Журнал, справочная система и сервисы
20 марта 2015 171 просмотр

Подскажите пожалуйста наша организация находится территориально Краснодарский край, г. Лабинск зарегистрировано тут же в налоговой инспекции, подрядным способом построили подъездной железнодорожный путь (для принятия строительных материалов и дальнейшей их реализации) в Краснодарском крае пгт. Афипский и в январе ввели его в эксплуатацию, нужно ли нам открывать обособленное подразделение как сдавать и уплачивать налог на имущество???

Платить налог на имущество с железнодорожного пути нужно. Это связано с тем, что путь является недвижимым объектом, прочно связанным с землей (объектом, переместить который невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Об этом сказано в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ).

Если местонахождение объекта недвижимости не совпадает с местонахождением балансодержателя (Вашей организации), он считается территориально отдаленным, и его следует рассматривать как единый обособленный комплекс. Налоговую базу по территориально отдаленным объектам недвижимости формируется отдельно в общем порядке (п. 1 ст. 376 НК РФ). Остаточную стоимость территориально отдаленного объекта недвижимости определяется по данным бухучета (пункт 1 статьи 375 и пункт 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:В каких случаях и как организации встать на учет в налоговой инспекции

<…>

Обособленные подразделения

Организация должна встать на налоговый учет по местонахождению каждого своего обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом постановка на учет филиалов (представительств) и обособленных подразделений организации, не отраженных в ее учредительных документах, различается.

Обособленные подразделения, которых нет в учредительных документах

Территориальную налоговую инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения можно определить на официальном сайте ФНС России.

Если обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, для постановки подразделений на учет организация вправе выбрать одну инспекцию по местонахождению любого из ее подразделений (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ). Это правило распространяется только на обособленные подразделения. Поэтому если в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то регистрироваться придется дважды (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).

Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по месту проведения работ вахтовым методом. Продолжительность работ – более одного месяца

Да, нужно.

Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально обособленное от организации помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Рабочим местом сотрудников при вахтовом методе является объект (участок), на котором ведутся работы. Об этом сказано в пункте 1.1 Положений, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82. Таким образом, если сотрудники выполняют работы на объекте (участке) более одного месяца, организация должна встать на налоговый учет по местонахождению объекта (участка). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 марта 2010 г. № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19 января 2012 г. № ПА-4-6/604.*

Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местонахождению ее склада, который находится по другому адресу и в котором имеется лишь одно рабочее место охранника

Да, нужно.

Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально обособленное от организации подразделение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Из этих норм следует, что количество стационарных рабочих мест (как и режим работы сотрудников) не имеет значения для признания склада обособленным подразделением организации. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-211 и от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302.*

<…>

Ситуация: какой день считается датой создания обособленного подразделения

Датой создания обособленного подразделения признается дата обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через данное подразделение.*

Обособленным признается подразделение, территориально отдаленное от организации, в котором оборудованы рабочие места на срок более одного месяца (стационарные рабочие места) (п. 2 ст. 11 НК РФ). Из определения следует, что для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места.

Рабочим является место, которое находится под контролем работодателя и где сотрудник должен находиться (куда он должен прибыть) для выполнения работ (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).

Понятие рабочего места различается для каждой отдельной организации и зависит от характера выполняемых работ. Поэтому датой создания можно считать дату окончания обустройства рабочего места, дату принятия первого сотрудника на работу или другую дату, связанную с началом деятельности подразделения. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. № А14-8856/2010/337/28Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № Ф04-8807/2006(29891-А45-19)Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5541).

Организация должна заявить в инспекцию о постановке на налоговый учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Для этого в инспекцию по местонахождению организации подайте:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Формаформат и порядокзаполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Формаформат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.

Вместе с сообщением и уведомлением организация вправе представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Такой порядок следует из пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.

Внимание: если организация опоздает с подачей заявления о постановке на учет обособленного подразделения, то ей грозит штраф по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб. Если же в незарегистрированном обособленном подразделении организация начнет вести предпринимательскую деятельность, санкции могут быть более строгими.

За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.

Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то ответственность попункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ не применяется. В этом случае организацию могут оштрафовать на 200 руб. на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Составом правонарушения будет не пропуск срока подачи заявления о постановке на учет, а то, что организация не представила документы, необходимые для налогового контроля. Такая позиция отражена в письме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404.

Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном виде (с квалифицированной электронной подписью);
– отправить по почте заказным письмом.

Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ.

Инспекция обязана поставить обособленное подразделение на учет в течение пяти рабочих дней со дня получения от организации документов (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ). В тот же срок инспекция обязана отправить организации по почте уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. По запросу организации инспекция отправит уведомление в электронном виде. Такой порядок следует из положений пункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 10 мая 2012 г. № 03-02-07/1-117.

Инспекция, в которой подразделение встало на учет, присваивает подразделению его КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН подразделения является ИНН организации. Это следует из положений пунктов 6 и 7 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Какое имущество облагается налогом у российских организаций

Что облагают налогом на имущество

Российские организации облагают налогом на имущество объекты, которые учтены на счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Это правило распространяется как на объекты недвижимости, так и на некоторые объекты движимого имущества.* В частности, налогом на имущество облагаются объекты, которые:

  • предназначены для передачи или уже переданы во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, а также совместную деятельность (в т. ч. за границей);
  • получены по концессионному соглашению;
  • приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно*. При этом платить налог с земельных участков или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.

Это следует из положений подпункта «а» пункта 4 и пункта 5 ПБУ 6/01, статьи 130Гражданского кодекса РФ, статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 и ФНС России от 18 февраля 2013 г. № БС-4-11/2677.

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322.

Жилые дома и жилые помещения признаются объектами обложения налогом на имущество независимо от того, к какой группе активов они отнесены в бухучете. Например, если организация приобрела жилое помещение для перепродажи, то в бухучете оно может быть отражено на счете 41 «Товары». Несмотря на то что это не основное средство, с 2015 года такое помещение тоже может облагаться налогом на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Но поскольку налоговой базой для жилых домов (помещений) является кадастровая стоимость, в региональном законе о налоге на имущество организаций они должны быть поименованы в составе объектов налогообложения. Если в региональном законе такой нормы нет, платить за жилые объекты налог на имущество не нужно.

Это следует из положений пункта 1 статьи 374, абзаца 2 пункта 2 статьи 372 и пункта 1статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают:
– основные средства, учет которых регулируется правилами ПБУ 6/01 и Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н;
– жилые дома и жилые помещения независимо от того, являются они основными средствами или нет.

<…>


Ситуация: нужно ли платить налог на имущество со стоимости основных средств, которые относятся к линиям энергопередачи

Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов:
– к каким объектам относятся основные средства – движимым или недвижимым;
– когда эти объекты были приняты на учет.

Объяснение такое.

Налогом на имущество облагаются любые объекты, отраженные в бухучете в составе основных средств. Исключение составляют объекты, прямо перечисленные в пункте 4статьи 374 Налогового кодекса РФ. В частности, освобождены от налогообложения основные средства, которые по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, относятся либо к первой, либо ко второйамортизационной группе.

При этом движимое имущество, принятое к учету после 31 декабря 2012 года, подпадает под льготу. Как правило, такие основные средства освобождаются от налогообложения.

Это следует из пункта 1подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Для целей налога на имущество перечень объектов, которые относят к линиям энергопередачи, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504. В этом списке, в частности, указаны недвижимые объекты, прочно связанные с землей. То есть объекты, переместить которые невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Об этом сказано в пункте 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому к недвижимому имуществу из этого перечня нужно относить, например, воздушные линии электропередачи на опорах (код ОКОФ 12 4521125), здания электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 11 4521012), трансформаторные подстанции (код ОКОФ 14 3115020). В первую или во вторую амортизационную группу такие объекты не входят, а следовательно, они облагаются налогом на имущество независимо от даты постановки на учет.

Иначе обстоят дела с движимым имуществом линий энергопередачи. К такому имуществу можно отнести, например, аппаратуру связи (код ОКОФ 14 322160), автоматизированные системы управления подстанций (код ОКОФ 14 3313530), контрольные средства телемеханики (код ОКОФ 14 3313040). Если подобные объекты включены в первую или вовторую амортизационную группу, то независимо от даты постановки на учет они освобождаются от налогообложения.

Если движимое имущество относится к другим амортизационным группам, порядок его налогообложения зависит от даты постановки на учет. Они облагаются налогом на имущество, если были приняты на учет до 1 января 2013 года, и могут освобождаться от налогообложения, если были приняты на учет после этой даты.

Помимо даты постановки на учет нужно учитывать еще и функциональное назначение объектов движимого имущества. Обоснованно исключить их из налоговой базы можно, если одновременно выполнены следующие условия:

  • устройство (оборудование, аппаратура) представляет собой самостоятельную технологическую единицу, переместить которую можно без ущерба для ее назначения;
  • перемещение устройства делает невозможным нормальное функционирование объекта недвижимости (в документах, поданных на госрегистрацию объекта недвижимости, устройство указано как его составная часть);
  • имущество отражено в бухучете как отдельный инвентарный объект.

Правомерность такого вывода подтверждается письмом Минфина России от 28 января 2014 г. № 03-05-05-01/3115.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество со стоимости наружных сетей канализации и водоснабжения, учтенных как отдельные инвентарные объекты. Право собственности на эти объекты не зарегистрировано

Да, нужно.

Сети канализации и водоснабжения (в т. ч. наружные) отвечают критериям недвижимого имущества. Они представляют собой часть инфраструктуры, необходимой для нормальной эксплуатации зданий и сооружений (подп. 20 ст. 2 Закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ).

Если коммуникации расположены под землей, конструктивно связаны с конкретными строениями, перенести их на другую территорию с повторным подключением к другим объектам невозможно. Поскольку канализационные сети и водопроводы – это недвижимые объекты, то они облагаются налогом на имущество. Это следует из положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что право собственности на коммуникационные сети не регистрировали, не основание исключать такие объекты из налоговой базы (письмо Минфина России от 24 марта 2014 г. № 03-05-05-01/12785). При этом не важно, проложила ли организация эти сети самостоятельно или же она приобрела их у прежнего собственника.

Также не имеет значения и то, каким способом эти коммуникационные сети отразили в бухучете: как отдельный инвентарный объект или же в составе здания. Да, когда срок полезного использования таких сетей отличается от срока службы самих зданий и сооружений, подключенных к ним, их можно принять к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов (п. 6 ПБУ 6/01). Это касается и централизованных коммуникационных сетей, подключенных к зданиям и сооружениям разных собственников (например, городской водопровод). Однако независимо от выбранного способа учета эти объекты в любом случае относятся к недвижимости. А потому их стоимость надо включать в расчет налоговой базы по налогу на имущество.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 16 октября 2012 г. № 07-02-06/247 и ФНС России от 24 октября 2013 г. № БС-4-11/19151.

При этом если налоговой базой в отношении здания является его кадастровая стоимость, то коммуникации, связанные с этим зданием, в качестве самостоятельных объектов обложения налогом на имущество не рассматриваются. То есть отдельно со среднегодовой стоимости наружных сетей канализации и водоснабжения налог рассчитывать не нужно. Даже если на балансе организации эти коммуникации числятся как отдельные инвентарные объекты. Налог на имущество в такой ситуации следует рассчитывать в целом по зданию исходя из его кадастровой стоимости на 1 января текущего налогового периода. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 марта 2014 г. № 03-05-05-01/9272.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация:Как рассчитать налог на имущество

Рассчитывать и платить налог на определенное имущество самостоятельно должны российские ииностранные организации. Правда, последние должны делать это, только если работают в России через постоянные представительства или имеют на ее территории недвижимость. Такой порядок следует из пунктов 1–3 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета

При расчете налога на имущество воспользуйтесь следующим алгоритмом:
1) определите, какое имущество нужно облагать налогом;
2) проверьте, можно ли применить льготы;
3) определите базу для расчета налога;
4) узнайте, по каким ставкам считать налог;
5) рассчитайте сумму налога к уплате в бюджет.*

Что облагать налогом на имущество

Российские организации платят налог с имущества, которое отразили в бухучете в составе основных средств. Это могут быть и те объекты, что принадлежат организации на правах собственности, и те, что получены во временное владение, пользование, распоряжение, а также в доверительное управление или совместную деятельность*. Например, налог с лизингового имущества обычно платит тот, на чьем балансе оно учитывается. А это может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель.

Особый порядок предусмотрен только для определенной недвижимости. Для тех объектов, базу для расчета налога по которым согласно региональному законодательству определяют исходя из кадастровой стоимости на начало года. Если такие объекты не переданы в доверительное управление или в концессию, платить за них налог на имущество должны собственники.

Все это следует из положений пункта 1 статьи 374, подпункта 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

К объектам, с которых надо платить налог, относят и движимое и недвижимое имущество. Правда, с определенными оговорками.

Существует две категории основных средств, налог с которых платить не нужно.

Первая – это льготируемое имущество. Разобраться, какие льготы вы можете использовать, помогут справочные таблицы по федеральным льготам (они действуют для всех) и по региональным (для объектов на отдельных территориях).

Вторая категория – это имущество, которое не признается объектом налогообложения. Например, это основные средства, включенные в первую или во вторуюамортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Полный перечень есть в пункте 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Льготируемое имущество исключайте из расчета налоговой базы, но в декларации илирасчете авансовых платежей его все равно надо указать. А имущество, которое не признается объектом налогообложения, вообще не отражайте в отчетности.

<…>


Налоговая база

Базу для расчета налога на имущество определяйте отдельно по следующему имуществу:

Это следует из положений пункта 1 статьи 376, статей 377378378.1 и 378.2 Налогового кодекса РФ.

Особый порядок определения налоговой базы действует в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории нескольких субъектов РФ (трубопроводы, электросети, железнодорожные магистрали и т. п.). Налоговую базу в этом случае определяйте раздельно. То есть долю налоговой базы, которая относится к тому или иному региону, следует рассчитывать пропорционально части стоимости объекта, расположенного в соответствующем регионе. Об этом сказано в пункте 2 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Некоторые особенности имеет порядок определения налоговой базы организациями, на балансе которых имеются объекты транспортной инфраструктуры. Они вправе уменьшать базу по налогу на имущество на стоимость законченных капвложений в строительство, модернизацию и реконструкцию:

  • судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России. Например, шлюзов, судоподъемников;
  • портовых гидротехнических сооружений. Например, волноломов, пирсов, причалов и т. п.;
  • сооружений инфраструктуры воздушного транспорта, за исключением систем централизованной заправки самолетов и космодрома. Например, сооружений и оборудования на территории аэропортов.

При расчете налога на имущество не учитывают перечисленные виды капвложений, которые включены в балансовую стоимость названных объектов или учтены в качестве основных средств начиная с 1 января 2010 года. При этом период ввода в эксплуатацию самого объекта, подвергшегося реконструкции или модернизации – до или после 1 января 2010 года, значения не имеет.

Это следует из положений пункта 6 статьи 376 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 25 июня 2013 г. № 03-05-05-01/23974 и ФНС России от 24 июня 2011 г. № ЗН-4-11/10123.

При определении состава объектов транспортной инфраструктуры, капвложения в которые уменьшают налоговую базу, руководствуйтесь отраслевыми нормативными актами. Например:

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 октября 2011 г. № 03-05-04-01/37.

Как считать налоговую базу

Налоговой базой по налогу на имущество может быть:*

1) кадастровая стоимость – для расчета налога по следующим объектам:

  • административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
  • нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не имеют в России постоянных представительств;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не используются в деятельности постоянных представительств в России;
  • жилые дома или помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств;

2) среднегодовая стоимость имущества (при расчете авансовых платежей применяется средняя стоимость имущества за I квартал, полугодие или девять месяцев) – для расчета налога по всем остальным объектам.*

Решение о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости принимают власти субъектов РФ и оформляют законами. Для этого предварительно утверждают результаты кадастровой оценки недвижимости – без этого принимать законы власти регионов не вправе. Более того, они должны заранее утвердить и опубликовать перечни конкретных объектов недвижимости, указав их кадастровые номера и адреса, по которым налог надо определять исходя из кадастровой стоимости. Если к началу очередного налогового периода полный комплект региональных документов не подготовлен, рассчитывать налог на имущество в этом периоде нужно исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества. Однако после вступления в силу нового порядка возврат к прежним правилам определения налоговой базы будет невозможен.

Такие правила установлены статьями 375 и 378.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-07-08/51796 и ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4-11/19535.

Узнать, в каких регионах действует (планируется к введению) новый порядок и к какому имуществу он применяется, поможет таблица.

Средняя (среднегодовая) стоимость имущества

При расчете средней стоимости имущества за отчетный период применяйте формулу:

Средняя стоимость имущества за отчетный период = Остаточная стоимость имущества на начало отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри отчетного периода + Остаточная стоимость имущества на начало первого месяца, следующего за отчетным периодом : Количество месяцев в отчетном периоде + 1


При расчете среднегодовой стоимости имущества за налоговый период воспользуйтесь формулой:

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период = Остаточная стоимость имущества на начало налогового периода + Остаточная стоимость имущества на начало каждого месяца внутри налогового периода + Остаточная стоимость имущества на конец налогового периода (31 декабря) : Количество месяцев в налоговом периоде + 1


Остаточную стоимость имущества определите по формуле:

Остаточная стоимость имущества = Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства Начисленная амортизация (износ)


Остаточную стоимость имущества определяйте по данным бухучета.

При определении остаточной стоимости основных средств на конец года учитывайте операции, влияющие на формирование этого показателя и отраженные в бухучете в течение 31 декабря. Из остаточной стоимости исключите суммы оценочных обязательств по ликвидации основных средств и восстановлению окружающей среды (если при постановке объекта на учет такие затраты закладывались в первоначальную стоимость).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 375 и пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина России от 14 июля 2010 г. № 03-05-05-01/26.*

Пример определения средней (среднегодовой) стоимости имущества для расчета налога на имущество. Организация ведет деятельность в течение полного календарного года

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектами обложения налогом на имущество, у ООО «Альфа» составляет:

  • на 1 января – 6 000 000 руб.;
  • на 1 февраля – 5 950 000 руб.;
  • на 1 марта – 5 800 000 руб.;
  • на 1 апреля – 5 750 000 руб.;
  • на 1 мая – 5 700 000 руб.;
  • на 1 июня – 5 650 000 руб.;
  • на 1 июля – 5 500 000 руб.;
  • на 1 августа – 5 450 000 руб.;
  • на 1 сентября – 5 400 000 руб.;
  • на 1 октября – 5 350 000 руб.;
  • на 1 ноября – 5 200 000 руб.;
  • на 1 декабря – 5 150 000 руб.;
  • на 31 декабря – (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 5 100 000 руб.

Средняя стоимость имущества за I квартал равна:
(6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 750 000 руб.) : (3 + 1) = 5 875 000 руб.

Средняя стоимость имущества за первое полугодие составила:
(6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 750 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 650 000 руб. +5500 000 руб.) : (6 + 1) = 5 764 285 руб.

Средняя стоимость имущества за девять месяцев составила:
(6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 750 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 650 000 руб. + 5 500 000 руб. + 5 450 000 руб. + 5 400 000 руб. + 5 350 000 руб.) : (9 + 1) = 5 655 000 руб.

Среднегодовая стоимость имущества за год составила:
(6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 750 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 650 000 руб. + 5 500 000 руб. + 5 450 000 руб. + 5 400 000 руб. + 5 350 000 руб. + 5 200 000 руб. + 5 150 000 руб. + 5 100 000 руб.) : (12 + 1) = 5 538 462 руб.

<…>

Ставки налога на имущество

Максимальные ставки налога на имущество определены в Налоговом кодексе. На 2015 год установлены следующие максимальные ставки:
1) 2,2 процента – по всему имуществу, которое не указано далее;*
2) 1,7 процента – по недвижимости, с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости в Москве (фактически в 2015 году в Москве действует ставка 1,2 процента, причем по некоторым объектам недвижимости эта ставка применяется с коэффициентом 0,1. Об этом сказано в статье 2 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64);
3) 1,5 процента – по недвижимости, с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости для всех субъектов РФ, кроме Москвы;
4) 1,0 процент – по железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые являются неотъемлемой частью перечисленных объектов;
5) 0 процентов – по объектам недвижимости магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, производства и хранения гелия, для которых одновременно выполняются следующие условия:
а) объекты впервые введены в эксплуатацию в налоговые периоды начиная с 1 января 2015 года;
б) объекты расположены полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области;
в) объекты принадлежат на праве собственности организациям – собственникам объектов Единой системы газоснабжения или организациям, в которых участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения.

Региональные власти с учетом указанных ограничений определяют налоговые ставки, по которым нужно считать и платить налог на имущество в том или ином субъекте РФ. Причем в регионах могут установить несколько разных ставок для разных категорий организаций и имущества. В любом случае региональные ставки не могут превышать предельные значения, установленные на федеральном уровне. А какие ставки применять, если власти субъекта РФ не определили их? В этом случае налог рассчитывайте по максимальным ставкам.*

Организации, у которых в разных регионах есть обособленные подразделения с отдельным балансом или территориально отдаленные объекты недвижимости, при расчете налога на имущество должны применять ставки, установленные в соответствующих регионах.

Все это следует из пунктов 1 и 2 статьи 372, статей 380384 и 385 Налогового кодекса РФ.

Расчет налога исходя из средней или среднегодовой стоимости имущества

Сумму авансовых платежей по налогу на имущество за отчетный период определяйте по формуле:

Авансовый платеж по налогу на имущество за отчетный период (I квартал, полугодие, девять месяцев) = Средняя стоимость имущества за отчетный период ? Ставка налога : 4

Сумму налога на имущество, который надо заплатить по итогам года, считайте по формуле:

Сумма налога на имущество, которая подлежит уплате по итогам года = Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период ? Ставка налога Авансовые платежи по налогу на имущество, начисленные за I квартал, полугодие и девять месяцев

Такой порядок установлен статьей 382 Налогового кодекса РФ.*

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Рекомендация:Как платить налог с недвижимого имущества, территориально отдаленного от местонахождения организации

Порядок уплаты налога на имущество по объектам недвижимости зависит от их местонахождения. Объекты недвижимости могут числиться:
– на балансе организации (головного отделения организации);
– на балансе обособленного подразделения.

Территориально удаленная недвижимость

Объект недвижимости, местонахождение которого не совпадает с местонахождением балансодержателя, считается территориально отдаленным. Его следует рассматривать как единый обособленный комплекс.*

В этот комплекс включается имущество, указанное в технической документации на объект, а также дополнительное оборудование, установленное в ходе капитальных вложений и неразрывно связанное с объектом (например, лифты, встроенные вентиляционные системы, коммуникации и т. п.).

Имущество, которое не требует монтажа и может быть использовано независимо от объекта недвижимости (компьютеры, мебель, средства видеонаблюдения и т. п.), в состав единого обособленного комплекса не включается.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 23 сентября 2008 г. № 03-05-05-01/57.

Налоговая база

Налоговую базу по территориально отдаленным объектам недвижимости формируйте отдельно в общем порядке (п. 1 ст. 376 НК РФ). Остаточную стоимость территориально отдаленного объекта недвижимости определите по данным бухучета. Такие правила установлены пунктом 1 статьи 375 ипунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.*

Расчет налога

Если территориально отдаленные объекты недвижимости располагаются в разных регионах России, налог уплачивайте по ставке, установленной в данном субъекте РФ (ст. 385 НК РФ).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

23.03.2015г.

С уважением,

Алла Пыжова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка