Журнал, справочная система и сервисы
7 апреля 2015 227 просмотров

В отношении отходов, которые образовались у арендатора офисного помещения (у нас), нет оговорки что право собств на них переходит арендодателю. Т.е. мы являемся собственниками своего мусора а арендодатель только вывозит его. Какие документы по экологии должны быть в этом случае у арендатора. Паспорт отходов и пр.

 Организации необходимо иметь следующие документы:
- Лимиты на размещение отходов;

- Паспорт на отход;
- Договоры со специализированными организациями, которые занимаются размещением, утилизацией, обезвреживанием, переработкой отходов, и акты выполненных работ по этим договорам;

- Расчет ежеквартальных платежей за негативное воздействие на окружающую среду;

- Документы по учету фактического количества отходов (например, можно использовать таблицу, приведенную в Приказе Минприроды России от 01.09.2011 № 721).

Паспорт на отходы необходимо оформить, если в процессе деятельности организации образуются отходы I—IV классов опасности.

Чтобы понять, относится конкретный отход к опасным или нет, надо воспользоваться Критериями, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511. Также можно обратиться к Каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России от 02.12.2002 № 786. В данном документе приведен перечень возможных отходов. И каждому наименованию присвоен 13-значный код. Последняя цифра кода обозначает класс опасности для окружающей природной среды. Соответственно должны интересовать коды, заканчивающиеся на 1, 2, 3 или 4.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья:Продолжаем разговор про экологический сбор: кому, когда и как платить

<…>

Суть вопроса

Сдавая мусор специализированным организациям, экологический платеж уплачивать не нужно. А когда нет обязанности уплаты, необходимость представлять отчетность в управление Росприроднадзора также отсутствует.

То есть чтобы возникла обязанность уплачивать экологический сбор за отходы, нужно заниматься их специализированным размещением в конкретно оборудованных местах. А на создание подобных мест прежде нужно получить соответствующее разрешение.

Иначе можно сказать: «по основанию “размещение отходов производства и потребления” платить экологический сбор нужно тем фирмам, для которых это является видом деятельности». Всем же остальным хозяйствующим субъектам, выбрасывающим бытовой или канцелярский мусор, платить за загрязнение природы не нужно. Вы сдаете мусор профильной организации, которая и будет осуществлять экологический платеж. На это, например, указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/08.

— Спасибо, что подробно объяснили: экологический сбор за отходы обычные компании и предприниматели не платят. А как быть с так называемыми паспортами на отходы? Их нужно оформлять?

— Да, если в процессе деятельности компании или предпринимателя образуются отходы I—IV классов опасности. Об этом сказано в пункте 3 статьи 14 уже упомянутого мной Закона № 89-ФЗ. Еще бывают отходы V класса опасности. Но на практике они не признаются опасными, поэтому паспорт на них не требуется.*

Чтобы понять, относится конкретный отход к опасным или нет, надо воспользоваться Критериями, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511. Также можно обратиться к Каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России от 02.12.2002 № 786. В данном документе приведен перечень возможных отходов. И каждому наименованию присвоен 13-значный код. Последняя цифра кода обозначает класс опасности для окружающей природной среды. Соответственно должны интересовать коды, заканчивающиеся на 1, 2, 3 или 4. Если ваш отход поименован в данном каталоге и имеет такой код, то нужно оформлять паспорт. Если код заканчивается на 5, соответствующий отход не обладает опасными свойствами. И паспорт на него оформлять не требуется.*

— Можете пояснить на примерах?

Суть вопроса

Если в процессе деятельности юрлица или предпринимателя образуются опасные отходы, надо оформить паспорт отходов по установленной форме.

— Допустим, отработанные люминесцентные лампы являются отходами I (самого высокого) класса опасности. Поэтому паспорт на них придется оформлять.*

А вот отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства имеют V класс опасности. Следовательно, эти отходы практически неопасны и паспорт на них не требуется.* То же самое, например, можно сказать про отходы от уборки магазинов.

— Что именно представляет собой паспорт на отходы, как его оформить?

— Это документ установленной формы, содержащий информацию о конкретном опасном отходе, который бывает в наличии у организации или предпринимателя.

Оформить паспорт только собственными силами не получится. Прежде нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, которая компетентна определить состав отходов и подтвердить, что они относятся к конкретному классу. Далее на основании материалов аккредитованной организации надо заполнить паспорт. Это может сделать бухгалтер или иной специалист. А вот подписать документ должен непосредственно руководитель компании или предприниматель.*

Бланк паспорта, а также Инструкцию по его заполнению можно найти в приказе МПР России от 02.12.2002 № 785.

Заполненный паспорт и материалы, на основании которых он оформлен, представляются в Ростехнадзор для согласования. Также туда нужно подать соответствующее заявление. Порядок согласования утвержден приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570.

— Зачем нужен паспорт отходов, если компания даже экологический сбор за мусор не платит?

— На практике паспорт понадобится при вывозе мусора. Специализированная организация, которой вы сдаете опасные отходы, должна иметь сведения об их составе и структуре, чтобы как минимум правильно организовать перевозку и размещение груза у себя.

— Помимо паспорта отходов, может ли потребоваться еще какая-то экологическая документация по мусору?

— Согласно статье 19 Закона № 89-ФЗ предприятия должны вести учет движения отходов. Для этого информация о появившихся отходах заносится в специальную таблицу, образцы которой приведены в приказе Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

Записывать в таблицу нужно данные о фактических объемах мусора, определяемых на основании технической или бухгалтерской документации, актов или договоров о приеме-передаче мусора, если таковые есть.

Таблицы заполняют поквартально, указывая, сколько отходов имеется в наличии на начало и на конец квартала. А также сколько отходов непосредственно появилось за квартал (образовано самим плательщиком или принято им от других лиц) и сколько ушло (было использовано для себя, обезврежено или передано другим организациям или предпринимателям).

Учет должен быть организован по всем видам отходов, а не только по опасным. То есть даже если у вас образуется лишь канцелярский мусор, без учета отходов не обойтись. Однако спешу успокоить, что учет таких отходов должен вестись в тоннах с точностью до одного знака после запятой. У обычной компании вряд ли наберется столько мусора, поэтому она будет проставлять в таблице нули. Но это не означает, что таблицу можно не вести. Просто документация будет нулевой.*

На основании данных указанной таблицы по итогам каждого года нужно составлять отчет по форме № 2-ТП. Но только в том случае, если Росприроднадзор проинформировал вас о необходимости сдавать такой отчет* (приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 № 828).

Форма № 2-ТП утверждена приказом Росстата от 28.01.2011 № 17. И срок ее сдачи — до 1 февраля после отчетного периода.

— Что будет, если не выполнить данные требования? Например, не вести учет движения отходов, не оформлять паспорт на отходы?

— Если в компанию с проверкой придут контролеры из Росприроднадзора и выявят такие нарушения, могут быть применены санкции по статье 8.2 КоАП РФ. Она предусматривает, в частности, штраф для индивидуальных предпринимателей — в размере от 10 000 до 30 000 руб. Для организаций — от 100 000 до 250 000 руб.

<…>

Журнал «Упрощенка» № 11, Ноябрь 2013

2. Статья:Учет опасных производственных отходов: как правильно его вести

<…>

Какие документы на отходы должно иметь предприятие

Остановимся на перечне документов по отходам, обязательных для любого промышленного предприятии. Помните, что в зависимости от специфики предприятия список документов может расширяться.

Таблица. Документы, необходимые для учета отходов на предприятии*

Документ Каким нормативным актом утвержден Описание
Лимиты на размещение отходов Приказ Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703 Лимиты (разрешения) являются следствием Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – проект НООЛР). Как правило, его разрабатывает специализированная компания, но работодатель может сделать это и самостоятельно. Если у предприятия нет проекта НООЛР и, соответственно, лимитов на отходы, оно обязано самостоятельно провести инвентаризацию собственных отходов по фактическому ежеквартальному и годовому учету отдельных их видов по подразделениям3. Отсутствие проекта приведет к пятикратному повышению экологического ежеквартального платежа за негативное влияние на окружающую среду
Паспорт на отход Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 Разрабатывается на каждый вид отхода I–IV классов опасности. При этом отход анализируют на компонентный химический состав и проводят расчет класса опасности4. Или же тестируют отходна токсичность и относят его к тому или иному виду согласно Федеральному классификационному каталогу отходов5. Паспорта на отходы и документы, подтверждающие их класс опасности, утверждаются территориальным органом Росприроднадзора. Они являются бессрочным документом при неизменности технологического процесса
Договоры со специализированными организациями, которые занимаются размещением, утилизацией, обезвреживанием, переработкойотходов, и акты выполненных работ по этим договорам Наличие на предприятии договоров на размещение и утилизацию отходов – это важнейшее требование по обеспечению безопасности в области обращения с отходами. Предприятие должно заключать такие договоры только с лицензированными организациями, у которых есть разрешение на работу со всеми размещаемыми отходами
Расчет ежеквартальных платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее – платежи за НВОС) Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, приказ Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 Каждое предприятие обязано платить за негативное воздействие на окружающую среду. Платеж производят ежеквартально по четырем разделам:
– за выбросы;
– за передвижные источники;
– за сточные воды;
– за отходы

Основные трудности у работодателей возникают с расчетом ежеквартальных платежей за НВОС, а именно с учетом отходов. Разберемся подробнее в этом вопросе.

<…>

Журнал «Охрана труда» № 9, Сентябрь 2014

3. Рекомендация: Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

<…>

Нормативы выбросов и загрязнений

Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:

  • количественные нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.*

Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами. Это следует из письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.

Готовыми нормативами предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, органы Росприроднадзора не располагают. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:

  • количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
  • наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
  • степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
  • наличие и эффективность очистных сооружений;
  • объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.

Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временных нормативов) органы Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.

Такой порядок следует из положений статей 1118 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора. Если же разработка нормативов потребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа должна быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

08.04.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка