Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Сколько платежек оформлять по НДФЛ

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
26 марта 2015 14 просмотров

Единственный учредитель при создании ООО предоставил обществу беспроцентный займ (внёс наличными на расчетный счёт). Можно ли в учёте ООО скорректировать сумму займа: часть этих денег оформить как оплату уставного капитала и на основании каких документов?

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как сформировать уставный капитал

При создании организации учредители должны определить первоначальный размер ее уставного капитала. Сумму уставногокапитала пропишите в договоре о создании общества и в уставе* (п. 1 ст. 89п. 1 ст. 98 ГК РФп. 5 ст. 9 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗп. 5 ст. 11 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Требования к минимальному размеру уставного капитала организаций различных организационно-правовых форм представлены в таблице.

Оплата уставного капитала

Если создается ООО, то каждый учредитель должен полностью оплатить свою долю в уставном капитале в течение срока, который установлен договором о создании общества. Этот срок не может превышать четырех месяцев с момента госрегистрации организации.* Такие правила установлены пунктом 3 статьи 90 Гражданского кодекса РФ и пунктом 1 статьи 16 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Если создается акционерное общество, то половину акций участники должны оплатить в течение трех месяцев после госрегистрации. Оставшуюся часть – в течение года после госрегистрации. Договором о создании акционерного общества этот срок может быть сокращен. Такой порядок прописан в пункте 1 статьи 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Пока учредители не оплатят 50 процентов уставного капитала акционерного общества, организация не вправе совершать гражданские сделки* (п. 3 ст. 2 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Например, заключать договоры с поставщиками, покупателями и т. д.

Состав вкладов в уставный капитал

Вклады в уставный капитал учредители могут вносить:

  • деньгами;
  • имуществом (основными средствами, нематериальными активами, материалами и т. д.);
  • правами владения и пользования имуществом (например, правом аренды здания).

Это предусмотрено для акционерных обществ пунктом 2 статьи 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью – пунктом 1 статьи 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Состав взносов может быть ограничен. Учредители вправе указать в уставе виды имущества, которые не могут быть вкладом в уставный капитал (абз. 2 п. 2 ст. 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗабз. 4 п. 2 ст. 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Например, запретить вносить в качестве вклада неликвидную технику.

Кроме того, нельзя принять в качестве вклада в уставный капитал организации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Это запрещено законодательством (п. 6 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ).

Если в качестве вклада передаются деньги, учредители должны внести их на счет организации в банке. Однако до госрегистрации открыть расчетный счет нельзя. Это связано с тем, что банк имеет право открыть такой счет только при предъявлении организацией свидетельства о госрегистрации (п. 1 ст. 86 НК РФ).

До этого момента можно открыть лишь специальный накопительный счет (абз. 4 п. 1.15 Правил, утвержденных Положением Банка России от 16 июля 2012 г. № 385-П). Перечень документов, необходимых для открытия временного (накопительного) счета, уточните в банке.

После госрегистрации деньги учредителей с накопительного счета банк переводит на расчетный счет организации (абз. 4 п. 1.15 Правил, утвержденных Положением Банка России от 16 июля 2012 г. № 385-П).

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении вклад учредителя в уставный капитал

Дата отражения в бухучете

В бухучете операции, связанные с формированием уставного капитала, отразите после госрегистрации организации. Именно с этого момента на организацию возлагается обязанность вести бухучет* (п. 3 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Ситуация: как отразить в бухучете вклады участников ООО, которые внесены до госрегистрации организации

Вклады участников, которые внесены до госрегистрации ООО, отразите в бухучете на дату регистрации организации.

Датой создания общества является дата его госрегистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФп. 3 ст. 2 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Именно с этой даты законодательство обязывает организацию вести бухучет* (ч. 3 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Таким образом, любые операции вновь созданной организации можно отразить в бухучете только при наличии свидетельства о регистрации и начиная с указанной в нем даты.

Для отражения расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал используйте отдельный субсчет: 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» (Инструкция к плану счетов).

Бухучет: денежные взносы

Поступившие от учредителей денежные взносы отразите проводкой:

Дебет 50 (51, 52) Кредит 75-1
– внесены деньги в качестве вклада в уставный капитал.

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

26.03.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка