Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 апреля 2015 32 просмотра

Только сейчас у севастопольского предприятия-застройщика появилась возможность,надлежащим образом, оформить договора долевого участия. Все ранее заключенные договора (ФФС и купли-продажи имущественных прав) будут переоформлены на договора ДДУ. Могу ли я вести бухгалтерский и налоговый учет не с момента подписания этих договоров, а с момента перерегистрации предприятия (11.12.2014г.).

Нет, не можете. Так как относительно:

- БУ – 18 марта 2014 года Республика Крым и Севастополь официально вошли в состав России. И значит, бухгалтерам организаций и предпринимателям этих регионов необходимо перейти на российский порядок бухучета. Причем сделать это желательно с 1 июня 2014 года. Ведь с этого момента операции с гривной приравнены к валютным. Это следует из пунктов 1, 2, 5 статьи 16 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, пунктов 2 и 3 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014;

- НУ - в соответствии со статьёй 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как организациям и предпринимателям Республики Крым и города Севастополя начать вести бухучет и готовить бухгалтерскую отчетность по правилам российского законодательства

<…>

18 марта 2014 года Республика Крым и Севастополь официально вошли в состав России. И значит, бухгалтерам организаций и предпринимателям этих регионов необходимо перейти на российский порядок бухучета. Причем сделать это желательно с 1 июня 2014 года. Ведь с этого момента операции с гривной приравнены к валютным.

Это следует из пунктов 1, 2, 5 статьи 16 Закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, пунктов 2 и 3 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014.

Согласно российскому законодательству, вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность обязаны все без исключения организации. Что касается предпринимателей и частнопрактикующих граждан, то они могут не вести бухучет. Но только при условии, если по правилам налогового законодательства России ведут учет:

  • доходов;
  • доходов и расходов;
  • иных объектов налогообложения;
  • физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Такой порядок установлен частями 1 и 2 статьи 6, частью 2 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

C чего начать

Что нужно сделать, чтобы начать вести бухучет по российскому законодательству? В первую очередь необходимо ознакомиться с основными правилами российского бухучета. После этого:

  1. Организовать ведение бухучета.
  2. Разработать учетную политику для целей бухучета.
  3. Разработать рабочий план счетов.
  4. Организовать документооборот в бухгалтерии и хранение документов.
  5. Организовать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
  6. Сформировать вступительное сальдо по всем статьям бухгалтерского баланса.

Вступительное сальдо

До того как Республика Крым и город Севастополь вошли в состав России, организации этих регионов были обязаны вести бухучет в соответствии с украинским законодательством. Теперь же они должны вести бухучет по правилам российского законодательства.

Для перехода на российские стандарты ведения бухучета нужно:

  • определить, какому счету российского плана счетов соответствует счет по украинским правилам;
  • сформировать вступительное сальдо по соответствующим статьям Бухгалтерского баланса.

Итак, чтобы перенести остатки с украинских бухгалтерских счетов на российские, для начала понадобится определить соответствие счетов между собой. Для удобства можно воспользоваться таблицей. При этом удостоверьтесь, что объект, отраженный на счете по украинскому законодательству, соответствует тому, что отражают на соответствующем счете по законодательству России.

Далее вам нужно будет пересчитать остатки из гривен в рубли. Ведь прежде учет вы вели в гривнах. А по правилам российского бухучета стоимость активов и обязательств нужно формировать в рублях. Для пересчета используйте официальный курс Банка России, который действовал на одну из дат:

  • на 1 июня 2014 года;
  • на более раннюю дату, если большинство операций в рублях совершено до 1 июня 2014 года.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 4.3 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014.

Наконец, распределите активы, обязательства, финансовые, хозяйственные операции по счетам и субсчетам. При этом учтите следующий момент.

В случае если основные средства, принятые к учету по правилам украинского законодательства, обладают всеми признаками основного средства по российскому законодательству и имеют первоначальную стоимость не более 40 000 руб., то организация вправе их учесть:

  • в составе основных средств;
  • в составе материально-производственных запасов (МПЗ).

Это означает, что организация может либо продолжить начислять амортизацию по таким объектам, либо после включения в состав МПЗ единовременно списать их на счета затрат.

Такие выводы можно сделать из положений ПБУ 5/01, ПБУ 6/01 и пункта 18 Положения, утвержденного постановлением Госсовета Республики Крым от 25 июня 2014 г. № 2263-6/14.

Пример формирования вступительного сальдо по счетам учета основных средств

Организация «Альфа» приняла решение вести бухучет по правилам российского законодательства с 1 июня 2014 года. На балансе в составе основных средств числятся автомобиль и принтер.

Первоначальная стоимость автомобиля – 150 000 грн. По нему начислена амортизация – 30 000 грн.

Первоначальная стоимость принтера – 7000 грн. По нему начислена амортизация – 1000 грн.

На 31 мая 2014 года официальный курс Банка России составил 29,4366/10 грн./руб.

Для переноса остатков с украинских счетов на российские бухгалтер «Альфы» определил, что:

  • счету 10 «Основные средства» соответствует счет 01 «Основные средства»;
  • счету 13 «Износ (амортизация) необоротных активов» соответствует счет 02 «Амортизация основных средств».

По правилам украинского законодательства принтер учитывался как основное средство. По российскому законодательству принтер отвечает всем признакам основного средства, но его первоначальная стоимость не превышает 40 000 руб. Поэтому бухгалтер принял решение включить данный объект в состав материально-производственных запасов по остаточной стоимости и единовременно списать на счет 26 «Общехозяйственные расходы».

1 июня 2014 года бухгалтер «Альфы» сформировал вступительное сальдо по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы» следующими записями:

Кредит 10 «Основные средства»
– 157 000 грн. – закрыт счет в украинских гривнах;

Дебет 01 «Основные средства»
– 441 549 руб. (150 000 грн. ? 29,4366/10 грн./руб.) – отражена первоначальная стоимость автомобиля в рублях;

Дебет 13 «Износ (амортизация) необоротных активов»
– 31 000 грн. – закрыт счет в украинских гривнах;

Кредит 02 «Амортизация основных средств»
– 88 310 руб. (30 000 грн. ? 29,4366/10 грн./руб.) – отражена начисленная амортизация по автомобилю в рублях;

Дебет 10 «Материалы»
– 17 662 руб. ((7000 грн. – 1000 грн.) ? 29,4366/10 грн./руб.) – принтер включен в состав материально-производственных запасов по остаточной стоимости в рублях;

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 10 «Материалы»
– 17 662 руб. – списана остаточная стоимость принтера.

По аналогии бухгалтер сформировал вступительное сальдо по другим счетам.

Дальше ведите бухучет по российским правилам. При этом учтите два момента:

  • стоимость вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и т. п.), материалы и другие активы, не перечисленные в пункте 7 ПБУ 3/2006, а также средства полученных и выданных авансов, задатков в дальнейшем пересчитывать в связи с изменением официального курса не надо;
  • валюту в кассе и на банковских счетах, ценные бумаги в валюте (за исключением акций), а также валютные обязательства (за исключением авансов выданных и полученных) пересчитывайте в рубли на каждую отчетную дату в соответствии с правилами ПБУ 3/2006.

Это следует из положений пункта 5.1 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014.

Бухгалтерская отчетность

Составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность должны те, кто обязан вести бухучет. А это все организации независимо от применяемой системы налогообложения (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Бухгалтерский баланс заполняйте на основании остатков по бухгалтерским счетам на отчетную дату. Также в балансе отразите сопоставимые данные за аналогичные периоды предыдущих двух лет. Например, в балансе за 2014 год надо будет отразить остатки по счетам на 31 декабря 2014 года и данные из балансов за 2013 и 2012 годы. Для того чтобы заполнить сопоставимые показатели, возьмите данные украинской отчетности за соответствующие периоды и пересчитайте их в рубли по официальному курсу, действовавшему на даты, на которые представлены такие показатели.

Это следует из положений пунктов 4.1, 4.3, 5.1 и 5.3 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014.

При составлении Отчета о финансовых результатах, Отчета о движении денежных средств, Отчета о целевом использовании средств необходимо учесть следующее. Доходы, расходы, прибыль (убыток), поступление и использование средств целевого финансирования, денежные потоки, сформированные в бухучете в период с 1 января 2014 года до даты пересчета, необходимо перевести в рубли:

  • по официальному курсу Банка России на дату каждой операции. Так поступите при незначительном количестве операций;
  • по средней величине официальных курсов Банка России (например, с 1 января по 1 июня 2014 года указанная величина составила 3,52197). Такой механизм пересчета рационален при равномерном совершении значительного количества операций;
  • по средневзвешенной величине официальных курсов Банка России за короткие промежутки времени (например, неделю, месяц, др.). Это актуально при неравномерном совершении значительного количества операций.

Для того чтобы внести показатели доходов, расходов, прибылей (убытков), поступления и использования средств целевого финансирования, денежных потоков за 2013 год, возьмите данные украинской отчетности за 2013 год и пересчитайте в рубли в аналогичном порядке.

Это следует из положений пунктов 4.4 и 5.4 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014.

Подробнее об этом см.:

<…>

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 30.01.2015 № ГД-18-3/68:О несоответствии федеральному законодательству некоторых положений Закона г.Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период"

Вопрос


21 марта 2014 года Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон № 6-ФКЗ), который определил порядок интеграции г.Севастополя в правовую систему Российской Федерации.
Интеграция вновь принятых в состав России субъектов породила проблемы экономического и юридического характера. Для решения этих проблем до 1 января 2015 года был определён переходный период, в течение которого крымским и севастопольским субъектам хозяйствования предоставлена возможность адаптироваться к требованиям российского законодательства.
Закон № 6-ФКЗ отрегулировал применение права на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, предоставив несколько правовых механизмов, которые заложили основу для создания в г.Севастополе местного законодательства как переходного периода, так и в период после 1 января 2015 года. Так, согласно ст.23 Закона № 6-ФКЗ на территории Республики Крыма и г.Севастополя применяются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Федеральный закон может определять иной порядок правоприменения. Иной порядок, как следует из данного Закона, может предполагать применение нормативных правовых актов Автономной Республики Крым и города с особым статусом Севастополя до окончания переходного периода. Также действие нормативных правовых актов Автономной Республики Крым и города с особым статусом Севастополя может прекратиться принятием соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Хозяйствующие субъекты Севастополя столкнулись с совершенно новой правовой ситуацией, обусловленной переходным периодом и к тому же осложнённой правотворчеством вновь избранных местных законодательных органов, зачастую не ведающих, что и как творить в новом для себя правовом поле.
Отсутствие на местах грамотных специалистов в области российского права привело к постоянно изменяющемуся региональному законодательству, особенно в области налогообложения. Так, в нашем городе Закон № 2-ЗС от 18.04.2014 "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" за восемь месяцев с апреля по настоящее время претерпел шесть правок и действует в седьмой редакции (закон № 74-ЗС от 31.10.2014). Частые изменения правил в области налогообложения приводят к экономико-правовой нестабильности и отрицательно сказываются на финансовом положении предприятий.
Местные законодатели, принимая далёкие от совершенства налоговые правовые нормы, распространяют их действие на прошедшие периоды, грубо игнорируя конституционные гарантии и искусственно создавая задолженности налогоплательщиков по уплате налогов и сборов. Так, первоначальная редакция вышеупомянутого закона 2-ЗС от 18.04.2014 обязывала при операциях в украинской валюте производить перерасчёт по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации. Однако уже 11.06.2014 принятая очередная правка закона 2-ЗС от 18.04.2014 установила курс пересчёта с 01.04.2014 в размере 3,4 руб. за 1 грн. Несмотря на то, что Закон 28-ЗС от 11.06.2014 вступил в силу с 12.06.2014, его нормы направлены на регулирование правоотношений за прошедший период и наше предприятие вместо применения курса ЦБ, который на 11.06.2014 составил 2,91873 руб. за 1 грн., при уплате аренды за землю за май 2014 года вынуждено использовать курс 3,4 руб. за 1 грн. Следовательно, ранее определенная и уплаченная нами сумма арендной платы с 587157,85 руб. взросла до 678181,82 руб., т.е. на 91023,97 руб.
Вышеуказанная правовая норма Закона 28-ЗС от 11.06.2014 прямо противоречит ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации, в частях, устанавливающих, что акты налогового законодательства вступают в силу с момента их опубликования, а те из них, что каким-либо образом ухудшают положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, курс пересчёта 3,4 руб. за 1 грн., установленный Законом 28-ЗС от 11.06.2014, не может применяться к определению арендной платы за землю за май 2014 года, т.к. на тот период должен действовать курс, установленный Центральным банком Российская Федерации, что предусмотрено в Законе 2-ЗС от 18.04.2014.
Таким образом, севастопольские законодатели вместо того, чтобы создавать местным субъектам бизнеса необходимые условия для преодоления последствий разрыва ранее существовавших хозяйственных связей, которые были невольно утрачены нами в результате принятия в состав Российской Федерации новых субъектов, лишь незаконно увеличивают для предприятий налоговую нагрузку. И при этом вопросы получения разрешений, необходимых для осуществления производственной деятельности, сертификации продукции согласно российскому законодательству и другие жизненно важные для субъектов хозяйствования вопросы не разрешены.
В ответ на наши обращения в Законодательное собрание г.Севастополя относительно правового устранения незаконного введения обратной силы действия для курса пересчета 3,4 руб., за 1 грн. (исх. № 29/704 от 29.09.2014 и исх. № 29/53 от 12.11.2014) нами получена формальная отписка (от 29.10.2014), свидетельствующая о нежелании севастопольских депутатов облегчить субъектам хозяйствования вхождение в экономико-правовое поле России и устранять допущенные нарушения закона.
Вышеприведённый пример незаконного ухудшения положения налогоплательщиков в результате чрезмерной фискальной политики местных депутатов носит неединичный характер и требует законодательного урегулирования на вышестоящем уровне.
На основании вышеизложенного, с целью приведения законов г.Севастополя в соответствие с федеральным законодательством просим вас:
- обратить внимание депутатов Законодательского собрания г.Севастополя на качество принимаемых ими законов и соответствие целям переходного периода и предложить устранить допущенные при принятии законов нарушения федерального законодательства;
- выступить с законодательной инициативой установления на уровне федерального законодательства на переходный период единых правовых норм и вводимых в действие в одно время для новых субъектов Российской Федерации: Республики Крым и города федерального значения Севастополя;
- создать при Министерстве Российской Федерации по делам Крыма экспертный орган для определения соответствия Конституции России и законам Российской Федерации принимаемых на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя законов и нормативных актов до введения их в действие;
- на протяжении переходного периода законодательно установить запрет на проведение проверок хозяйствующих субъектов контролирующими органами, начисления и взыскания пеней и штрафов.

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращения по вопросу несоответствия федеральному законодательству некоторых положений Закона г.Севастополя от 18.04.2014 № 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" (далее - Закон № 2-ЗС) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
При этом согласно статье 1 Кодекса под законодательством о налогах и сборах понимается Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.
В соответствии со статьёй 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В этой связи, по мнению ФНС России, действие статьи 5 Кодекса не распространяется на нормативные правовые акты о налогах и сборах Республики Крым и города федерального значения Севастополя, принятые на основании статьи 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка