Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
30 марта 2015 466 просмотров

ООО на УСНО занимается производством сумок. Я бы хотела организовать производство котловым методом. То есть всё сырье и материалы мы приходуем на счет 10.01. Далее по итогам месяца делаем перемещение в производство документом требование накладная (ДТ 20 КТ 10). После делаем отчет производства за смену и списываем все сырье и материалы которые пришли за месяц (Дт43 Кт20). И далее у нас идет реализация. В реализации мы не конкретизириуем номенклатуру (пишем просто сумки в ассортименте). Происходит ли в данном случае нарушение методологии ведения бухгалтерского учета.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как учитывать затраты на производство продукции, работ или услуг

<…>

Порядок бухучета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции, работ или услуг регулируют ПБУ 10/99 и Инструкция к плану счетов.* Но в этих документах установлены лишь общие правила и не учтена отраслевая специфика. Например, у строительных, транспортных и добывающих организаций есть масса нюансов и особенностей, которые не предусмотрены в общих правилах. Большинство вопросов раскрыто в отраслевых инструкциях по учету затрат. Например, в приказе Минэнерго России от 17 ноября 1998 г. № 371приказе Роскомдрагмета от 10 сентября 1996 г. № 131Инструкции Минсельхозпрода России от 19 марта 1996 г.

Порядок учета затрат на производство для целей налогообложения регулирует глава 25 Налогового кодекса РФ.* Причем некоторые особенности учета, предложенные в отраслевых инструкциях, можно применять и в налоговом учете. Однако нужно учитывать, что большинство этих документов разработаны согласно Положению, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552. То есть до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ. Поэтому пользоваться отраслевыми инструкциями нужно только в той части, которая не противоречит действующим нормам Налогового кодекса. Аналогичный вывод есть и в письме Минфина России от 29 апреля 2002 г. № 16-00-13/03.

В любом случае тот порядок учета, который будете применять, необходимо закрепить как в учетной политике для целей бухучета, так и при налогообложении.

<…>

Как калькулировать себестоимость

Расходы, связанные с производством продукции, учитывайте на счете 20 «Основное производство». При этом используйте следующие методы калькулирования себестоимости или их комбинации:

Позаказный метод

Позаказный метод применяют:

  • при единичном или мелкосерийном производстве;*
  • при выполнении работ по договорам подряда или возмездного оказания услуг;
  • при производстве технически сложных изделий. Например, в кораблестроении, авиационной промышленности и т. п.;
  • при выпуске продукции с длительным производственным циклом. В частности, в строительстве, энергетическом машиностроении и т. п.

При позаказном методе все затраты учитывают по конкретному заказу или по группе однородных заказов. На каждый заказ открывают карточку.* Так как типовых форм карточек нет, их можно разработать самостоятельно. В карточке обычно указывают номер заказа, описание работ, срок, необходимый для выполнения заказа, а также количество единиц продукции, которое нужно произвести. Затраты по каждому заказу регистрируют по мере прохождения изделия по стадиям производства.*

Прямые затраты, которые непосредственно связаны с выполнением заказа, отражайте по дебету счета 20 в корреспонденции со счетами учета расходов. Чтобы обеспечить аналитический учет затрат, стоит открыть отдельные субсчета для каждого открытого заказа. Назвать эти субсчета можно, например, по номерам заказов: «Заказ № 1», «Заказ № 2» и т. д.

Затраты отражайте следующим образом:

Дебет 20 Кредит 10 (70, 69, 60...)
– учтены прямые затраты на выполнение производственного заказа.*

Косвенные, то есть общепроизводственные и общехозяйственные, расходы накапливайте на одноименных счетах 25 и 26. В конце месяца, в котором был выполнен заказ, спишите эти суммы в дебет счета 20. При этом распределяйте данные расходы по каждому заказу пропорционально показателям, которые должны быть установлены в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). Например, в производствах со значительной долей ручного труда косвенные расходы целесообразно распределять пропорционально зарплате основных производственных рабочих.

При отнесении косвенных расходов на себестоимость продукции делайте проводку:

Дебет 20 Кредит 25 (26)
– учтены в составе затрат на выполнение заказа общепроизводственные (общехозяйственные) расходы.

При учете общехозяйственных расходов такой порядок не применяйте, если учитываете их сразу на счет 90 «Продажи». Такое указание есть в пункте 9 ПБУ 10/99. Подробнее об этом см. Как списать общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Пример отражения в бухучете затрат структурного подразделения организации на выполнение производственного заказа. Организация применяет позаказный метод учета затрат. Структурное подразделение выполняет внутрифирменный заказ*

В июле инструментальным цехом ОАО «Производственная фирма "Мастер"» был выполнен внутрифирменный заказ на изготовление 200 стальных крепежных деталей для сборочного цеха. Учетной политикой «Мастера» предусмотрено применение позаказного метода учета фактических затрат. Для отражения фактических затрат инструментального цеха на выполнение заказа к счету 20 открыт субсчет «Заказ № 1».

В июле инструментальному цеху для выполнения заказа было отпущено со склада 240 кг стали. Стоимость 1 тонны стали – 11 500 руб. (без НДС).

К прямым затратам на выполнение заказа отнесены:

  • стоимость израсходованных материалов – 2760 руб. (0,24 т ? 11 500 руб./т);
  • зарплата производственных рабочих инструментального цеха – 40 000 руб.;
  • взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, а также на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний – 12 080 руб.

Общепроизводственные расходы, приходящиеся на заказ (амортизация по основным средствам, используемым в производстве), составили 2866 руб.

В учете «Мастера» сделаны следующие записи:

Дебет 20 субсчет «Заказ № 1» Кредит 10
– 2760 руб. – списаны материалы на выполнение заказа;

Дебет 20 субсчет «Заказ № 1» Кредит 70
– 40 000 руб. – начислена зарплата рабочим инструментального цеха;

Дебет 20 субсчет «Заказ № 1» Кредит 69
– 12 080 руб. – начислены взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

Дебет 20 субсчет «Заказ № 1» Кредит 25
– 2866 руб. – списана в расходы на выполнение заказа амортизация по основным средствам, используемым в производстве.

Фактическая себестоимость выполненного заказа отражена проводкой:

Дебет 10 Кредит 20 субсчет «Заказ № 1»
– 57 706 руб. (2760 руб. + 40 000 руб. + 12 080 руб. + 2866 руб.) – списана себестоимость крепежных деталей, изготовленных по заказу № 1 и переданных на склад.

Все затраты по внутрифирменному производственному заказу были отражены в карточке.

<…>

Себестоимость готовой продукции

Все затраты, собранные по дебету счета 20, формируют себестоимость готовой продукции. При отпуске готовой продукции на склад себестоимость отражайте по кредиту этого счета в корреспонденции со счетами учета готовой продукции.* При этом порядок учета выпуска готовой продукции по каждому переделу, заказу, процессу зависит не только от способа учета затрат на производство, но и от вариантов ее оценки:

<…>

  • по фактической себестоимости, то есть без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». В этом случае фактическую себестоимость указывают по дебету счета 43 «Готовая продукция».*

<…>

Учет по фактической себестоимости

Фактическую производственную себестоимость учитывайте сразу же на счете 43 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство. При этом делайте проводку:

Дебет 43 Кредит 20 (23)
– оприходована готовая продукция по фактической себестоимости.

Такой порядок предусмотрен в Инструкции к плану счетов.*

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Статья:Котловой метод допустим

У строительной фирмы нет незавершенного производства. К тому же имеются другие виды деятельности. Можно ли не считать себестоимость отдельно по договорам, объектам, а учет затрат вести котловым методом (обезличенно) и группировать расходы только по видам деятельности?*

<…>

По мнению автора, можно. Правда, представить себе строительство без незавершенного производства довольно сложно, поскольку обычно оно ведется в течение достаточно продолжительного срока. Другое дело, когда счет 20 «Основное производство» не имеет остатка на конец месяца в результате маркетинговой политики компании.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, далее – Положение) предписывает отражать в бухгалтерском балансе незавершенное производство при строительстве (то есть при единичном производстве продукции) по фактически произведенным затратам. Такой порядок установлен в пункте 64 Положения. Но если «незавершенка» в баланс не попадает, то формально эта норма не нарушается.

В вашем случае котловой метод учета затрат не противоречит принципу соответствия доходов и расходов (п. 19 ПБУ 10/99) и требованию рациональности учетной политики (п. 6 ПБУ 1/2008).

Кроме того, малые предприятия вправе вести учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по предприятию в целом. Такой способ, по сути котловой, закреплен в пункте 13 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н).*

Журнал «Учет в строительстве» № 7, Июль 2012

31.03.2015г.

С уважением,

Елена Орлова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка