Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 апреля 2015 11 просмотров

Вопрос №1 Подскажите,пожалуйста, можно ли применять УСН по следующему виду деятельности:ремонту а/м и продаже запчастей,требуемых для ремонта(т.е. открывается ООО по ремонту автотранспортных средств и продаже запчастей, приобретенных для ремонта), не можем определиться с системой налогообложения и наиболее оптимальным вариантом,где не столь суровые требования, где упрощенная система документооборота и пониже ставки налога.Прочитали, что ремонт автотранспортных средств-ЕНВД, но при этом получаются очень большие суммы налога, и работать в ущерб себе не хочется....т.к. площади арендуемого помещения немаленькие b при расчете налога получается очень ощутимая сумма налога к уплате. Вопрос: мы обязаны применять ЕНВД или можем применять УСН для данного вида деятельности?вопрос №2:если нам продают запчасти для ремонта а/м с НДС,а мы продаем услугу по ремонту а/м+запчасть с нашей наценкой-должны ли мы платить НДС?ведь мы буде выставлять документы без НДС.?

- с 2013 года организации могут применять ЕНВД в добровольном порядке (п. 2 ст. 346.28 НК РФ);

- возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя.

Подробно см. 2. Рекомендация, 3. Справочники.

2. Нет, НДС вы платить не должны. Так как организации, применяющие УСН, плательщиками НДС не являются.

Суммы «входного» НДС в данной ситуации вы будете учитывать:

• либо в стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, письма Минфина России от 4 октября 2005 г. № 03-11-04/2/94, от 4 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/44, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886);

• либо по отдельной статье затрат при покупке товаров (работ, услуг) и других материальных ценностей (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 18 января 2010 г. № 03-11-11/03, от 2 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/256, от 4 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/44).

Подробно см. 4,5. Рекомендация.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Кто может применять ЕНВД

<…>

С 2013 года организации могут применять ЕНВД в добровольном порядке (п. 2 ст. 346.28 НК РФ).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация:Кто может применять упрощенку

<…>

Платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, так чтобы не слететь с выгодного спецрежима, поможет эта рекомендация.

Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя. Полный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастся, приведен в таблице.

Характер деятельности

Некоторым организациям и предпринимателям прямо запрещено применять упрощенку. Например, когда их деятельность связана со страхованием, микрофинансированием или производством подакцизных товаров.

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения

Да, можно. Но только если это не филиал или представительство. Те, у кого есть такие подразделения, применять упрощенку не вправе.

Это связано с тем, что Налоговый кодекс РФ прямо запрещает применять упрощенку организациям (автономным учреждениям), у которых есть отделения с таким статусом. При этом запрета вообще для всех, у кого есть обособленные подразделения, нет (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» включает в себя и понятия «филиал» и «представительство». Однако ими оно не ограничено. Так, например, у организации могут быть дополнительные офисы или склады.

А как отличить филиалы и представительства от других обособленных подразделений? Во-первых, сведения о филиалах и представительствах обязательно заносят в ЕГРЮЛ. Прочие обособленные подразделения в реестр не записывают. Однако учтите, уведомить налоговую инспекцию и фонды нужно при создании любого подразделения.

Во-вторых, важно, как формально в документах поименовано то или иное подразделение. Если записи о том, что создан филиал или представительство нет, то признать подразделение таковым нельзя.

В-третьих, для подразделений четко определено, какой функционал они могут выполнять. Так, филиал открывают, когда хотят предоставить подразделению все функции головной организации или автономного учреждения. Представительства нужны только для защиты и отстаивания интересов на отдельной территории. Остальные подразделения наделяют другим более «узким» функционалом.

Все это следует из статьи 11, п. 14 статьи 83 и пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, статьи 55 Гражданского кодекса РФ.

Аналогичная точка зрения выражена и в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14.

Условия применения УСН

По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:

Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Исключение предусмотрено только для организаций, которые работают в Крыму или г. Севастополе и сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. С 2015 года они могут применять упрощенку, даже если в 2014 году у них не выполнялись ограничения по размеру полученных доходов и по остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 2 ст. 346.12, абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Лимит дохода для тех, кто хочет перейти на УСН

Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитывают.

Предельную величину доходов для перехода на упрощенку со следующего года определяйте по формуле:

Лимит доходов для перехода на упрощенку = 45 000 000 руб. ? Коэффициент-дефлятор, установленный на год, предшествующий переходу

Например, предельная величина доходов за девять месяцев 2015 года, которая позволит применять упрощенку начиная с 2016 года, составляет 51 615 000 руб. (45 000 000 руб. ? 1,147).

Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов. Такие правила установлены статьей 248 и пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Если применяете общую систему налогообложения и платите ЕНВД, то доходы, полученные от вмененной деятельности, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживают и платят по ставкам 0, 9 или 15 процентов ((п. 4 ст. 346.12, подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку

ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.

С 1 января 2016 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2015 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля – 22 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля – 5 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2015 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2016 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб. < 51 615 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2016 года.

Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и тем, кто уже применяет упрощенку.

Численность сотрудников

Применять упрощенный режим налогообложения можно, только когда средняя численность сотрудников не превышает 100 человек. Для тех, кто собирается перейти на упрощенку, численность определяют за девять месяцев года, предшествующих переходу. Для тех же, кто уже на спецрежиме, показатель нужно проверять за каждый налоговый (отчетный) период. То есть не реже чем раз в квартал (подп. 15 п. 3 ст. 346. 12, п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Среднюю численность сотрудников определяйте, руководствуясь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428.

В среднюю численность сотрудников включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

Главбух советует: показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная приказом Росстата от 29 августа 2012 г. № 470.

Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4, утвержденную приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407.

Остаточная стоимость основных средств

По общему правилу остаточная стоимость основных средств для применения упрощенки не может превышать 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • определите, какие основные средства организации (автономного учреждения) признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • рассчитайте остаточную стоимость таких основных средств по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если только планируете перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1 октября года, в котором решили подать уведомление о переходе на спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Если уже применяете упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Правила бухучета основных средств используйте лишь для проверки права перехода на упрощенку (применения упрощенки). После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость основных средств, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Пример определения стоимости основных средств, ограничивающей переход на упрощенку

Организация занимается оптовой торговлей. С 1 января 2016 года планирует перейти на упрощенку.

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств составляет 100 580 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 69 600 000 руб.;
  • зданий – 30 300 000 руб.;
  • объектов внешнего благоустройства – 680 000 руб.

Остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным налогового учета, составила 78 900 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 58 600 000 руб.;
  • зданий – 20 300 000 руб.

Объекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируются, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, связанных с применением упрощенки, не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Для определения лимита, позволяющего перейти на упрощенку с 1 января 2016 года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисляется амортизация (технологического оборудования и зданий):

69 600 000 руб. + 30 300 000 руб. = 99 900 000 руб.

Поскольку этот показатель меньше 100 000 000 руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организация вправе перейти на этот спецрежим с 1 января 2016 года.

Лимит по стоимости основных средств для предпринимателей– у предпринимателей

В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. Однако после перехода на спецрежим контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости имущества придется, как и всем остальным.

Дело в том, что ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только для организаций, которые хотят перейти на упрощенку. Следовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитывая это ограничение. А вот для тех, кто уже применяет спецрежим, ограничение общее: и для организаций, и для предпринимателей.

Такой вывод следует из пункта 1 и подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтвержден в письме Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9.

Лимит по стоимости основных средств в Крыму и г. Севастополе– в Крыму и г. Севастополе

Организации Республики Крым и г. Севастополя с 2015 года тоже вправе перейти на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Однако после перехода на спецрежим контролировать остаточную стоимость нужно обязательно (п. 1 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Нарушение условий применения УСН

При нарушении хотя бы одного из условий применения упрощенки налогоплательщик утрачивает право пользоваться спецрежимом.

Если эти условия не соблюдаются в организации или автономном учреждении, которые только планируют перейти на упрощенку, то они имеют право на такой переход лишь в одном случае: если к моменту перехода на спецрежим нарушения будут устранены.

В частности, коммерческая организация может перейти на упрощенку, если:

  • средняя численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующего переходу, превышала 100 человек, но к 1 января следующего года этот показатель был сокращен до 100 человек и менее (письмо Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248);
  • на дату подачи уведомления о переходе на упрощенку доля участия других организаций в ее уставном капитале превышала 25 процентов, но к 1 января года перехода в учредительные документы были внесены необходимые изменения и размер доли стал удовлетворять установленным требованиям (письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-11-06/2/10).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Справочники: Перечень организаций, которым запрещено применять упрощенку

Категория организаций Статья
Налогового
кодекса РФ
Организации, имеющие филиалы и (или) представительства подп. 1 п. 3 ст. 346.12
Банки подп. 2 п. 3 ст. 346.12

Страховщики

Запрет на применение упрощенки не распространяется на страховых брокеров и агентов, которые осуществляют посредническую деятельность в сфере страхования (письмо ФНС России от 22 октября 2007 г. № 02-6-10/325)

подп. 3 п. 3 ст. 346.12
Негосударственные пенсионные фонды подп. 4 п. 3 ст. 346.12
Инвестиционные фонды подп. 5 п. 3 ст. 346.12
Профессиональные участники рынка ценных бумаг подп. 6 п. 3 ст. 346.12
Ломбарды подп. 7 п. 3 ст. 346.12

Организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых)

Полный перечень подакцизных товаров приведен в статье 181 Налогового кодекса РФ

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается отдельно в каждом регионе в порядке, установленном временными Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением МПР России от 7 февраля 2003 г. № 47-р

Запрет на применение упрощенки не распространяется на организации, осуществляющие:
– только реализацию (а не производство) подакцизных товаров (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 30 апреля 2003 г. № 21-09/23620);
– только реализацию (а не добычу, разработку) полезных ископаемых (письмо Минфина России от 17 декабря 2007 г. № 03-11-04/2/303)

Розлив алкогольных напитков в сфере розничной торговли и общепита не считается производством подакцизных товаров, поэтому такие организации вправе применять упрощенку (письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-11/251)

подп. 8 п. 3 ст. 346.12
Организации, которые занимаются организацией и проведением азартных игр подп. 9 п. 3 ст. 346.12
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований подп. 10 п. 3 ст. 346.12
Организации – участники соглашений о разделе продукции подп. 11 п. 3 ст. 346.12
Организации, перешедшие на уплату ЕСХН в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ подп. 13 п. 3 ст. 346.12

Организации, доля непосредственного участия в которых других организаций превышает 25 процентов

Запрет на применение упрощенки не распространяется на:
– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
– некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также организации, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы. Применение упрощенки возможно независимо от количества таких учредителей и размера доли участия каждого из них в уставном капитале (письмо ФНС России от 23 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/19685);
– государственные и муниципальные унитарные предприятия (письма Минфина России от 25 сентября 2009 г. № 03-11-06/2/194, от 24 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/147);
– организации, уставный капитал которых более чем на 25 процентов принадлежит государству (субъектам РФ, муниципальным образованиям, правительству РФ, правительствам иностранных государств) (письма Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-11-06/2/26211, от 2 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/138, решение ВАС РФ от 24 января 2008 г. № 16720/07, определения ВАС РФ от 8 октября 2008 г. № 13056/08, от 3 сентября 2008 г. № 11061/08, от 25 августа 2008 г. № 10728/08, от 28 мая 2008 г. № 6214/08);
– организации, созданные бюджетными и автономными научными учреждениями (в соответствии с п. 3.1 ст. 5 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ) или образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными или автономными научными учреждениями (в соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям этих организаций. При соблюдении остальных условий, предусмотренных статьей 346.13 Налогового кодекса РФ, такие организации вправе применять упрощенку независимо от состава учредителей, их количества, а также от размера принадлежащих им долей уставного капитала (письма Минфина России от 22 февраля 2011 г. № 03-11-06/2/27 и ФНС России от 21 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6459)

подп. 14 п. 3 ст. 346.12
Организации, средняя численность сотрудников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек подп. 15 п. 3 ст. 346.12
Организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 000 000 руб.*
При определении стоимости основных средств нужно учитывать только те основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ
подп. 16 п. 3 ст. 346.12
абз. 2 п. 1 ст. 346.13

Казенные и бюджетные учреждения

Запрет на применение упрощенки не распространяется на автономные учреждения. При этом автономные учреждения, созданные путем изменения типа государственных (муниципальных) учреждений, могут перейти на упрощенку на общих основаниях: с начала следующего календарного года после преобразования. Об этом сказано в письмах Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140, от 22 ноября 2010 г. № 03-11-06/2/178, от 20 октября 2009 г. № 03-11-06/2/216

подп. 17 п. 3 ст. 346.12

Иностранные организации

Запрет на применение упрощенки не распространяется на российские организации, учрежденные иностранными гражданами (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. № 03-11-06/2/76)

подп. 18 п. 3 ст. 346.12
Микрофинансовые организации подп. 20 п. 3 ст. 346.12
Организации, перешедшие на упрощенку, если по итогам любого отчетного периода (или по итогам года) сумма доходов с учетом коэффициента-дефлятора в 2015 году превысила 68 820 000 руб. п. 4 ст. 346.13
Организации, не уведомившие налоговую инспекцию о переходе на упрощенку в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ подп. 19 п. 3 ст. 346.12

Подробнее об условиях применения упрощенки и о вынужденном отказе от этого спецрежима см. рекомендации:

* Данное ограничение не распространяется на основные средства, переданные автономному учреждению учредителем в оперативное управление (письмо Минфина России от 16 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/144).

4. Рекомендация:Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке

<…>

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ, письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:
– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558, и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212, от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10, от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке (ЕНВД, ЕСХН) перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262. Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Счет-фактура с НДС

Если по собственной инициативе или по просьбе контрагента организация (в т. ч. автономное учреждение) на упрощенке выставила счет-фактуру с выделенной суммой НДС, эту сумму придется перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Причем не только в тех случаях, когда счет-фактура был выставлен при реализации товаров (работ, услуг), но и тогда, когда организация выставила счет-фактуру на сумму полученной предоплаты. Права на вычет НДС с полученной предоплаты после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организации на упрощенке не имеют. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 мая 2012 г. № 03-07-07/53.

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога, организация на упрощенке должна составить декларацию по НДС в электронном виде и передать ее в налоговую инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Пример начисления и уплаты НДС организацией на упрощенке. После перехода на упрощенку организация выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога

Организация «Альфа» занимается выполнением подрядных работ. С 1 января 2015 года «Альфа» перешла на упрощенку, но продолжает выставлять счета-фактуры по договору, заключенному с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» в 2014 году.

В марте 2015 года в счет предстоящего выполнения работ «Альфа» получила от «Мастера» 100-процентную предоплату в размере 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). На сумму полученного аванса был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога.
20 апреля «Альфа» передала в налоговую инспекцию электронную декларацию по НДС за I квартал 2015 года. В этот же день НДС в сумме 18 000 руб. был перечислен в бюджет.

В мае работы по договору были выполнены. 14 мая стороны подписали акт приемки, и «Альфа» выставила счет-фактуру на стоимость выполненных работ в размере 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.).
20 июля «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию за II квартал 2015 года.
В этот же день НДС в размере 18 000 руб. был вторично перечислен в бюджет.

Положения пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ на организации, применяющие упрощенку, не распространяются. Поэтому «Альфа» не может принять к вычету суммы НДС, уплаченные в бюджет с полученной предоплаты.

Исключением из этого правила являются посредники, применяющие упрощенку и действующие от своего имени. При реализации товаров (работ, услуг) по посредническим договорам комиссионеры и агенты, действующие от своего имени, обязаны выставлять покупателям счета-фактуры с выделенным НДС (п. 20 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Обязанность по уплате налога в бюджет у них не возникает (письмо Минфина России от 28 апреля 2010 г. № 03-11-11/123). Однако в налоговую инспекцию они должны сдавать журналы учета счетов-фактур, полученных и выставленных в рамках посреднической деятельности (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Посредники, которые применяют упрощенку и реализуют товары (работы, услуги) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, признаются налоговыми агентами по НДС. А следовательно, они должны перечислять в бюджет суммы налога, удержанные из доходов иностранных организаций. В отношении этих сумм такие посредники обязаны сдавать в налоговые инспекции декларации по НДС. Это следует из положений пункта 5 статьи 161, пункта 5 статьи 346.11 и абзаца 2 пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ

Ситуация: должна ли организация, применяющая упрощенку, перечислять НДС в бюджет, если покупатель в платежном поручении выделил сумму налога. Счет-фактуру покупателю организация не выставляла

Нет, не должна.

Организации (в т. ч. автономные учреждения), применяющие упрощенку, обязаны перечислять НДС в бюджет только в следующих случаях:

Если счет-фактуру покупателю организация не выставляла, то платить НДС не нужно. Даже если в платежном поручении покупатель указал сумму налога отдельной строкой. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 18 ноября 2014 г. № 03-07-14/58618.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

5. Рекомендация:Как учесть НДС, уплаченный поставщикам, при упрощенке

<…>

Организации на упрощенке не являются плательщиками НДС (исключение – НДС, уплачиваемый при ввозе товаров в Россию) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому входной налог, перечисленный поставщику, к вычету не принимайте (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). По товарам (работам, услугам), приобретенным в периоде применения упрощенки, учет входного НДС ведите в следующем порядке.

Учет входного НДС

Организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, суммы входного НДС, уплаченного поставщикам, могут учесть при расчете налоговой базы (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Входной налог включите:

Ситуация: является ли нарушением правил учета расходов для целей налогообложения включение в их стоимость входного НДС по материалам, приобретенным на упрощенке. Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Нет, не является.

Налоговый кодекс РФ содержит две нормы, которые регулируют порядок учета входного НДС при упрощенке. Первая – прописана в главе 21 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). В ней сказано, что организации, которые не являются плательщиками НДС, должны включать входной налог в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). Вторая норма содержится в главе 26.2 Налогового кодекса РФ (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В ней говорится, что организации, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут списать входной НДС по отдельной статье затрат.

Четких критериев для применения той или иной нормы в законодательстве нет.

С одной стороны, статья 346.16 является специальной, а значит, имеет приоритет перед общими нормами статьи 170 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 2 определения Конституционного суда РФ от 5 октября 2000 г. № 199-О). С этой точки зрения, суммы входного НДС не следует включать в стоимость приобретенных ценностей. Их нужно списывать обособленно.

С другой стороны, по сравнению со статьей 346.16, нормы статьи 170 Налогового кодекса РФ распространяются на всех налогоплательщиков, а не только на организации, которые применяют упрощенку и платят единый налог с разницы между доходами и расходами. При этом общие положения главы 21 Налогового кодекса РФ связаны с правилами бухучета, которые тоже распространяются на все организации (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 8 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 14/2007). С этой точки зрения суммы невозмещаемого входного НДС следует включать в стоимость имущества.

Чтобы устранить возникшую неясность, Минфин России и налоговая служба предложили такой подход:

  • при приобретении основных средств и нематериальных активов входной НДС включать в их стоимость;
  • при покупке других активов – списывать налог по отдельной статье затрат.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 4 ноября 2004 г. № 03-03-02-04/1/44 и ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886.

Следует отметить, что предложенный вариант не является правилом. Организация, применяющая упрощенку, может использовать и другие способы учета входного НДС. Принципиального значения это не имеет, поскольку дата признания уплаченного НДС в расходах всегда будет одной и той же. Такая точка зрения подтверждается письмами Минфина России от 26 июня 2006 г. № 03-11-04/2/131, УФНС России по г. Москве от 10 января 2007 г. № 19-11/00706 и арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 января 2009 г. № А19-3623/08-45-Ф02-7051/2008).

Входной НДС, включенный в стоимость имущества (работ, услуг), которые нельзя учесть при упрощенке, в расходах не признавайте (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: как учесть НДС, уплаченный поставщику, если организация применяет упрощенку и платит единый налог с доходов

При расчете единого налога с доходов суммы НДС, уплаченные поставщикам, не учитывайте.

Организации, применяющие упрощенку, не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому принимать входной налог к вычету они не могут (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Кроме того, организации, которые платят единый налог с доходов, освобождены от налогового учета каких-либо расходов (письмо Минфина России от 1 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/181). Таким образом, отражать суммы входного НДС в книге учета доходов и расходов не требуется. Источником информации об уплаченных суммах входного НДС являются расчетные документы, полученные от поставщиков. О том, нужно ли их хранить, см. Как отражать доходы и расходы в книге учета доходов и расходов при упрощенке.

В бухучете входной НДС включите в стоимость приобретенного имущества (п. 8 ПБУ 6/01, п. 8 ПБУ 14/2007).

Дата списания входного НДС

Если входной НДС учтен в стоимости имущества (основных средств и нематериальных активов), то он будет списан в расходы в составе этой стоимости.

Если суммы входного НДС учтены по отдельной статье затрат, то отразите НДС в расходах при одновременном выполнении таких условий:

Так, например, входной НДС по сырью и материалам, используемым в производстве, спишите в момент, когда выполнены два условия: ценности оприходованы на склад и оплачены поставщику (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Входной НДС по товарам, приобретенным для перепродажи и оплаченным поставщику, включите в состав расходов по мере их реализации. При этом не имеет значения, оплатил покупатель товары или нет. Под реализацией в данном случае подразумевается передача покупателю права собственности на товары, то есть их отгрузка. Об этом говорится в письмах Минфина России от 17 февраля 2014 г. № 03-11-09/6275 и ФНС России от 18 марта 2014 г. № ГД-4-3/4801. Документы размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Входной НДС по приобретенным работам (услугам) спишите в момент, когда выполнены два условия: работы выполнены (услуги оказаны) и оплачены исполнителю (подрядчику) (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Пример учета входного НДС по приобретенным товарам. Организация применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

ООО «Торговая фирма "Гермес"» применяет упрощенку. Единый налог платит по ставке 15 процентов. В январе организация приобрела 118 наборов канцтоваров «Президент» на общую сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.).

В феврале «Гермес» продал 90 наборов. При отпуске товаров на сторону их оценка проведена по стоимости единицы товара.

При расчете единого налога за I квартал бухгалтер «Гермеса» учел в расходах:

  • покупную стоимость товаров – 76 271 руб. (100 000 руб. : 118 наборов ? 90 наборов);
  • входной НДС, уплаченный поставщику канцтоваров, – 13 729 руб. (18 000 руб. : 118 наборов ? 90 наборов).

Об отражении операций, связанных с реализацией покупных товаров, в книге учета доходов и расходов см. Как списать стоимость покупных товаров, приобретенных для перепродажи, при упрощенке.

Документальное подтверждение

Подтвердить уплату НДС могут платежные поручения, расходные кассовые ордера и другие документы с выделенной суммой налога (письмо Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-07-11/147).

Для учета входного НДС в составе расходов потребуются также документы, подтверждающие его сумму (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры, выставленные поставщиками, накладные (с отдельно выделенной суммой НДС), акты и т. д. Если с продавцом заключено соглашение о невыставлении счетов-фактур, включить предъявленный НДС в расходы можно на основании платежных документов, чеков, бланков строгой отчетности. Главное – чтобы сумма НДС в таких документах была выделена. Об этом сказано в письме Минфина России от 5 сентября 2014 г. № 03-11-06/2/44783.

Ситуация: можно ли включить в расходы сумму входного НДС по счету-фактуре, оформленному с нарушением правил. Организация применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Да, можно.

Любые расходы, которые можно учесть при расчете единого налога, должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Одним из этих критериев является подтверждение расходов документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством.

Счет-фактура – это документ, необходимый для того, чтобы принять входной НДС к вычету (п. 1 ст. 168 НК РФ). Правом на налоговый вычет по НДС организации, применяющие упрощенку, не обладают. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ. Поэтому сумму входного НДС можно списать на расходы даже без счета-фактуры. Например, если НДС выделен в накладной, акте, платежных документах. Главное, чтобы затраты, на сумму которых покупателю предъявлен НДС, были включены в перечень расходов, который приведен в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. А также чтобы эти расходы были экономически оправданны и документально подтверждены (п. 2 ст. 346.16, ст. 252 НК РФ).

Кроме того, с 1 октября 2014 года организации по взаимному согласию могут не выставлять счета-фактуры (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Учесть НДС в расходах в таком случае можно на основании платежных документов, кассовых чеков, бланков строгой отчетности с выделенной суммой НДС (письмо Минфина России от 5 сентября 2014 г. № 03-11-06/2/44783).

Таким образом, счет-фактура не является обязательным или исключительным документом для учета НДС в расходах. Поэтому, даже если он оформлен с нарушениями, обосновать включение НДС в расходы можно на основании других документов, подтверждающих сумму и факт уплаты НДС.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка