Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют чиновники, от которых зависит ваша работа

Подписка
Срочно заберите все!
№24
6 апреля 2015 176 просмотров

День добрый, подскажите, ИП на упрощенной системе(доходы) вид деятельности перевозка грузов, в 1 квартале делал доставку товаров. Как правильно рассчитать и заполнить отчет Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Хотелось бы увидеть на примере с цифрами (с формулой расчета)- как образец. Машина Рено мастер грузовик до 3,5тонн заправлялась бензином

Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используйте формулу:

Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов) = Норматив платы ? Коэффициент к нормативу платы (если установлен) ? Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов (лимитов)) ? Коэффициент индексации

Для определения нормативов и коэффициентов в данной ситуации нужно использовать следующие документы:

• норматив платы ? постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344, от 1 июля 2005 г. № 410;

• повышающий коэффициент при несоблюдении предельно допустимых выбросов, а также на выбросы, на которые не получено разрешение (5), – пункт 14 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204;

• коэффициент экологической значимости – 1,9 (приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);

• дополнительный коэффициент по негативному воздействию на атмосферный воздух городов независимо от места расположения объекта негативного воздействия (2 или 1) – письмо Ростехнадзора от 31 августа 2006 г № 04-10/609;

• дополнительный территориальный коэффициент (2 или 1) – пункты 16 и 17 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204;

• коэффициент индексации ? часть 3 статьи 3 Закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ.

Подробно и пример см. 1,2,3. Рекомендация.

До настоящего времени Росприроднадзор не принял новых нормативных актов, регулирующих порядок заполнения и сдачи расчетов, поэтому при их составлении необходимо руководствоваться приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Подробно и пример 4. Рекомендация.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

<…>

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.

Кроме того, перечислять плату за загрязнение окружающей среды должны предприниматели и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Ситуация: должна ли организация, имеющая автомобиль, перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За атмосферные выбросы передвижными объектами с организаций взимается плата (п. 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами установлен для следующих видов топлива:

  • бензин неэтилированный;
  • дизельное топливо;
  • керосин;
  • сжатый природный или сжиженный газ.

Об этом говорится в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Поэтому, если у организации в собственности (аренде, лизинге) есть автомобиль, работающий на одном из перечисленных выше видов топлива, она должна вносить плату за загрязнение воздуха.

Кроме того, существует такой вид платы за загрязнение окружающей среды, как плата за размещение отходов производства и потребления (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). В процессе обслуживания автомобиля образуются отходы (такие как отработанные покрышки, аккумуляторы, отработанные моторные и трансмиссионные масла и т. п.). Однако обязанность вносить плату по этому основанию организацией, чья деятельность не носит специализированный характер по размещению отходов, является спорной.

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.

Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011, от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001, от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455, от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы. Сделать это можно по договору о конечном размещении отходов. Он предполагает переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договору купли продажи, мены или дарения. Если специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды должна будет именно она.

В отношении отходов, которые образовались у арендатора, также нужно установить, чьей собственностью они являются. Пропишите этот момент в договоре аренды. Например, возможен такой вариант: «Все отходы, образующиеся у арендатора, признаются собственностью арендодателя, который обеспечивает их вывоз и конечное размещение». Если же вопрос не урегулирован, то собственником отходов является арендатор. Следовательно, он и должен вносить плату в бюджет.

Такие разъяснения приведены в информации Росприроднадзора от 15 августа 2014 г., размещенной на официальном сайте ведомства.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011, от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011, от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010, Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10, Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009, Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009, Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 12, 13, 14, 15, 16, 17 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07, постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. Рекомендация:Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды

<…>

Нормативная база

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. В переходный период все вопросы, связанные с порядком расчета платы за загрязнение окружающей среды, следует решать по согласованию с территориальными подразделениями Росприроднадзора. Информация о новых полномочиях Росприроднадзора и его территориальных подразделений размещена на официальном сайте ведомства.

До издания Минприроды России соответствующих нормативных актов при расчете платы за загрязнение окружающей среды следует руководствоваться прежними правилами (письмо Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167).

Показатели для расчета

Чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, бухгалтеру необходимо знать:

1. Утвержденные для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

2. Утвержденные для организации лимиты (временные нормативы) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

3. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, приведенные в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

4. Коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы и природно-климатические особенности территорий, приведенные в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. К таким коэффициентам относятся:

– повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы. Этот показатель применяется, только если не соблюдаются нормативы предельно допустимых выбросов, а также при выбросах, на которые не получено разрешение. Значение коэффициента всегда равно 5,0 (п. 14 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204);

– коэффициент экологической значимости (коэффициент, учитывающий экологические факторы). Значение коэффициента зависит от того, куда сбрасываются загрязняющие вещества (в атмосферу, почву или водные объекты), а также от территории, где происходит выброс. Значения коэффициентов приведены в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344;

– коэффициент, учитывающий экологический статус территории. Обычно он равен 1,0. Для особо охраняемых природных территорий (в т. ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия значение коэффициента составляет 2,0 (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);

– коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов. Коэффициент равняется 1,2, если происходит негативное воздействие на атмосферный воздух городов, независимо от места расположения объекта негативного воздействия. В других случаях он будет равен 1,0 (письмо Ростехнадзора от 31 августа 2006 г. № 04-10/609).

5. Фактические количественные показатели (массу, объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов с разбивкой:

  • в пределах утвержденных нормативов;
  • в пределах утвержденных лимитов (временных нормативов);
  • сверх утвержденных нормативов и лимитов (временных нормативов).

6. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

7. Коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды, которые утверждаются каждый год. На период 2015–2017 гг. такие коэффициенты установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.

Плату за загрязнение окружающей среды рассчитывайте отдельно по каждому виду загрязняющих веществ.

Расчет платы

Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используйте формулу:

Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов) = Норматив платы ? Коэффициент к нормативу платы (если установлен) ? Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов (лимитов)) ? Коэффициент индексации


За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые значения, плату рассчитайте по формуле:

Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) = Норматив платы ? Коэффициент к нормативу платы (если установлен) ? Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных нормативов (лимитов)) ? Коэффициент индексации ? 5


Если организация осуществляет сброс (выброс) загрязняющих веществ без специального разрешения, то вся масса таких веществ считается сверхнормативной (сверхлимитной). А размер платы рассчитывается по второй формуле.

Полученные при расчете размеры платы по каждому виду загрязняющих веществ просуммируйте.

Для удобства расчетов можно также воспользоваться программой, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора.

Некоторые особенности имеет порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в нефтедобывающих организациях. В процессе добычи нефти на месторождениях образуется попутный нефтяной газ, который, как правило, либо сжигается на факельных установках, либо рассеивается в атмосферу. При расчете платы за загрязнение окружающей среды из-за сжигания (рассеивания) попутного нефтяного газа руководствуйтесь Положением, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1148.

Срок уплаты

Организации рассчитывают и перечисляют плату за загрязнение окружающей среды не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

3. Рекомендация:Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

<…>

Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений (размещаемых отходов) превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.

По степени вредного воздействия на окружающую среду количественные показатели загрязнений подразделяются на три категории:

  • предельно допустимые массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде нормативов;
  • временно согласованные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
  • сверхлимитные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов.

Виды загрязнений

В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:

Перечисленные нормативы применяются с поправочными коэффициентами, учитывающими экологические факторы, и с дополнительным коэффициентом 2, установленным для особо охраняемых природных территорий (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Кроме того, предусмотрена ежегодная индексация нормативов. Раньше коэффициенты индексации определялись в законах о федеральном бюджете, а теперь – в постановлениях Правительства РФ. На период 2015–2017 гг. коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.

Нормативы выбросов и загрязнений

Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:

  • количественные нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами. Это следует из письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.

Готовыми нормативами предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, органы Росприроднадзора не располагают. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:

  • количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
  • наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
  • степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
  • наличие и эффективность очистных сооружений;
  • объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.

Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временных нормативов) органы Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.

Такой порядок следует из положений статей 11, 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора. Если же разработка нормативов потребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа должна быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.

Инвентаризация выбросов и отходов

Одним из этапов разработки нормативов предельно допустимых загрязнений является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и отходов. В ходе инвентаризации устанавливаются:

  • источники выбросов загрязняющих веществ и образования отходов;
  • перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;
  • количество и качество выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.

Результаты инвентаризации отражаются в отчете, который должен быть утвержден руководителем организации.

Результаты инвентаризации используйте для подготовки нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ, а также проектов нормативов образования отходов (абз. 12 п. 20 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703).

Порядок разработки нормативов зависит от вида загрязнения окружающей среды (выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, производственные отходы).

Нормативы выбросов в атмосферу

При разработке нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу руководствуйтесь письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.

Предельно допустимые выбросы определяются по каждому стационарному источнику выбросов, по организации в целом или по ее отдельным производственным территориям. Предварительно необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии этих выбросов действующим санитарным правилам.

Расчеты загрязнения атмосферы для установления нормативов выбросов для действующих и проектируемых объектов выполняются по методике ОНД-86, утвержденной Госкомгидрометом СССР от 4 августа 1986 г. № 192.

Если по каким-либо причинам организация не укладывается в расчетный норматив, то на определенный период времени ей может быть установлен лимит (временно согласованный норматив) вредных выбросов в атмосферу. Это следует из пункта 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183, пункта 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Для того чтобы узнать, какие документы необходимо представить для утверждения нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, обратитесь в территориальный орган Росприроднадзора. Нормативного документа, устанавливающего порядок представления документов, а также сроки утверждения нормативов предельно допустимых выбросов, в настоящее время нет.

Ситуация: нужно ли разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу для транспортных средств

Нет, не нужно.

Для транспортных и других передвижных средств устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 12 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ). Предельно допустимые выбросы для таких объектов не устанавливаются (п. 3 ст. 12 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ).

Проверка транспортных средств на соответствие фактических выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормативам проводится в рамках техосмотров (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83). При этом эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы, запрещается (п. 1 ст. 17 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ).

Ответственность за превышение нормативов

Внимание: за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты предусмотрена административная ответственность.

За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты применяются следующие виды административной ответственности:

  • в отношении должностных лиц – штраф в размере от 1500 до 2000 руб.;
  • в отношении организаций – штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • в отношении индивидуальных предпринимателей – штраф в размере от 1500 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нормативы образования отходов

При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение руководствуйтесь приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Нормативы образования отходов определяют количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Такой порядок установлен пунктами 2 и 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются отдельно для каждого территориально обособленного подразделения организации. Если организация-арендодатель предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в проект нормативов организации-арендодателя. Если арендатор осуществляет деятельность по обращению с отходами самостоятельно, к проекту нормативов прилагаются документы, подтверждающие эти обязательства арендатора. Это установлено пунктом 5 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Срок действия проектов нормативов составляет 5 лет, за исключением:

  • организаций, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов. Для них срок действия проектов нормативов устанавливается на срок действия лицензии;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории. Для них проекты нормативов пересматриваются ежегодно.

Это предусмотрено пунктом 10 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703, пунктами 11–13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Содержание и порядок оформления проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен пунктом 17 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Плательщики, занятые в непроизводственной сфере, с разрешения территориального управления Ростехнадзора могут разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в упрощенной форме (п. 6 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703). Состав показателей, которые должна содержать упрощенная форма проекта, определен в пункте 32 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной форме разрабатывается, если:

  • образующиеся отходы имеют V, IV и III классы опасности (единственное исключение сделано для люминесцентных ламп (I класс));
  • суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
  • масса отходов III класса опасности не превышает 5 процентов от общей массы образующихся отходов;
  • отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Об этом сказано в пункте 6 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение плательщики подают в территориальные управления Росприроднадзора:

1. Заявление об утверждении нормативов с указанием:

  • полного и сокращенного наименования организации;
  • организационно-правовой формы;
  • местонахождения;
  • государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ.

2. Копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности (для плательщиков, которые занимаются этими видами деятельности).

3. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

4. Копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для пользователей недр, которые занимаются этими видами деятельности).

При этом копии документов, не заверенные нотариально, подаются с одновременным предъявлением оригинала.

Такой порядок предусмотрен пунктами 7 и 8 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Не позднее чем через 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов территориальное управление Росприроднадзора принимает одно из двух возможных решений:

  • утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • отказывает заявителю в утверждении нормативов с мотивированным обоснованием.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Форма статистической отчетности 2-ТП (отходы) утверждена приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.

Разрешения на выбросы и загрязнения

Предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов вводятся в действие разрешениями (п. 5.8 Правил, утвержденных Минприроды России от 15 июля 1994 г.).

На выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду разрешения выдает Ростехнадзор (п. 5.3.3.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 30 июля 2004 г. № 401). Разрешения на размещение отходов выдает территориальный орган Минприроды России (п. 5.1 временных Правил, утвержденных Минприроды России от 15 июля 1994 г.).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

4. Рекомендация:Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

Кто должен сдавать расчет

Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых связана с природопользованием и оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

Об этом сказано в пункте 1 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Как определить, у кого возникает такая обязанность, см. Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Чем руководствоваться при составлении расчета

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, со сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также с приемом отчетности по этому виду платежей, возлагались на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции переданы Росприроднадзору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору было поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. В переходный период все вопросы, связанные с составлением и сдачей расчета платы за загрязнение окружающей среды, следует решать по согласованию с территориальными подразделениями Росприроднадзора. Информация о новых полномочиях Росприроднадзора и его территориальных подразделений размещена на официальном сайте ведомства.

До настоящего времени Росприроднадзор не принял новых нормативных актов, регулирующих порядок заполнения и сдачи расчетов, поэтому при их составлении необходимо руководствоваться приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Куда сдавать расчет

Расчет платы представьте в службу Росприроднадзора по местонахождению каждой производственной территории (передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов). Если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации на территории одного субъекта России нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в едином расчете (однако соответствующие разделы расчета оформите по каждому муниципальному образованию).

Если разрешительная документация выдана не на отдельные загрязняющие объекты, а в целом на организацию, то можно сдать один расчет в службу Росприроднадзора по местонахождению организации.

Такой порядок следует из положений пунктов 2, 4, 5 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Срок сдачи расчета

Расчет нужно сдать в одном экземпляре. Последний срок сдачи – 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 2, 3 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Как сдать расчет

Расчет платы за загрязнение окружающей среды можно сдать в территориальное подразделение Росприроднадзора:

  • либо на бумаге (через представителя организации или по почте);
  • либо в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной подписью).

Требовать от организаций обязательной подачи расчетов в электронном виде территориальные подразделения Росприроднадзора могут только в тех случаях, если сумма платы за отчетный период больше или равна 50 000 руб. Однако по собственной инициативе организации могут сдавать «электронные» расчеты независимо от размера платежей. В любом случае если сдать расчет в электронном виде, дублировать его на бумажном носителе не нужно.

Такие разъяснения содержатся в письме Росприроднадзора от 12 августа 2014 г. № АА-06-06-36/12291.

Оформление расчета

Форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды включает в себя:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами»;
  • раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Об этом сказано в пункте 6 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

В расчет платы включите только те разделы, которые необходимы организации в зависимости от видов негативного воздействия на окружающую среду (п. 8 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Пример определения состава расчета платы за загрязнение окружающей среды

Организация имеет стационарные объекты, которые выбрасывают в атмосферный воздух вредные вещества. Кроме того, в процессе производственной деятельности у организации образуются твердые бытовые отходы, подлежащие утилизации.

Таким образом, организация является плательщиком платы:

  • за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами;
  • за размещение отходов производства и потребления.

В расчет платы за загрязнение окружающей среды бухгалтер организации включил:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;
  • раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Остальные разделы расчета (разделы 2 и 3) организация не составляет, поскольку не является плательщиком по данным видам негативного воздействия на окружающую среду.

Расчет на бумаге заполните шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Бумажный вариант отчета пронумеруйте, прошнуруйте и скрепите печатью организации.

Расчет должен иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа. Об этом сказано в пунктах 9–11 и 17 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Все числовые показатели в расчете, кроме ИНН и КПП, указывайте путем заполнения ячеек начиная с наименьшего разряда числа, справа налево. В остальных ячейках нули не указывайте. В каждой строке и соответствующей ей графе указывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей в строке соответствующей графы ставится прочерк. Такие правила установлены пунктами 13 и 15 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Если в расчете допущена ошибка, то для ее исправления нужно зачеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и заверить его подписью (п. 16 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Каждая страница расчета должна быть подписана (с указанием фамилии, имени и отчества) представителями организации. Расчет вправе подписывать:

  • руководитель и главный бухгалтер организации;
  • руководитель и бухгалтер обособленного подразделения организации;
  • другие уполномоченные лица по доверенности.

Если расчет подписывают руководитель и бухгалтер обособленного подразделения или другие уполномоченные лица, то нужно указать реквизиты доверенности. Заверенную копию доверенности приложите к расчету.

Это следует из пункта 7 Порядка заполнения титульного листа, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, и статьи 185 Гражданского кодекса РФ.

Титульный лист

На титульном листе расчета укажите:

  • отчетный квартал, за который подается расчет;
  • вид документа (первичный или корректирующий). Вид документа отмечается знаком «V» в соответствующей ячейке. Если организация подает корректирующий расчет, то в соответствующей ячейке нужно указать номер корректировки. Например, если в первичном расчете Росприроднадзор обнаружил ошибку, то при подаче первого корректирующего расчета строка 1 титульного листа должна быть заполнена следующим образом: «корректирующий» «V»/1;
  • полное наименование территориального отделения Росприроднадзора, в который подается расчет;
  • полное наименование организации в соответствии с учредительными документами (латинская транскрипция наименования организации – при ее наличии);
  • юридический адрес организации в соответствии с учредительными (распорядительными) документами;
  • код города и номер телефона руководителя и главного бухгалтера организации (иного контактного лица);
  • ИНН и КПП организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняйте слева направо, в первых двух ячейках поставьте нули («00»)).

Такие правила установлены в пунктах 1–3 Порядка заполнения титульного листа и пункте 14 Общего порядка, утвержденных приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

На титульном листе также проставьте дату заполнения расчета и подписи представителей организации.

Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет

При заполнении листа «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» укажите:

  • по строке 010 – КБК платы за загрязнение окружающей среды. В зависимости от источников загрязнения для платежей установлены разные КБК:
    – за выбросы стационарными объектами;
    – за выбросы передвижными объектами;
    – за сбросы загрязнений в воду;
    – за размещение отходов.
    Поскольку лист «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет» позволяет указать в нем платежи только по одному КБК, при наличии в организации разных источников загрязнений в расчет нужно будет включить несколько листов – отдельно по каждому виду негативного воздействия.;
  • по строке 020 – код ОКТМО в соответствии с приказом Росстандарта от 14 июня 2013 г. № 159-ст. Ячейки, отведенные для кода ОКТМО, заполняйте слева направо. Если код ОКТМО содержит менее 11 знаков, в оставшихся пустых ячейках проставьте прочерки;
  • по строке 030 – сумму платы по всем видам негативного воздействия. Она определяется по всем производственным территориям, объектам размещения отходов и передвижным объектам негативного воздействия, которые расположены на территории данного муниципального образования без учета льгот и зачетов;
  • по строке 040 – сумму средств на выполнение природоохранных мероприятий. Эта сумма принимается к зачету в счет платы;
  • по строке 050 – сумму льгот – для организаций социальной и культурной сферы, а также организаций, которые финансируются за счет бюджетных средств;
  • по строке 060 – сумму льгот – для организаций, сбрасывающих загрязняющие вещества в составе сточных вод из системы канализации населенных пунктов в водные объекты;
  • по строке 070 – итоговую сумму платы, подлежащую перечислению в бюджет. Она рассчитывается следующим образом: строка 070 = строка 030 – строка 040 – строка 050 – строка 060.

Такой порядок установлен пунктами 3–10 Порядка заполнения расчета, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 1

Данный раздел заполняют организации, которые имеют стационарные объекты, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха.

В разделе 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» укажите:

  • реквизиты разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, выданного Ростехнадзором (номер, дату выдачи, срок действия разрешения);
  • наименование и адрес местонахождения организации (если плата рассчитывается в целом по организации);
  • наименование и адрес местонахождения производственной территории (если плата рассчитывается отдельно по каждой производственной территории).

Об этом сказано в пунктах 1 и 2 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Расчет платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух отразите в табличной части раздела 1.

Размер платы зависит от следующих показателей:

Данные показатели и расчет платы отражается в столбцах 2–20 табличной части раздела 1 расчета.

Об этом сказано в пунктах 4–24 Порядка заполнения раздела 1, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 2

Данный раздел заполняют организации, имеющие на балансе (а также получившие в аренду или лизинг) передвижные объекты негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 Порядка заполнения раздела 2, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

Расчет платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух отразите в табличной части раздела 2.

Размер платы по данному виду загрязнений зависит от следующих показателей:

  • вида топлива, который используется при эксплуатации передвижного объекта;
  • фактического количества израсходованного топлива;
  • норматива платы для данного вида топлива;
  • поправочных коэффициентов.

Данные показатели и расчет платы отражается в столбцах 3–10 табличной части раздела 2 расчета.

При заполнении столбца 3 «Фактическое количество израсходованного топлива за отчетный период» табличной части раздела 2 расчета литры используемого топлива переведите в тонны или кубические метры.

Это предусмотрено в пунктах 4–12 Порядка заполнения раздела 2, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 3

Данный раздел должны представлять организации, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также сбросы на водосборные территории.

В разделе 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» укажите:

  • реквизиты разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (номер, дату выдачи, срок действия разрешения);
  • адрес местонахождения выпуска или производственной территории.

Об этом сказано в пунктах 1 и 2 Порядка заполнения раздела 3, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Расчет платы за выбросы вредных веществ в водный объект отразите в табличной части раздела 3.

Размер платы зависит от следующих показателей:

Данные показатели и расчет платы отражается в столбцах 2–19 табличной части раздела 3 расчета.

Об этом сказано в пунктах 4–21 Порядка заполнения раздела 3, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Раздел 4

Данный раздел заполняют и сдают организации, деятельность которых приводит к образованию бытовых отходов.

В разделе 4 «Размещение отходов производства и потребления» укажите:

  • регистрационный номер объекта размещения отходов (если он присвоен);
  • наименование и адрес местонахождения объекта размещения отходов;
  • номер, дату выдачи и срок действия лимита на размещение отходов;
  • характеристики объекта размещения отходов (находится в пределах промышленной зоны или за ее пределами, является или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой)). В зависимости от характеристики объекта в соответствующей ячейке поставьте отметку.

Об этом сказано в пунктах 1 и 3 Порядка заполнения раздела 4, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Размер платы зависит от следующих показателей:

  • наименования отхода, его кода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445, и класса опасности для окружающей среды. Если отход не внесен в Федеральный классификационный каталог отходов, то в данном столбце поставьте прочерк;
  • установленного организацией лимита на размещение отходов;
  • фактического количества образованных отходов за отчетный период (при самостоятельном производстве товаров из собственного сырья);
  • фактического количества поступивших отходов от других организаций с переходом права собственности на отходы. Также в этом столбце отражаются отходы, полученные по договору для конечного размещения;
  • фактического количества использованных (утилизированных отходов) в отчетном периоде;
  • фактического количества обезвреженных отходов;
  • фактического количества отходов, переданных другим организациям с переходом права собственности;
  • фактического количества отходов, переданных для размещения сторонним организациям. Данный столбец заполняйте при наличии договора со сторонней организацией о конечном размещении отходов. Копию договора приложите к расчету;
  • фактического времени использования (утилизации) отходов с момента размещения (в течение трех лет или более). Документы, подтверждающие фактическое использование отходов, приложите к расчету;
  • поправочных коэффициентов (повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов; коэффициент экологической значимости; коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году; коэффициент места расположения объекта размещения отходов).

Данные показатели и расчет платы отражаются в столбцах 2–27 табличной части раздела 4 расчета.

Об этом сказано в пунктах 5–29 Порядка заполнения раздела 4, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Пример заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

ООО «Альфа» расположено в г. Дзержинске Нижегородской области и имеет производство, загрязняющее окружающую среду. Организация:
– выбрасывает загрязняющие вещества в атмосферу через стационарные объекты;
– эксплуатирует транспортные средства (передвижные объекты загрязнения);
– сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты;
– размещает отходы производства.

Заполнение расчета платы за негативное воздействие бухгалтер начал с титульного листа. В него он внес основные сведения об организации, наименование департамента Росприроднадзора, в который представляется отчет, прочие реквизиты.

Далее бухгалтер приступил к заполнению раздела 1 (стр. 3). В нем он рассчитал размер платы за загрязнение атмосферы стационарными объектами.

У «Альфы» есть разрешение на выброс загрязняющих веществ № ЭН-654, выданное Росприроднадзором 21 апреля 2014 года. В нем установлены предельно допустимые выбросы в атмосферу:

  • сажи – 2,75641 тонны в квартал;
  • фенола ? 0,388257 тонны в квартал;
  • бензпирена – 0,003 тонны в квартал.

В I квартале 2015 года организация согласовала с Росприроднадзором временное увеличение предельных выбросов сажи на 0,19654 тонны.

В разделе 1 бухгалтер поочередно перечислил все вещества, выброшенные в атмосферу в I квартале 2015 года, привел сведения о нормативных и фактических выбросах.

Для определения нормативов и коэффициентов использованы следующие документы:

В течение I квартала 2015 года предприятие фактически выбросило в атмосферу:

  • азота диоксида – 0,2652 тонны;
  • сажи – 5,7921 тонны;
  • окиси углерода – 23,2248 тонны;
  • фенола – 1,12321 тонны;
  • бензпирена – 0,002 тонны;

Бухгалтер произвел расчет согласно формулам по каждому виду выбросов (в пределах постоянных допустимых выбросов (ПДВ), временно согласованных выбросов (ВСВ), а также сверхлимитных выбросов).

Азота диоксид сверхлимитно – 1831,50 руб. (0,2652 т ? 260,00 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33).

Сажа:

  • ПДВ – 950,23 руб. (2,75641 т ? 80 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 1,89);
  • ВСВ – 338,77 руб. (0,19654 т ? 400 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 1,89);
  • сверхлимитно – 24 468,93 руб. (2,83915 т ? 400 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 1,89);
  • всего – 25 757,93 руб. (950 руб. + 339 руб. + 24 469 руб.).

Оксид углерода сверхлимитно – 1850,69 руб. (23,2248 ? 3 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33).

Фенол:

  • ПДВ – 1408,75 руб. (0,388257 т ? 683 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33);
  • сверхлимитно – 66 667,02 руб. (0,734953 т ? 3415 руб./т ? 5,0 ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33);
  • всего – 68 075,77 руб. (1409 руб. + 66 667 руб.).

Бензипирен: ПДВ – 21 778,73 руб. (0,002 т ? 2 049 801,00 руб./т ? 1,9 ? 1,2 ? 2,33).

Общая сумма начисленных платежей за выбросы стационарными объектами составила 119 294,62 руб. (1831,50 руб. + 25 757,93 руб. + 1850,69 руб. + 68 075,77 руб. + 21 778,73 руб.).

При составлении раздела 2 бухгалтер учитывал следующие данные.

У организации есть два автомобиля. Один из них работает на неэтилированном бензине, второй – на дизельном топливе. Расход горючего у этих транспортных средств в течение I квартала составил:

  • бензин этилированный – 1,72 тонны;
  • дизельное топливо – 2,37 тонны.

Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ по этим автомобилям бухгалтер отразил в разделе 2 (стр. 4). При этом для определения нормативов и коэффициентов он ориентировался на те же документы, что и при заполнении раздела 1.

Бухгалтер произвел расчет по каждому виду топлива:

  • бензин неэтилированный – 9,64 руб. (1,72 т ? 1,3 руб./т ? 1,9 ? 1 ? 1,2 ? 1,89);
  • дизельное топливо – 25,53 руб. (2,37 т ? 2,5 руб./т ? 1,9 ? 1 ? 1,2 ? 1,89).

Общая сумма начисленных платежей за выбросы передвижными объектами составила 35,17 руб. (9,64 руб. + 25,53 руб.).

При составлении раздела 3 бухгалтер учитывал следующие данные.

У «Альфы» есть разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты № 73, выданное Росприроднадзором 21 января 2014 года. В нем установлены предельно допустимые выбросы в воду солярового масла – 1,1 тонны в квартал.

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты бухгалтер отразил в разделе 3 (стр. 5). При этом для определения нормативов и коэффициентов он ориентировался на те же документы, что и при заполнении раздела 1.

Коэффициент экологической значимости (для водных объектов в бассейне Волги на территории Нижегородской области) – 1,14.

Коэффициент для взвешенных веществ, установленный приложением № 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344, для «Альфы» не применяется.

Плата за загрязнение водных объектов солярным маслом составила 51 221,10 руб. (0,7 т ? 27 548 руб. ? 1,14 ? 1 ? 2,33).

При составлении раздела 4 бухгалтер использовал следующие данные.

«Альфа» размещает отходы производства и потребления в специальных хранилищах. Для этих целей получено разрешение Росприроднадзора от 17 декабря 2013 г. № ООС-687/2013. В нем согласовано размещение не более 8,97 тонны незагрязненной стружки хрома в год.

В течение I квартала 2015 года предприятие фактически разместило 4,93 тонны стружки. Эти данные бухгалтер отразил в разделе 4 (стр. 6) расчета. Для определения нормативов и коэффициентов он ориентировался на те же документы, что и при заполнении раздела 1. Сумма платы за размещение отходов составила 10 847,08 руб. (4,93 т ? 497 руб. ? 1,9 ? 1 ? 2,33).

Помимо всего прочего, организация провела природоохранные мероприятия, нацеленные на уменьшение выбросов загрязнений стационарными объектами, потратив на них 57 000 руб.

Итоговые суммы бухгалтер занес в расчет суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет (стр. 2). Поскольку «Альфа» осуществляет несколько видов негативного воздействия на окружающую среду, на каждый из них бухгалтер заполнил отдельный лист.

19 апреля подписанный директором «Альфы» Львовым и главным бухгалтером Глебовой расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду был представлен в Департамент Росприроднадзора по Поволжскому федеральному округу.

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

07.04.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка