Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 декабря 2014 8 просмотров

Подскажите, если у розничного клиента выдана лицензия на адрес ул. Комсомольская в 2014г., а клиент требует у нас поменять ул. на проспект, т.к. местная администрация изменила наименование ул. на проспект в 2006 г., правомерно ли изменение и на основании какого документа мы должны внести изменения?

Вам следует внести в устав АО изменения в отношении адреса юридического лица, после чего внести изменения в лицензию. О том, как внести изменения в устав, читайте в рекомендации ниже.

Место нахождения юридического лица указывается в его уставе (пункт 4 статьи 52 ГК РФ, пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Решение органа местного самоуправления об изменении наименования улицы является основанием для внесения изменений в устав АО (подп.4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221).

После государственной регистрации изменений в устав Вы сможете внести изменения в лицензию в порядке статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Обращаем Ваше внимание, что с 01.09.2014 при первом внесении изменений в устав юридического лица необходимо привести устав и наименование АО в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ (пункты 1, 7 статьи Федерального закона от 05.05.20014 № 99-ФЗ).

В частности, адрес юридического лица в уставе может быть указан наименованием города или населенного пункта на территории РФ, а в ЕГРЮЛ указывается полный адрес (пункты 2, 3 статьи 54 ГК РФ).

Также АО теперь делятся не на открытые и закрытые, а на публичные и непубличные (статья 66.3 ГК РФ).

К ЗАО с 01.09.2014 применяются нормы, касающиеся непубличных АО (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 05.05.20014 № 99-ФЗ).

При приведении устава и наименования в соответствие с изменениями Главы 4 ГК РФ госпошлина не взимается (пункт 12).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация: Как внести изменения в устав АО.

«Практически каждая организация хотя бы однажды вносила изменения в свой устав. Это необходимо при смене юридического адреса, изменении размера уставного капитала, изменениях в структуре или компетенции органов управления, а также в других случаях.

Для юриста основная сложность заключается в государственной регистрации изменений в налоговой инспекции. Чтобы этот процесс не затянулся на несколько недель, нужно заранее учесть все нюансы.

Порядок внесения изменений в устав

Устав – это единственный учредительный документ акционерного общества (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).

Изменение (в т. ч. дополнение) устава АО относится к компетенции общего собрания акционеров и производится исключительно по его решению (п. 1 ст. 12подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Закон запрещает передавать этот вопрос к компетенции иных органов управления (п. 2 ст. 48 Закона об АО) за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Так, в частности*:

  • изменения, связанные с увеличением уставного капитала, можно внести на основании решения совета директоров об увеличении уставного капитала (и иных документов), если право принятия такого решения, согласно уставу, принадлежит совету директоров (п. 2 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем приобретения акций в целях их погашения, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах приобретения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с уменьшением уставного капитала путем погашения собственных акций в предусмотренном законом случаях, вносят на основании утвержденного советом директоров отчета об итогах погашения акций и иных документов (п. 3 ст. 12 Закона об АО);
  • сведения о «золотой акции» вносят в устав и исключают из устава на основании решения соответствующего органа: Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, связанные с созданием филиалов, открытием представительств и их ликвидацией, вносят на основании решения совета директоров (п. 5 ст. 12 Закона об АО);
  • изменения, касающиеся размера уставного капитала АО, включая количество размещенных акций, вносят по результатам размещения акций на момент создания общества путем реорганизации в форме слияния на основании договора о слиянии и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций, размещаемых при создании этого общества (п. 6 ст. 12 Закона об АО).

Общее собрание акционеров может принять решение о внесении изменений в устав как на годовом, так и на внеочередном собрании. Главное, чтобы этот вопрос был включен в повестку дня*.

Если на собрании присутствуют все акционеры АО, решение по вопросу внесения изменений в устав может быть принято без предварительного включения его в повестку дня (п. 10 ст. 49 Закона об АО).

Кроме того, решение о внесении изменений в устав может быть принято на внеочередном собрании акционеров, проведенном в форме заочного голосования (ст. 50 Закона об АО).

Если в обществе один акционер, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

В договор о создании и в решение (протокол) о создании АО вносить изменения при изменении устава не требуется.

В отдельных случаях нужно соблюдать особый порядок принятия решений, в том числе при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Для принятия решения по вопросу внесения изменений в устав достаточно 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО)*.

Отдельные решения, которые изменяют конкретные обстоятельства, влекущие необходимость изменения соответствующих сведений в уставе, можно принять только по предложению совета директоров, если устав не устанавливает иное (п. 3 ст. 49 Закона об АО).

Изменения в устав оформляются либо в виде новой редакции устава, в которой вместо старых сведений содержатся новые, либо в виде изменений как отдельного документа, в котором указывается, что в конкретный пункт устава вносятся соответствующие изменения.

Совет

Изменения лучше оформить в виде новой редакции устава, а не в виде изменений как отдельного документа*.

Впоследствии гораздо удобнее будет использовать единую действующую редакцию устава, чем частично действующую редакцию устава с несколькими (или множеством) приложений к нему на отдельных листах, которые нужно будет при прочтении согласовывать между собой. Кроме того, отдельные листы могут потеряться.

Внесенные изменения в обязательном порядке подлежат государственной регистрации (ст. 14 Закона об АО).

Государственная регистрация внесенных изменений

Внесенные изменения подлежат государственной регистрации и приобретают силу для третьих лиц только с момента ее проведения (ст. 14 Закона об АО).

Есть единственное исключение: если меняются сведения о филиалах и представительствах, то самой регистрации ждать не нужно – такие изменения приобретают силу с того момента, когда АО уведомило о них налоговый орган (п. 2 ст. 14п. 6 ст. 5 Закона об АО, п. 6 ст. 52 ГК РФ).

Общий срок, в который необходимо представить документы на регистрацию после принятия решения о внесении изменений, законом не установлен. Отдельные сроки Закон об АО устанавливает лишь для случая уменьшения уставного капитала.

Чтобы зарегистрировать изменения, нужно представить в налоговую инспекцию, осуществляющую государственную регистрацию, следующие документы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации)*:

  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Приказ об утверждении форм). Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
  • решение (протокол) о внесении соответствующих изменений;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) нужно представить на регистрацию в двух оригинальных экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Подтверждение оплаты госпошлины фактически можно не предоставлять.

Обоснование

На это указывает Минфин России в пункте 46.1 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н (далее – Административный регламент).

В таком случае налоговая служба может запросить информацию об оплате пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Это положение основано на пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Таким образом, если не представить документ об уплате пошлины, это не станет основанием для отказа в регистрации (п.2146.14750 Административного регламента).

Размер госпошлины составляет 20 процентов от размера пошлины за регистрацию АО при создании, то есть 800 руб. (п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

При желании факт уплаты пошлины в безналичной форме можно подтвердить платежным поручением с отметкой банка о его исполнении; факт уплаты в наличной форме – квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком (ст. 333.18 НК РФ).

Из основания платежа должно однозначно следовать, что пошлина внесена за государственную регистрацию изменений в учредительные документы конкретного общества. Некорректное указание основания или плательщика может стать причиной отказа в регистрации. По вопросу оплаты госпошлины и оформления платежных документов сложилась противоречивая судебная практика.

Детально процедура проведения государственной регистрации описана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утвержден приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

Дополнительные документы, которые могут потребоваться при регистрации изменений

В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные документы.

В частности, такое может быть при увеличении или уменьшении уставного капитала.

Еще один случай – изменение юридического адреса АО. Налоговые органы могут отказать в регистрации, если не представить документы, которые подтверждают права компании на помещение по новому адресу.

Закон не обязывает представлять такие документы, не устанавливает их перечень и форму. Однако во избежание отказа в регистрации обычно представляют*:

  • заверенную генеральным директором копию договора аренды помещения по новому адресу. При этом в договоре желательно отдельно указать, что арендодатель не возражает против регистрации арендатора по адресу помещения;
  • заверенную генеральным директором компании либо собственником помещения копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение.

Кроме того, можно представить гарантийное письмо от собственника помещения, лишний раз подтверждающее согласие арендодателя на регистрацию компании по адресу помещения, а также акт приема-передачи помещения.

Внимание! У налоговой инспекции может быть письмо от собственника помещения с просьбой не регистрировать организации по адресу его помещения.

В таких случаях инспекция отказывает в регистрации.

Чтобы избежать отказа, имеет смысл заранее согласовать с собственником помещения вопрос регистрации, получить гарантийное письмо и предоставить его в налоговые органы вместе со всеми документами.

Кто вправе представить документы на государственную регистрацию изменений в учредительные документы акционерного общества (быть заявителем)

Генеральный директор. Или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени АО (запись об этом лице должна быть в ЕГРЮЛ).

Заявителем при внесении изменений в учредительные документы является руководитель постоянно действующего исполнительного органа (т. е. директор) или иное лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени этого юридического лица*. Это правило установлено в пункте 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации.

Заявителем, по смыслу пункта 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации, является лицо, подписавшее заявление.

С 1 сентября 2014 года в компании может быть несколько директоров. Полномочия по подаче документов в налоговую инспекцию могут быть возложены на кого-то из них на основании устава или иного внутреннего документа общества.

Таким образом, подписывать заявление должен директор либо иное лицо, указанное в ЕГРЮЛ как лицо, действующее без доверенности от имени компании.

Процедура представления документов в регистрирующий орган

Представить (подать) в регистрирующий орган заявление, подписанное заявителем, вправе как сам заявитель, так и любое иное лицо (в т. ч. курьер)*. Кроме того, можно направить документы по почте (с объявленной ценностью и описью вложения) или в электронной форме (п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

В некоторых инспекциях присутствие заявителя (когда он лично намерен подать документы) необходимо также для того, чтобы занять очередь на представление документов. Внутренние правила инспекции могут содержать положение о том, что для получения места (талончика) в очереди заявитель должен предоставить на обозрение уполномоченному сотруднику налоговой инспекции пакет документов, подготовленных для регистрации.

Если документы подает заявитель, сотрудник инспекции выдаст ему расписку в их получении. Если же документы в инспекцию подает иное лицо или они направлены по почте, расписка будет направлена по почте на указанный заявителем адрес (письма ФНС России от 8 февраля 2007 г. № 09-1-03/567@от 28 августа 2006 г. № 09-1-03/4151@ (далее – письмо № 09-1-03/4151), от 1 февраля 2005 г. № 14-1-04/253@).

Совет

При непосредственном представлении документов на регистрацию стоит попросить сотрудника инспекции, принимающего их, сразу просмотреть документы на наличие недостатков. Также у него можно уточнить те моменты, в отношении которых есть сомнения. Если сотрудник не откажет, то явные недостатки (при их наличии) удастся выявить сразу и будет возможность исправить их, не дожидаясь отказа. Однако нужно помнить, что такое «экспресс-консультирование» не является обязанностью сотрудников налоговой инспекции, поэтому они могут и отказать.

Получение документов по результату государственной регистрации

Получить документы по результату государственной регистрации может как заявитель, так и лицо, действующее от его имени на основании доверенности (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрацииписьмо № 09-1-03/4151). Иногда инспекция по собственной инициативе направляет документы по почте на адрес заявителя или на юридический адрес АО.

При успешном прохождении процедуры госрегистрации сотрудник инспекции выдает следующие документы*:

Совет

При получении документов необходимо сразу же внимательно проверить сведения во всех полученных документах.

Нередко налоговые органы допускают ошибки, которые могут стать серьезной проблемой при взаимодействии АО с фондами обязательного страхования, банками и контрагентами. Если своевременно не обнаружить ошибки, их исправление может занять несколько месяцев.

В случае отказа в государственной регистрации сотрудник инспекции выдает соответствующее решение об отказе, в котором указано, что стало основанием для его принятия.

Совет

Поскольку нередко налоговые органы в качестве основания для отказа в решении указывают не то, что действительно стало причиной отказа, а формулировку, соответствующую требованиям Закона о государственной регистрации, имеет смысл попросить пояснений у сотрудника, выдавшего решение, или у того, кто уполномочен на комментирование отказов.

При этом документ, подтверждающий оплату госпошлины, не возвращается. Пошлина считается уплаченной за госрегистрацию, даже если вынесено решение об отказе.

Не возвращаются и иные документы, поданные на регистрацию. Они остаются у налоговых органов в регистрационном деле. Таким образом, для повторного представления документов на госрегистрацию придется собрать новый пакет документов, исправив допущенные ошибки.».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка