Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Стало известно, когда налоговики взыщут долги по взносам

Подписка
Срочно заберите все!
№23
22 декабря 2014 388 просмотров

Трудовая комиссия два раза вызывала на комиссию об административном правонарушении. Оба раза письма с уведомлением приходили к нам с опозданием, т.е. ненадлежащее извещение лица о месте и времени рассмотрения дела. Вопрос: существуют ли какие-либо сроки "исковой давности" в нашей ситуации? Сколько раз и в течении какого времени нас могут вызывать на комиссию?

Чтобы возбудить дело об административном правонарушении, нужен протокол. О времени и месте составления этого документа инспектор обязан известить компанию и директора заранее. Соответствующее извещение он вправе направить любым доступным способом. Например, по почте, факсу или подвезти нарочно. Уклоняться от участия в составлении протокола не стоит, так как компания и директор не смогут своевременно представить пояснения и замечания по факту выявленных нарушений.

Если же в назначенное время в инспекцию никто не явится, инспектор не станет переносить дату составления протоколов. Их заверенные копии вместе с определениями о назначении времени и места рассмотрения дел он направит по почте, подвезет нарочно или воспользуется иным доступным способом. КоАП РФ не содержит жестких требований к способу направления этих документов (ч. 4.1 ст. 28.2).

От получения копии протоколов и определений по почте также не стоит уклоняться. На практике у инспекции достаточно способов подтвердить, что с их стороны процедура соблюдена. Так, работодатель будет считаться извещенным о времени и месте рассмотрения дела при соблюдении условий, предусмотренных п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 в редакции от 19.12.2013 (далее — Постановление № 5). Например, в случае возврата почтового отправления с отметкой об истечении сроков хранения. Поэтому любые уловки работодателя затруднить производство по делу в конечном итоге сыграют против него. Компания и директор просто не смогут принять участие в рассмотрении дел.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Проверка выявила ряд нарушений. Реальные и мнимые риски штрафов

  1. Грозит ли кадровику дисквалификация за повторную задержку выдачи трудовой книжки
  2. Могут ли конкурсного управляющего оштрафовать за невыплату заработной платы
  3. В каких случаях кадровика и бухгалтера могут оштрафовать за нарушения трудового законодательства

Если инспектор при проверке выявит нарушения законодательства, то помимо компании и директора оштрафовать могут бухгалтера и даже кадровика. Это возможно в случае, если на них возложены функции по применению дисциплинарных взысканий, выплате заработной планы, выдаче трудовых книжек и проч. Когда работник выполняет такие задачи, он признается должностным лицом и несет административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Часто именно этот вопрос (кого можно считать должностным лицом) является причиной серьезной конфронтации с инспектором, так как окончательное решение останется за проверяющим. Он определяет это на основании трудовых договоров, должностных инструкций, приказов о возложении обязанностей и других документов. В каждом случае подход индивидуальный. Впрочем, даже если кадровика или бухгалтера посчитают должностным лицом, штраф — это максимум чего стоит им опасаться. Дисквалифицировать таких лиц по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за повторное аналогичное нарушение нельзя. Это объясняется тем, что они не входят в состав коллегиального исполнительного органа юридического лица.

Инспектор может направить извещение о возбуждении дела по факсу

В ходе проверки компании инспектор, скорее всего, выявит какие-то нарушения. Возможно, что по некоторым из них он решит возбудить административное производство и привлечь виновных лиц к ответственности. Тем не менее есть процессуальные нюансы, которые позволят даже в случае реальных нарушений избежать наказания. Прежде всего, важно принять активное участие в составлении протоколов инспектором, поскольку именно на их основании будет решаться вопрос о привлечении компании и ее директора к ответственности. Порядок действий обычно следующий.

Извещение о возбуждении дела. Чтобы возбудить дело об административном правонарушении, нужен протокол. О времени и месте составления этого документа инспектор обязан известить компанию и директора заранее. Соответствующее извещение он вправе направить любым доступным способом (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2009 года). Например, по почте, факсу или подвезти нарочно. Уклоняться от участия в составлении протокола не стоит, так как компания и директор не смогут своевременно представить пояснения и замечания по факту выявленных нарушений. *

Составление протокола. Директору как законному представителю компании не обязательно самому присутствовать при составлении протокола, он вправе направить в инспекцию защитника. Им может стать как адвокат, так и штатный сотрудник. Полномочия защитника подтверждаются доверенностью (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ). Понадобится две доверенности: одна от компании, другая от директора. Защитник вправе представить свою письменную позицию по выявленным нарушениям, а также обратить внимание инспектора на какие-либо неточности в сведениях, указанных в протоколе.

Копии протоколов в отношении фирмы и директора инспекторы обычно передают через защитников. Также к протоколам прилагаются определения о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Если же в назначенное время в инспекцию никто не явится, инспектор не станет переносить дату составления протоколов. Их заверенные копии вместе с определениями о назначении времени и места рассмотрения дел он направит по почте, подвезет нарочно или воспользуется иным доступным способом. КоАП РФ не содержит жестких требований к способу направления этих документов (ч. 4.1 ст. 28.2).

От получения копии протоколов и определений по почте также не стоит уклоняться. На практике у инспекции достаточно способов подтвердить, что с их стороны процедура соблюдена. Так, работодатель будет считаться извещенным о времени и месте рассмотрения дела при соблюдении условий, предусмотренных п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 в редакции от 19.12.2013 (далее — Постановление № 5). Например, в случае возврата почтового отправления с отметкой об истечении сроков хранения. Поэтому любые уловки работодателя затруднить производство по делу в конечном итоге сыграют против него. Компания и директор просто не смогут принять участие в рассмотрении дел. *

Рассмотрение дел. При рассмотрении дел инспектор должен установить наличие или отсутствие вины компании и директора в совершенных нарушениях. Если вина отсутствует или выяснились какие-либо из обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, контролер прекратит производство по делу. Таким обстоятельством может стать истечение сроков давности для привлечения к административной ответственности. В обратном случае инспектор вынесет постановления о назначении административных наказаний в виде штрафов по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Копии постановлений инспектор вышлет компании и директору по почте заказным почтовым отправлением (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Уклонение от получения копий постановлений по почте не приведет ни к чему хорошему. В такой ситуации они вступят в силу по истечении 10 суток со дня возвращения в адрес инспекции (п. 29.1 Постановления № 5). В итоге компания и директор утратят возможность оспорить постановления на общих основаниях. Конечно, у компании остается возможность оспорить вступившие в законную силу постановления в порядке надзора (ст. 30.12 КоАП РФ), но сделать это будет непросто.

Штраф можно будет оспорить, если протокол в отношении компании составит рядовой инспектор. Это связано с тем, что такими полномочиями наделен только главный государственный инспектор труда и иные вышестоящие должностные лица трудовых инспекций (п. 2 Перечня, утв. приказом Роструда от 10.04.2006 № 60).

Кадровика и бухгалтера могут оштрафовать, если они являются должностными лицами

Инспекторы часто штрафуют за одни и те же нарушения и фирму, и ее руководителя. Такие действия контролеров законны. Ведь назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за это же правонарушение виновное физическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Данное правило действует и в обратном порядке.

Помимо директора оштрафовать могут и других работников, если они подпадают под понятие должностного лица. В Кодексе РФ об административных правонарушениях определено, что должностным является такое лицо, которое выполняет в компании организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Но в то же время КоАП РФ не содержит разъяснений, что конкретно относится к данным функциям. Тем не менее это раскрыто в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее — Постановление № 19).

Так, в п. 4 Постановления № 19 разъясняется, что организационно-распорядительные функции включают в себя, в частности, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

Под административно-хозяйственными функциями понимаются полномочия по управлению и распоряжению имуществом или денежными средствами, находящимися на балансе или банковских счетах компании. К таким функциям также относятся полномочия по начислению заработной платы, премий, осуществлению контроля над движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля над их расходованием (п. 5 Постановления № 19).

Очевидно, что руководитель компании под эти критерии подпадает. Но не исключено, что оштрафуют и кого-то из его заместителей, начальников отделов или руководителей филиалов, если, например, им были переданы полномочия по найму сотрудников или наложению дисциплинарных взысканий. К ответственности могут привлечь также бухгалтера, если из-за его действий работникам была задержана выплата заработной платы. Накажут и кадровика, если в день увольнения он не выдал работнику трудовую книжку.

Определять, кто является должностным лицом, инспектор будет каждый раз с учетом конкретных обстоятельств. Он обязательно изучит документы, устанавливающие полномочия работников: трудовые договоры, должностные инструкции, иные локальные акты, приказы о возложении обязанностей. Из этих документов можно определить, выполняет лицо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Например, в отношении кадровика такими документами будет приказ о возложении функций по ведению и хранению трудовых книжек или должностная инструкция, согласно которой он обязан знакомить вновь принятых работников с локальными актами компании.

50 тыс. руб.

— максимальный размер штрафа за нарушение компанией трудового законодательства.

За невыплату зарплаты конкурсный управляющий ответственности не несет

Иногда инспекторы проверяют компании, в отношении которых введена процедура несостоятельности (банкротства). Обычно проверяются доводы работников по фактам невыплаты заработной платы. Не всегда понятно, вправе ли инспектор оштрафовать конкурсного (арбитражного) управляющего за такие действия.

Данная категория управленцев отнесена к должностным лицам (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). Поэтому их привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ на первый взгляд представляется законным. Тем не менее судебная практика не выработала единого подхода по этому вопросу.

По мнению арбитражных судов, конкурсные управляющие не должны отвечать за невыплату заработной платы работникам компании-банкрота (постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 № 11838/05, определение ВАС РФ от 06.10.2008 № 12137/08, постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2012 по делу № А55-10100/2012). Суды объясняют это тем, что нормы Трудового кодекса РФ на конкурсных управляющих не распространяются. Они действуют в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В связи с открытием конкурсного производства, работники компании приобретают статус ее кредиторов. Вследствие чего возникшие между ними правоотношения регулируются нормами указанного закона. Поэтому конкурсные управляющие не являются субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ. При этом за нарушение прав кредиторов они могут быть наказаны по ст. 14.13 КоАП РФ.

В то же время, по мнению судей, сама компания-банкрот также не должна отвечать за невыплату заработной платы в рамках конкурсного производства (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 по делу № А06-1259/2013).

Некоторые нижестоящие арбитражные суды, ссылаясь на приведенную позицию ВАС РФ, отменяют постановления трудовых инспекторов о привлечении конкурсных управляющих к ответственности за любые нарушения трудового законодательства (решения арбитражных судов Забайкальского края от 10.04.2014 № А78-9758, Республики Коми от 07.05.2014 № А29-351).

Впрочем, Арбитражный суд Самарской области в решении от 26.11.2013 № А55-19460/2013 высказал иную точку зрения. По его мнению, конкурсные управляющие могут привлекаться к ответственности только за невыплату работникам заработной платы и расчета при увольнении. За остальные нарушения трудового законодательства они должны нести ответственность как должностные лица. Суд в своем решении сослался на правовую позицию Верховного суда РФ, изложенную в постановлении от 27.07.2011 № 33-АД11-5.

Другие арбитражные суды также считают, что конкурсные управляющие должны нести ответственность за нарушения трудового законодательства (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2009 № 15АП-6127/2009 по делу № А32-5193/2009, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2010 по делу № А05-9593/2010).

Можно сделать вывод, что конкурсные управляющие не могут быть оштрафованы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за невыплату работникам заработной платы и расчета при увольнении. Но за иные нарушения трудового законодательства они все-таки должны нести административную ответственность.

Дела о дисквалификации должностных лиц рассматриваются мировыми судьями

Председателя ликвидационной комиссии могут оштрафовать за долги по зарплате

Случаи невыплаты сотрудникам зарплаты также распространены при ликвидации организации. В связи с этим возникает вопрос — может ли за это нарушение быть оштрафован председатель ликвидационной комиссии? Здесь все тоже не совсем однозначно. Отметим, что члены ликвидационных комиссий несут ответственность как должностные лица только по тем статьям КоАП РФ, которые поименованы в примечании к ст. 2.4 Кодекса. Статьи 5.27 КоАП РФ в нем нет. Из этого можно сделать вывод, что оштрафовать их нельзя.

Но суды по этому вопросу высказывают разные точки зрения. Так, Ставропольский районный суд Самарской области считает, что ликвидационная комиссия является органом общества, а ее члены — должностными лицами. Это следует из п. 3 ст. 62 ГК РФ. Ликвидационная комиссия, в частности, осуществляет организационно-распорядительные функции по увольнению работников. Поэтому суд оставил в силе постановление инспектора ГИТ о привлечении председателя ликвидационной комиссии к административной ответственности за невыплату работникам расчета при увольнении (решение от 29.06.2012 № 12–71/2012). К аналогичным выводам пришел и Краснодарский краевой суд в решении от 07.10.2010 № 12–1223/2010.

Иной точки зрения придерживается Астраханский областной суд (решение от 18.07.2014 № 7–243). По его мнению, отношения между работниками и председателем ликвидационной комиссии регулируются нормами гражданского законодательства. Так как работники являются кредиторами ликвидируемого общества, то их требования должны удовлетворяться согласно установленной законом очередности (ст. 64 ГК РФ). Поэтому невыплата заработной платы не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

В связи с этим председателю ликвидационной комиссии при рассмотрении инспектором дела или при обжаловании постановления в суде стоит основываться на второй точке зрения.

1 год

— такой срок давности установлен для привлечения директора к административной ответственности в виде дисквалификации (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Бухгалтеру или кадровику дисквалификация не грозит

Повторное аналогичное нарушение трудового законодательства грозит директору дисквалификацией на срок от 1 года до 3 лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Под аналогичным понимается совершение не любого, а такого же нарушения. Например, если первый раз директора оштрафовали за невыплату работникам заработной платы, то к дисквалификации приведет только повторная невыплата. Данный вывод подтверждается Постановлением № 5 (п. 17).

Стоит учитывать, что директора дисквалифицируют, даже если первое нарушение он совершил во время руководства другой компанией. Важен сам факт привлечения его к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Обзор судебной практики Верховного суда РФ от 29.11.2006).

Помимо руководителя компании дисквалифицировать могут и директора филиала (постановления Пермского краевого суда от 20.07.2010 № 44а-699-2010, Московского областного суда от 28.06.2013 № 4а-468/13). Иным должностным лицам компании опасаться этого вида наказания не стоит. Ведь по общему правилу дисквалифицированы могут быть только те работники компании, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в исполнительном органе юридического лица (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ). Это генеральный директор как единоличный исполнительный орган, а также члены коллегиального исполнительного органа, если с ними были заключены трудовые договоры.

Кадровик и бухгалтер в состав таких органов не входят. Это следует из ст. 53 ГК РФ. Кроме того, Пленум ВАС РФ в п. 4 постановления от 23.03.2012 № 14 разъяснил, что главный бухгалтер также не является органом юридического лица.

Отметим, что директор может быть дисквалифицирован только в том случае, если совершит повторное аналогичное нарушение в период со дня вступления постановления в законную силу до истечения одного года с момента уплаты штрафа за первое нарушение (ст. 4.6 КоАП РФ). Например, если 20.09.2013 директор уплатил штраф за нарушение сроков выплаты расчета при увольнении, а впоследствии 16.09.2014 снова нарушил сроки выплаты расчета при увольнении, то его дисквалификация будет законна. При этом не будет иметь значения дата вынесения постановления о дисквалификации, главное, чтобы повторное аналогичное нарушение было совершено должностным лицом в рамках данного срока (Обзор судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2006 года).

Сам инспектор не вправе вынести постановление о дисквалификации. Он только зафиксирует повторное аналогичное нарушение в протоколе и направит его вместе с материалами дела мировому судье на рассмотрение. Дисквалифицированный директор не вправе продолжать трудиться в тех должностях, которые связаны с управлением компанией (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ). Можно предложить ему постоянный перевод на иную должность, а если он откажется, то уволить либо по собственному желанию, либо по соглашению сторон. Лучше подстраховаться и сделать это за несколько дней до вступления в силу постановления о дисквалификации. В ситуации, когда директор категорически откажется увольняться, важно объяснить ему, что в таком случае трудовой договор с ним расторгнут по специальному основанию — п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (дисквалификация).

Журнал «Трудовые споры» № 10, Октябрь 2014

2. Статья: Новые административные штрафы за трудовые нарушения

Федеральный закон, который закрепил новые штрафы (от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ), одновременно увеличил срок, в течение которого трудовые инспекторы смогут привлекать компанию, ее директора и других уполномоченных сотрудников к административной ответственности. Он составит не два месяца с момента нарушения (как сейчас), а целый год. Это правило не должно иметь обратной силы, так как оно ухудшает права компаний (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ). Поэтому применять его должны будут только к нарушениям, совершенным начиная с 2015 года (то есть когда поправки вступят в силу). *

Но не исключено, что трудовые инспекторы станут использовать новые правила и к нарушениям, допущенным в 2014 году, а не только в последние два месяца перед проверкой. Поэтому, чтобы исключить даже минимальные риски, рекомендуем уже сейчас провести ревизию в трудовой сфере компании. Ведь штрафы за некоторые нарушения будут исчисляться десятками тысяч рублей.

А еще в 10 раз вырастет штраф за то, что компания не исполняет предписание проверяющих об устранении нарушений, выявленных на ревизии.

Важный момент: некоторые трудовые нарушения, на которые проверяющие сейчас зачастую закрывают глаза, в 2015 году могут стать поводом для серьезных претензий. Все дело в том, что они будут выделены в отдельные статьи со специальными штрафами. Сейчас же есть только одна общая статья 5.27 КоАП РФ. Сравнение нынешних и новых штрафов мы привели в таблице ниже.

Как изменятся штрафы за трудовые нарушения

Нарушение Кого могут привлечь Мера административной ответственности
в 2014 году в 2015 году
Нарушения трудового законодательства, за исключением нарушения в сфере охраны труда
Неуполномоченный сотрудник компании допустил новичка к работе без оформления. При этом работодатель или его уполномоченный представитель впоследствии отказались признать отношения, возникшие между компанией и работником, трудовыми. Трудовой договор компания и работник так и не заключили Директор или ответственное должностное лицо Штраф от 1000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ)
При повторном нарушении дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) При повторном нарушении дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ)
Организация, ее должностные лица или предприниматель уклоняются от оформления трудового договора. Или оформили его с нарушениями. Например, подменили трудовой договор гражданско-правовым Организация Штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ)
Директор или ответственное должностное лицо Штраф от 1000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ)
При повторном нарушении дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) При повторном нарушении дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ)
Предприниматель Штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 5000 до 10 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 30 000 до 40 000 руб. (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ)
Остальные нарушения законодательства о труде Организация Штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 50 000 до 70 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ)
Директор или ответственное должностное лицо Штраф от 1000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)
При повторном нарушении дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) При повторном нарушении штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ)
Предприниматель Штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 1000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ)
Нарушения в сфере охраны труда
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили установленный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или не провели ее вовсе Организация Штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности компании на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 60 000 до 80 000 руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Директор или ответственное должностное лицо Штраф от 1000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении дисквалификация предпринимателя на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) При повторном нарушении штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация предпринимателя на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили порядок специальной оценки условий труда или не провели ее вовсе Предприниматель Штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Организация, ее должностные лица или предприниматель допустили работника к исполнению обязанностей при наличии медицинских противопоказаний. Либо сотрудник был допущен к работе, хотя не прошел в установленном порядке:
— обучение и проверку знаний требований охраны труда;
— обязательный медицинский осмотр (предварительный, периодический, ежедневный);
— обязательное психиатрическое освидетельствование
Организация Штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 110 000 до 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Директор или ответственное должностное лицо Штраф от 1000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 15 000 до 25 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) При повторном нарушении штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Предприниматель Штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 15 000 до 25 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Организация, ее должностные лица или предприниматель не обеспечили работников средствами индивидуальной защиты Организация Штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 130 000 до 150 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Организация, ее должностные лица или предприниматель не обеспечили работников средствами индивидуальной защиты Директор или ответственное должностное лицо Штраф от 1000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) При повторном нарушении штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Предприниматель Штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 20 000 до 30 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Остальные нарушения охраны труда Организация Штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 50 000 до 80 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Директор или ответственное должностное лицо Штраф от 1000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Предупреждение или штраф от 2000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) При повторном нарушении штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Предприниматель Штраф от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 2000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
При повторном нарушении штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Неисполнение предписаний трудовой инспекции по итогам проверки
Организация, ее должностные лица или предприниматель не выполнили в установленный срок или ненадлежащим образом выполнили предписание проверяющего из трудовой инспекции Организация Штраф от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) Штраф от 100 000 до 200 000 руб. (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ)
Директор или ответственное должностное лицо Штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация до трех лет (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) Штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ)
Предприниматель Штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация до трех лет (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) Штраф от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ)


Журнал «Главбух» № 3, Февраль 2014

3. Статья:Трудовая инспекция оштрафовала компанию Нюансы исполнения и обжалования решений проверяющего

  1. В какой суд нужно подавать жалобу на предписание и постановление инспектора ГИТ
  2. Вправе ли инспекция через суд обязать компанию исполнить предписание
  3. Может ли компания оплатить штраф, назначенный директору

Редко проверка трудовой инспекции может обойтись для работодателя без последствий. В большинстве случаев инспекторы выявляют те или иные нарушения и выдают предписания об их устранении (ч. 1 ст. 356 ТК РФ). Зачастую выявленные нарушения кажутся незначительными. Однако не стоит относиться к предписанию формально, так как об устранении всех нарушений важно сообщить в инспекцию. Сделать это следует в письменной форме, представив отчет. К нему нужно приложить документы, подтверждающие, что нарушения действительно устранены. Такими документами могут быть копии локальных актов с внесенными исправлениями, платежные ведомости по выплате зарплаты, приказ об объявлении замечания или выговора лицу, допустившему нарушения. Если компания проигнорирует предписание инспектора, ей грозит целый ряд негативных последствий — от штрафов до визита сотрудника прокуратуры. Также инспектор может подать иск в суд о понуждении работодателя исполнить предписание. Но совсем не обязательно, что его требования удовлетворят, так как судебная практика по этому вопросу неоднозначна. При выявлении нарушений помимо выдачи предписания инспектор оштрафует виновных по одной из следующих статей: ч. 1 ст. 5.27, ст.ст. 5.28–5.34 КоАП РФ. Проверяющий оштрафует не только компанию-работодателя, но и ее руководителя, так как назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за это же правонарушение виновное физическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). При этом компания не вправе уплачивать штраф за своего директора, он должен сделать это сам. В противном случае штраф не будет считаться уплаченным.

Инспектор выдал компании предписание об устранении нарушений

Государственный инспектор труда вправе выдать предписание только при выявлении очевидного нарушения

В предписании указываются все выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства. Инспектор пропишет отдельно по каждому нарушению, какие действия необходимо предпринять для их устранения. Само по себе предписание не несет для работодателя негативных последствий. Но если компания не исполнит его в установленный срок, то в отношении нее будут применены уже конкретные санкции.

Предписание важно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Обычно на исполнение предписания инспектор отводит максимум 30 дней. Чтобы избежать негативных последствий, предписание нужно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Отчет, в частности, можно направить по электронной почте, факсу, или курьерской доставкой. Такие варианты имеет смысл заранее согласовать с инспектором. Однако лучше лично подъехать в инспекцию. Если у проверяющего возникнут вопросы, на них можно будет оперативно ответить и разъяснить непонятные моменты. Перед поездкой стоит созвониться с инспектором и согласовать время посещения. Работа у инспекторов разъездная, поэтому при незапланированном визите нужного инспектора может не быть на месте.

С собой нужно взять выданный экземпляр предписания и попросить инспектора проставить отметку об исполнении или продлении срока исполнения отдельных пунктов. Если вы забудете взять с собой экземпляр предписания, попросите инспектора поставить на копии отчета отметку о получении (с обязательным указанием даты). В случае возникновения спора, это поможет подтвердить, что вы отчитались по предписанию.

Обращаем внимание, что не стоит затягивать с исполнением предписания до последнего дня. Возможно, что инспектор укажет на какие-то недостатки, но времени на их устранение в таком случае не останется. Поэтому лучше подъехать в инспекцию заранее.

В отчете важно четко сформулировать ответ на каждый пункт предписания, расписать, какая конкретно работа была проведена для устранения нарушений. Основная задача — убедить инспектора в том, что его требования действительно выполнены. Поэтому важно приложить к предписанию документы, подтверждающие его исполнение.

Если вовремя исполнить отдельные пункты предписания невозможно, придется заявить ходатайство о продлении срока исполнения. Причины неисполнения должны быть действительно уважительными, так как в обратном случае в продлении срока исполнения предписания будет отказано. Решение по заявленному ходатайству принимается вышестоящим инспектором в письменном виде. Продление срока является правом, а не обязанностью инспектора.

30 дней

— такой срок обычно устанавливает инспектор для устранения выявленных нарушений.

Инспектор вправе обратиться в суд с иском о понуждении исполнить предписание. На практике бывают ситуации, когда работодатели не исполняют предписания инспекторов, полагая, что никаких санкций, кроме штрафа, не последует. На самом деле, это заблуждение, так как помимо штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, работодателю грозит целый ряд негативных последствий. В первую очередь за неисполнение предписания суд вправе дисквалифицировать директора. А с января 2015 года увеличатся и размеры штрафов (новая норма — ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ). Также инспектор может проинформировать о неисполнении прокуратуру, которая примет к нарушителям более серьезные меры в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Также инспекция проведет в организации дополнительную проверку по контролю исполнения выданного предписания (ч. 4 ст. 360 ТК РФ).

Отметим, что подобные негативные последствия наступят не только при неисполнении предписания в полном объеме. Частичное неисполнение или исполнение в нарушение установленного срока является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Также не исключено, что инспектор обратится в суд с иском о понуждении работодателя исполнить предписание. Некоторые суды удовлетворяют подобные иски. Например, Самарский областной суд в определении от 06.12.2012 № 33-11227/2012 разъяснил, что обращение в суд с иском о понуждении исполнить предписание является реализацией инспекцией права требовать от работодателя устранения выявленных в ходе проверки нарушений. В другом деле Тамбовский областной суд в апелляционном определении от 05.06.2013 № 33-1569/2013 разъяснил, что право инспектора обратиться в суд с иском о понуждении работодателя исполнить предписание согласуется с ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Согласно этой норме работодатель обязан своевременно исполнять предписания государственных инспекторов труда. Отметим, что при неисполнении судебного решения работодателю придется иметь дело уже с судебными приставами.

Однако не все суды разделяют приведенную точку зрения. Поэтому, в случае подобного спора работодатель может обратить внимание суда, что законом предусмотрена административная ответственность за невыполнение предписания инспектора труда (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). Из этого следует, что законодатель установил механизм полномочий инспектора труда, определяющий порядок понуждения работодателя к исполнению предписания. Также закон не предусматривает возможности принудительного исполнения предписания в судебном порядке путем подачи искового заявления. Такой вывод содержится в апелляционных определениях Верховного суда Республики Башкортостан от 02.04.2013 № 33-4054/13, Тамбовского областного суда от 23.10.2013 № 33-3379/2013.

Работодатель может аргументировать свою позицию и тем, что трудовая инспекция не уполномочена обращаться в суд с исками в целях защиты прав граждан (апелляционные определения ВС Республики Мордовия от 06.02.2013 № 33-259/13, Пермского краевого суда от 01.08.2012 № 33-6472).

Таким образом, в связи с неоднозначностью судебной практики, результат дела будет зависеть от приведенных работодателем аргументов и позиции судьи по этому вопросу.

Вместе с иском в суд важно подать ходатайство о приостановке срока исполнения предписания. Если компания не согласна с выданным предписанием и намерена его оспаривать, то сначала важно определиться со способом. Существует два основных варианта (ст. 361 ТК РФ). Первый — жалоба руководителю инспектора по подчиненности или главному государственному инспектору труда Российской Федерации (административный порядок). Второй — сразу обратиться в суд. Работодатель вправе воспользоваться этими вариантами одновременно. Впоследствии решение главного государственного инспектора труда России можно будет обжаловать в суд.

Затем следует проверить, не пропущены ли сроки на обжалование. Отметим, что закон не устанавливает специальных сроков на обжалование предписания в административном порядке. Однако на практике применяется ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ (далее — Закон № 294-ФЗ), согласно которой компания вправе подать возражения на акт и предписание инспектора в 15-дневный срок со дня получения акта проверки.

При обжаловании в суд применяется 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ. Однако некоторые работодатели считают, что срок составляет 3 месяца. Они ссылаются на ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в которой говорится об обжаловании в суд решений органов государственной власти. В данном случае эта норма не применяется, так как ч. 2 ст. 357 ТК РФ установлены специальные сроки для обжалования предписаний государственных инспекторов труда. Данный вывод закреплен в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2006 года.

60 дней

— такой срок после вступления постановления в законную силу отводится на уплату штрафа.

Важно обратить внимание, что сроки на обжалование исчисляются со дня следующего за днем выдачи (получения) предписания работодателю или его представителю по доверенности (ч. 3 ст. 107 ГПК РФ). Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (ч. 2 ст. 108 ГПК РФ).

Если по каким-либо причинам в последний день срока заявление об обжаловании предписания не удалось передать в канцелярию суда или инспекции, можно направить его по почте. Срок не будет считаться пропущенным, если жалоба подана в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока (ч. 3 ст. 108 ГПК РФ).

На практике у работодателей возникает вопрос,

в какой суд подавать заявление. Как следует из смысла ст.ст.22,24ГПК РФ ип. 14постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2, заявление об оспаривании предписания подается в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа.

Вместе с заявлением важно подать ходатайство о приостановлении срока исполнения предписания. Факт подачи в суд заявления об оспаривании предписания не приостанавливает срока его исполнения, так как это не предусмотрено законом. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу вправе только суд (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ).

Инспектор привлек компанию и директора к административной ответственности

В постановлении, в отличие от предписания, указываются только те нарушения, за которые виновного привлекли к ответственности. Вынести постановление инспектор вправе только в течение 2 месяцев со дня совершения нарушения. При длящемся нарушении этот срок исчисляется с момента обнаружения нарушения инспектором. Постановление означает, что фирме и директору придется уплатить штраф.

Компания не вправе уплачивать штраф за директора, который привлечен к ответственности. После вступления постановления в законную силу на уплату штрафа отводится 60 дней (ст. 32.2 КоАП РФ). Если компания или должностное лицо не в состоянии уплатить штраф в установленные сроки, можно заявить ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты (ст. 31.5 КоАП РФ). Отсрочка предоставляется максимум на 1 месяц. Уплата штрафа может быть рассрочена на срок до 3 месяцев. При рассрочке инспектор укажет в определении конкретные дни и размеры выплат. Чтобы воспользоваться отсрочкой или рассрочкой, необходимо представить в инспекцию документы, подтверждающие реальную невозможность уплаты штрафа в установленные сроки. Для должностных лиц это может быть справка о наличии на иждивении, например, неработающего супруга, несовершеннолетних детей или иных лиц, низкий уровень дохода. Для юридических — отсутствие денежных средств на всех расчетных счетах или арест счетов.

Реквизиты для уплаты штрафа указываются в постановлении. Штраф со ссылкой на номер и дату постановления должен быть уплачен от лицом, которому назначено административное наказание (ст. 32.2 КоАП РФ). В обратном случае штраф не будет считаться уплаченным. На практике компании часто уплачивают штрафы за своих директоров, что приводит к проблемам. В итоге директору все равно приходится идти в банк и уплачивать штраф за себя.

Жалоба на постановление не облагается государственной пошлиной

После уплаты штрафа важно сделать копии платежных документов. Их лучше привезти в инспекцию лично. При согласовании с инспектором документы можно направить по электронной почте, факсу или курьерской доставкой. После получения документов должностное лицо инспекции проверит факт поступления денежных средств на расчетный счет инспекции. Отметка об уплате штрафа в копии постановления, выданной нарушителю, не проставляется. Подтвердить уплату можно квитанцией, которую лучше хранить вместе с копией постановления.

Неуплата штрафа грозит директору арестом на срок до 15 суток. Неуплата административного штрафа может дорого обойтись работодателю. Инспектор составит протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и направит мировому судье для рассмотрения. Суд вправе назначить следующие виды наказания:

  • штраф в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа,
  • административный арест на срок до 15 суток,
  • обязательные работы на срок до 50 часов.

В случае привлечения к ответственности должностного лица наказание из приведенного списка назначается по усмотрению суда. Компаниям во всех случаях придется уплатить штраф, так как административный арест или обязательные работы применяются только к физическим лицам. Отметим, что привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ не освобождает от уплаты основного штрафа.

Также инспектор направит материалы дела в службу судебных приставов. Пристав возбудит исполнительное производство и выдаст должнику постановление с требованием об уплате штрафа. Если должник не уплатит его в 5-дневный срок, пристав взыщет штраф в принудительном порядке вместе с исполнительским сбором (ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ). Сбор составляет 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее 1 тыс. руб. — с гражданина или индивидуального предпринимателя и 10 тыс. руб. — с организации. Вместе с тем пристав вправе оштрафовать фирму и директора по ст. 17.14 КоАП РФ за невыполнение его требований, а в случае необходимости арестовать счета компании (ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Жалобу на постановление нужно подавать в суд общей юрисдикции. В случае если компания не согласна со штрафом, то, как и предписание, постановление можно обжаловать двумя способами. Первый — в судебном порядке, второй — вышестоящему должностному лицу инспектора или в вышестоящий орган (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Одновременно пользоваться этими способами не имеет смысла, так как прерогатива рассмотрения жалобы будет отдана суду.

Жалобу на постановление нужно подать в течение 10 суток со дня вручения копии постановления работодателю или его представителю по доверенности (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Если постановление направлялось по почте, то срок на обжалование исчисляется со дня получения копии постановления. При уклонении от получения постановления, высланного по почте, оно считается вступившим в силу по истечении 10 суток со дня возвращения в адрес инспекции (п. 29.1 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Исчисление срока на обжалование постановления аналогично исчислению срока на обжалование предписания. Согласно ст. 30.1 КоАП РФ жалоба на постановление, вынесенное в отношении физического лица, подается в районный суд, а вынесенное в отношении юридического лица — в арбитражный. Однако арбитражные суды считают, что споры, вытекающие из трудовых отношений, им не подведомственны, и жалобы возвращают (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2013 № А05-2063/2013). Поэтому жалобу нужно подавать в районный суд по месту совершения правонарушения, указанному в протоколе об административном правонарушении (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Случаи, когда предписание инспектора гарантированно удастся обжаловать

Ситуация Практика
Работник при обращении в инспекцию с жалобой на нарушение его прав работодателем пропустил сроки давности, установленные ч. 1 ст. 392 ТК РФ (1 месяц при оспаривании увольнения и 3 месяца по остальным вопросам) Обзор судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2011 года; апелляционные определения Московского городского суда от 14.05.2013 № 11-17735 и от 14.11.2013 № 11-32397
На день выдачи предписания работник по аналогичным вопросам обратился в суд или по заявленным им требованиям имеется вступившее в законную силу решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ) Апелляционные определения Московского городского суда от 28.06.2013 № 11-19674, Санкт-Петербургского городского суда от 17.07.2013 № 33-9660/2013, ВС Республики Саха (Якутия) от 16.10.2013 № 33-4078/13
Инспектор вынес предписание, хотя фактически имел место трудовой спор, который должен разрешаться в суде в силу ст. 382 ТК РФ Апелляционные определения ВС Республики Коми от 05.09.2013 № 33-4715АП/2013, Суда Чукотского автономного округа от 07.11.2013 № 33-178/13, 2-301/13; определение ВС РФ от 10.01.2014 № 5-КГ13-146
Инспектор при проведении проверки допустил грубое нарушение, указанное в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ. Например, провел проверку без соответствующего письменного распоряжения или потребовал документы, не относящиеся к предмету проверки Кассационное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2011 № 33-3127/2011; апелляционные определения Оренбургского областного суда от 12.09.2012 № 33-5220-2012, Тамбовского областного суда от 31.07.2013 № 33-2286
Инспектор выдал предписание, несмотря на то, что фактически работодатель нарушений не совершал Апелляционные определения Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.06.2013, Свердловского областного суда от 27.08.2013 № 33-10391/2013

Журнал «Трудовые споры» № 4, Апрель 2014

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка