Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
8 апреля 2015 82 просмотра

Должны ли выплачивать вредность за работу во вредных и тяжелых условиях, компенсацию за молоко штукатуру маляру. У нас кирпичный завод, они работают на разных строительных работах(ремонт помещений, шпаклевание, покраска, наклеивание обоев, укладка ламината)

Определить степень вредности и опасности условий труда сотрудников можно только после проведения специальной оценки условий труда (в соответствии с Законом от 28.12.2013 №426-ФЗ). Условия труда сотрудников относят к классам в зависимости от степени их вредности или опасности и предоставляют соответствующие гарантии и компенсации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Кадры

1. Рекомендация:Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда.

Вредные условия труда

Какие условия труда считаются вредными

Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

Организация может оценить вредность и опасность условий труда своих сотрудников по результатам:

Это объясняется тем, что по общему правилу результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет.

Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно в зависимости от того, результаты какой проверки условий труда используются.

1. Условия труда определены по результатам аттестации рабочих мест.

Требование определять условия труда по итогам аттестации действовало до 1 января 2014 года согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. Если после этого условия труда в организации не пересматривали, то для определения работ с вредностью можно использовать:

Указанные документы действуют в настоящее время, однако применять их нужно в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ). Аналогичную позицию высказывает Верховный суд РФ в определении от 1 ноября 2012 г. № АПЛ12-651 и решении от 14 января 2013 г. № АКПИ12-1570, а также специалисты Минтруда России в разъяснении от 13 февраля 2013 г.

2. Условия труда определены по результатам специальной оценки условий труда.

После 1 января 2014 года вредность и опасность условий труда определяют по результатам специальной оценки. В таком случае условия труда сотрудников относят к классам в зависимости от степени их вредности или опасности и предоставляют соответствующие гарантии и компенсации по действующим нормам Трудового кодекса РФ.*

Виды компенсаций

Какие компенсации положены сотруднику за работу во вредных и опасных условиях труда

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • оплата труда в повышенном размере;
  • выдача молока и лечебно-профилактического питания.

Сокращенная продолжительность рабочего времени в общем случае составляет не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе) при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах сотрудников отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору. И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами. Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов – при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов – при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях. При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки. Если дополнительный отпуск превышает минимальную продолжительность в семь календарных дней, то дни превышения могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми и межотраслевыми соглашениями, а также коллективными договорами.

Оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливают в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретный порядок повышения работодатель устанавливает самостоятельно с учетом представительного органа работников в трудовом или коллективном договоре или в локальном акте в порядке, предусмотренном в статье 372 Трудового кодекса РФ.

Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н, нормы профилактического питания – в приложении 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н.

Это следует из статьи 92, части 3 статьи 94, статей 117, 146, 147, 222 Трудового кодекса РФ.*

Как внести изменения в трудовой договор сотрудника, если по результатам оценки труда на его рабочем месте вредные и опасные условия труда не выявлены

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

Работодатель обязан в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда. По ее результатам определяется работа сотрудника в опасных и вредных условиях труда, а также решается вопрос об установлении компенсаций (ст. 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Исходя из изложенного в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами спецоценки, компенсации за вредные условия труда сотрудникам не устанавливаются, а ранее установленные подлежат отмене (разъяснение Минтруда России от 13 февраля 2013 г.).

Поскольку характеристика условий труда, размер оплаты, продолжительность рабочего времени и отпуска являются условиями трудового договора, приведение условий труда к нормальным (оптимальными или допустимым) требует заключения дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

Если сотрудник отказывается от заключения дополнительного соглашения, отменяющего компенсации, работодатель вправе выступить с инициативой одностороннего изменения указанных условий, предупредив сотрудника не менее чем за два месяца, поскольку их отмена вызвана объективным изменением организационных и технологических условий труда, что подтверждают материалы специальной оценки (ст. 74 ТК РФ). Если сотрудник не согласится с изменением и в этом случае и его нельзя перевести на другую работу, работодатель по истечении двух месяцев вправе расторгнуть с ним трудовой договор (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Как внести изменения в трудовой договор сотрудника, если по результатам специальной оценки на его рабочем месте выявлены вредные или опасные условия труда

Необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и закрепить в нем дополнительные гарантии.

Если по результатам проведенной специальной оценки на рабочем месте сотрудника выявлены вредные или опасные условия труда, то работодатель обязан предоставить ему предусмотренные законодательством гарантии и компенсации (ст. 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Такие гарантии и компенсации относятся к обязательным условиям трудового договора, что влечет необходимость заключения дополнительного соглашения к договору, где будут прописаны все эти гарантии (абз. 7 ч. 2 ст. 57, ст. 72 ТК РФ).

Если за работу во вредных или опасных условиях сотруднику полагаются среди прочего оплата труда в повышенном размере и дополнительный оплачиваемый отпуск, то, помимо дополнительного соглашения, издайте приказ об изменении условий договора в произвольной форме.

Оформить дополнительные соглашения с сотрудниками, на чьих местах выявлена вредность, и распространить действия таких соглашений нужно с даты утверждения отчета о специальной оценке. Дата утверждения отчета свидетельствует о завершении спецоценки, и именно с этой даты следует применять и ее результаты. На это указывают и специалисты Минтруда России в письме от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579.

Положена ли сотруднику льготная пенсия и иные компенсации, если его должность входит в перечень профессий с вредными условиями труда. По результатам специальной оценки условий труда вредные условия труда на рабочем месте сотрудника не выявлены

Нет, такому сотруднику не положена льготная пенсия и иные компенсации за вредность.

Перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию, приведен в таблице. Время работы сотрудника по таким профессиям и должностям можно включить в стаж для назначения льготной пенсии, только если на его рабочем месте выявлен вредный или опасный класс условий труда по результатам специальной оценки. Поэтому если рабочему месту сотрудника не присвоен вредный или опасный класс, то и право на льготную пенсию он утрачивает. Это следует из пункта 3 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, пункта 6 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Право на получение иных компенсаций за вредность также зависит от наличия вредных или опасных условий труда на рабочем месте сотрудника. Поэтому если по результатам специальной оценки условия труда сотрудника не признаны вредными или опасными, то он утрачивает право на иные компенсации за вредность, в частности: оплату труда в повышенном размере, дополнительный отпуск, выдачу молока, лечебно-профилактического питания и т. п. Это следует из статей 117, 147, 222 Трудового кодекса РФ и статьи 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Таким образом, чтобы предоставить сотруднику, работающему по должности, которая входит в перечень профессий с вредными условиями труда, досрочную пенсию и иные компенсации за вредность, нужно, чтобы условия его труда были признаны вредными или опасными по результатам специальной оценки.

Нужно ли сокращать рабочее время сотруднику, который периодически совмещает работу с вредными условиями труда. На основной работе вредных условий нет

Да, нужно.

При совмещении должностей (профессий) у сотрудника появляются дополнительные обязанности и изменяется трудовая функция. При этом он имеет право на предоставление льгот и гарантий, предусмотренных по совмещаемой работе. Поэтому если сотрудник в рамках совмещения занят на работах с вредными условиями труда, то он вправе претендовать на сокращенную продолжительность рабочего времени по такой работе в общем случае не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ).

Поскольку приведенная норма не связывает предоставление гарантий с периодом работы во вредных условиях в течение рабочего дня: полный день или только его часть, а работа на условиях совмещения по правилам статьи 60.2 Трудового кодекса РФ проводится в то же время, что и основная работа, то время работы сотруднику, который периодически совмещает работу с вредными условиями труда, необходимо сократить в общем порядке. Таким образом, продолжительность рабочей недели такого сотрудника в общем случае должна составлять не более 36 часов.

Можно ли сотрудникам с вредными условиями труда установить гарантии и компенсации с учетом действующего законодательства без проведения спецоценки. В организации до 2014 года была проведена аттестация рабочих мест, и сотрудники продолжают получать гарантии и компенсации в соответствии с ранее действовавшим порядком

Нет, нельзя.

До вступления в силу с 2014 года норм законодательства о проведении специальной оценки условий труда, а также нового порядка предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях сотрудникам с «вредностью» предоставляли гарантии и компенсации по результатам аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

В настоящее время результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, действительны, и их можно использовать в общем случае в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если по состоянию на 1 января 2014 года работодатель в соответствии с ранее действовавшим порядком уже предоставлял сотрудникам компенсации за работу во вредных условиях, то порядок, условия и размеры таких компенсаций не могут быть изменены произвольно без проведения спецоценки (п. 3 ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ).

Таким образом, виды и размеры гарантий и компенсаций, предоставляемые «сотрудникам-вредникам» в соответствии с результатами аттестации, необходимо сохранить до получения новой информации об условиях труда на рабочих местах по результатам специальной оценки. При желании работодатель может провести спецоценку досрочно, то есть до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации, и на основании полученных результатов пересмотреть гарантии в соответствии с новым порядком. Это предусмотрено в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 12 информации от 29 октября 2014 г.*

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Рекомендация:Как провести специальную оценку условий труда.

Необходимость спецоценки

Для чего нужна специальная оценка условий труда

Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель (за исключением федеральных учреждений) должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ч. 3 ст. 226 ТК РФ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н.

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Наглядно порядок проведения специальной оценки представлен на схеме.*

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест, поэтому с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах нужно исключительно в форме специальной оценки, а не аттестации. На это обращает внимание и Минтруд России в письме от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Результаты специальной оценки условий труда применяют для:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • информирования сотрудников об условиях труда на рабочих местах, существующем риске повреждения их здоровья, мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса или подкласса условий труда на рабочем месте;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
  • организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;
  • расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • иных целей, предусмотренных российским законодательством.

Это предусмотрено в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.*

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 14 мая 2014 г. № 33-1220-2014). Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку, в том числе при создании новых рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г.

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика. Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создаются

Да, нужно.

Объясняется это тем, что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. Этот перечень закрытый. При этом оценку условий труда сотрудников, не названных в перечне, должны проводить все работодатели, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Не проведя спецоценку таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить административная ответственность.

Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, которые имеют право проводить данные процедуры.

Нужно ли организациям, расположенным в Республике Крым и г. Севастополе, после своей перерегистрации проводить спецоценку условий труда в соответствии с российским законодательством, если до вступления в состав России у них была проведена аттестация рабочих мест по украинскому законодательству

Ответ на данный вопрос зависит от ряда обстоятельств.

Результаты аттестации, проведенной по украинским правилам, будут действительны для целей российской спецоценки по общему правилу в течение пяти лет после ее завершения. При этом если срок действия украинской аттестации закончился в период с 17 апреля по 31 декабря 2014 года включительно, тогда ее результаты будут действительны до 1 января 2016 года. Для сохранения результатов аттестации также должны отсутствовать основания для проведения внеплановой спецоценки. Это предусмотрено в пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ.

Следует учесть, что если организации, расположенные в Крыму или г. Севастополе, не проводили аттестацию рабочих мест своих сотрудников по украинскому законодательству, то с 1 января 2015 года в отношении таких рабочих мест необходимо будет провести специальную оценку условий труда (п. 4 ст. 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ).

Таким образом, организация, расположенная в Крыму или г. Севастополе, после перерегистрации должна будет провести специальную оценку в соответствии с российским законодательством, только если:

  • после аттестации, проведенной по украинским правилам, прошло более пяти лет;
  • необходимо провести внеплановую спецоценку;
  • аттестация рабочих мест по украинскому законодательству не проводилась.

Это следует из положений пунктов статьи 4 Закона от 14 октября 2014 г. № 299-ФЗ.

Случаи, когда спецоценка не нужна

Нужно ли проводить специальную оценку труда надомных и дистанционных сотрудников

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

  • надомных сотрудников;
  • дистанционных сотрудников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля 2014 г. № 17-03-14/05-4188.

Участники специальной оценки

Кто проводит специальную оценку условий труда

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;
  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей;
  • врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Организация, которая осуществляет специальную оценку, исследования и измерения вредных и опасных факторов на рабочих местах сотрудников организации, может проводить их:

  • самостоятельно, если ее испытательная лаборатория (центр) имеет соответствующую аккредитацию;
  • с привлечением по гражданско-правовому договору испытательных лабораторий и центров, аккредитованных в установленном порядке.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению спецоценки, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению оценки установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.

Следует отметить, что организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. При этом организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает уже в 2014 году, вправе проводить специальную оценку до 31 декабря 2014 года включительно без учета новых требований к организациям-оценщикам.

Об этом сказано в статьях 19 и 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Кто обязан проводить спецоценку, если работодатель арендует площадь с рабочими местами для сотрудников

Организовать проведение спецоценки должен работодатель, даже если он арендует площадь с рабочими местами для своих сотрудников.

Действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению и финансированию проведения спецоценки именно на работодателя (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Для непосредственного проведения спецоценки работодатель привлекает специализированную организацию, отвечающую установленным законом требованиям (ст. 19, 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

При этом не имеет значения, на основании какого права работодатель использует «рабочие площади»: права собственности или временного пользования, то есть аренды. Это следует из анализа положений статьи 212 Трудового кодекса РФ, а также статей 4, 8, 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Таким образом, любой работодатель обязан провести спецоценку условий труда своих сотрудников независимо от того, является он собственником или арендатором «рабочих площадей».

За непроведение спецоценки работодатель может быть привлечен к административной ответственности (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Кто может быть экспертом в организации, которая проводит спецоценку

В качестве экспертов в организации, которая проводит специальную оценку условий труда, допускают лиц, прошедших аттестацию на право выполнения работ по спецоценке и имеющих сертификат эксперта.

Чтобы получить сертификат эксперта, необходимо иметь:

  • высшее образование;
  • дополнительное профессиональное образование, программа которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
  • опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Такой порядок предусмотрен в статье 20 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и порядок формирования реестра экспертов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н.*

Начало оценки

Какие документы нужно оформить для проведения специальной оценки условий труда

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель:

  • образует специальную комиссию;
  • утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

В общем случае в состав комиссии должны войти:

  • представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

Если работодатель отнесен к субъектам малого предпринимательства, то в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

  • руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
  • другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.

Ограничений по количеству членов комиссии в законодательстве не установлено, при этом их число должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом.

В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием аналогичных рабочих мест.

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.*

Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест при проведении спецоценки: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию

Законодательством этот вопрос не урегулирован.

Вместе с тем, лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа нужно считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест. Однако окончательное решение об этом должна принять комиссия по проведению спецоценки.

Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель спецоценки – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывают производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. То есть идентификация вредных и (или) опасных факторов предполагает присутствие человека на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Но, вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то придется проводить внеплановую спецоценку, когда на данные вакансии будут приняты сотрудники. Поэтому решить, включать в общее число для спецоценки те или иные рабочие места, должна в каждом конкретном случае специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируют принять сотрудников, то имеет смысл включить их в число мест для спецоценки.

Можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях. Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.

Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность всех факторов, указанных в статье 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Как формировать комиссию по проведению специальной оценки, если в организации всего один сотрудник

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций и предпринимателей, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Например, если предприниматель работает в одиночку и у него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Поскольку сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

Вместе с тем, если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем, а значит, у него появляется обязанность проводить специальную оценку, если этот сотрудник не подпадает под список исключений, например, является дистанционным сотрудником. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, который работает на условиях найма (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). В таком случае он и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Поскольку минимальное число участников комиссии законом не установлено. Оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество (п. 1 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). В ситуации, когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК РФ).

Таким образом, если сотрудников у предпринимателя нет, то создавать комиссию не нужно, поскольку в таком случае нет обязанности проводить специальную оценку условий труда. Вместе с тем, если в штате у предпринимателя или организации есть хотя бы один сотрудник, то необходимо создать комиссию для проведения спецоценки. При этом количество членов комиссии должно быть нечетным. Поэтому если в штате три сотрудника, то рекомендуется их всех включить в состав комиссии исходя из общих правил формирования разного рода комиссий, а если два – то только одного.

Совет редактора: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник.

Поскольку комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, рекомендуем все же издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии, даже если она состоит из одного человека.

Следует учесть, что если для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то они также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Порядок проведения оценки

Что включает в себя специальная оценка условий труда

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой, изложенной в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения оценки. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения спецоценки в таких исключительных случаях Минтруд России пока разрабатывает.

Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством, например, в тех случаях, когда требуется проведение внеплановой проверки. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.

Исследования и измерения фактических значений вредных и опасных производственных факторов осуществляет испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, которая проводит специальную оценку условий труда. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая специальную оценку условий труда, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов оформляют протоколами в отношении каждого из этих вредных и опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.

По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к классам (подклассам) условий труда.

Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице.*

Классы вредности и опасности

К каким классам могут быть отнесены рабочие места сотрудников по результатам специальной оценки условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1 класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2 класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3 класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4 класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь в 3 классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Об этом говорится в статье 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.*

Отчет об оценке

Как оформляют итоги специальной оценки условий труда

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включает следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;

  • протоколы проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают только следующую информацию:

  • сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась оценка. Сделать это нужно под подпись и в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.

Помимо этого сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать данные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государственной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда, а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения итогового отчета о результатах оценки.

Такой порядок предусмотрен в статье 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения даны в письме Минтруда России от 21 марта 2014 г. № 15-1/В-298.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. При этом их решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда.

Об этом сказано в статье 26 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подлежат декларированию, передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Порядок передачи сведений о результатах проведения спецоценки в Роструд утвержден приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н.

Организация, которая проводила специальную оценку, должна включить в состав передаваемых сведений следующую информацию:

  • реквизиты работодателя;
  • реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
  • количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка;
  • распределение рабочих мест по классам и подклассам условий труда;
  • индивидуальный номер каждого рабочего места;
  • код профессии сотрудников, занятых на каждом рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • численность сотрудников, занятых на каждом рабочем месте;
  • класс и подкласс условий труда на каждом рабочем месте;
  • основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости.

Такой порядок приведен в пункте 3 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н.

Сведения о результатах спецоценки организация, которая ее проводила, должна передать в Роструд в течение 10 рабочих дней с даты утверждения отчета. Указанные сведения нужно передать лично на бумажных носителях или в электронном виде через официальный сайт Роструда.

Такие правила установлены в пункте 2 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 3 июля 2014 г. № 436н.*

Нужно ли указывать доплату за работу в ночное время в качестве компенсации в карте спецоценки условий труда

Нет, не нужно.

По результатам специальной оценки условий труда оформляют карту оценки, которая содержит сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретном рабочем месте, а также информацию о положенных гарантиях и компенсациях (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Работа в ночное время подлежит оплате в повышенном размере независимо от итогов специальной оценки. Порядок оплаты работы в ночное время фиксируют во внутренних документах, например, в локальном нормативном акте, трудовом или коллективном договоре. Об этом говорится в статье 154 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, надбавку за работу в ночное время не нужно указывать в карте специальной оценки условий труда, поскольку такую доплату сотрудник получает независимо от условий труда.

Декларация соответствия

Как задекларировать соответствие условий труда на рабочих местах нормативным требованиям

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, организация подает в трудовую инспекцию по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 1 ст. 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, письмо Минтруда России от 17 сентября 2014 г. № 15-1/В-1157).

Форма и порядок подачи такой декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.*

Декларация соответствия состоит из двух частей. Первую часть заполняет работодатель, вторую – территориальный орган Роструда.

Организации в декларации необходимо указать:

  • реквизиты работодателя;
  • реквизиты организации, которая проводила спецоценку;
  • перечень рабочих мест, на которых не выявлены вредные или опасные производственные факторы;
  • дату ее составления.

При этом в декларации необходимо указать полное наименование организации, а также ее фактический адрес в соответствии с уставными документами.

Наименование должности или профессии сотрудников, занятых на декларируемом рабочем месте, а также их численность указывают согласно карте специальной оценки условий труда данного рабочего места.

Индивидуальный номер рабочего места нужно указать в соответствии с первой графой перечня рабочих мест, на которых проводилась спецоценка. При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест указывают их порядковые номера с добавлением прописной буквы А в соответствии с данными четвертой графы перечня.

При этом перечень и карта специальной оценки условий труда являются частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При заполнении строки «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» нужно указать фамилию и инициалы эксперта организации, проводившей спецоценку, который выполнил идентификацию потенциально вредных или опасных производственных факторов на декларируемом рабочем месте, а также дату и номер заключения этого эксперта, на основании которого принято решение о декларировании.

Такие разъяснения о порядке заполнения декларации содержит письмо Минтруда России от 23 июня 2014 г. № 15-1/В-724.

Декларацию нужно подписать у руководителя организации и заверить печатью.

Далее направьте ее в местную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

Передать декларацию можно одним из трех способов:

  • лично принести в инспекцию. При этом при себе уполномоченное лицо должно иметь доверенность на право представления декларации;
  • отправить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • отправить в электронном виде через официальный сайт Роструда.

Территориальный орган Роструда может не принять декларацию только в случае ее несоответствия установленной форме. Отказ в принятии декларации по иным основаниям неправомерен.

Такой порядок предусмотрен в пунктах 2–7 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В случае если в период действия декларации с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц или у него выявлено профзаболевание, причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места данная декларация прекращает свое действие и организация должна провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Решение о прекращении действия декларации соответствия нормативным требованиям охраны труда принимает трудовая инспекция по местонахождению организации. Запись о таком решении вносят в специальный реестр деклараций не позднее 10 календарных дней с момента наступления несчастного случая на рабочем месте или выявления профзаболевания с учетом вышеназванных условий.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев и профзаболеваний срок ее действия считается продленным на следующие пять лет.

Об этом говорится в статьях 11, 18 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и пункте 10 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Нужно ли оформлять декларацию соответствия, если по результатам спецоценки на рабочем месте установлены оптимальные или допустимые условия

Нет, не нужно.

Декларацию соответствия оформляют только в отношении тех рабочих мест, на которых по результатам идентификации вредные или опасные производственные факторы не выявлены (п. 1 ст. 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если же в ходе оценки идентифицированы вредные или опасные производственные факторы, то они подлежат соответствующим исследованиям и измерениям. По результатам таких исследований и измерений эксперт, который проводит спецоценку, относит условия труда на рабочем месте к соответствующему классу или подклассу (п. 1 и 8 ст. 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Таким образом, даже если на рабочем месте установлен 1-й или 2-й класс условий труда – оптимальные или допустимые, – то это свидетельствует о том, что на этом рабочем месте все-таки были выявлены вредные или опасные производственные факторы, однако их воздействие не превышает нормативы. При таких обстоятельствах подача декларации в отношении рабочих мест, на которых выявлены вредные и опасные условия, в том числе допустимые и оптимальные, уже невозможна.

Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письме от 17 сентября 2014 г. № 15-1/В-1157.

Нужно ли проводить спецоценку условий труда по истечении срока действия декларации, если в течение срока ее действия выявлено профзаболевание на тех рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых

Нет, не нужно.

Декларацию соответствия условий труда оформляют в отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации не выявлены вредные или опасные факторы (п. 1 ст. 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если в период действия декларации у сотрудника, занятого на задекларированном рабочем месте, выявлено профзаболевание из-за воздействия на него вредных или опасных производственных факторов, то в отношении такого рабочего места декларация прекращает свое действие и организация проводит внеплановую спецоценку (п. 5 ст. 11 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если же профзаболевание было выявлено на незадекларированном рабочем месте, то проводить внеплановую спецоценку не нужно, а срок действия декларации соответствия условий труда считается продленным на пять лет (п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 3 информации от 29 октября 2014 г.

Внеплановая оценка

В каких случаях проводят внеплановую оценку условий труда

По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения работодателем соответствующего предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями законодательства о порядке проведения спецоценки;

изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличия мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев в том же порядке, что и плановую.

Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Нужно ли проводить внеплановую спецоценку и менять карту оценки условий труда на рабочем месте, если после ее проведения на оцененное рабочее место принят сотрудник другого пола

Нет, не нужно.

Карта специальной оценки условий труда перестает действовать и организация должна провести внеплановую спецоценку только в определенных законом случаях. Например, если работодатель провел мероприятия по улучшению условий труда или стал применять другие средства индивидуальной защиты.

Прием на работу сотрудника другого пола не является основанием для проведения внеплановой спецоценки. Поэтому на практике в такой ситуации карту специальной оценки условий труда следует оставить без изменений и ознакомить с ней вновь принятого сотрудника под подпись.

Такой вывод следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Государственная экспертиза условий труда

Как проводят государственную экспертизу условий труда

Государственную экспертизу условий труда проводят с целью оценки:

  • качества проведения специальной оценки условий труда;
  • правильности предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • фактических условий труда сотрудников.

Государственную экспертизу условий труда проводят Роструд и региональные органы исполнительной власти в области охраны труда.

Порядок проведения экспертизы качества спецоценки утвержден приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Основанием для проведения госэкспертизы условий труда являются:

  • заявление сотрудника, профессионального союза, объединения профессиональных союзов и иного представительного органа сотрудников, работодателя, объединения работодателей, органов исполнительной власти;
  • представления трудовых инспекций в рамках проверок за соблюдением требований законодательства о специальной оценке;
  • обращения органов исполнительной власти и ФСС России;
  • обращения иных страховщиков – при экспертизе качества проведения специальной оценки;
  • определения судебных органов.

При этом если заявителем выступает сотрудник, то экспертизу проводят только в отношении условий труда на его рабочем месте.

Это предусмотрено в пунктах 1–4 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Региональные органы исполнительной власти в области охраны труда проводят экспертизу качества спецоценки на бесплатной основе, если основанием экспертизы выступают: обращения органов исполнительной власти, судебные определения и представления трудовых инспекций. В остальных случаях экспертизу качества спецоценки проводят на платной основе за счет средств заявителя.

Если в ходе экспертизы возникает необходимость в исследовании и измерении вредных или опасных производственных факторов, то их проводят за счет средств заявителя или органа государственной экспертизы, если заявителем выступает орган исполнительной власти. Если же государственная экспертиза инициирована по представлению трудовой инспекции, то исследования и измерения проводят за счет средств федерального бюджета. Об этом говорится в пунктах 5–6 и 28 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Заявление о проведении госэкспертизы должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование заявителя – юридического лица или Ф. И. О. заявителя – физического лица;
  • почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты – при наличии;
  • наименование объекта экспертизы;
  • сведения о ранее проведенных экспертизах условий труда – при наличии таковых;
  • сведения об оплате экспертизы, проводимой на платной основе.

Если экспертиза касается условий труда на рабочем месте, то в заявлении следует также указать: индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии или должности сотрудника, занятого на таком рабочем месте, структурное подразделение работодателя – при наличии такового.

Если объектом экспертизы является качество специальной оценки, то в заявлении нужно дополнительно указать сведения об организации, которая проводила спецоценку.

Если об экспертизе качества спецоценки заявляет работодатель, то к заявлению следует приложить следующие документы:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • предписания трудовых инспекций об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.
  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
  • трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые содержат обязательства работодателя по соблюдению прав сотрудников на безопасные условия труда и на гарантии за вредные условия труда;
  • положение о системе оплаты труда – при наличии;
  • локальные акты, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых гарантий за работу во вредных условиях, в том числе дополнительного отпуска, сокращенного рабочего времени, повышенной оплаты труда;
  • список сотрудников, которые обязаны проходить периодический или предварительный медицинский осмотр;
  • копию заключительного акта о результатах проведенных за последний год периодических медицинских осмотров.
  • отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • иные документы, содержащие результаты исследований и измерений вредных или опасных производственных факторов – при наличии;
  • трудовые и коллективные договоры, а также локальные акты, которые устанавливают условия труда сотрудников, включая режимы труда и отдыха;
  • предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Ростехнадзора и его территориальных органов об устранении нарушений, выявленных в ходе соответствующих проверок.

Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены или направлены заявителем:

  • лично на бумажных носителях;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде через Интернет.

Такие правила предусмотрены в пунктах 11–12 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы основания для ее проведения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 60 рабочих дней, например, при необходимости получения дополнительной документации и материалов для проведения экспертизы (п. 18 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н).

По результатам экспертизы госэксперт или экспертная комиссия составляют проект заключения госэкспертизы. В зависимости от объекта экспертизы в проекте заключения указывают один из следующих выводов:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда;
  • об обоснованности предоставления или непредоставления, а также объемов предоставляемых гарантий и компенсаций за вредные или опасные условия труда;
  • о соответствии фактических условий труда сотрудников нормативным требованиям охраны труда.
  • выдают на руки заявителю или его полномочному представителю либо направляют заявителю почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • направляют в судебный орган или трудовую инспекцию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если работодатель не был заявителем проведения экспертизы, то ему направляют копию заключения госэкспертизы. Также копию заключения направляют в организацию, которая проводила спецоценку, если экспертиза касалась оценки ее качества.

Это предусмотрено в пунктах 32, 34–35, 37, 39 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы рассматривают:

  • Минтруд России, если объектом экспертизы была оценка качества спецоценки;
  • судебные органы или вышестоящий орган власти в досудебном порядке, если объектом экспертизы была оценка фактических условий труда или правильности предоставления гарантий и компенсаций сотрудникам с вредными условиями труда.

Это предусмотрено в пунктах 44–45 Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н.

Ответственность

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки условий труда

Внимание: нарушение порядка проведения специальной оценки влечет административную ответственность:
– для организации – штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб.;
– для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.

Это предусмотрено в части 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За повторное нарушение порядка проведения специальной оценки предусмотрены следующие административные наказания:

  • для организации – штраф в размере от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц организации (в частности, руководителя) – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Об этом сказано в части 5 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.*

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

08.04.2015г.

С уважением,

Кристина Аладышева, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка