Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 апреля 2015 18 просмотров

В 2006г. частное предприятие (далее ЧП), АР Крым заключило договор аренды государственного имущества с Фондом имущества АР Крым. Согласно условиям договора 50% арендной платы ЧП перечисляло в бюджет г. Симферополя(АР Крым) и 50% балансодержателю ГУ Отделенческой клинической больнице ст. Симферополь ГП « Приднепровской железной дороги». НДС на полную сумму арендной платы перечислялся балансодержателю.В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03.2014г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» ЧП перерегистрировано в соответствии с условиями законодательства Российской Федерации 01.10.2014г. на ООО, балансодержатель ГУ Отделенческая клиническая больница ст. Симферополь ГП « Приднепровской железной дороги» перерегистрировано в 2015г., наименование в настоящее время -ГБУ здравоохранения Республики Крым Симферопольская клиническая больница.Договор аренды государственного имущества за период с 01.10.2014г.по март 2015г. не перезаключался.Является ли ООО налоговым агентом по НДС с 01.10.2014г.по действующему договору аренды государственного имущества и куда перечислять НДС от арендной платы- в бюджет или ГБУ здравоохранения Республики Крым Симферопольской клинической больнице?

Если договор заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления, то Вы являетесь налоговым агентом по НДС, соответственно, налог в полной сумме перечисляете в бюджет. По российскому законодательству налоговый агент не может перечислять, удерживаемый НДС, третьему лицу – то есть балансодержателю

Если же Вы перезаключите договор, согласно которому арендодателем будет ГБУ, то налоговым агентом Вы не будете, НДС будет перечислять в бюджет само ГБУ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.*

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, суммуНДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен вопределении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869АМосковского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС(подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента поНДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 10.05.2012 № 03-07-11/140

«Вопрос ООО заключило договор аренды нежилого помещения с государственным бюджетным общеобразовательным учреждением центра образования. На ком в данном случае лежит обязанность налогового агента по НДС?

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании бюджетными учреждениями услуг по предоставлению в аренду государственного недвижимого имущества, закрепленного за этими учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Пунктом 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации(далее - Кодекс) установлен особый порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. Так, в соответствии с данным порядком исчислять и уплачивать в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость обязаны арендаторы такого имущества.

В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость главой 21 Кодекса не предусмотрено. Поэтому при оказании организацией, в том числе бюджетным учреждением, услуг по предоставлению в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за ней на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация.*

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка