Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Банк запросил авансовые отчеты директора. Показать?

Подписка
Срочно заберите все!
№24
3 апреля 2015 7 просмотров

Наш Контрагент находиться в Латвии. Предмет договора услуги. Контрагент находиться на ОСНО. Мы на УСН. Что будет с НДС? Должны ли мы удержать НДС и выплатить контрагенту сумму, уменьшенную на этот налог, а НДС перечислить в бюджет? Являемся ли мы налоговым агентом по НДС в данной ситуации?

 Да, вы должны удерживать НДС и выплачивать контрагенту сумму, уменьшенную на этот налог, и, следовательно, удержанный НДС перечислить в бюджет. Так как в данной ситуации вы являетесь (признаетесь) налоговым агентом по НДС (абз. 2 и 5 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Подробно см. 2,4,5. Рекомендация, 3. Справочники.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке

<…>

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФ, письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:
– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558, и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212, от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10, от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Налоговые агенты

Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса Р

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация:Как определить место реализации товаров (работ, услуг)

<…>

При реализации товаров (работ, услуг) НДС нужно платить, только если реализация произошла на территории России. При реализации товаров (работ, услуг) за пределами России (на территории иностранного государства) налог не платите. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Правила определения места реализации приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ. В законодательстве установлен различный порядок определения места реализации товаров и места реализации работ (услуг).

Реализация работ или услуг

В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):

  • по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
  • по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
  • по месту деятельности покупателя работ (услуг);
  • по месту фактического оказания услуг.

При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.

По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):

  • российской организацией;
  • предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
  • представительством иностранной организации, находящимся в России.

Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).

Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России.

Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России.

Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:
– прописанный в учредительных документах;
– по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
– по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.

То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России.

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России.

Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.

Услуги иностранных организаций

Порядок определения места реализации работ (услуг) распространяется и на иностранные организации. Поэтому при заключении договора на выполнение иностранной организацией работ (услуг) выясните, есть ли у нее Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции по форме № 11-СВ-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80. Если иностранная организация не состоит на учете в налоговой инспекции и местом реализации работ (услуг) признается Россия, то НДС за нее должна перечислить российская организация, приобретающая работы (услуги). Это следует из пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

Документы, подтверждающие место реализации

Документами, подтверждающими правильность определения места реализации работ (услуг), являются:

  • договор, заключенный с российской или иностранной организацией;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: на основании каких документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг), организация может определить место их реализации для целей расчета НДС

Конкретный перечень документов, подтверждающих место реализации работ (услуг), в Налоговом кодексе РФ не определен.

К таким документам могут относиться:

  • акты приемки-передачи выполненных работ (акты об оказании услуг) или иные документы (аналогичные указанным актам), требование о составлении которых предусмотрено договором или законодательством;
  • документы, подтверждающие командирование сотрудников за рубеж;
  • копии документов, подтверждающих регистрацию иностранной организации за рубежом;
  • копии таможенных и транспортных документов, свидетельствующих о перевозке (транспортировке) грузов за рубежом;
  • документы, свидетельствующие о местонахождении движимого и недвижимого имущества за рубежом;
  • прочие документы, не вызывающие сомнений, что местом реализации работ (услуг) является территория России или иностранного государства.

Такой же позиции придерживается и Минфин России (письма Минфина России от 15 июля 2013 г. № 03-07-08/27466, от 9 февраля 2006 г. № 03-04-08/33, от 19 октября 2005 г. № 03-04-08/294 и от 11 февраля 2003 г. № 04-03-08/05).

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Справочники: Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС

<…>

Вид работ (услуг) Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если:
Прочие работы (услуги)
Передача прав требования дебиторской задолженности, вытекающей из договоров реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) Деятельность организации, передающей права требования, осуществляется на территории России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-07-08/111) Деятельность организации, передающей права требования, осуществляется на территории иностранного государства (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 17 октября 2013 г. № 03-07-15/43359)
Посреднические услуги Посредник, оказывающий услуги, осуществляет деятельность на территории России. То есть посредником является российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 18 марта 2013 г. № 03-08-05/8179, от 20 февраля 2013 г. № 03-07-08/4775, от 18 июля 2011 г. № 03-07-08/224) Посредник, оказывающий услуги, осуществляет деятельность на территории иностранного государства. То есть посредником является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 10 ноября 2010 г. № 03-07-08/307, от 31 декабря 2009 г. № 03-07-08/280, от 16 июля 2009 г. № 03-07-08/154)
Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные и маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Покупатель осуществляет деятельность в России. То есть покупателем является российская организация, российский предприниматель, гражданин, проживающий в России, или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России** (абз. 2 и 5 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе) Покупателем является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России, или иностранец, не проживающий в России (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе)
Услуги по управлению предприятием (деятельность управляющих организаций) Деятельность организации, оказывающей услуги по управлению предприятием, осуществляется на территории России (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ) Деятельность организации, оказывающей услуги по управлению предприятием, осуществляется на территории иностранного государства (подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 17 июля 2012 г. № 03-07-08/184)
Услуги по переводу технической документации Услуги оказывает организация, осуществляющая деятельность в России. То есть российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России*** (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 6 октября 2008 г. № 03-07-08/225) Услуги оказывает иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 6 октября 2008 г. № 03-07-08/225)

<…>

** Местом деятельности покупателя работ (услуг) признается Россия, если этот покупатель фактически присутствует на ее территории на основе государственной регистрации организации. Если такой регистрации нет, а также если покупателем выступает филиал или представительство – на основании места, указанного в учредительных документах, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство). Это следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Россия не признается местом реализации работ (услуг), приобретенных (оплаченных) российской организацией для использования в деятельности ее подразделения, расположенного за границей (письмо Минфина России от 10 октября 2012 г. № 03-07-08/284).

*** Местом деятельности исполнителя (работ, услуг) признается Россия, если этот исполнитель фактически присутствует на ее территории на основе государственной регистрации организации. Если такой регистрации нет, а также если исполнителем выступает филиал или представительство – на основании места, указанного в учредительных документах, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство). Это следует из положений пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

<…>

4. Рекомендация:Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

<…>

Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС (покупатели, заказчики и получатели товаров, работ, услуг), начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 21 января 2015 г. № 03-07-08/1467 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу без учета НДС (продавцы и посредники, реализующие товары, работы, услуги), начисляют налог к уплате в бюджет либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше (подп. 1 п. 1, п. 15 ст. 167 НК РФ).

Пример расчета НДС при приобретении товаров, находящихся на территории России, у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете

ООО «Альфа» приобрело у иностранной организации товары на сумму 11 800 долл. США. Иностранная организация не состоит в России на налоговом учете. При реализации таких товаров в России НДС начисляется по ставке 18 процентов. «Альфа» является налоговым агентом, поэтому обязана удержать сумму НДС из доходов иностранной организации и перечислить ее в бюджет. Перечислять НДС в бюджет нужно в общем порядке. То есть ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Сумма НДС, которую «Альфа» удерживает из доходов иностранной организации, равна:
11 800 USD ? 18/118 = 1800 USD.

Доход иностранной организации выплачен 20 января. В этот день курс доллара США (условно) составил 29,50 руб./USD. В день расчетов «Альфа»:

  • перечислила оплату за товары иностранной организации – 10 000 USD (11 800 USD – 1800 USD);
  • определила сумму НДС в рублях к оплате в федеральный бюджет – 53 100 руб. (29,50 руб./USD ? 1800 USD).

Товары были приняты к учету 24 января. В этот день курс доллара США (условно) составил 29,70 руб. Несмотря на разницу в курсах, перерасчет суммы НДС на дату принятия товаров к учету бухгалтер «Альфы» не делал.

НДС по услугам иностранных организаций

Ситуация: какую сумму НДС должна удержать организация на ОСНО при приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете. Местом реализации признается Россия. Работы (услуги) приняты к учету, но не оплачены

Удержите сумму НДС, рассчитанную по курсу Банка России на дату перечисления денег.

В бухучете входной НДС по приобретенным у иностранной организации товарам (работам, услугам) следует отражать на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по курсу Банка России, действующему на дату принятия на учет данных товаров, работ, услуг (п. 5, 6 ПБУ 3/2006, Инструкция к плану счетов).

Однако налоговую базу для расчета суммы НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента в этом случае, нужно определять по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ). Эту же сумму налога налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 января 2015 г. № 03-07-08/1467.

Значит, если на дату перечисления денег иностранной организации курс иностранной валюты изменится, сумму НДС, учтенного на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», скорректируйте.

Пример расчета НДС при приобретении услуг у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Оплата за услуги перечислена после того, как подписан акт приема-передачи оказанных услуг. Курс иностранной валюты на дату оплаты услуг вырос. Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» (заказчик) заключило с украинской организацией ООО «Юристы Украины» (исполнитель) договор на оказание юридических услуг, которые необходимы для производственной деятельности, облагаемой НДС.

Стоимость услуг по договору составляет 11 800 долл. США. Украинская организация не состоит в России на налоговом учете. Местом реализации юридических услуг является Россия (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, их стоимость облагается НДС.

Услуги были оказаны в период с 26 по 28 января. 28 января сторонами был подписан акт приема-передачи оказанных услуг. 31 января бухгалтер «Альфы» перечислил украинской организации оплату за услуги.

Сумма НДС, которую «Альфа» должна удержать из доходов украинской организации как налоговый агент, составляет 1800 долл. США (11 800 USD ? 18/118).

На дату принятия на учет услуг (т. е. на 28 января) курс доллара США (условно) составил 30,30 руб. за доллар. В этот день бухгалтер сделал такие проводки:

Дебет 26 Кредит 60
– 303 000 руб. ((11 800 USD – 1800 USD) ? 30,30 руб./USD) – отражены затраты по оказанным юридическим услугам (на основании акта приема-передачи);

Дебет 19 Кредит 60
– 54 540 руб. (1800 USD ? 30,30 руб./USD) – учтен НДС со стоимости услуг, подлежащий удержанию при выплате дохода украинской организации.

На дату оплаты услуг (т. е. на 31 января) курс доллара США (условно) составил 30,40 руб. за доллар. В этот день «Альфа» перечислила:

  • оплату за услуги украинской организации – 10 000 USD (11 800 USD – 1800 USD);
  • сумму удержанного НДС в федеральный бюджет – 54 720 руб. (30,40 руб./USD ? 1800 USD).

Так как на дату оплаты услуг официальный курс доллара США вырос, бухгалтер скорректировал сумму, отраженную на счете 19.

31 января бухгалтер «Альфы» сделал такие проводки:

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 54 720 руб. (1800 USD ? 30,40 руб./USD) – удержан НДС из суммы, подлежащей выплате украинской организации, не состоящей на налоговом учете в России;

Дебет 60 Кредит 52
– 304 000 руб. ((11 800 USD – 1800 USD) ? 30,40 руб./USD) – перечислены деньги украинской организации (за вычетом удержанного НДС);

Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. (10 000 USD ? (30,40 руб./USD – 30,30 руб./USD)) – отражена отрицательная курсовая разница;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 54 720 руб. – сумма удержанного НДС перечислена в федеральный бюджет;

Дебет 19 Кредит 60
– 180 руб. (1800 USD ? (30,40 руб./USD – 30,30 руб./USD)) – скорректирована сумма НДС, подлежащая вычету;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 54 720 руб. – НДС, удержанный из доходов, подлежащих выплате украинской организации, и перечисленный в бюджет, принят к вычету.

Ситуация: как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу

Если приобретены работы (услуги), которые по российскому законодательству не освобождены от налогообложения, НДС нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств.

При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06, от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).

Налоговой базой для расчета НДС по работам (услугам), приобретенным у иностранных организаций, является их стоимость с учетом налога. То есть определять сумму налога нужно по расчетным ставкам – 18/118 или 10/110 (п. 1 ст. 161 НК РФ). Но если в договоре это условие не отражено, НДС нужно начислить со стоимости работ (услуг) без учета налога. То есть по прямым ставкам – 18 или 10 процентов. Заплатить налог организации придется за счет собственных средств. Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 15 августа 2008 г. № 03-07-07/78, от 20 июля 2006 г. № 03-04-08/156 и от 5 августа 2005 г. № 03-04-08/215.

При расчетах с исполнителями учитывайте, что банк не примет платежное поручение на перевод оплаты иностранной компании, если одновременно с ним заказчик не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33).

Исключение составляют сделки, в которых российская организация не является налоговым агентом. Например, если территория России не признается местом реализации работ (услуг) или если работы, выполненные иностранной компанией, в России освобождены от налогообложения. При расчетах по таким сделкам банк переведет деньги иностранному исполнителю без платежного поручения на перечисление НДС в бюджет. Но вместо этой платежки в банк следует представить письменное уведомление об отсутствии у российской организации обязанности по удержанию НДС. Контролировать достоверность подобных уведомлений банки не уполномочены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 августа 2014 г. № 03-07-08/40724.

Уплата НДС в бюджет

Сумму НДС перечисляйте в бюджет в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяйте по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму НДС по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, на налоговых агентов не распространяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170.

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Например, за I квартал 2015 года – не позднее 27 апреля (25 и 26 апреля – выходные дни), 25 мая и 25 июня.

Исключение из этого правила – срок уплаты НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). При этом банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Поскольку обязанность по уплате НДС должна быть исполнена в денежной форме, порядок применения зачетов, предусмотренный пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, не применяется. То есть в счет погашения задолженности по НДС, возникшей при приобретении работ (услуг) у иностранных исполнителей, налоговый агент не может зачесть суммы имеющейся у него переплаты по другим федеральным налогам. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-231.

О возникновении обязанности по уплате НДС при аренде государственного (муниципального) имущества в случае задержек или неуплаты арендных платежей подробнее см. Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС.

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

5. Рекомендация: Как налоговому агенту принять к вычету удержанный НДС

<…>

Учет НДС при специальных налоговых режимах

Налоговые агенты, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от обязанностей плательщиков НДС, кроме уплаты НДС на таможне при ввозе импортных товаров (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому принимать к вычету суммы НДС, удержанные и перечисленные в бюджет в период применения специального налогового режима, эти организации не вправе (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

Если налоговым агентом является организация – плательщик ЕНВД или организация, которая применяет упрощенку и платит единый налог с доходов, сумма НДС, удержанная и перечисленная в бюджет, на расчет налогов не повлияет (п. 3 ст. 346.21, ст. 346.29 НК РФ).

Если налоговым агентом является организация, которая применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами, удержанную и перечисленную в бюджет сумму НДС можно:

О том, в каких случаях это возможно, см. Как учесть НДС, уплаченный поставщикам, при упрощенке.

Кроме того, учесть в расходах удержанную и перечисленную в бюджет сумму НДС можно в том случае, когда между налоговым агентом и продавцом расторгается договор или меняются его условия. Налоговую базу по единому налогу можно уменьшить при условии, что приобретенные товары (аванс) были возвращены продавцу (п. 7 ст. 170 НК РФ).

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка