Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
23 марта 2015 14 просмотров

Ситуация:Между физ.лицом и иностранной фирмой заключен контракт на иностранном языке.Вопрос:обязательно ли должен быть приложен перевод контракта на русский язык при сдаче физ лицом (резидентом) декларации 3-НДФЛ о доходах,полученных в 2014 году.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по форме 3-НДФЛ

Декларация по форме 3-НДФЛ нужна в двух случаях. Первый из них: когда гражданиндолжен заплатить налог с полученных им доходов самостоятельно, то есть без участия работодателя. При этом отчитаться в такой ситуации по форме 3-НДФЛ обязательно в строго установленные сроки.

И второй случай, когда понадобится заполнить форму 3-НДФЛ: гражданин хочет частично возместить из бюджета сумму уплаченного налога*. Например, ту, которая соответствует расходам, потраченным им на обучение, лечение или на покупку собственного жилья. Иначе говоря, если гражданин желает заявить о социальном и имущественном вычетах. Для такой добровольной сдачи конкретных сроков нет.

В любом случае декларацию заполняйте по форме 3-НДФЛ, которая действует в том периоде, за который получен доход или заявлены налоговые вычеты. В частности, отчитываясь за 2014 год, используйте бланк, утвержденный приказом ФНС России от 24 декабря 2014 г. № ММВ-7-11/671. А за более ранние периоды берите формы в соответствии с таблицей:

Отчетный год Приказ ФНС России, которым утверждена форма декларации
2013 от 10 ноября 2011 г. № ММВ-7-3/760
2012 от 10 ноября 2011 г. № ММВ-7-3/760
2011 от 10 ноября 2011 г. № ММВ-7-3/760

Кто должен сдать декларацию

В обязательном порядке сдавать декларацию по форме 3-НДФЛ должны те граждане, которые самостоятельно рассчитывают и платят НДФЛ в бюджет. Это, во-первых, все предприниматели на общей системе налогообложения. Во-вторых, резиденты, которым поступают доходы от источников за пределами России. И, в-третьих, граждане, которые получили доходы, продав собственное имущество, выиграв в лотерею (или в ряде других случаев). Полный их перечень прописан в статьях 227228 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 227п. 6 ст. 227.1п. 3 ст. 228 НК РФ).*

<…>

Куда сдавать

Декларацию нужно подать в налоговую инспекцию по местожительству. То есть по адресу, где человек прописан. Это связано с тем, что именно по местожительству налоговая инспекция ведет учет плательщиков НДФЛ. Это следует из пункта 3 статьи 228, пункта 2 статьи 229, пункта 1 статьи 83 истатьи 11 Налогового кодекса РФ.

<…>

Когда сдавать

По общему правилу декларацию по форме 3-НДФЛ нужно сдать в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за тем, по которому человек отчитывается*. То есть декларацию за 2014 год нужно представить не позже 30 апреля 2015 года. Указанный порядок не зависит от того, когда и как часто человек получал доходы в отчетном году. Это следует из пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ.

Если 30 апреля – выходной день (суббота, воскресенье), срок сдачи декларации переносится на следующий ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В некоторых случаях человек обязан сдать декларацию в другие сроки. Например, иностранец прекращает свою деятельность (доход от которой облагается НДФЛ по правилам ст. 227 и 228 НК РФ) и выезжает за границу. В такой ситуации он должен отчитаться перед российской налоговой инспекцией не позднее чем за один месяц до выезда. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 3 статьи 229 Налогового кодекса РФ.

Чтобы правильно определить срок подачи декларации, воспользуйтесь таблицей.

Ответственность за несвоевременное представление декларации

Если вовремя не представить налоговую декларацию, инспекция может оштрафовать по статье 119Налогового кодекса РФ. Размер штрафа при этом составляет 5 процентов от неуплаченной суммы налога, которая причитается в бюджет по данным декларации. Этот штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации. Общая сумма штрафа за весь период опоздания не может быть больше 30 процентов от суммы налога по декларации и меньше 1000 руб.

<…>

.

Отказ в приеме декларации

Отказать человеку в приеме декларации по НДФЛ налоговая инспекция может только по следующим основаниям:

  • отсутствие паспорта или других документов, удостоверяющих личность гражданина (его представителя), либо отказ гражданина (его представителя) предъявить эти документы;
  • представление декларации не по установленной форме или формату;
  • если декларация подана на бумаге – отсутствие в декларации подписи гражданина или его представителя;
  • если декларация подана в электронной форме – отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи гражданина;
  • представление декларации в ту налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой декларации (например, не по месту учета).

Такие правила установлены пунктом 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

<…>

Ольга Краснова

директор БСС «Система Главбух»

Валентина Акимова

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Ситуация:В каких случаях инспекция вправе истребовать документы при камеральной налоговой проверке

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

  • если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ)*. Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);
  • если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
  • если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
  • если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
  • если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ).

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3. Статья 88 Налогового кодекса РФ

«1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета).

1.1. При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:

1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком - контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 настоящего Кодекса, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.*».

<…>

4. Комментарий к статье 229 Налогового кодекса РФ

<…>

Декларацию о доходах нужно сдать в налоговую инспекцию по месту постоянного жительства не позднее 30 апреля по окончании налогового периода. Вместе с декларацией нужно представить:

  • документы, подтверждающие полученные доходы (справки от всех работодателей по форме 2-НДФЛ или другие подтверждающие документы);
  • если налогоплательщик претендует на налоговые вычеты – заявления на получение этих вычетов и копии документов, подтверждающие расходы.*

Предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, сдают документы, подтверждающие их доходы и расходы, в особом порядке (подробнее об этом читайте в разделе «Декларирование доходов, полученных от предпринимательской деятельности»).

Декларацию нужно заполнить на специальных бланках. Комплект этих бланков называется «Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)». Бланки можно бесплатно получить в своей налоговой инспекции, купить в книжном магазине или распечатать с компьютера.

<…>

«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПОД РЕДАКЦИЕЙ КАСЬЯНОВА А. В.

24.03.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка