Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24
21 декабря 2014 1154 просмотра

Как правильно отразить в бухгалтерском учете образование и расходование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, который с 1 ноября этого года образуется в каждом доме.Формирование фонда капремонта по решению собственников может быть двумя способами:на специальном счете, владельцами которого, как правило, становятся сами ТСЖ и ЖСК.или на счетах регионального оператора. Источниками фонда капремонта являются: ежемесячные обязательные взносы собственников; проценты, уплачиваемые собственниками за ненадлежащее исполнение ими обязанностей по уплате взносов на капремонт; проценты, начисленные банком за пользование денежными средствами на специальном счете.Приведите, пожалуйста схемы проводок при использовании как спецсчета, так и счета регионального оператора. Как правильно отразить налогообложение процентов банка при общем режиме налогообложения и при УСН (объект - доходы). Спасибо.

В соответствии со статьей 174 Жилищного Кодекса РФ, фонд капитального ремонта обладает признаками негосударственного целевого финансирования. Средства фонда капитального ремонта могут направляться на строго определенные цели, указанные в статье 166 Жилищного Кодекса РФ. Согласно статьям 170, 175 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений многоквартирных домов (далее - МКД) могут формировать фонд капитального ремонта одним из двух способов:

1) На специальном счете (в данном случае владельцем специального счета могут быть ТСЖ, ЖСК, иные специализированные потребительские кооперативы и региональный оператор). Примечание: с 1 января 2015 г. владельцами специальных счетов смогут стать и управляющие компании.

2) На счете регионального оператора.

В первом случае владелец специального счета выступает лишь балансовым держателем специальных счетов, не производит начисления и не производит учет фондов капитального ремонта, формируемых на спецсчетах. Единственной задачей владельца является хранение денежных средств на спецсчетах, а также перечисление денежных средств на основании решений общего собрания собственников помещений МКД.

Это подразумевает определенный формат ведения бухгалтерского и налогового учета спецсчетов.

В бухгалтерском учете все специальные счета на балансе владельца учитываются на счете 55. Формирование и использование средств фонда капитального ремонта на спецсчете оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 55 Кредит 76 субсчет «Расчеты с собственниками помещений в МКД»

- поступили взносы на финансирование фонда капитального ремонта от собственников помещений.

Обратите внимание, аналитика бухгалтерского учета должна строиться таким образом: собственник/многоквартирный дом/источник целевого финансирования.

Дебет 76 субсчет «Расчеты с собственниками помещений в МКД» Кредит 86 (многоквартирный дом)

- учтены средства целевого финансирования в виде фонда капитального ремонта.

Расходование средств капитального ремонта осуществляется в обратной последовательности:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с собственниками помещений в МКД» Кредит 55

- перечислены средства капитального ремонта на основании предъявленного решения общего собрания собственников, договора с подрядчиком на выполнение работ по капитальному ремонту и акта выполненных работ (оставшиеся 70% оплаты).

Дебет 86 (многоквартирный дом) Кредит 76 субсчет «Расчеты с собственниками помещений в МКД»

- использованы собственниками средства фонда капитального ремонта на спецсчете.

Что касается вопроса о налогообложении процентов, начисляемых кредитной организацией на остатки по спецсчетам, то он является спорным. До сих пор нет высказанного мнения контролирующих ведомств по данному вопросу. С одной стороны, средства находятся на балансе владельца и осуществляется прирост остатка на спецсчете. С другой стороны, владелец спецсчета не может расходовать их на цели иные, чем проведение капитального ремонта, т.е.владелец спецсчета не получает экономической выгоды, образующей налогооблагаемый доход (ст. 41 НК РФ). Кроме того, проценты по спецсчету также образуют фонд капитального ремонта наравне со взносами, т.е. являются целевыми. Учитывая это, проценты по спецсчету не образуют доход владельца счета. В бухучете начисление процентов производится записями:

Дебет 55 Кредит 76 субсчет « Расчеты с кредитной организацией по начисленным процентам»

Дебет 76 субсчет « Расчеты с кредитной организацией по начисленным процентам» Кредит 86

- учтены проценты по спецсчету в составе фонда капитального ремонта.

При втором варианте, операции по формированию фонда капитального ремонта проводятся полностью на балансе регионального оператора, который осуществляет за свой счет начисление и сбор взносов на капитальный ремонт, является заказчиком работ, а также работает с неплательщиками по взысканию взносов.

В бухучете операции по счету регионального оператора ведутся на счете 51. В общем порядке региональный оператор самостоятельно осуществляет сбор средств.

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с собственниками МКД»

- поступили взносы на капитальный ремонт от собственников МКД

Дебет 76 субсчет «Расчеты с собственниками МКД» Кредит 86 (многоквартирный дом)

-начислен взнос на капитальный ремонт собственнику помещения МКД

Выполнение работ по капитальному ремонту отразите записями:

Дебет 26 Кредит 60

- выполнены работы подрядчиком

Дебет 86 (многоквартирный дом) Кредит 26

- в конце месяца осуществлено закрытие работ на конкретный дом и источник целевого финансирования

Что касается процентов за размещение средств капитального ремонта на банковских счетах, то они образуют доход на УСН на дату зачисления на счет регионального оператора. Это следует из положений п. 1 ст. 346.15п. 6 ст. 250 НК РФ и п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

В бухучете начисление процентов отразите записью:

Дебет 51 Кредит 91-1

- начислены проценты кредитной организацией.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении негосударственное целевое финансирование

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:

Негосударственное целевое финансирование

К негосударственному целевому финансированию относятся, например:

  • гранты (на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды и т. д.);
  • инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов;
  • инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
  • средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
  • средства, полученные от учредителей на финансирование определенных мероприятий и оплаты отдельных нужд (например, выплату премий, финансирование участия в выставке и т. д.).

Основными признаками, позволяющими определить характер поступивших средств как целевое финансирование, являются:

1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования. Например, для получения гранта организация должна представить проект исследований.

2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф04-7853/2005(16557-А46-3)).

Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если организация получает целевые средства от учредителя, возможно заключение договора о целевом финансировании (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2005 г. № 20-12/75307).*

Бухучет

В бухучете средства целевого финансирования отражайте на счете 86 «Целевое финансирование». Какое именно имущество предоставляет инвестор, определяется договором (ст. 421 ГК РФ). Это могут быть как деньги, так и материальные ценности (например, основные средства, МПЗ).*

<…>

Получение средств

В бухучете получение средств целевого финансирования отразите проводками:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность источника финансирования (инвестора) по предоставлению средств в рамках целевого финансирования (на основании договора);

Дебет 51 (50, 08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества в рамках целевого финансирования от источника финансирования (инвестора) (на основании документов, связанных с передачей средств, например, при перечислении средств на счет организации – банковская выписка).

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов.*

Использование средств

Использование средств целевого финансирования в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Если за счет средств негосударственного целевого финансирования организация осуществляет затраты капитального характера (например, приобретает основные средства), отражайте это так:

Дебет 08 Кредит 60
– отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 01 Кредит 08
– принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства целевого финансирования в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет негосударственного целевого финансирования;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет негосударственного целевого финансирования.

Если за счет средств негосударственного целевого финансирования организация осуществляет текущие расходы (например, выплату премий сотрудникам), отражайте это следующим образом:

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73, 76…)
– отражены текущие расходы, источником финансирования которых являются средства негосударственного целевого финансирования;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма средств негосударственного целевого финансирования, направленная на покрытие текущих расходов.

Такая корреспонденция счетов следует из Инструкции к плану счетов (счета 98, 91).*

Особый порядок отражения в бухучете использования средств целевого финансирования предусмотрен в отношении договоров участия в долевом строительстве. Организация-застройщик может получить целевые средства от дольщиков на финансирование строительства. Такая сделка предполагает в конечном итоге передачу инвесторам объекта строительства или выплату им дохода от инвестиционной деятельности. Поэтому бухучет организуйте следующим образом.

Средства на финансирование строительства учитывайте на отдельном субсчете к счету 76, например «Расчеты с инвесторами». В момент их получения делайте проводку:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты с инвесторами»
– получены средства дольщиков на строительство объекта.

Все затраты, связанные со строительством объекта (стоимость работ подрядчика, израсходованных материалов, оборудования, переданного для установки на объекте, и т. д.), отражайте на счете 08-3 «Строительство объектов основных средств» в общем порядке:

Дебет 08-3 Кредит 60 (10, 07, …)
– отражена стоимость работ подрядчика, израсходованных материалов, оборудования, переданного для установки на объекте, и т. д.;

После того как готовый объект будет передан инвесторам, в бухучете сделайте проводку:

Дебет 76 Кредит 08-3
– отражена передача инвесторам построенного объекта.

<…>

<…>

УСН

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в состав доходов при расчете единого налога не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:

При отсутствии раздельного учета поступившие средства целевого финансирования нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).*

Ситуация: как организации, применяющей упрощенку, организовать раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования

Ведите раздельный учет в самостоятельно разработанных регистрах, формы и применение которых закрепите в учетной политике для целей налогообложения.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, в составе доходов при расчете единого налога не учитываются (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это правило касается как организаций, которые платят единый налог с доходов, так и организаций, которые используют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы.

При этом организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования. В противном случае поступившие средства нужно включить в состав доходов на дату их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Для ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования организация может самостоятельно разработать необходимые регистры и утвердить их формы в учетной политике для целей налогообложения.

Такие рекомендации даны в письме Минфина России от 13 марта 2006 г. № 03-11-04/2/59.

Главбух советует: при составлении регистров для ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования, можно взять за основу готовые формы, которые налоговая служба рекомендует для некоммерческих организаций (рекомендации МНС России).

Полученные средства целевого финансирования организация обязана использовать строго по целевому назначению. При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов на дату, когда организация использовала его не по целевому назначению (нарушила условия предоставления средств) (абз. 3 п. 1 ст. 346.15, п. 14 ст. 250 НК РФ). Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возник именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (п. 1 ст. 346.14, ст. 41 НК РФ).

На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите в составе доходов при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ). В частности, данный вывод относится к средствам, полученным от учредителей на финансирование целевых мероприятий. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите при расчете единого налога в порядке, предусмотренном для получения финансовой помощи от учредителя.

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.*

Ситуация: нужно ли управляющей организации включить в доходы при расчете единого налога средства, полученные от собственников жилых помещений на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома. Организация применяет упрощенку

Нет, не нужно.

Средства, полученные управляющей компанией от собственников помещений с целью проведения ремонта (в т. ч. и капитального) общего имущества многоквартирного дома, не учитываются при расчете налога на прибыль (абз. 21 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Поэтому организации на упрощенке вправе не включать такие поступления в состав доходов при расчете единого налога (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом организация, получившая средства целевого финансирования, должна:

Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ и подтверждено письмом Минфина России от 20 февраля 2012 г. № 03-11-06/2/28.*

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка