Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
30 марта 2015 1402 просмотра

В первом квартале наша фирма не успевает реализовать весь товар, что купила. Товар останется на складах на остатках. Из-за этой ситуации получается что налог НДС у нас выходит к возмещению из бюджета. Мы возмещать НДС не хотим, так как знаем, что продадим товар во втором квартале. Можем ли мы подать декларацию к возмещению НДС, но не писать заявление о том, что бы нам вернули НДС. Пусть в следующем квартале перезачтется налог.Мы слышали, что если НДС к возмещению, то фирму сразу проверяют. Так ли это? Как нам лучше поступить. Проверку не хочется.

Вместе с тем суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории России либо уплаченные при ввозе на территорию РФ, подлежат вычету. Причем этот вычет организация вправе заявить в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет указанного имущества. Такое положение с 1 января 2015 года закреплено в новом пункте 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Учитывая изложенное, Вы вправе дождаться реализации и заявить вычеты вместе с НДС, начисленным с реализации, уменьшив тем самым риск не возмещения налога.

Либо, Вы можете подать декларацию к возмещению, приложив к ней все подтверждающие документы и заявление о зачете указанного налога в счет будущих платежей по налогу. Но в данном случае, камеральная проверка в любом случае будет проведена и если налоговые органы в чем-то усомнятся, то они могут вынести решение об отказе в возмещении и доказывать свою правоту придется уже путем подачи возражения, а это затянет процесс, как минимум, еще на месяц.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Можно ли перенести вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для принятия налога к вычету выполнены в текущем налоговом периоде.

Да, можно. С 1 января 2015 года этот вопрос перестал быть спорным.

Покупатель (заказчик) вправе принять к вычету предъявленную ему сумму НДС в течение трех лет после того, как товары, работы или услуги были приняты к учету. Трехлетний срок отсчитывайте с момента, когда активы были оприходованы. Например, если товары были приняты к учету 30 июня 2015 года, то право на вычет НДС по этим товарам сохраняется за покупателем до 30 июня 2018 года (п. 3 ст. 6.1 НК РФ). Поэтому последней декларацией, в которой сумму вычета можно заявить к возмещению из бюджета, будет декларация за II квартал 2018 года.

Такой порядок следует из положений абзаца 1 пункта 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Важно: нормы пункта 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ вступили в силу с 1 января 2015 года (п. 1 ст. 4 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ). Раньше правил переноса вычетов по НДС на более поздние периоды в законодательстве не было. Поскольку никаких переходных положений в этой части статья 4 Закона от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ не содержит, применять новые правила можно лишь с I квартала 2015 года. То есть переносить на будущее можно только те вычеты, право на которые возникло у покупателя после 31 декабря 2014 года.

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация:Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Порядок возврата (зачета) налогов (авансовых платежей по налогам, сборов, пеней и штрафов) зависит от причины, по которой у организации образовалась переплата в бюджет, и способа, которым она возвращается. Возможны три варианта:

<…>

Зачет в счет предстоящих платежей

Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. По заявлению организации такое решение принимает налоговая инспекция. Предварительно инспекция тоже может назначить сверку расчетов с бюджетом. *

Заявление о зачете

Типового образца заявления о зачете нет, поэтому его можно составить в произвольной форме. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Заявление можно подать:

  • на бумажном носителе за подписью представителя организации;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Об этом сказано в пункте 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

В заявлении о зачете необязательно указывать конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). Таким способом можно воспользоваться, если на момент подачи заявления сумма недоимки, в счет которой предполагается зачет, еще не определена (например, если заявление о зачете подано до составления налоговой декларации). После того как размер недоимки станет известен, на ее погашение будет направлена вся сумма имеющейся переплаты.

Главбух советует: если организация планирует зачесть переплату в счет текущих платежей по другому налогу, заявление о зачете подайте заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до последнего срока уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату. В противном случае организации могут быть начислены пени.

При проведении зачета обязанность по уплате налога признается исполненной со дня вынесения налоговой инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). В свою очередь такое решение инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения от организации заявления о зачете (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если организация подаст заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), инспекция может не успеть произвести зачет. В таком случае у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 75 НК РФ). Если решение о зачете будет принято своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), оспорить пени не удастся: действия инспекции соответствуют действующему законодательству. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-02-07/1-273, от 12 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-62.

Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. № ЯК-37-8/15939).

За какой период возможен зачет

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Ситуация: как определить срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов

Ответ на этот вопрос зависит от установленного порядка уплаты налога: с перечислением авансовых платежей или без них.

Чтобы вернуть (зачесть) переплату по налогу, организации нужно подать в налоговую инспекцию письменное заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Срок для подачи заявлений о возврате или зачете излишне уплаченного налога – три года со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если порядок уплаты налога не предусматривает перечисления авансовых платежей (например, НДС, НДПИ, ЕНВД, налог на игорный бизнес), трехлетний срок для подачи заявления нужно отсчитывать с даты платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату. Если переплата возникла в результате нескольких платежей, срок для подачи заявления определяется отдельно по каждому из них. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. № 2046/04, определение ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № ВАС-1890/09, постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2008 г. № КА-А40/10257-08). *

Если порядок уплаты налога предусматривает перечисление авансовых платежей (например, налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог), трехлетний срок для подачи заявления нужно отсчитывать:

  • с даты представления налоговой декларации за налоговый период – если декларация сдана в установленный срок или досрочно. Например, если годовая декларация по налогу на прибыль сдана 20 марта 2013 года, подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации можно до 20 марта 2016 года;
  • с даты, установленной для подачи налоговой декларации – если декларация сдана с опозданием. Например, если годовая декларация по налогу на прибыль сдана 15 апреля 2013 года, подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации можно до 28 марта 2016 года.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21 февраля 2012 г. № СА-4-7/2807 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, ФАС Московского округа от 16 февраля 2012 г. № А40-49892/11-116-139, Дальневосточного округа от 13 февраля 2012 г. № Ф03-45/2012.

Следует отметить, что пропуск трехлетнего срока для подачи заявления в налоговую инспекцию не лишает организацию возможности возврата (зачета) излишне уплаченного налога. Но чтобы реализовать эту возможность, ей придется обратиться в суд.

Пример обжалования решения налоговой инспекции об отказе в возврате суммы переплаты по налогу

Организация «Альфа» 27 января 2014 года подала в налоговую инспекцию заявление на возврат излишне уплаченного транспортного налога за 2010 год. По декларации за 2010 год сумма налога составила 390 000 руб., по уточненной декларации – 375 000 руб. Переплата в размере 15 000 руб. образовалась из-за применения неверной налоговой ставки.

Транспортный налог за 2010 год «Альфа» перечисляла авансовыми платежами. Авансы были уплачены тремя платежными поручениями:
– 26 апреля 2010 г. – 130 000 руб.;
– 19 июля 2010 г. – 130 000 руб.;
– 25 октября 2010 г. – 130 000 руб.

На заявление о возврате излишне уплаченного налога инспекция ответила отказом. В решении от 13 февраля 2014 года инспекция сослалась на пропуск организацией срока подачи заявления на возврат (зачет) сумм переплаты. Срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления, инспекция определила как дату платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату, а именно 25 октября 2010 года.

Бухгалтер принял решение обжаловать решение налоговой инспекции. 20 февраля 2014 года организация обратилась в региональное УФНС России с письменной жалобой.

Ситуация: можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет

Да, можно.

Для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что срок, установленный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, ограничивает продолжительность периода, в течение которого возможен внесудебный зачет (возврат) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд. Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.

Обращаться в суд можно, если налоговая инспекция отказала организации в удовлетворении ее требования о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм или если в установленный срок организация не получила от инспекции ответ на свое заявление (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281).

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о переплате (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции извещение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).

Впостановлении от 25 февраля 2009 г. № 12882/08 Президиум ВАС РФ разъяснил, что при определении момента, когда организация узнала (должна была узнать) о факте переплаты, суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела. Одним из таких обстоятельств является наличие у организации возможностей для правильного расчета налога. Президиум ВАС РФ признал, что дата подачи уточненной налоговой декларации (с отражением в ней уменьшенных налоговых обязательств) не является точкой отсчета для исчисления срока давности обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) налога. Но если организация обратилась в контролирующее ведомство с запросом по поводу определения налоговой базы, то до получения официальных разъяснений у нее нет возможности правильно начислить налог. В подобных ситуациях срок давности для обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы может отсчитываться с момента, когда такие разъяснения были получены. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

Из некоторых судебных решений следует, что начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли. В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на расчетный (лицевой) счет. Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта (ст. 200 ГК РФ). Такая точка зрения, в частности, высказана в постановлении ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3.

Некоторые суды признают обоснованными ссылки организаций на то, что о переплате им стало известно при составлении актов совместной сверки расчетов с бюджетом. В таких случаях начало срока исковой давности для возврата (зачета) налога судьи определяют как дату подписания акта сверки (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011, от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Следует отметить, что гражданским законодательством предусмотрена возможность прерывания срока исковой давности. Для этого необходимо, чтобы обязанное лицо совершило какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ). Однако воспользоваться этой нормой на основании акта сверки, выданного налоговой инспекцией, не удастся. Акты сверки расчетов, а также решения о проведении частичного зачета переплаты не являются признанием долга. А следовательно, они не могут быть основанием для прерывания срока давности для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, пени и штрафов. Такой вывод подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 февраля 2012 г. № ВАС-1345/12, от 24 января 2012 г. № ВАС-17660/11, постановления ФАС Московского округа от 12 апреля 2013 г. № А40-68277/12-90-445, от 20 марта 2013 г. № А40-120856/11-107-499, Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2011 г. № А22-1389/2010, от 4 марта 2010 г. № А32-7594/2009-51/103, от 27 февраля 2010 г. № А32-12635/2008-70/98, Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11889/2009, Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. № А46-16162/2010Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. № А17-2713/2008).

Главбух советует: старайтесь проводить сверку расчетов с бюджетом не реже чем один раз в год. Это позволит своевременно определить наличие переплаты и принять необходимые меры для зачета (возврата) излишне перечисленных сумм. Кроме того, предварительная инвентаризация обязательств (в т. ч. и налоговых) является непременным условием для составления годовой бухгалтерской отчетности (п. 38 ПБУ 4/99, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, ч. 1 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)

Ограничения на зачет

По общему правилу зачесть излишне уплаченные суммы в счет недоимки или в счет предстоящих платежей можно в пределах налогов соответствующей группы (федеральные, региональные, местные). Такой порядок зачета предусмотрен пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Налоги, которые относятся к той или иной группе, перечислены в статьях 13–15 Налогового кодекса РФ. При этом ЕСХН, единый налог при упрощенке и ЕНВД признаются федеральными налогами (п. 7 ст. 12 НК РФ). Возможность зачета не зависит от нормативов распределения налогов между бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами. Например, переплату по НДС можно зачесть в счет уплаты налога на прибыль или в счет ЕНВД. Такой же порядок распространяется и на пени, начисленные по соответствующим налогам. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 августа 2009 г. № 03-02-07/1-401, от 4 сентября 2008 г. № 03-02-07/1-363.

Ситуация: возможен ли зачет между переплатой и недоимкой по федеральным налогам, которые организация перечисляет в бюджет в качестве налогоплательщика и в качестве налогового агента

Нет, невозможен.

По общему правилу зачесть излишне уплаченные суммы в счет недоимки или в счет предстоящих платежей можно в пределах налогов соответствующей группы (федеральные, региональные, местные). Такой порядок зачета предусмотрен пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Однако данный порядок не применяется при зачете налогов в рамках одной группы (например, федеральных), которые организация перечисляет в бюджет и в качестве налогоплательщика, и в качестве налогового агента. Например, переплату по НДС нельзя зачесть в счет уплаты НДФЛ, который организация как налоговый агент удерживает из доходов своих сотрудников. Равно как и НДФЛ, излишне удержанный и перечисленный в бюджет, нельзя зачесть в счет уплаты других федеральных налогов. Такой позиции придерживается Минфин России в письмах от 23 ноября 2010 г. № 03-02-07/1-543, от 19 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-81.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие требовать от налоговой инспекции проведения зачета между переплатой и недоимкой по федеральным налогам, которые организация перечисляет в бюджет в качестве налогоплательщика и в качестве налогового агента. Они заключаются в следующем.

Положения статьи 78 Налогового кодекса РФ в равной степени распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов (п. 14 ст. 78 НК РФ). Поэтому организация вправе зачесть переплату по налогу, уплаченному ею как налогоплательщиком, в счет недоимки по налогу, удержанному ею из доходов контрагентов. Общая сумма поступлений в бюджет по группе начисленных федеральных налогов в результате зачета не изменится. Однако, если организация будет настаивать на зачете, скорее всего, ей придется отстаивать свою точку зрения в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие право на зачет между переплатой и недоимкой по федеральным налогам, которые организация перечисляет в бюджет в качестве налогоплательщика и в качестве налогового агента (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 сентября 2011 г. № А56-3707/2011, Московского округа от 4 мая 2010 г. № КА-А40/4125-10)

Пример зачета переплаты по федеральным налогам

Организация, применявшая общую систему налогообложения, с 1 января перешла на уплату ЕНВД. По результатам сверки расчетов с бюджетом налоговая инспекция подтвердила, что по состоянию на 1 января у организации имеется переплата по НДС в размере 100 000 руб.

В мае (после подачи декларации по ЕНВД за I квартал) выяснилось, что при расчете единого налога из-за искажения размера физического показателя была занижена налогооблагаемая база. В результате у организации образовалась недоимка по ЕНВД в сумме 30 000 руб. Поскольку и НДС, и ЕНВД относятся к федеральным налогам, организация может зачесть переплату по НДС в счет погашения недоимки по ЕНВД в сумме 30 000 руб.

По другим федеральным налогам (штрафам, пеням) у организации недоимок нет. В связи с этим оставшуюся часть переплаты по НДС в размере 70 000 руб. (100 000 руб. – 30 000 руб.) организация может зачесть в счет предстоящих платежей по ЕНВД.

Пример зачета переплаты по транспортному налогу в счет предстоящих платежей по этому же налогу

Организация в феврале текущего года (после подачи декларации по транспортному налогу за предыдущий год) выяснила, что при расчете транспортного налога была завышена сумма налога из-за применения неверно рассчитанного коэффициента использования транспортного средства. Сумма завышения составила 13 077 руб. В связи с этим бухгалтер подал уточненную декларацию по транспортному налогу за предыдущий год, отразив в ней уменьшенную сумму налога.

По состоянию на момент подачи уточненной декларации недоимок по налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет. Поэтому переплату по транспортному налогу было решено зачесть в счет предстоящих платежей по этому налогу. Бухгалтер организации составил заявление о зачете переплаты.

Извещение о зачете

О том, что зачет проведен, или о решении отказать в проведении зачета налоговая инспекция должна письменно известить организацию в течение пяти дней (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция списать переплату по налогу, если по ней истек срок исковой давности

Налоговым кодексом РФ такая возможность не предусмотрена. Однако, по мнению Минфина и ФНС России, налоговая инспекция вправе списать переплату при одновременном соблюдении следующих условий:

  • организация уведомлена о наличии переплаты;
  • организация не имеет недоимки по другим налогам и сборам;
  • в течение трех лет со дня уплаты налога организация не подала заявление о зачете или о возврате;
  • организация не ведет деятельность и не представляет отчетность, на основании которой переплату можно было бы зачесть в счет предстоящих платежей.

Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, инспекция не вправе списывать переплату. Например, инспекция не спишет переплату, сложившуюся у организации, которая ведет деятельность и сдает налоговую отчетность, но в течение трех лет со дня уплаты налога не подала в инспекцию заявление о зачете или о возврате излишне уплаченных сумм.

Кроме того, налоговая инспекция может списать переплату по следующим основаниям:

  • по заявлению организации;
  • на основании судебного решения, согласно которому организации отказано в восстановлении срока давности для возврата этой суммы налога.

Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 22 февраля 2006 г. № 03-02-07/2-10 и ФНС России от 1 ноября 2013 г. № НД-4-8/19645.

Ситуация: положены ли организации проценты за несвоевременный зачет излишне уплаченных налогов

Нет, не положены.

Если у организации возникла переплата по налогу, то она вправе:

  • вернуть переплату на свой расчетный (лицевой) счет;
  • зачесть переплату в счет недоимки по конкретному налогу (сбору, пеням, штрафам).

Об этом говорится в статье 78 Налогового кодекса РФ.

Вернуть переплату по налогу налоговая инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения заявления от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ). Зачесть переплату инспекция должна в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации (п. 4 ст. 78 НК РФ).

За задержку возврата излишне уплаченных налогов организации положены проценты (п. 10 ст. 78 НК РФ). При этом проценты взыскиваются с инспекции независимо от того, вернула она налог (с нарушением сроков) или ее обязанность по возврату в дальнейшем прекратилась зачетом. Например, если НДС, излишне уплаченный за один налоговый период, впоследствии был направлен на погашение недоимки, сложившейся в другом налоговом периоде. Независимо от того, что сумма переплаты фактически уменьшилась, проценты должны быть начислены за весь период нарушения срока возврата переплаты. То есть начиная с даты появления у организации права на возврат (спустя месяц после подачи заявления) и по дату фактического возврата процентов налоговой инспекцией. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Уральского округа от 9 июня 2008 г. № Ф09-3220/08-С2.

Однако правило о начислении процентов применяется только в отношении задержки с возвратом налога. Поэтому если налоговая инспекция опоздала с зачетом налога, то организация не вправе рассчитывать на получение процентов за задержку. Это связано с тем, что начисление процентов за опоздание с зачетом прямо не прописано в Налоговом кодексе РФ (п. 10 ст. 78 НК РФ). Кроме того, следует разграничивать понятия возврата и зачета налогов. Возврат переплаты означает, что деньги из бюджета перечислены организации на расчетный (лицевой) счет. Зачет лишь прекращает ее налоговые обязательства. Поэтому и проценты за задержку с зачетом не положены.

Аналогичные разъяснения даны налоговой службой (письмо ФНС России от 1 декабря 2004 г. № 14-3-03/4718-6) и подтверждены арбитражной практикой (определение ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 16460/07).

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Статья:Вычет НДС по новым правилам: что важно знать бухгалтеру стройкомпании

* Изменения в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ.

Когда налог можно принять к вычету

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории России либо уплаченные при ввозе на территорию РФ, подлежат вычету. Причем этот вычет организация вправе заявить в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет указанного имущества. Такое положение с 1 января 2015 года закреплено в новом пункте 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Отметим, ранее трехлетний срок был установлен только в пункте 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ. В нем, в частности, предусмотрен такой порядок: если суммы НДС, заявленные к вычету, превышают исчисленную общую сумму налога, то положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику. Исключения – случаи, когда налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. На этом основании специалисты Минфина России считали (см. письма Минфина России от 1 октября 2009 г. № 03-07-11/244, от 30 июля 2009 г. № 03-07-11/188), что правом на вычет налогоплательщик может воспользоваться в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором оно возникло. *

Аналогичный вывод содержался в пунктах 27 и 28 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

Кроме того, разрешена еще одна проблемная ситуация. В абзаце 2 пункта 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ теперь установлено право налогоплательщика заявить НДС к вычету с того периода, в котором товары (работы, услуги, имущественные права) приняты на учет. Причем даже в том случае, если соответствующий счет-фактура получен от продавца уже после окончания этого квартала, но до окончания срока представления декларации за указанный налоговый период.

Ранее чиновники придерживались следующего мнения. Продавец может выставить счет-фактуру в одном налоговом периоде, а покупатель, например, получит ее в следующем налоговом периоде. В этом случае вычет суммы НДС производится в том периоде, в котором счет-фактура получен.

Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 8 августа 2014 г. № 03-07-09/39449, от 4 апреля 2013 г. № 03-07-09/11071, ФНС России от 28 июля 2014 г. № ЕД-4-2/14546. Ее разделяли и некоторые суды (постановления ФАС Московского округа от 4 марта 2013 г. по делу № А40-83606/12-115-561, ФАС Центрального округа от 21 февраля 2013 г. по делу № А35-4522/2012 и др.).

Однако не все судьи были согласны с данным мнением. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2013 г. по делу № А42-6538/2012 указано, что момент предъявления к вычету НДС связан с принятием на учет товаров (работ, услуг) и производится на основании счетов-фактур в период совершения операций по приобретению товаров (работ, услуг). Следовательно, суммы налоговых вычетов отражаются в том налоговом периоде, в котором выполняются указанные условия.

Такой же вывод содержится и в постановлении ФАС Уральского округа от 24 мая 2011 г. № Ф09-1652/11-С2. Таким образом, теперь указанный порядок закреплен законодательно.

Как зачесть НДС по нормируемым расходам

Решен и спорный вопрос о том, по каким нормируемым расходам налогоплательщики обязаны принимать НДС к вычету в ограниченном размере.

Поскольку с 1 января 2015 года признан утратившим силу абзац 2 пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ. В нем было определено, что суммы НДС в отношении расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли по нормативам, подлежали вычету в размере, соответствующем таким нормативам. На этом основании чиновники считали, что данная норма распространялась на все нормируемые расходы, а именно:

Судьи с таким расширительным толкованием норм Налогового кодекса были не согласны. Уже в 2010 году Президиум ВАС РФ указал, что ограничение применяется только к расходам, указанным в абзаце 1 пункта 7 статьи 171 кодекса. То есть к командировочным и представительским расходам (постановление Президиума ВАС РФ от 6 июля 2010 г. № 2604/10).

Но только в письме Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-07-15/26407 чиновники сослались на указанное постановление ВАС РФ и изменили свою позицию. В частности, признав, что положения пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ следует применять только в отношении командировочных и представительских расходов. Теперь и спорная норма утратила силу. В настоящее время нормированию для целей налога на прибыль подлежат только представительские расходы (п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ). А значит, как и прежде, получить вычет входного НДС можно будет только по той части представительских расходов, которая учтена при расчете налога на прибыль.

Затраты организации «Техстрой» на проведение представительского мероприятия в I квартале составили 37 760 руб. (в том числе НДС – 5760 руб.). Предположим, расходы организации на оплату труда в этот период составили 520 000 руб.

Предельный размер представительских расходов, которые можно учесть при исчислении налога на прибыль, составляет 20 800 руб. (520 000 руб. х 4%).

Таким образом, представительские расходы за I квартал больше норматива (37 760 руб. – 5760 руб. > 20 800 руб.). Следовательно, в I квартале в составе представительских расходов можно учесть только 20 800 руб. А к вычету можно принять входной НДС по этим расходам в сумме 3744 руб. (20 800 руб. х 18%).

Важно запомнить
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур после принятия на учет товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п.1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка