Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
9 апреля 2015 430 просмотров

У организации в собственности имеется земельный участок, однако в бухгалтерском учете он имеет нулевую стоимость (исторически так были оформлены передаточные документы). Кадастровая стоимость участка составляет 10 млн. руб.Организация хочет отразить указанный земельный участок в учете по кадастровой стоимости. Имеет ли право организация внести изменения в учет на основании полученной кадастровой справки (кадастровой выписки) и отразить земельный участок в учете по кадастровой стоимости?Если да, то какие документы необходимо оформить, достаточно ли бух.справки?Если нет, то как должна поступить организация, чтобы подтвердить стоимость земельного участка и отразить её в учете?

Нет, не имеет. Так как изменение, установление кадастровой стоимости земельного участка к переоценке не имеет никакого отношения. Ведь переоценка должна проводиться исходя из текущей (рыночной) стоимости объекта основных средств (например, по результатам независимой оценки). Т.е. по выбору организации могут быть использованы:

• данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные от в т.ч. продавцов;

• сведения об уровне цен, имеющиеся в статистическом управлении, торговых инспекциях и т. д.;

• сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ (газетах, журналах и т. п.) и специальной литературе;

• оценка независимого эксперта.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Подробно см. 2,3,4,5. Статья, 1,6. Рекомендация.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату

<…>

Изменение первоначальной стоимости

Обычно однажды установленную первоначальную стоимость в процессе эксплуатации основного средства не изменяют. Есть только несколько отдельных случаев, когда это возможно. Так, изменение первоначальной стоимости основного средства допустимо при его достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценке. Такой порядок следует из пункта 14 ПБУ 6/01.

Есть, правда, еще одна ситуация, когда первоначальную стоимость основного средства придется скорректировать. Поступить так придется, если изначально при формировании первоначальной стоимости была допущена существенная ошибка. Дело в том, что такая ошибка может привести к грубому нарушению правил ведения учета доходов и расходов. И ее необходимо исправить. Такое указание есть в пункте 4 ПБУ 22/2010.

Если же никакой ошибки нет и какие-то расходы, связанные с приобретением объекта, понесены организацией после его включения в состав основных средств, первоначальную стоимость не меняйте. А затраты учтите в составе расходов по обычным видам деятельности.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Статья: Хозяйство купило земельный участок

<…>

Чиновники Минфина России уточнили, что расходы, связанные с приобретением земельного участка (например, на консультационные услуги), можно признать в целях налогообложения прибыли*.

* Письмо Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/33.

Бухгалтерский учет участков

Земельный участок, приобретенный сельхозорганизацией, отражается в бухучете по первоначальной стоимости. Если участок приобретается за плату, в его первоначальную стоимость включаются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;
  • регистрационные сборы, госпошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением и регистрацией прав на землю;
  • расходы на оплату услуг организаций, изготавливающих документы кадастрового учета;
  • расходы на межевание земельных участков;
  • вознаграждения посреднической организации, через которую был приобретен земельный участок;
  • платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах;
  • расходы на оплату услуг уполномоченных органов по оценке земельных участков, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением и оформлением объекта.

Рассматриваемые расходы первоначально отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Приобретение земельных участков и капитальные затраты на коренное улучшение земель»). А после того как участок принят на учет, расходы по его приобретению списываются на счет 01 «Основные средства» (субсчет «Земельные участки и объекты природопользования»).

В учете при этом делается следующая проводка:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Земельные участки и объекты природопользования»
КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение земельных участков и капитальные затраты на коренное улучшение земель»
– принят к учету земельный участок.

И учтите: земельные участки не амортизируются, поскольку их потребительские свойства с течением времени не изменяются (ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Поэтому их стоимость учитывается в составе расходов только в случае, когда земельные участки выбывают из состава имущества организации, например продаются.

Первичными документами, служащими основанием для принятия земельных участков к учету, являются специализированные отраслевые формы № 401-АПК «Акт на оприходование земельных угодий», № 402-АПК «Акт на оприходование земель (земельной доли)», утвержденные приказом Минсельхоза России от 16 мая 2003 г. № 750.

Учет наличия и движения земли осуществляется в инвентарных карточках по форме № ОС-6. Ведь специальной формы инвентарной карточки Минсельхозом России не разработано. При этом для удобства форму № ОС-6 можно дополнить необходимыми для учета земельных участков реквизитами, утвердив такую форму в учетной политике.

Налоговый учет

Далее рассмотрим налоговые аспекты приобретения земли.

Если применяется общая система

Налоговое законодательство не приводит примеры объектов, которые следует считать основными средствами, дается только их общее определение. Поэтому есть смысл поговорить о двух подходах к квалификации земельных участков для целей налогообложения. Первый подход заключается в том, что в налоговом учете приобретение земельных участков следует рассматривать как приобретение прочего имущества. Второй – приобретение земли рассматривается как приобретение основных средств.

Но в любом случае при приобретении земли ее стоимость в расходы не включается. Этот вопрос урегулирован на уровне Президиума ВАС РФ еще в 2006 году (постановление от 14 марта 2006 г. № 14231/05).

Расходы на приобретение земельного участка (независимо от того, у кого он куплен – у коммерческой организации, физического лица или органа государственной (муниципальной) власти) при налогообложении прибыли учитываются только при его дальнейшей реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ). Такие же разъяснения приведены в письмах Минфина России от 30 августа 2012 г. № 03-03-06/1-443, от 29 марта 2012 г. № 03-03-06/1/165, ФНС России от 7 июня 2012 г. № ЕД-4-3/9380@, УФНС России по г. Москве от 12 марта 2012 г. № 16-15/020635@.

Исключением является случай приобретения земельных участков в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретались для целей капитального строительства объектов основных средств. Расходы на приобретение таких земельных участков включались в состав прочих (письмо Минфина России от 14 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/95). И признавались они с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию права собственности на земельный участок (письма Минфина России от 22 июня 2009 г. № 03-03-06/1/419, от 26 июня 2007 г. № 03-03-06/1/403).

При этом напомним, что нормы пунктов 1, 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ (о списании расходов в состав прочих) не применялись в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры на приобретение которых были заключены до 1 января 2007 года (письма Минфина России от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/732, от 26 июня 2007 г. № 03-03-06/1/403). Также этими нормами покупатель не мог воспользоваться при приобретении земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (письмо Минфина России от 4 марта 2010 г. № 03-03-06/1/111).

Для целей налогообложения прочие расходы, произведенные при покупке земельного участка, в его первоначальную стоимость не включаются, а отражаются в учете самостоятельно (письмо Минфина России от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/33). Речь идет о следующих расходах:

› | Право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации (ст. 551 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 Земельного кодекса РФ).

  • на оказание консультационных услуг по анализу земельного законодательства и определению правовой возможности приобретения в собственность земельного участка;
  • на оказание комплексных услуг по подготовке/согласованию/получению полного перечня документов (в том числе землеустроительной документации), необходимых для постановки участка на кадастровый учет и получения кадастрового паспорта и кадастрового плана на земельный участок;
  • на оказание консультационных услуг по подготовке документов, необходимых для госрегистрации права собственности на земельный участок;
  • на оказание услуг, связанных с подачей документов в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним, и получением документов о государственной регистрации права; › |
  • по уплате госпошлины.

При этом для целей налогообложения земельные участки не подлежат амортизации (п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ).

<…>

С.В. Симбирева,

едущий аудитор ООО «ИнформКонсалт»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве», № 4, апрель 2013

3. Статья: Результат переоценки на облагаемую прибыль не влияет

Сельхозпредприятие провело переоценку земельного участка и выяснилось, что его стоимость уменьшилась. Можно ли учесть разницу при исчислении налога на прибыль?

Отвечает
А.О. Здоровенко,
консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению ООО «АЗъ – Консультант»

Нет, организация не может учесть убыток от переоценки земельного участка при исчислении налога на прибыль.

Стоимость объектов основных средств изменяется только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 2 статьи 257 НК РФ. Переоценка основных средств этой статьей не предусмотрена.

Кроме того, в пункте 1 статьи 257 НК РФ прямо говорится, что при проведении переоценки стоимости объектов основных средств ни положительная, ни отрицательная сумма переоценки не признается. Также результаты переоценки не влияют на сумму начисляемой амортизации.

Журнал «Учет в сельском хозяйстве», № 10, октябрь 2013

4. Статья: При продаже земли ее стоимость определяют без учета переоценки

«…В 2008 году приобрели земельный участок за 70 000 рублей. Ежегодно делали переоценку этого участка. На начало 2012 года его стоимость в бухучете составила 700 000 рублей. Сейчас мы продаем участок за 750 000 рублей. Какую сумму поставить в расходы при расчете налога на прибыль?..»

— Из письма главного бухгалтера Екатерины Богдановой, г. Черкесск

Екатерина, в расходы вы можете поставить только 70 000 рублей.

Компания вправе уменьшить доход от продажи земли на цену ее приобретения (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Чиновники с этим не спорят (письмо Минфина России от 10.02.10 № 03-03-06/1/61). Но компания имеет право изменять первоначальную стоимость основного средства путем переоценки только в бухгалтерском учете (п. 14, 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н). На расчет налога на прибыль ее результаты не влияют, что подтверждает Минфин России (письмо от 08.09.11 № 03-03-06/1/544). Так что списывать на расходы 700 000 рублей нет оснований.

Виктор Абрамов,

эксперт «УНП»

Газета «Учет. Налоги. Право», № 17, апрель 2012

5. Статья:Можно ли переоценивать землю?

Строительной компанией был приобретен в собственность земельный участок за 200 тыс. руб. Через пару лет кадастровая стоимость земли изменилась и составила 2 млн руб. Как отразить в бухгалтерском учете операции по удорожанию, а также по продаже этой земли?

Отвечает
Ю.В. Жигачев,
главный бухгалтер
организации-застройщика

Для начала определимся, предусмотрена ли переоценка земельных участков как объектов основных средств в бухгалтерском учете. ПБУ 6/01 не содержит запрета в отношении такой операции.

Однако в соответствии с пунктом 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, земельные участки переоценке не подлежат.

В то же время следует отметить, что методические рекомендации являются нормативно-правовым актом более низкого уровня, чем ПБУ.

Поэтому необходимо понять: противоречит данная норма методических рекомендаций требованиям ПБУ 6/01 или же только разъясняет (уточняет), в каких случаях организация имеет право переоценивать объекты основных средств, а в каких нет? Вопрос достаточно спорный.

Если организация все же решила провести переоценку земельного участка, то она может также воспользоваться пунктом 4 статьи 13 закона «О бухгалтерском учете». В нем, в частности, предусмотрена необходимость сообщать о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием в пояснительной записке.

Что касается кадастровой стоимости земельного участка, то к переоценке она не имеет никакого отношения. Ведь переоценка должна проводиться исходя из текущей (рыночной) стоимости объекта основных средств (например, по результатам независимой оценки). В последующем ее следует проводить регулярно (п. 15 ПБУ 6/01).

Бухгалтерские проводки при отражении переоценки и продаже земли будут такими:

Дебет 01 Кредит 83
– отражено увеличение стоимости земельного участка в результате переоценки;

Дебет 62 Кредит 91
– отражена реализация земельного участка;

Дебет 91 Кредит 01
– списана стоимость земельного участка (с учетом переоценки);

Дебет 83 Кредит 84
– отражено уменьшение добавочного капитала на сумму дооценки выбывающего объекта основных средств (п. 15 ПБУ 6/01).

В налоговом учете переоценка объектов основных средств (в том числе земельных участков) не предусмотрена.

Журнал «Учет в строительстве», № 7, июль 2010

6. Рекомендация: Как провести переоценку основных средств

Первоначальная стоимость, по которой основное средство было принято к учету, не подлежит изменению. За исключением случаев, перечисленных в пункте 14 ПБУ 6/01. К таким случаям, в частности, относится переоценка. По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. Организация может произвести переоценку любых основных средств, исключений из этого правила законодательством не предусмотрено (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Ситуация: в каких случаях организации выгодно провести переоценку основных средств в бухучете

По результатам переоценки основное средство может быть уценено или дооценено. При дооценке чистые активы, собственный капитал и налоговая база по налогу на имущество увеличиваются, а при уценке – уменьшаются.

От первоначальной стоимости основного средства зависит:

Поэтому дооценку основных средств организации выгодно провести:

  • если чистые активы организации к концу года станут меньше ее уставного капитала, что является недопустимым. В такой ситуации организация должна уменьшить размер уставного капитала или подлежать ликвидации. Об этом сказано в пункте 4 статьи 90 и пункте 4 статьи 99 Гражданского кодекса РФ. Проведение переоценки основных средств поможет избежать этих мер;
  • чтобы сделать бухгалтерский баланс более привлекательным для собственников и инвесторов организации. Дооценка основных средств позволит увеличить долю собственного капитала в общем капитале организации.

Однако следует иметь в виду, если организация применяет общую систему налогообложения, то в обоих случаях после переоценки нужно будет платить налог на имущество в большей сумме, чем до ее проведения.

Соответственно уценку организации выгодно провести, чтобы снизить свои платежи в бюджет по налогу на имущество.

Периодичность переоценки

Проводить переоценку основных средств организация может один раз в год на конец отчетного года, то есть на 31 декабря. При этом ее можно провести только по группам однородных объектов. Таким образом, необязательно проводить переоценку всех основных средств. Однако, переоценив один объект из группы однородных основных средств, нужно переоценить и все остальные объекты, входящие в эту группу. Такой порядок следует из пункта 15 ПБУ 6/01 и пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация: каковы предельные сроки проведения переоценки основных средств

Переоценка основных средств проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года. Результаты проведенной переоценки учитываются при формировании данных Бухгалтерского баланса за этот год. Об этом сказано в пункте 15 ПБУ 6/01 и пункте 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Годовой бухгалтерский баланс должен быть утвержден в зависимости от организационно-правовой формы, в частности:
– общим собранием акционеров (АО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47, подп. 11 п. 1 ст. 48 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);
– общим собранием участников (ООО) – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года (подп. 6 п. 2 ст. 33, ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Таким образом, возможные сроки проведения переоценки основных средств – это период с 31 декабря отчетного года до утверждения годового баланса на общем собрании акционеров (участников) следующего за ним года.

Ситуация: как определить группы однородных объектов основных средств для целей проведения переоценки

Переоценку основных средств организация может провести только по группам однородных объектов (п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Однако группы однородных объектов основных средств законодательством не установлены. В пункте 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, приведены в качестве примера три группы однородных объектов основных средств:

  • здания;
  • сооружения;
  • транспортные средства.

Поэтому остальные группы однородных объектов организация должна установить самостоятельно, прописав эти положения в учетной политике для целей бухучета. Например, следуя пункту 3 Методический указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, можно установить следующие группы однородных основных средств:

  • передаточные устройства;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • вычислительная техника (оргтехника);
  • инструмент;
  • производственный, хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • многолетние насаждения;
  • внутрихозяйственные дороги.

Регулярность переоценок

Основные средства, один раз подвергшиеся переоценке, в дальнейшем должны переоцениваться регулярно (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Ситуация: должна ли организация ежегодно проводить переоценку основных средств. Ранее основные средства уже подвергались переоценке

Нет, не должна.

Переоценив группу однородных объектов основных средств, организация должна делать это регулярно (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Однако в законодательстве не сказано, как часто нужно проводить переоценку, чтобы она считалась регулярной. В пункте 15 ПБУ 6/01 сказано только, что организация не должна переоценивать основные средства чаще одного раза в год.

В такой ситуации организация вправе самостоятельно определить, как часто она будет переоценивать основные средства. Например, в учетной политике для целей бухучета можно указать, что переоценка по основным средствам будет проводиться ежегодно или с регулярностью каждые два (три и т. д.) года.

Внимание: нерегулярное проведение последующих переоценок по основным средствам является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

При нерегулярном проведении переоценок на счете 01 (03) будет отражаться недостоверная информация о стоимости основных средств, ранее подвергшихся переоценке. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если организация один раз пропустила срок, установленный в учетной политике для целей бухучета для проведения переоценки, то налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если два раза подряд и больше – размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы по налогу на имущество, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.

Кроме того, за нерегулярное проведение последующих переоценок основных средств (за нарушение правил ведения бухучета) по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ). Однако наказание последует только в том случае, если нерегулярность проведения переоценки основных средств приведет к искажению показателей бухгалтерской отчетности или сумм налогов не менее чем на 10 процентов.

Документальное оформление решения о переоценке

Решение о проведение переоценки основных средств оформляется приказом руководителя организации, в котором следует указать:

  • сотрудников, которые будут участвовать в переоценке;
  • группы однородных объектов основных средств, подлежащих переоценке.
  • На основании приказа бухгалтер должен подготовить перечень объектов, входящих в группу однородных основных средств (предварительно проверив их наличие). В перечне рекомендуется указать следующую информацию по каждому объекту основных средств:
  • точное название;
  • дату приобретения (сооружения);
  • дату принятия к учету.

Такой порядок установлен в пункте 45 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

При переоценке по каждому однородному объекту основных средств проводится:

  • расчет восстановительной стоимости;
  • пересчет суммы начисленной амортизации;
  • расчет общей суммы уценки (дооценки).

Об этом сказано в пункте 46 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Расчет восстановительной стоимости

Рассчитать восстановительную стоимость основного средства можно:

  • методом прямого пересчета;
  • методом индексации.

Такие методы переоценки установлены в пункте 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Выбранный метод переоценки основных средств закрепите в учетной политике организации для целей бухучета.

Метод прямого пересчета

При методе прямого пересчета нужно определить рыночную стоимость основного средства по состоянию на 31 декабря. Для этого по выбору организации могут быть использованы:

  • данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные от изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся в статистическом управлении, торговых инспекциях и т. д.;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ (газетах, журналах и т. п.) и специальной литературе;
  • оценка БТИ;
  • оценка независимого эксперта.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 43 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация: как при переоценке рассчитать восстановительную стоимость основного средства, используя метод индексации

Использование метода индексации предполагает корректировку стоимости основных средств на специальные индексы, учитывающие уровень инфляции. До 2001 года эти индексы для каждого региона России разрабатывал Госкомстат России. С 1 января 2001 года Госкомстат России прекратил их расчет. Однако в случае необходимости эти индексы могут быть разработаны НИИ Госкомстата России на коммерческой основе. Об этом сказано в пункте 6 письма Госкомстата России от 9 апреля 2001 г. № МС-1-23/1480.

В связи с этим Минфин России в письме от 31 июля 2003 г. № 04-02-05/3/63 подтвердил право организаций проводить переоценку основных средств методом индексации. Однако для этого организация:

  • должна разработать индексы переоценки самостоятельно (при условии, что у организации есть необходимая информация об уровне инфляции в регионе, в котором ведется ее деятельность);
  • либо обратиться за их разработкой в НИИ Госкомстата России на платной основе.

Оба предложенных варианта на практике трудновыполнимы. Поэтому фактически провести переоценку группы однородных объектов основных средств возможно только методом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Определение суммы дооценки или уценки

Сумму, на которую по результатам переоценки нужно увеличить (уменьшить) стоимость основного средства, рассчитайте так:

Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства = Восстановительная стоимость основного средства, которую определили в результате переоценки Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства до переоценки


Сумму амортизации, начисленной по основному средству по состоянию на 31 декабря года проведения переоценки, пересчитайте так:

Коэффициент пересчета = Восстановительная стоимость основного средства, которую определили в результате переоценки : Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства до переоценки

Пересчитанная сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря = Сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря ? Коэффициент пересчета

Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) начисленную амортизацию по основному средству = Пересчитанная сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря Сумма амортизации, начисленная по основному средству по состоянию на 31 декабря


Общую сумму уценки (дооценки) по каждому основному средству рассчитайте по формуле:

Общая сумма уценки (дооценки) по основному средству = Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) начисленную амортизацию по основному средству


Такой порядок проведения расчетов при переоценке основных средств установлен в пункте 48 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Пример проведения расчетов при переоценке основных средств

ЗАО «Альфа» ежегодно проводит переоценку вычислительной техники.

По состоянию на 31 декабря в «Альфе» числится компьютер, восстановительная стоимость которого равна 50 000 руб. Сумма начисленной амортизации по компьютеру составляет 5000 руб.

По результатам проведенной переоценки рыночная цена компьютера по состоянию на 31 декабря составляет 45 000 руб. Коэффициент пересчета равен 0,9 (45 000 руб. : 50 000 руб.). Пересчитанная сумма амортизации – 4500 руб. (5000 руб. ? 0,9).

Сумма, на которую нужно уменьшать восстановительную стоимость компьютера по результатам переоценки, составила 5000 руб. (50 000 руб. – 45 000 руб.). Сумма, на которую нужно уменьшать сумму амортизации, начисленной по основному средству, – 500 руб. (5000 руб. – 4500 руб.). Общая сумма уценки стоимости основного средства составила 4500 руб. (5000 руб. – 500 руб.).

Документальное оформление результатов переоценки

Результаты переоценки основных средств отражают в акте, составленном в произвольной форме (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Результаты проведенной переоценки основных средств отразите в бухучете и в инвентарной карточке по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарной книге по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Из этого правила есть исключение. Результаты переоценки можно не учитывать по тем группам однородных объектов основных средств, стоимость которых изменилась несущественно. Чтобы воспользоваться этим правом, по каждой группе однородных объектов основных средств нужно рассчитать уровень изменения стоимости:

Уровень изменения стоимости основных средств = Сумма, на которую нужно увеличить (уменьшить) первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств : Стоимость основных средств до переоценки


Такой порядок установлен в пункте 44 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Критерий существенности

Критерий существенности организация определяет самостоятельно, отразив его в учетной политике для целей бухучета (приказе о проведении переоценки) (п. 7, 8 ПБУ 1/2008).

Пример определения необходимости отражения в бухучете результатов от проведенной переоценки групп однородных объектов основных средств

ЗАО «Альфа» ежегодно проводит переоценку следующих групп однородных объектов основных средств:

  • транспортные средства;
  • вычислительная техника.

По состоянию на 31 декабря восстановительная стоимость (без учета сумм начисленной амортизации) этих групп объектов составляет 5 400 000 руб. и 150 000 руб. соответственно.

По состоянию на 31 декабря года рыночная стоимость транспортных средств равна 5 800 000 руб., а вычислительной техники – 145 000 руб. В учетной политике «Альфы» установлен уровень существенности в размере 5 процентов.

Рыночная стоимость транспортных средств больше восстановительной на 400 000 руб. (5 800 000 – 5 400 000). Чтобы определить, является ли эта разница существенной, бухгалтер рассчитал ее долю в восстановительной стоимости:
400 000 руб. : 5 400 000 руб. ? 100% = 7,41% (7,41% > 5%).

Это существенное отклонение рыночной стоимости транспортных средств от балансовой. Поэтому бухгалтер отразил в бухучете результаты переоценки транспортных средств, проведенной по состоянию на 31 декабря.

Отклонение рыночной стоимости вычислительной техники от балансовой составляет 5000 руб. (145 000 руб. – 150 000 руб.) или 3,33 процента (5000 руб. : 150 000 руб. ? 100%). Так как это отклонение несущественно (3,33% < 5%), результаты переоценки вычислительной техники бухгалтер «Альфы» не отразил.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

10.04.2015г.

С уважением, Ольга Пушечкина,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка