Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
24 декабря 2014 4 просмотра

Предприятие А применяет УСНО от дохода, предприятие Б ОСНО. Между ним заключен договор об оказании предприятием А услуг по подбору персонала предприятию Б. Доп.согл. к договору предприятие А для предприятия Б провело медосмотр работников и доставку их к месту работы, заключив с поликлиникой (Без НДС) и транспортной компанией (НДС 18%) договор.Вопрос: Каким образом предприятию А перевыставить предприятию Б счет за эти услуги? Какие документы должны быть оформлены? Как отразить в бух. и налоговом учете предприятию А и предприятию Б?

В договоре следует определить, какой конкретно документ (название, содержание, форма) оформляется исполнителем для предъявления суммы возмещаемых расходов заказчику. Это может быть отдельный документ в виде отчета о предъявляемых к возмещению расходах. Или же данные об осуществленных расходах могут быть указаны в справках о стоимости выполненных работ и затрат, счетах-фактурах, актах приемки выполненных работ.

В бухучете данная операция у обеих организаций отражается в порядке, аналогичном отражению компенсации стоимости коммунальных услуг при аренде.

У организации А в учете делаются проводки:

Дебет 91-2 Кредит 60 – отражены прочие расходы, возмещаемые заказчиком.

При получении компенсации:

Дебет 62 Кредит 91-1 – учтена сумма компенсации расходов;

Дебет 51 Кредит 62 – поступила сумма компенсации.

В налоговом учете организация А вправе учесть стоимость услуг в составе расходов. Сумму, полученную от заказчика в качестве возмещения, необходимо учесть в составе доходов.

У организации Б делаются проводки:

Дебет 20 (23, 24, 26, 44) Кредит 60 – включена в расходы стоимость услуг, которая компенсируется исполнителю по договору оказания услуг.

Организация Б вправе учесть сумму компенсации в составе прочих расходов по налогу на прибыль.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы подрядчика по договору строительного подряда

Прочие расходы

Прочие расходы по строительному договору могут включать в себя:

  • отдельные виды затрат на управление организацией;
  • расходы на НИОКР;
  • другие затраты, возмещение которых заказчиком специально предусмотрено в договоре.

В бухучете сумму прочих расходов, относящуюся к конкретному договору строительного подряда, отразите проводкой:

Дебет 20 Кредит 26 (60, 76, 70, 69…)
– отражены в составе расходов по договору строительного подряда прочие расходы, возмещаемые заказчиком.

Такой порядок предусмотрен пунктом 14 ПБУ 2/2008.

При этом следует различать прочие расходы по договору строительного подряда, которые отражаются на производственных счетах (п. 14 ПБУ 2/2008), и прочие расходы, которые сразу списываются на финансовые результаты (п. 11 ПБУ 10/99). В частности, к прочим расходам, которые учитываются на счете 91, относятся затраты, связанные с подготовкой договора строительного подряда, если у организации нет достаточной уверенности в том, что договор будет подписан (п. 15 ПБУ 2/2008п. 11 ПБУ 10/99).

Расходы по договору строительного подряда учитываются в том отчетном периоде, к которому они относятся. При этом расходы по выполненным работам учитываются как затраты на производство, а расходы, связанные с предстоящими работами, – как расходы будущих периодов (по дебету счета 97). Об этом сказано в пункте 16ПБУ 2/2008.

Фактические расходы, связанные с предстоящими работами, отражаются проводкой:

Дебет 97 Кредит (25, 26, 23, 60, 70, 69…)
– отражены расходы будущих периодов по договору строительного подряда.

Впоследствии они включаются в состав расходов на выполнение строительно-монтажных работ по мере осуществления этих работ (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учетап. 16 ПБУ 2/2008):

Дебет 20 Кредит 97
– включены в состав расходов на производство затраты, ранее отраженные в составе расходов будущих периодов.

По мере признания выручки для определения финансового результата расходы списывайте проводкой:

Дебет 90-2 Кредит 20
– признаны расходы по договору строительного подряда.

Такой порядок признания расходов предусмотрен пунктом 16 ПБУ 2/2008.

Некоторые сведения о расходах по договорам строительного подряда должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности подрядчика. Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении доходы подрядчика по договору строительного подряда.

Порядок расчета налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

Журнал «Российский налоговый курьер» № 10, Май 2012

2. Статья:Налоговые последствия разных вариантов компенсации расходов заказчика или исполнителя

Вариант второй — помимо вознаграждения исполнителя заказчик компенсирует сумму затрат

Этот вариант достаточно рискованный для обеих сторон в силу того, что возникают спорные моменты по налогу на прибыль и НДС.

Неясность по налогу на прибыль у исполнителя. В этом случае у исполнителя доходом может быть признана только сумма вознаграждения. При получении компенсации затрат, подтвержденных документально, он не получает никакой экономической выгоды, что согласно статье 41 НК РФ является обязательным признаком дохода. Соответственно суммы возмещенных расходов также не признаются в налоговом учете исполнителя.

Однако контролирующие ведомства могут выступить против такого порядка учета. В довольно давних разъяснениях они указывают, что исполнитель должен определять доход от сделки с учетом всех поступлений от заказчика (письма Минфина России от 04.08.05 № 03-03-04/2/41 и УФНС России по г. Москве от 19.12.07 № 20-12/121656). Вместе с тем в случае признания дохода он сможет признать и соответствующие расходы, которые ему компенсирует заказчик. В этом случае налоговая база будет той же.

Плюс в возможности признать расходы заказчиком. У него обе суммы (и вознаграждение, и компенсация затрат) признаются в составе затрат в общем порядке (см. врезку ниже). Однако в интересах заказчика необходимо предусмотреть обязанность исполнителя приложить заверенные подписью и печатью подрядчика копии первичных документов. Имея на руках копии расходных документов, заказчик может признать суммы возмещения как прочие расходы (постановления ФАС Западно-Сибирского от 18.08.09 № Ф04-4093/2009(12642-А67-39) и Московского от 13.08.08 № КА-А40/7595-08 округов).

Причем в договоре следует определить, какой конкретно документ (название, содержание, форма) оформляется исполнителем для предъявления суммы возмещаемых расходов заказчику. Это может быть отдельный документ в виде отчета о предъявляемых к возмещению расходах (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.08 № А42-6681/2005). Или же данные об осуществленных расходах могут быть указаны в справках о стоимости выполненных работ и затрат, счетах-фактурах, актах приемки выполненных работ* (постановление ФАС Уральского округа от 30.04.09 № Ф09-2594/09-С3 , оставленное в силе определением ВАС РФ от 31.07.09 № ВАС-9188/09).

Кроме того, стороны должны четко прописывать наименование возмещаемых затрат. К примеру, часто заказчик в своем налоговом учете отражает командировочные расходы по сотрудникам организации-исполнителя. При таком оформлении в признании затрат будет отказано, так как юрлицо имеет право направлять в командировки только своих работников (письмо Минфина России от 16.10.07 № 03-03-06/1/723 и постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.01.11 № А03-3375/2010).

В этом случае безопаснее отражать затраты как возмещение командировочных расходов организации-исполнителя по проезду его сотрудников к месту выполнения работ (постановления ФАС Московского от 08.10.10 № А40-96191/09-108-586 и Поволжского от 20.11.07 № А55-19546/2006 округов).

Неясность в вопросе, кто из сторон может предъявлять к вычету «входной» НДС по возмещенным расходам. Если исполнитель не облагает НДС сумму полученной компенсации, то у него нет никаких оснований для предъявления к вычету «входного» НДС по понесенным затратам. В этом случае он перевыставляет их заказчику от своего имени, который и предъявляет НДС к вычету.

Но налоговики могут предъявить претензии уже заказчику. Так, по аналогичной ситуации давно ведется спор, может ли арендатор предъявить к вычету НДС по электроэнергии по счетам-фактурам, которые ему перевыставил арендодатель. И инспекторы на местах указывали, что не может. Конечно, есть решения и в пользу налогоплательщика (постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.09 № 12664/08 и ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2010 № А45-8185/2009), однако такой вариант является очень рискованным.

Если же исполнитель облагает полученную компенсацию НДС, то заказчик предъявляет его к вычету в общем порядке, так же как и в варианте с плавающей ценой договора.

Журнал «Российский налоговый курьер» № 10, Май 2012

3. Ситуация: как арендодателю отразить в бухучете операции, связанные с возмещением стоимости коммунальных услуг от арендатора. Арендатор компенсирует стоимость коммунальных платежей по отдельному счету

Когда арендодатель получает от арендатора компенсацию коммунальных услуг, то такая операция признается возмездным оказанием услуги по перечислению коммунальных платежей (ст. 779 ГК РФп. 7 ПБУ 9/99). В бухучете отразите ее так:

Дебет 76 (62) Кредит 91-1
– отражены прочие доходы от реализации услуг.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Основанием для данной записи должен послужить документ, подтверждающий факт оказания услуг (например, выставляемый арендатору счет на оплату коммунальных услуг) (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Данная точка зрения об отражении расчетов по возмещению коммунальных платежей через счета учета финансовых результатов была высказана в письмах Минфина России от 12 мая 2000 г. № 04-05-11/40 и от 13 сентября 2000 г. № 04-02-04/1. Хотя в них содержатся ссылки на старый План счетов, выводы, приведенные в этих документах, можно распространить и на новый порядок отражения операций на счетах бухучета.

Наряду с доходами в бухучете нужно отразить и расходы – то есть стоимость коммунальных услуг, возмещаемых арендатором. Соответственно, эти суммы нужно учесть в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При отражении расходов в учете сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды (на основании счета коммунальных служб).

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

4. Рекомендация: Как арендатору отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество

Отражение в бухучете арендатора операций, связанных с возмещением коммунальных расходов, зависит от выбранного способа расчетов за коммунальные услуги:

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг (по отдельному счету).

Если арендатор возмещает арендодателю стоимость потребленных коммунальных услуг в составе арендной платы, эту операцию в зависимости от целей использования имущества отразите в составе расходов по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов (п. 5 или 11 ПБУ 10/99). Помимо документов, связанных с расчетами по арендной плате (например, актов), для документального оформления данного способа расчетов могут потребоваться копии счетов коммунальных служб. Эти документы подтвердят размер компенсируемых расходов. Подробнее о бухучете арендных платежей см. Как арендатору отразить арендные платежи в бухучете.

Если арендатор возмещает арендодателю коммунальные услуги отдельно от арендной платы, то в зависимости от целей использования арендованного имущества для него это либо расходы по обычным видам деятельности, либо прочие расходы (п. 5 или 11 ПБУ 10/99).

Если организация использует арендованное имущество в предпринимательской деятельности, то коммунальные затраты спишите на расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Эту операцию отразите в учете проводкой:

Дебет 20 (23, 24, 26, 44) Кредит 60 (76)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды, используемому в предпринимательской деятельности.

Если организация использует арендованное имущество в непроизводственных целях, то коммунальные затраты спишите на прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99). Эту операцию отразите в учете следующей проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)
– включена в расходы стоимость коммунальных услуг по объекту аренды, используемому в непроизводственных целях (например, коммунальные расходы по детскому саду, бесплатно обслуживающему только детей сотрудников).

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 7660).

Основанием для отражения в бухучете компенсации коммунальных расходов как отдельного платежа могут являться:

  • договор аренды;
  • счет за коммунальные услуги, выставленный арендодателем;
  • копии счетов коммунальных служб.

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

25.12.2014г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка