Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 апреля 2015 180 просмотров

Вновь созданная компания подала единую упрощенную декларацию в налоговый орган с нарушением сроков, т.е. после 20 апреля, но до 27 апреля. В декларации были учтены два налога - налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Правильно ли мы понимаем, что в данной ситуации компании начислят штраф за каждый налог, т.е. 2000 руб. несмотря на то, что по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль срок подачи декларации не истек? Можно ли снизить штраф подав 28 апреля единую упрощенную декларацию с корректировкой (оставив в ней только налог на добавленную стоимость) и одновременно нулевую декларацию по налогу на прибыль?

Да, за несвоевременную подачу упрощенной декларации штрафы взимаются по каждому налогу, который в ней указан (письмо Минфина России от 26 ноября 2007 г. № 03-02-07/2-190).

Размер штрафа по статье 119 Налогового кодекса РФ составляет 5 процентов от суммы налога, которая должна быть уплачена по декларации, при этом общая сумма штрафа за весь период опоздания меньше 1000 руб. Поскольку в единой упрощенной декларации отсутствуют суммы налогов к уплате в бюджет, размер штрафа, который может быть взыскан за несвоевременное представление такой декларации, составляет 1000 руб. (по каждому налог, включенному в отчетность). Таким образом, действительно, за опоздание с подачей единой упрощенной декларации, в которой заявлены 2 налога (НДС и налог на прибыль), штраф составит 2000 р.

Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) единой (упрощенной) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Применение единой (упрощенной) налоговой декларации – это право, а не обязанность организации, поэтому организации могут сдавать вместо нее «нулевые» декларации по каждому из налогов.

Подавать уточненные налоговые декларации следует при выявлении ошибок в отчетности, т. е. при их наличии организация вправе подать уточненную упрощенную декларацию.

Если уточненная декларация сдана до окончания камеральной проверки первичной декларации, все действия инспекции в отношении первичной декларации прекращаются. В этом случае налоговая инспекция обязана начать новую камеральную проверку на основе уточненной декларации. Такой порядок предусмотрен пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

То есть в этом случае есть возможность сократить размер штрафа до 1000 р. (за 1 налог).

Если камеральная проверка первичной декларации была закончена на момент подачи уточненной декларации, сократить размер штрафа не удастся – если инспекция исследовала упрощенную декларацию, в которой заявлены НДС и налог на прибыль, ответственность за ее несвоевременную подачу также будет рассчитываться с учетом двух налогов.

Также важно отметить, что подача уточненной декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку (абзац 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как составить и сдать единую (упрощенную) налоговую декларацию

Право на упрощенную декларацию

Единую (упрощенную) налоговую декларацию могут сдавать организации и предприниматели, если в течение отчетного (налогового) периода у них одновременно:

  • не было движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе;
  • не возникало объектов налогообложения по тем налогам, плательщиками которых они признаются.

Это следует из положений пункта 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 24 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-561от 23 ноября 2007 г. № 03-02-08/15.

Сведения об НДС можно вписать в единую (упрощенную) декларацию при соблюдении еще одного дополнительного условия – отсутствие каких либо операций, которые должны отражаться в декларации по НДС. Это связано с тем, что в декларации по НДС отражаются в том числе и операции, которые не являются объектом налогообложения. Например, операции по продаже товаров (работ, услуг), местом реализации которых Россия не признается, отражаются в разделе 7 декларации по НДС. Такой вывод следует из абзаца 4 пункта 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558, и подтверждается письмами Минфина России от 10 марта 2010 г. № 03-07-08/64 и ФНС России от 16 апреля 2008 г. № ШС-6-3/288.

Ситуация: можно ли представить единую декларацию, если в отчетном периоде не было никаких объектов налогообложения. В I квартале организация перечислила в бюджет налог на имущество за прошлый год

Нет, нельзя.

Одним из условий подачи единой (упрощенной) декларации является отсутствие какого-либо движения денежных средств на расчетных счетах и в кассе организации (абз. 2 п. 2 ст. 80 НК РФ). Невыполнение этого условия по любым причинам (уплата налогов, поступление и возврат ошибочно поступивших сумм, оплата взносов в уставный капитал в денежной форме и т. п.) автоматически лишает организацию права на подачу единой (упрощенной) декларации. В этом случае при отсутствии объектов обложения одним или несколькими налогами следует подавать «нулевые» налоговые декларации по каждому из них. Такой вывод подтверждается письмами Минфина России от 24 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-561 и ФНС России от 31 июля 2012 г. № ЕД-3-3/2683.

<…>

Срок подачи

Периодичность подачи единой (упрощенной) декларации – поквартальная. Декларацию нужно представить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом*. Сдать единую (упрощенную) декларацию нужно в налоговую инспекцию по местонахождению организации или местожительству предпринимателя. Такой порядок установлен в пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за несвоевременную подачу

Внимание: несвоевременная подача единой (упрощенной) налоговой декларации является правонарушением (ст. 106 НК РФст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

За несвоевременную подачу упрощенной декларации штрафы взимаются по каждому налогу, который в ней указан. При этом штрафы нужно перечислять в бюджет по разным КБК. Об этом сказано в письме Минфина России от 26 ноября 2007 г. № 03-02-07/2-190.

Размер штрафа по статье 119 Налогового кодекса РФ составляет 5 процентов от суммы налога, которая должна быть уплачена по декларации, но которая не была перечислена в бюджет в установленный срок. При этом общая сумма штрафа за весь период опоздания не может быть больше 30 процентов от суммы налога по декларации и меньше 1000 руб. Поскольку в единой упрощенной декларации отсутствуют суммы налогов к уплате в бюджет, размер штрафа, который может быть взыскан за несвоевременное представление такой декларации, составляет 1000 руб. (по каждому налог, включенному в отчетность)

Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) единой (упрощенной) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).*

Единая декларация вместо «нулевых»

Ситуация: может ли налоговая инспекция требовать от организации представить единую (упрощенную) налоговую декларацию вместо нулевых налоговых деклараций по каждому налогу

Нет, не может.

Для применения единой (упрощенной) налоговой декларации существует ряд ограничений, которые установлены пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса РФ. На момент сдачи отчетности только сама организация знает, выполняются все эти ограничения или нет. Поэтому она и решает, сдавать ли декларацию по единой (упрощенной) форме или нет. Ведь если потом налоговая инспекция придет с проверкой и обнаружит, что организация не имела права отчитываться по единой (упрощенной) форме, ее оштрафуют за неподачу декларации по статье 119 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, применение единой (упрощенной) налоговой декларации – это право, а не обязанность организации. То есть организации могут сдавать вместо нее «нулевые» декларации по каждому из налогов.*

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация:Как сдать уточненную налоговую декларацию

Корректировка налоговых обязательств

По общему правилу уточненные налоговые декларации следует сдавать за те периоды, в которых были допущены ошибки, исказившие налоговую базу. Если определить эти периоды невозможно, нужно скорректировать налоговые обязательства периода, в котором ошибка была обнаружена. Кроме того, в периоде обнаружения ошибки можно корректировать налоговые обязательства, если ошибка повлекла за собой переплату по налогу. Такой порядок прописан в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли подавать уточненные расчеты авансовых платежей по налогам, для которых налоговым периодом является календарный год. Организация обнаружила ошибку, которая повлекла за собой занижение налоговой базы и недоимку по налогу

Да, нужно.

Если допущенная ошибка повлекла за собой занижение налоговой базы, ее нужно исправлять в том периоде, в котором она была допущена. Это следует из положенийпункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. По налогам, которые организация рассчитывает нарастающим итогом и по которым представляет расчеты авансовых платежей, уточненные расчеты следует подавать за каждый отчетный период. Такая позиция отражена, например, в письмах Минфина России от 11 апреля 2006 г. № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС России по г. Москве от 4 марта 2005 г. № 20-12/14626 (по налогу на прибыль).

Способы сдачи

Уточненную декларацию можно сдать в налоговую инспекцию теми же способами, что и первичную. Никаких исключений для уточненных деклараций пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ не содержит.

Ситуация: нужно ли к уточненной налоговой декларации оформить сопроводительное письмо

Да, нужно.

На практике налоговые инспекции требуют, чтобы уточненную отчетность организации подавали с сопроводительным письмом. Основанием для этого служит статья 88Налогового кодекса РФ, по которой в ходе камеральной проверки инспекция вправе требовать от организации дополнительные сведения и получать пояснения, связанные с расчетом налога.

Главбух советует: сдайте уточненную декларацию вместе с сопроводительным письмом. Укажите в нем причины, из-за которых организация вносит изменения в отчетность. Это позволит вам отсрочить камеральную налоговую проверку и более тщательно к ней подготовиться.

Форма сопроводительного письма к уточненной декларации официально не утверждена. Поэтому его можно составить в произвольной форме. Обычно налоговые инспекции требуют, чтобы в сопроводительном письме организация объяснила, почему пересчитывает налог и не затрагивают ли внесенные изменения другие налоговые обязательства.

Если по результатам уточненного расчета организация должна доплатить налог, составить сопроводительное письмо можно по следующему образцу. К письму приложите копии платежных документов на перечисление налоговой недоимки и пеней за просрочку платежа.

Если по результатам уточненного расчета доплачивать налог не нужно, составить сопроводительное письмо можно по следующей форме.

Если по результатам уточненного расчета у организации сложилась переплата по налогу, то одновременно с сопроводительным письмом в инспекцию следует подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога.

Прием уточненных деклараций

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в приеме уточненной декларации

Да, может, если не был соблюден порядок оформления и представления налоговой отчетности.

Порядок представления налоговой отчетности установлен пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ. Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции:

  • отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений;
  • представление отчетности не по установленной форме (не в установленном порядке). Подробнее об этом см. Как оформить уточненную налоговую декларацию;
  • отсутствие в налоговой отчетности печати и подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации;
  • несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным руководителя (уполномоченного представителя);
  • представление декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.

Об этом сказано в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Таким образом, если какое-либо из перечисленных требований организацией не выполнено, инспекция может отказать ей в приеме уточненной налоговой декларации.

В других случаях отказать в приеме уточненной декларации налоговая инспекция не вправе. Если организация все-таки получила отказ, отправьте уточненную декларацию попочте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В статье 80 Налогового кодекса РФ сказано, что налогоплательщики могут сдавать декларации через своих представителей. При этом без доверенности могут действовать только законные представители (ст. 27 НК РФ). В их число входят руководители или управляющие (руководители управляющих организаций). Это следует из положенийстатьи 53 Гражданского кодекса РФ, статей 40 и 42 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ,статьи 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

Другие лица могут быть уполномоченными представителями. Они вправе действовать от имени организации только по доверенности (ст. 29 НК РФ). Отсутствие у них доверенности является основанием для того, чтобы налоговая инспекция отказала в приеме отчетности (подп. 2 п. 28 Административного регламента, утвержденногоприказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н).

<…>

Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности

Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Подача уточненной декларации, в которой налоговые обязательства организации увеличиваются, подразумевает, что в первичной декларации налог был посчитан неверно. Из этого налоговая инспекция может сделать вывод, что организация нарушила правила учета объектов налогообложения, вследствие чего налоговая база была занижена. Однако сам по себе факт подачи уточненной декларации не является основанием для привлечения организации к ответственности по статье 120 или 122Налогового кодекса РФ. Чтобы оштрафовать организацию, инспекция должна провести камеральную налоговую проверку, установить факт совершения правонарушения и вынести соответствующее постановление (п. 13 ст. 108 НК РФ)*. При этом инспекция должна учитывать наличие имеющейся у организации переплаты, подлежащей зачету или возврату. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 февраля 2013 г. № 03-02-07/1/2279.

При подаче уточненной налоговой декларации организация не привлекается к ответственности в трех случаях.

1. Если представит ее до истечения срока, установленного для подачи деклараций (п. 2 ст. 81 НК РФ).

2. Если представит ее позже, но до истечения срока, установленного для уплаты налога*. При этом штрафные санкции не применяются, если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию:

  • о назначении выездной проверки;
  • об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке).

Такой порядок предусмотрен в пункте 3 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

3. Если представит ее после истечения сроков, установленных для подачи деклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:

  • если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;*
  • если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.

Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.


Внимание: подача уточненной декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку. Даже если с момента обнаружения ошибки прошло более трех лет. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.*

Ситуация: можно ли избежать штрафных санкций, если подать уточненную налоговую декларацию после начала камеральной проверки. По уточненной декларации налоговые обязательства организации увеличиваются

Да, можно.

Если уточненная декларация сдана до окончания камеральной проверки первичной декларации, все действия инспекции в отношении первичной декларации прекращаются. В этом случае налоговая инспекция обязана начать новую камеральную проверку на основе уточненной декларации. Такой порядок предусмотрен пунктом 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Одним из условий освобождения от ответственности при представлении уточненной декларации является ее подача до того, как организация узнает, что инспекция обнаружила в отчетности ошибку либо назначила выездную проверку. Об этом сказано в пунктах 3 и 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.*

Если в ходе камеральной проверки налоговая инспекция обнаружит в декларации ошибку, она обязана предложить организации внести в отчетность исправления или дать необходимые пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Причем при рассмотрении подобных споров арбитражные суды подчеркивают, что требование об исправлении отчетности должно быть официальным (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. № Ф04-7572/2004(5772-А27-3), Московского округа от 23 января 2006 г. № КА-А40/13941-05, Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. № А26-1859/2005-210и Уральского округа от 16 июня 2005 г. № Ф09-2464/05-С2).

До тех пор пока организация не получила такой документ, ошибка считается не обнаруженной. Следовательно, уточненную декларацию можно представить даже после того, как камеральная проверка уже началась. При этом Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество подаваемых за один налоговый период уточненных деклараций. Организация освобождается от ответственности:

  • если уточненная декларация представлена до истечения срока уплаты налога;
  • если уточненная декларация представлена после истечения срока уплаты налога, но при этом организация перечислила в бюджет недостающую сумму налога и пени.

Об этом сказано в пунктах 3 и 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.*

На этих же условиях организация освобождается от ответственности, если она подала уточненную декларацию до того, как ошибка была обнаружена налоговой инспекцией. Аналогичная точка зрения была отражена в письме Минфина России от 13 февраля 2008 г. № 03-02-07/1-61.

Следует отметить, что организация не освобождается от ответственности, если уточненную декларацию она подала по истечении трехмесячного срока, отведенного инспекции на проведение камеральной проверки. Даже если к этому времени акт об окончании проверки не был составлен и решение о привлечении организации к ответственности инспекция не выносила. Это следует из положений пунктов 2 и 9.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых подтверждается правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 20 января 2012 г. № Ф09-8834/11).

<…>

Расчет пеней

Пени нужно рассчитать в сумме 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа по налогу (ст. 75 НК РФ). День фактической уплаты налога (проведения зачета и т. д.) в период просрочки не включайте. Это связано с тем, что пени взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют. Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка