо стоимости выполненных работ, отраженной в акте, могут быть внесены данные о стоимости оборудования, подлежащем оплате заказчиком, данные о котором в акт не заносят.

Приемку заказчиком завершенного строительством объекта оформите актом приемки законченного строительством объекта (например, по форме № КС-11).

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

16.12.2014 г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка