Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
6 мая 2015 407 просмотров

Прошу ответить на следующий вопрос: По результатам выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование был составлен акт выездной проверки согласно которого Обществу были доначислены страховые взносы, кроме того Общество было привлечено к штрафу по п.1 ст. 47 212-ФЗ. Суммы пеней в акте выездной проверки не было. В решении о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности...,Обществу также начислены пени. При этом расчет пеней к Решению не приложен.На сколько правомерно включение в Решение суммы начисленных пеней? Должен ли быть указан в Решении период за который начислены пени?

Порядок оформления результатов выездной проверки ПФР, а также реквизиты обязательные для акта и решения по проверке регламентируются статьями 38-39 Закона №212-ФЗ и Приказом Минтруда РФ от 27.11.2013 № 698н). Согласно п. 7 Приказа Минтруда РФ от 27.11.2013 № 698н акт по итогам выездной проверки ПФР должен содержать данные о начисленных пенях, а решение по итогам проверки составляется на основании акта и также содержит указание суммы пеней (п.9 ст.39 Закона №212-ФЗ). Однако, указания расчета пеней и срока для их начисления Приказом не предусмотрено (ст.38 Закона №212-ФЗ).

При этом Закон N 212-ФЗ также не обязывает Пенсионный фонд РФ включать в решения и акты расчет пеней и сведения о сроке для их начисления. Следовательно, такое оформление Решения ПФР не может считаться незаконным.

Если Ваша организация не согласна с актом проверки или с его отдельными частями, в течение 15 рабочих дней со дня получения акта Вы можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Судебная практика по подобным спорам неоднозначна и касается Требований ПФР, однако по аналогии тоже может приниматься к сведению, поскольку для Требований также не установлено в качестве обязательных сведений ни расчета пени, ни срока для их начисления (п.4 ст.22 Закона №212-ФЗ):

Есть примеры судебных решений (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2011 N А44-3385/2010; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 N А78-8112/2011), где суды становились на сторону страхователя при оспаривании требований ПФР, которые не содержат сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени, и основаниях возникновения этой недоимки, а также о дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней, и пришли к выводу, что требование ПФР в части предложения страхователю уплатить сумму пеней незаконно.

Также имеется судебная практика, где суды утверждают, что отсутствие необязательных сведений в требовании ПФ (к примеру, расчета пени) не является основанием для признания Решения ПФ незаконным, т.к. такой расчет не является обязательным требованием закона и его форма законом не установлена (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 по делу N А26-3742/2013).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов

Результаты камеральной и выездной проверки сотрудники внебюджетных фондов оформляют по-разному.

Когда речь идет об итогах камеральной проверки страховых взносов Пенсионным фондом РФ и ФСС России, все зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие. Возможны два варианта:

А вот при выездной проверке такой зависимости нет. Пенсионный фонд РФ и ФСС России действуют по единой схеме.

<…>

Выездная проверка: акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной проверки (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р). Формы актов выездной проверки приведены в приложениях к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н*.

Пенсионный фонд РФ составляет акт по форме 17-ПФР,* ФСС России – акт по форме 17-ФСС РФ.

Составить акт проверяющие должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений. В этом случае контролеры также описывают все, что проверили, и фиксируют в акте, что нарушений не найдено (ч. 2 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 6 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Акт выездной проверки сотрудники фонда должны составить строго по установленным правилам. В этом они должны руководствоваться частью 2 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и приложением 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н*.

Проверяющие составляют два экземпляра акта по форме 17-ФСС РФ: один из них остается на хранении в отделении ФСС России, другой вручают проверенной организации. Акт по форме 17-ПФР составляют в трех экземплярах: один остается на хранении в отделении Пенсионного фонда РФ, второй – у проверенной организации, третий передают налоговой инспекции, которая участвовала в проверке. Такие правила установлены пунктом 9 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н.

Выездная проверка: вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта проверяющие должны в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (ч. 4 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 11 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н, п. 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р).

Передать акт проверенной организации контролеры могут:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из части 4 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 11 приложения 31 к приказу Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н, пункта 9.2 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФСС России от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395.

<…>

Камеральная проверка: решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) сотрудники фонда принимают окончательное решение и оформляют его. На это им отведено 10 рабочих дней. В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Решение подписывает руководитель отделения фонда (Пенсионного фонда РФ или ФСС России). Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.В зависимости от сделанных выводов руководитель контрольного органа (его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах*;
  • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Это следует из положений части 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В первом случае Пенсионный фонд РФ составляет решение по форме 19-ПФР*, ФСС России – решение по форме 19-ФСС РФ.

Во втором случае Пенсионный фонд РФ составляет решение по форме 20-ПФР, ФСС России – решение по форме 20-ФСС РФ.

По итогам рассмотрения всех необходимых материалов проверки руководитель органа контроля (его заместитель) делает ряд последовательных выводов:

  • нарушила ли организация законодательство о страховых взносах;
  • предусмотрена ли законодательством о страховых взносах ответственность за выявленное нарушение;
  • есть ли обстоятельства, которые освобождают организацию от ответственности (отсутствие вины, окончание срока давности).

Об этом говорится в части 6 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

О том, что обязательно должно быть в решении, см. таблицу Содержание решения по результатам проверки законодательства о страховых взносах.*

<…>

Выездная проверка: решение по акту

На основе всех имеющихся материалов проверки (акта выездной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) проверяющие принимают окончательное решение по итогам выездной проверки и оформляют его. Это следует из положений частей 1, 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 9.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Сроки, порядок и правила оформления решения по итогам выездной проверки страховых взносов аналогичен порядку оформления решения по результатам камеральной проверки*.

<…>

Как обжаловать решение внебюджетного фонда

Обжаловать решение можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. В отличие от решений налоговых инспекций подать жалобы можно одновременно: чтобы обратиться в суд, ждать заключения вышестоящего отделения фонда не нужно (ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 2 ст. 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Чтобы обжаловать решение в суде, подготовьте заявление и изложите в нем суть ваших требований.

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

2. Справочник: Что должно быть в решении по результатам проверки страховых взносов

Что должно быть в решении
о привлечении к ответственности об отказе в привлечении к ответственности

– обстоятельства нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте проверки;

– документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;

– решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием соответствующих нарушению статей Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ;

– размер недоимки по взносам, сумма штрафов и пеней.*

Основание: часть 9 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

– обстоятельства, на основании которых было принято решение об отказе в привлечении организации к ответственности;
– могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней.

Основание: часть 10 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

– срок на обжалование вынесенного решения;
– порядок обжалования решения в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов;
– наименование и адрес органа контроля, который уполномочен рассматривать дела по обжалованию решения;
– иные необходимые по мнению руководителя органа контроля (его заместителя) сведения.

Основание: часть 11 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

<…>

3. ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ от 27.11.2013 № 698н: Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов

<…>

7. Итоговая часть акта выездной проверки содержит: выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с лица, в отношении которого проводилась проверка, сумм неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов*; предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах; предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений; указание на право лица, в отношении которого проводилась проверка, представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.

8. Акт выездной проверки подписывается должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась выездная проверка (его уполномоченным представителем).

<…>

4. Рекомендация: Как проводит проверки Пенсионный фонд РФ

<…>

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки. Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке. Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки.

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены приказом Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н. О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов.

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ)*.

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

07.05.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка