Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О новых КБК по взносам и декабрьских платежах

Подписка
Срочно заберите все!
№23
3 апреля 2015 1163 просмотра

Организация купила здание у другой организации. Подскажите как правильно снять здание с учета и как правильно его поставить на учет.Спасибо

 Кадастровый учет ведется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости. Если объект недвижимости прекращает свое существование, он снимается с кадастрового учета. Постановка на учет недвижимости, учет изменений или снятие объекта с учета осуществляются в течение 18 календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления. Постановка и снятие с учета в налоговом органе производит налоговый орган самостоятельно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Постановка на учет удаленной недвижимости

<…>

«Правила, которыми руководствуются налоговики

Порядок постановки на учет, снятия с учета… утвержден приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н. В пункте 8 этого документа установлено, что налоговая инспекция ставит организацию на учет по местонахождению принадлежащих ей объектов недвижимого имущества. Делает она это на основании информации, которую сообщают ей уполномоченные органы, в течение пяти рабочих дней. И в тот же срок выдает (направляет заказным письмом) организации уведомление о постановке на учет* по форме № 1-3-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488@.

Таким образом:

  • до получения информации об имуществе, право на которое зарегистрировано в установленном порядке, у налоговиков отсутствуют основания ставить на учет организацию по местонахождению данного имущества;
  • сведения об объектах недвижимости налоговики получают от территориальных управлений Росреестра, которые должны представить их в течение 10 дней после регистрации;
  • налоговая инспекция ставит организацию на учет в течение пяти дней с момента получения такой информации;
  • уведомление о постановке на учет руководитель (или представитель) организации получает на руки либо по почте – заказным письмом.

Инспекторы сами поставят объект на учет после госрегистрации

Вопрос о том, как действовать при покупке (создании) недвижимости удаленно от компании, возникает не случайно.

Дело в том, что в соответствии с прямой нормой законодательства налогоплательщики подлежат постановке на учет по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества (п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ). То есть из приведенной нормы можно сделать вывод, что это – обязанность организации.

В то же время из других норм кодекса (п. 510 ст. 83, п. 2 ст. 84) следует, что поставить компанию на учет должна налоговая инспекция, получив сведения от Росреестра. Территориальные отделения Росреестра обязаны в 10-дневный срок со дня регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним сообщить налоговикам об объектах, расположенных на подведомственной им территории, и их владельцах. Это установлено в пункте 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ.*

Отсюда неясность: должна ли организация обращаться в инспекцию с заявлением о постановке на учет по местонахождению недвижимости или нет? В общем случае нет, не должна. Компания в данном процессе непосредственно не задействована. Так как все действия происходят независимо от ее участия с момента регистрации объекта недвижимого имущества или сделок с ним.

Если госрегистрация затянулась, лучше сдать в ИФНС заявление

Вопрос о постановке на учет вновь построенного здания неразрывно связан с необходимостью исчислять и платить по нему налог на имущество. А как быть, если процедура подачи документов на регистрацию затянулась, но налог нужно уплатить?

Специалисты налоговой службы рекомендуют организации в этом случае подать в ИФНС по местонахождению недвижимости заявление о постановке на учет в произвольной форме. И приложить к нему документ, подтверждающий, что бумаги компания сдала на госрегистрацию прав.*

Налоговики поставят организацию на учет, временно присвоив код постановки на учет (КПП) 41. А после того как госрегистрация будет завершена, проведут процедуру в стандартном порядке. ›* |

› | Такие пояснения приведены в письмах ФНС России от 13 ноября 2013 г. № БС-4-11/20409от 6 сентября 2013 г. № БС-4-11/16221.

Важно запомнить
Налоговую базу по каждому удаленному объекту недвижимости надо определять отдельно. Декларацию по налогу на имущество нужно подать в ту инспекцию, на территории которой находятся объекты (п. 1 ст. 376п. 1 ст. 386 Налогового кодекса РФ»

<…>

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ», №4, АПРЕЛЬ 2015

2. Статья: Для снятия объекта с учета нужен акт

<…>

«Письмо Росреестра от 3 декабря 2013 г. № 14-исх/11201-ГЕ/13

Объект недвижимости снимается с государственного кадастрового учета на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления и необходимых документов, в том числе акта обследования*. Он подтверждает, что объект недвижимости прекратил существование.

А о том, как рассчитать доход от продажи объекта, по которому ранее была применена амортизационная премия, рассказано в материале «Основное средство реализовано. Рассчитываем доход от продажи».

<…>

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ», №1, ЯНВАРЬ 2014

3. Статья: Документы кадастрового учета скорректированы

<…>

«С 30 июня 2014 года будут применяться обновленные формы заявлений кадастрового учета*.

Приказ Минэкономразвития России от 28 ноября 2013 г. № 713.

Кадастровый учет

Порядок кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Кадастровый учет ведется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости. Если объект недвижимости прекращает свое существование, он снимается с кадастрового учета.

Постановка на учет недвижимости, учет изменений или снятие объекта с учета осуществляются в течение 18 календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления.*

Если такое заявление подано через многофункциональный центр, 18-дневный срок исчисляется со дня передачи заявления данным центром.

С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники или иные владельцы объектов недвижимости. Заявление также можно подать через представителя, однако доверенность в таком случае должна быть удостоверена нотариально.

К заявлению о кадастровом учете прилагаются следующие документы:*

1) межевой план (для земельного участка) с согласованными границами либо копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка;

2) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства);

3) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости);

4) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявите-ля на соответствующий объект недвижимости.

В государственный кадастр необходимо вносить корректировки в случаях изменения уникальных характеристик объекта недвижимости (вид объекта, кадастровый номер и дата его присвоения, местоположение границ земельного участка или местоположение иного объекта недвижимости относительно границ земельного участка, площадь) или иных сведений об объекте недвижимости (адрес, кадастровая стоимость, категория земель, к которым относится земельный участок, и его разрешенное использование или назначение иного объекта недвижимости и др.).

Изменение форм документов

Формы заявлений, необходимых для совершения владельцами недвижимости и иными лицами действий по постановке объектов недвижимости на кадастровый учет, их снятию, изменению сведений о них и исправлению ошибок в сведениях о них, утверждены приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. № 529.

Приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2013 г. № 713 в него внесли ряд изменений.

Так, с 30 июня 2014 года будут применяться обновленные формы заявлений:

  • о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
  • о кадастровом учете изменений объекта недвижимости;
  • о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости;
  • об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра об объекте недвижимости.

Что же изменилось?

Если раньше допускалось указывать несколько объектов недвижимости в одном заявлении, то теперь необходимо заполнять отдельное заявление на каждый объект.

Изменился перечень способов получения кадастрового паспорта (то есть документа, подтверждающего постановку объекта недвижимости на кадастровый учет и отражающего сведения о нем).

Теперь на бумажном носителе его можно получить не только в органе кадастрового учета либо по почте, но также в любом многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для этого нужно лишь указать адрес того центра, где будет удобно получить кадастровый паспорт.

Что касается кадастрового паспорта в виде электронного документа, то его теперь не направляют по электронной почте, как раньше, а могут представить в виде ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Росреестра, либо с использованием других веб-сервисов (в документе не уточняется, каких именно).

Также в заявлении о постановке на кадастровый учет по новой форме можно указать адрес, по которому нужно направить расписку в получении документов. Кроме того, в форму заявления включен пункт, подтверждающий согласие заявителя на обработку персональных данных, а также достоверность представленных сведений.

Одно из самых важных нововведений состоит в том, что подлинность подписи на заявлении теперь должна быть засвидетельствована нотариально (в случае если заявление не подается заявителем или его представителем лично).*

Аналогичные новшества внесены также в формы заявлений о кадастровомучете изменений объекта недвижимости, о снятии с кадастрового учетаобъекта недвижимости, об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра об объекте недвижимости.

Важно запомнить
Изменения форм документов кадастрового учета связаны с тем, что теперь их можно представлять в электронном виде.»

<…>

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ», №6, ИЮНЬ 2014

4. Статья: Документы кадастрового учета скорректированы

<…>

«Письмо ФНС России от 06.09.13 № БС-4-11/16221

С.Л. Бондарчук, Действительный государственный советник РФ 3го класса

Письмо ФНС России от 06.09.13 № БС-4-11/16221

О налоге на имущество организаций

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос о порядке заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в налоговые органы по местонахождению недвижимого имущества в период до государственной регистрации прав собственности на указанное имущество и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 376 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения российской организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, исчисляется отдельно.

Статьей 386 Кодекса определена обязанность налогоплательщика по представлению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу), в частности, по местонахождению указанных объектов недвижимости.

При этом согласно Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядку заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (утверждены приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895) код причины постановки на учет (далее – КПП) отнесен к числу обязательных для заполнения реквизитов указанных форм налоговой отчетности по налогу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения, месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Кодекса постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества установлен в Порядке постановки научет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц – граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденном приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н (далее – Порядок).

Согласно пункту 8 Порядка постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о постановке на учетв налоговом органе по форме, установленной ФНС России.*

Учитывая изложенное, у налоговых органов отсутствуют основания для постановки на учет организации по месту нахождения имущества, право на которое не зарегистрировано в установленном порядке.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 статьи 83 Кодекса налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.*

Таким образом, при возникновении у организации обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и, следовательно, обязанности по предоставлению в налоговый орган по месту его нахождения налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу) до завершения процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество, организации может быть рекомендовано в целях её учета в налоговом органе по месту нахождения указанного недвижимого имущества подать в данный налоговый орган в произвольной форме заявление об учете с приложением документа, подтверждающего факт подачи документов на государственную регистрацию прав.

Налоговым органом в соответствии с пунктом 8 Методических указаний для налоговых органов «К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества» (приложение к письму ФНС России от 25.01.2008 № СК-6-09/49) будет осуществлена процедура учета организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества с присвоением КПП «41».

При поступлении в последующем сведений от органов Росреестра о государственной регистрации прав на указанное выше недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию должна быть осуществлена в установленном порядке.»

<…>

ГАЗЕТА «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 34, СЕНТЯБРЬ 2013

4. Рекомендация: С какого момента нужно платить налог на имущество (прекращать уплату налога)

<…>

Включение объектов в налоговую базу

Основные средства, признаваемые объектом налогообложения, включайте в расчет налоговой базы начиная с месяца, следующего за тем, в котором они были приняты к учету на балансе организации. Исключение составляют основные средства, приобретенные в декабре. Их нужно включать в расчет налоговой базы с месяца принятия на учет. Такой порядок следует из пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.*

Дальнейшие внутренние перемещения основных средств между подразделениями организации на расчет налога на имущество не влияют. Это следует из положений пункта 82 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Дату постановки объектов на учет определяйте на основании актов приемки-передачи основных средств, утвержденных руководителем организации (п. 7387880 и 81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н*). Формы первичных документов по учету основных средств (ОС-1ОС-1аОС-1б и т. д.) утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Ситуация: с какого момента налогом на имущество облагаются объекты недвижимости, построенные организацией

С момента постановки объекта недвижимости на учет.

Начислять налог на имущество нужно по любым объектам недвижимости, которые отвечаюткритериям основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Если строительство объекта недвижимости завершено (получено разрешение на ввод его в эксплуатацию), а первоначальная стоимость пригодного к использованию объекта сформирована, имущество необходимо перевести в состав основных средств и отразить на счете 01 «Основные средства» (счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности»). При этом до госрегистрации прав на объекты недвижимости их следует учитывать на отдельном субсчете (например, на субсчете «Основные средства, права собственности на которые не зарегистрированы»). Объекты должны быть включены в расчет средней стоимости имущества (налоговую базу) за период начиная с момента постановки объекта на учет. При этом не имеет значения:

  • зарегистрировано ли право собственности на объект или нет;
  • введен ли объект в эксплуатацию или фактически не эксплуатируется.

Такой подход объясняется следующим. Объектами обложения налогом на имущество являются основные средства, учитываемые на балансе организации (п. 1 ст. 374 НК РФ). В состав основных средств включаются не только фактически эксплуатируемые объекты, но и объекты, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности (п. 4 ПБУ 6/01). Свидетельства о госрегистрации прав на объекты недвижимости для признания их основными средствами, а следовательно, и для включения в налоговую базу по налогу на имущество, не требуются.

Правомерность такого подхода подтверждается пунктом 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, письмами Минфина России от 17 июня 2011 г. № 03-05-05-01/44от 20 января 2010 г. № 03-05-05-01/01от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35 и обширной арбитражной практикой (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07, определения ВАС РФ от 21 июня 2010 г. № ВАС-7237/10от 19 сентября 2008 г. № 11258/08от 28 апреля 2008 г. № 16599/07от 7 апреля 2008 г. № 4238/08от 15 февраля 2008 г. № 16078/07от 14 февраля 2008 г. № 758/08, постановления ФАС Поволжского округа от 22 марта 2010 г. № А65-149/2009от 10 февраля 2009 г. № А12-10106/2008от 15 мая 2007 г. № А72-6330/06-7/250, Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. № А29-3496/2007от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Уральского округа от 3 декабря 2007 г. № Ф09-9783/07-С3от 20 сентября 2006 г. № Ф09-8384/06-С7, Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2008 г. № Ф04-5637/2008(11584-А75-42)от 23 июня 2008 г. № Ф04-3844/2008(7130-А75-40)от 28 мая 2007 г. № Ф04-3150/2007(35291-А27-40), Московского округа от 5 ноября 2008 г. № КА-А40/10237-08от 20 августа 2008 г. № КА-А40/5199-08-2Центрального округа от 9 ноября 2007 г. № А14-16375-2006/581/28Северо-Западного округа от 18 октября 2007 г. № А05-13861/2006-12Восточно-Сибирского округа от 17 января 2006 г. № А33-12413/05-Ф02-6862/05-С1).

Ситуация: с какого момента налогом на имущество облагаются приобретенные объекты недвижимости

С момента постановки объекта недвижимости на учет в качестве основного средства или доходных вложений в материальные ценности.*

Организация может приобрести в собственность здание (сооружение):

  • пригодное к использованию (дополнительные капитальные вложения не требуются);
  • непригодное к использованию (требуются дополнительные капитальные вложения).

В обоих случаях право собственности на приобретенный объект недвижимости подлежит обязательной госрегистрации (ст. 131 ГК РФст. 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ). Однако с возникновением обязанности по включению этого объекта в налоговую базу по налогу на имущество факт госрегистрации права собственности на него никак не связан*. При определении среднегодовой стоимости имущества новый объект учитывается с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором основное средство было принято к бухгалтерскому учету. Это следует из положений пункта 1 статьи 375 и пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ. Основные средства принимаются к учету, если они соответствуют определенным критериям (п. 4 ПБУ 6/01). При этом включение объекта недвижимости в состав основных средств не зависит от наличия (или отсутствия) у организации свидетельства о госрегистрации права собственности на этот объект (письма Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20 и ФНС России от 29 августа 2011 г. № ЗН-4-11/13999информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148).

Если покупатель приобретает здание в состоянии, пригодном к использованию (дополнительные капитальные вложения не требуются), учитывать его при определении среднегодовой стоимости имущества нужно с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором здание было фактически получено (подписан акт приема-передачи) и поставлено на учет. При этом до госрегистрации права собственности на объект недвижимости его следует учитывать на отдельном субсчете, открытом к счету 01 «Основные средства» (например, на субсчете «Основные средства, права собственности на которые не зарегистрированы»). Это следует из положений пункта 52Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Если покупатель приобретает здание, непригодное к использованию (недостроенное, недооборудованное, требующее дополнительных капитальных вложений), то включать его в расчет налоговой базы по налогу на имущество нужно при выполнении двух условий:

  • первоначальная стоимость здания (с учетом расходов по доведению объекта до состояния, пригодного к использованию) сформирована;
  • здание введено в эксплуатацию.

Правомерность такого подхода обусловлена правилами бухучета основных средств и подтверждается информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148. Приобретенный объект недвижимости облагается налогом на имущество начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором этот объект стал соответствовать критериям основного средства (п. 4 ПБУ 6/01). Однако здание, непригодное к использованию и требующее дополнительных капитальных вложений, нельзя принимать к учету в качестве основного средства (подп. «а» п. 4 ПБУ 6/01). Это объясняется тем, что после проведения работ по доведению здания до состояния, пригодного к использованию, стоимость объекта, предъявленная продавцом, изменится. Проведение капитальных работ организация должна подтвердить документально (например, договором подряда на выполнение строительных работ по доведению здания до состояния, пригодного к использованию). После того как капитальные вложения будут окончены, сформированную первоначальную стоимость здания нужно отразить на счете 01 «Основные средства» и с 1-го числа следующего месяца начислять по этому объекту налог на имущество (п. 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).
Опираясь на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148, арбитражные суды признают, что обязанность по уплате налога на имущество не зависит от того, кто именно выполняет капитальные работы в недостроенном здании – его владелец или арендатор. Если такое здание сдали в аренду с условием, что все необходимые капитальные работы по доведению объекта до состояния, пригодного к эксплуатации, выполнит арендатор, то арендодатель не признается плательщиком налога на имущество. Он вправе не включать этот объект в расчет налоговой базы до тех пор, пока арендатор не закончит реконструкцию (достройку, дооборудование) здания. То есть до того момента, пока не будет сформирована первоначальная стоимость основного средства, используемого в качестве доходных вложений в материальные ценности. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 25 октября 2013 г. № А55-15817/2012.

Стоит отметить, что и в этом случае объект недвижимости надо включать в состав основных средств независимо от факта госрегистрации прав на него. Арбитражная практика подтверждает, что с приобретенных объектов недвижимости, пригодных для эксплуатации, покупатели должны платить налог на имущество независимо от того, состоялась госрегистрация перехода права собственности на эти объекты или нет (см., например, решение ВАС РФ от 17 октября 2007 г. № 8464/07, определения ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-6326/09от 28 апреля 2008 г. № 16599/07от 14 февраля 2008 г. № 758/08информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148, постановления ФАС Уральского округа от 23 апреля 2009 г. № Ф09-2307/09-С2Северо-Кавказского округа от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440АВосточно-Сибирского округа от 13 января 2009 г. № А33-2017/08-Ф02-6774/08, Центрального округа от 21 июля 2009 г. № А36-3999/2008, Волго-Вятского округа от 12 мая 2008 г. № А43-21471/2007-6-749).

Пример включения приобретенного объекта недвижимости в налоговую базу по налогу на имущество. Организация приобрела здание, зарегистрировала на него право собственности и проводит капитальные вложения, связанные с доведением объекта до состояния, пригодного к использованию

ООО «Производственная фирма "Мастер"» приобрело у ЗАО «Альфа» производственное здание за 35 400 000 руб. (в т. ч. НДС – 5 400 000 руб.).

Акт приема-передачи здания был подписан в феврале. В этом же месяце «Мастер» подал документы на госрегистрацию права собственности. При этом была уплачена госпошлина – 15 000 руб. Свидетельство о регистрации было получено в мае. Тогда же «Мастер» получил от продавца счет-фактуру и рассчитался с ним за переданное здание. В июне начались работы по доведению здания до состояния, пригодного к использованию. Строительно-монтажные работы велись подрядным способом, их договорная стоимость составила 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС – 360 000 руб.). В сентябре здание было введено в эксплуатацию.

В учете «Мастера» сделаны следующие записи.

В феврале:

Дебет 08 Кредит 60
– 30 000 000 руб. (35 400 000 руб. – 5 400 000 руб.) – отражены затраты на покупку здания;

Дебет 19 Кредит 60
– 5 400 000 руб. – отражен «входной» НДС;

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– 15 000 руб. – уплачена госпошлина;

Дебет 08 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– 15 000 руб. – увеличена стоимость здания на сумму госпошлины.

В мае:

Дебет 60 Кредит 51
– 35 400 000 руб. – оплачено здание;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 5 400 000 руб. – принят к вычету НДС (на основании счета-фактуры продавца).

В июне:

Дебет 08 Кредит 60
– 2 000 000 руб. (2 360 000 руб. – 360 000 руб.) – отражена стоимость подрядных работ по доведению здания до состояния, пригодного к использованию;

Дебет 19 Кредит 60
– 360 000 руб. – отражен НДС по подрядным работам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 360 000 руб. – принят к вычету НДС по подрядным работам.

В сентябре:

Дебет 01 Кредит 08
– 32 015 000 руб. (30 000 000 руб. + 15 000 руб. + 2 000 000 руб.) – включено в состав основных средств приобретенное здание.

Начиная с октября «Мастер» включает стоимость приобретенного здания в налоговую базу по налогу на имущество.

Исключение объектов из налоговой базы

Из расчета налоговой базы имущество исключайте начиная с месяца, следующего за тем, в котором оно было списано со счетов бухучета (п. 4 ст. 376 НК РФ). При этом внутренние перемещения основных средств между подразделениями организации выбытием не признаются (п. 82 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Дату выбытия объектов определяйте на основании актов приемки-передачи (списания) основных средств, утвержденных руководителем организации (п. 7387880 и 81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н)*.Формы первичных документов по учету основных средств (ОС-1ОС-1аОС-1б и т. д.) утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Ситуация: с какого момента можно исключить из налоговой базы по налогу на имущество стоимость выбывших объектов недвижимости

Объект недвижимости исключите из расчета налоговой базы по налогу на имущество с месяца, следующего за его выбытием из состава основных средств.*

Если выбытие имущества не связано с его реализацией (например, имущество выбывает в связи с ликвидацией), то дату его списания с баланса определяйте по первичным документам, подтверждающим выбытие (п. 788081 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). При выбытии объект недвижимости ликвидируется и не может удовлетворять требованиям пункта 4 ПБУ 6/01. Поэтому его нельзя учитывать в качестве основного средства. Таким образом, из налоговой базы по налогу на имущество стоимость этого объекта должна быть исключена начиная с месяца, следующего за его выбытием. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 26 октября 2005 г. № 03-03-04/1/301.

Если выбытие связано с реализацией, объект недвижимости нужно исключить из состава основных средств в момент его передачи покупателю (на дату составления акта приема-передачи). Независимо от того, состоялась ли госрегистрация перехода права собственности на объект к покупателю или нет. Факт госрегистрации имеет значение для признания доходов и расходов, связанных с продажей объекта недвижимости. Это объясняется тем, что расходы от продажи основных средств нельзя признать до того момента, пока в учете не будет отражена выручка от их реализации. Доход от реализации имущества возникает в момент перехода права собственности на него к новому владельцу (подп. «г» п. 12 ПБУ 9/99). А в рассматриваемой ситуации моментом перехода права собственности является дата его госрегистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФп. 1 ст. 2 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Поэтому при реализации объекта недвижимости его остаточную стоимость спишите на счет 45«Товары отгруженные» (к этому счету можно открыть субсчет «Переданные объекты недвижимости»). Такую операцию нужно отразить на дату подписания акта приема-передачи объекта:

Дебет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства»
– списана остаточная стоимость реализованного объекта недвижимости.

Со следующего месяца продавец прекращает начисление налога на имущество по этому основному средству.

На дату регистрации перехода права собственности в учете нужно отразить доход от реализации объекта недвижимости и списать его остаточную стоимость в расходы:

Дебет 62 Кредит 91-1
– отражена выручка от реализации основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»
– списана в расходы остаточная стоимость реализованного объекта недвижимости.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20.

Следует отметить, что если впоследствии договор купли-продажи объекта недвижимости будет признан недействительным, то в соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ каждая из сторон обязана будет вернуть другой все полученное по сделке (покупатель возвращает продавцу здание, а продавец покупателю – средства, полученные в оплату). Некоторые суды считают, что в подобных ситуациях восстанавливать начисление налога на имущество продавец должен не с даты первоначальной реализации этого объекта, а с даты его возврата покупателем. ВАС РФ считает такой подход правомерным (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148).

Пример исключения выбывшего объекта недвижимости из налоговой базы по налогу на имущество

ЗАО «Альфа» продало ООО «Производственная фирма "Мастер"» производственное здание за 35 400 000 руб. (в т. ч. НДС – 5 400 000 руб.). Первоначальная стоимость здания в учете у «Альфы» составляет 20 000 000 руб., сумма начисленной амортизации – 5 000 000 руб. Акт приема-передачи здания подписан в июле 2013 года, а переход права собственности к «Мастеру» зарегистрирован в августе 2013 года.

Бухгалтер «Альфы» так отразил в учете операции по реализации недвижимого имущества.

В июле:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств»
Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»
– 20 000 000 руб. – списана первоначальная стоимость объекта недвижимости;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 5 000 000 руб. – списана амортизация, начисленная по зданию;

Дебет 45 «Переданные объекты недвижимости» Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– 15 000 000 руб. (20 000 000 руб. – 5 000 000 руб.) – отражена остаточная стоимость здания.

В августе:

Дебет 62 Кредит 91-1
– 35 400 000 руб. – отражен доход от продажи здания;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 5 400 000 руб. – начислен НДС по реализованному зданию;

Дебет 91-2 Кредит 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»
– 15 000 000 руб. (20 000 000 руб. – 5 000 000 руб.) – отнесена на расходы остаточная стоимость здания;

Дебет 51 Кредит 62
– 35 400 000 руб. – получена оплата за проданное здание.

Начиная с августа «Альфа» исключает стоимость реализованного здания из налоговой базы по налогу на имущество.

Внимание: по мнению Высшего арбитражного суда РФ, до тех пор, пока покупатель не зарегистрирует свое право собственности на приобретенный объект недвижимости, плательщиком налога на имущество по этому объекту признается его продавец (постановление Президиума ВАС РФ от 29 марта 2011 г. № 16400/10). Если при проверке налоговая инспекция будет руководствоваться не разъяснениями Минфина России, а позицией ВАС РФ, у продавца, исключившего реализованный объект из состава основных средств до госрегистрации перехода права собственности, могут возникнуть споры с проверяющими.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

5. Рекомендация: Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от реализации амортизируемого имущества

<…>

В какой момент при расчете налога на прибыль учесть выручку от реализации объектов, право собственности на которые подлежит госрегистрации (например, недвижимости). Организация применяет метод начисления

Выручку следует включить в состав доходов на дату составления акта приема-передачи имущества.

С 2013 года признание доходов от реализации недвижимого имущества не увязывается ни с моментом передачи правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав, ни с фактом такой регистрации. Датой реализации недвижимого имущества при методе начисления признается дата передачи объекта покупателю по передаточному акту или по иному документу о передаче недвижимого имущества. Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 3 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

03.04.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка