Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 апреля 2015 29 просмотров

В штате организации числится сотрудник, профессия которого перечислена в Списке профессий № 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".На начало 2015 года спецоценка условий труда в организации не проводилась, в связи с чем, с выплат указанному сотруднику в январе, феврале 2015 года работодателем начислялись и уплачивались страховые взносы по дополнительному тарифу в ПФР в размере 6% (по видам работ, перечисленным в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ).В марте 2015 года на предприятии была проведена спецоценка и утвержден отчет о ее проведении. Согласно результатам проведения спецоценки итоговый класс (подкласс) условий труда сотрудника - 2 (допустимый). Для предприятий, у которых спецоценка проведена, второму (допустимому) классу условий труда соответствует ставка дополнительного тарифа в размере 0%.Прошу разъяснить следующую ситуацию:- правильно ли мы понимаем, что при наличии результатов спецоценки, согласно которым условия труда работников, чьи профессии входят в Список № 2 (профессии с тяжелыми условиями труда, имеющие право на досрочную пенсию), имеют второй класс "Допустимый", работодатель не обязан начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу.

Нет, не правильно. А именно - работодатель в данной ситуации обязан начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, но имеет право воспользоваться (применять) льготу, т.е. ставку дополнительного тарифа в размере 0%. Так как льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждено в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г. и в письме Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация:Кто должен начислять взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Если на выплаты некоторым сотрудникам организация обязана начислять дополнительные пенсионные взносы, то такие взносы рассчитывайте без учета предельной величины выплат. То есть со всех начисленных этим сотрудникам выплат, которые облагают страховыми взносами.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов, установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Внимание: начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагают дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации прошлых лет, дополнительные пенсионные взносы начисляйте по фиксированным тарифам 6 или 9 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждено в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г. и в письме Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

И вот еще что важно. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляют независимо от суммы выплат с начала года. Лимиты тут не действуют. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Он распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

Применяйте дополнительные тарифы с момента, когда начисляете выплаты. Период, за который эти выплаты рассчитываете, значения не имеет. Например, в 2015 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, можно начислить премию или вознаграждение по итогам работы за 2014 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2014 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагали, в 2015 году эти суммы нужно включить в базу для расчета дополнительных взносов. Такие разъяснения есть в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727.

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включают в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Как начислять допвзносы, если сотрудник занят и в обычных, и во вредных условиях

Вообще с совместителем заключают отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). Если такой договор предусматривает выполнение работ во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, то выплаты, начисленные в рамках этого договора, облагаются дополнительными пенсионными взносами на общих основаниях. На выплаты совместителям за выполнение работ в обычных условиях дополнительные пенсионные взносы не начисляют. Об этом сказано в письмах Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113, от 29 мая 2013 г. № 17-3/878.

Порядок расчета страховых взносов зависит от того, в течение какого периода сотрудник совмещает разную деятельность и какой стаж учитывают для досрочной пенсии.

Вредные и обычные условия в течение месяца. Бывает, в течение месяца сотрудник занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда. При этом время занятости в обычных условиях труда не включают в стаж для досрочной пенсии. В этом случае дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех облагаемых выплат. Однако в расчетную базу включайте только выплаты за фактически отработанное сотрудником время во вредных (опасных, тяжелых) условиях.

Например, сотруднику, который совмещает работу с вредными и обычными условиями труда, начислять пенсионные взносы по доптарифу нужно со всех выплат за месяц, включая доплату за совмещение профессий. Делать это нужно пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях.

Вредные и обычные условия в течение дня. Сотрудник может совмещать работу в обычных и вредных условиях в течение дня. Тогда дополнительные тарифы страховых взносов применяют к той части выплат, которая соответствует количеству часов, фактически отработанных во вредных условиях.

Как начислять взносы, если в течение месяца сотрудника перевели с вредной работы на обычную

Порой сотрудника нужно временно перевести с вредной работы (с правом на досрочную пенсию) на ту, где нет неблагоприятных факторов. Например, нужно перевести беременную на более легкую работу. В таких обстоятельствах рабочее время включают в льготный стаж, который дает право на досрочную пенсию.

А страховые взносы по доптарифам в такой ситуации рассчитывайте со всех начисленных выплат и вознаграждений за месяц. Независимо от количества дней (часов), фактически отработанных во вредных, тяжелых и опасных условиях труда. Такие разъяснения есть в пункте 12 письма Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622, письмах Минтруда России от 16 мая 2014 г. № 17-3/В-210, от 11 апреля 2014 г. № 17-3/В-151, от 29 мая 2013 г. № 17-3/878, от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309.

Пример распределения выплат сотруднику для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу

В январе А.С. Кондратьев 10 дней отработал в тяжелых условиях труда, 7 дней – в обычных условиях. Выплаты в пользу Кондратьева за месяц составили 37 000 руб., в том числе:

  • зарплата – 30 000 руб.;
  • премия по итогам работы за предыдущий год – 5000 руб.;
  • материальная помощь – 6000 руб.

В январе 17 рабочих дней. Дополнительный страховой тариф – 6 процентов.

Объектом обложения дополнительными пенсионными взносами являются выплаты Кондратьеву в размере 37 000 руб. При этом в расчетную базу для начисления дополнительных взносов бухгалтер организации включил:
– зарплату и премию в части, соответствующей фактическому количеству рабочих дней, отработанных Кондратьевым в тяжелых условиях;
– матпомощь в размере 2000 руб. (в сумме, превышающей 4000 руб., в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Расчетная база для начисления дополнительных пенсионных взносов составляет:
37 000 руб. : 17 дн. ? 10 дн. = 21 764,70 руб.

Сумма дополнительных пенсионных взносов равна:
21 764,70 руб. ? 6% = 1305,88 руб.

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

2. ПИСЬМО ПФР от 12.02.2014 № НП-30-26/1707:О дополнительных тарифах страховых взносов

Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон № 426-ФЗ) и от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон № 421-ФЗ), предусматривающих изменение с 1 января 2014 года порядка применения дополнительных тарифов страховых взносов, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ), сообщает следующее.
Согласно статье 3 Закона № 426-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2014 года, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии с классификацией, предусмотренной статьей 14 Закона № 426-ФЗ, условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.
При этом вредные условия труда (3 класс) подразделяются на 4 подкласса, соответствующих определенной степени вредности:
подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени);
подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени);
подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени);
подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени).
С 1 января 20.14 года согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 указанной статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента

Согласно части 4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ, частей 4 и 5 статьи 15 Закона № 421-ФЗ указанные дополнительные тарифы страховых взносов используются также по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ порядком.
Порядок проведения аттестация рабочих мест до 1 января 2014 года определен приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 569 (действовал с 1 сентября 2008 года по 1 сентября 2011 года) и от 26.04.2011 № 342н (действует с 1 сентября 2011 года).
Согласно пункту 13 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее - Порядок проведения аттестации), оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, комплексную оценку условий труда на рабочих местах.
Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте согласно пункту 36 вышеуказанного Порядка проведения аттестации включает в себя результаты оценок:
класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
класса условий труда по травмоопасности;
обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Классификация условий труда по соответствию гигиеническим нормативам предусмотрена Руководством по гигиенической оценке, факторов рабочей среды и трудового процесса (Р 2.2.2006-05), утвержденным Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 29.07.2005 (далее - Р 2.2.2006-05), и включает 4 класса условий труда:

1 класс - оптимальные условия труда;

2 класс - допустимые условия труда;

3 класс - вредные условия труда, которые условно разделяются на 4 степени вредности: 3.1, 3.2, 3.3, 3,4;

4 класс - опасные (экстремальные) условия труда.
Классификация условий труда по травмоопасности предусмотрена пунктом 28 Порядка проведения аттестации и включает 3 класса травмоопасности:

1 класс травмоопасности - оптимальный;

2 класс травмоопасности - допустимый;

3 класс травмоопасности - опасный.
Исходя из части 4 статьи 15 Закона № 421-ФЗ установление по результатам аттестации, проведенной в соответствии с Порядком проведения аттестации, оптимального и (или) допустимого класса условий труда для рабочих мест по работам, перечисленным в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах по вышеуказанным работам при условии, начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 15 Закона № 421-ФЗ результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам вышеуказанной аттестации признаны вредными и (или) опасными.
Следовательно, в случае если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком проведения аттестации, условия труда на рабочих местах, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, признаны оптимальными и (или) допустимыми, указанные результаты аттестации не учитываются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, и в отношении этих рабочих мест уплата страховых взносов по дополнительным тарифам должна производиться плательщиками в размерах, установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

28.04.2015г.

С уважением,

Наталья Иванченко, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка