Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
27 апреля 2015 26 просмотров

Подскажите пожалуйста, может ли ЛЮБОЙ человек оформиться как ИП (без наемных работников) и заключить договор на оказание услуг какой-либо коммерч.организации, например, по ведению бухг. учета, управленческого, если нет у него профильного образования, например это бывший учитель биологии, но есть значительный опыт работы руководителем в направлении бизнеса этой коммерч.организации.Если это возможно, со стороны налоговой не будет вопросов по поводу признания таких расходов у коммерч. организации? И как подтвердить такие расходы документально (кроме договора и акта оказания услуг).

Да, любой дееспособный гражданин вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, никаких законодательных ограничений для этого законом не установлено, специального образования гражданину для этого не требуется.

Чтобы зарегистрироваться в качестве предпринимателя, в налоговую инспекцию следует подать:

1) заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25Требования к заполнению заявления утверждены приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25;

2) квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 800 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

2. Индивидуальный предприниматель может осуществлять функции внешнего управляющего организацией, при этом законодательство не связывает возможность осуществления такой деятельности с наличием у предпринимателя специального профильного образования.

Решение о передаче полномочий руководителя управляющему – индивидуальному предпринимателю принимает общее собрание учредителей организации, и оно вправе избрать для этого любое лицо.

Обычно с управляющим заключается смешанный договор, имеющий признаки договора возмездного указания услуг, договоров поручения и агентского договора.

Объектом договора управления будет комплекс услуг, который будет оказан управляющим. Их лучше описать максимально подробно. Предельный срок такого договора законом не определен, стороны могут сами установить его продолжительность. При этом общее собрание участников общества вправе в любое время до истечения срока действия договора, заключенного c управляющим, принять решение о досрочном прекращении его полномочий (подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона № 14-ФЗ и п. 4 ст. 69 Закона № 208-ФЗ).

Внешнему управляющему (индивидуальному предпринимателю) будет выплачиваться не заработная плата (поскольку он не сотрудник организации) а плата за оказание услуг управления, поэтому в интересах организации в заключаемом договоре следует избегать условий, характерных для трудового договора.

Но важно учитывать, что схема минимизации налоговой нагрузки, связанная с назначением в качестве управляющего организацией лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя на УСН, является широко известной и высока вероятность переквалификации гражданско-правового договора в трудовой с последующим доначислением налогов, что также подтверждается судебной практикой (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.06.2008 г. № А11-8961/2007-К2-22/483, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2008 г. № А31-1340/2007-15, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 г. № 17АП-9108/2008-АК). Следует также учесть, что применение данной схемы минимизации налогов было одним из пунктов обвинения против компании «ЮКОС», М. Ходорковского и П. Лебедева, которые будучи зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, оказывали консультационные услуги организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя


Чтобы вести деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, гражданину необходимо зарегистрироваться в этом статусе (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Регистрацию проводит налоговая инспекция. Инспекция вносит запись о регистрации в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), после чего выдает гражданину (заявителю) документы, подтверждающие факт регистрации.

Чтобы пройти регистрацию, заявитель должен представить в инспекцию комплект документов. При этом важно соблюсти требования, предъявляемые к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы подаст не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При направлении документов ненадлежащим способом инспекция не сможет внести запись в ЕГРИП. Наконец, если гражданин подаст неполный комплект документов, инспекция будет вправе отказать в регистрации.

Документы для регистрации

Чтобы зарегистрироваться в качестве предпринимателя, в налоговую инспекцию подайте следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25Требования к заполнению заявления утверждены приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25;

2) квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 800 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);*

Главбух советует: Квитанцию можно составить на официальном сайте ФНС России с помощью сервиса «Уплата госпошлины».

Чтобы составить документ для уплаты госпошлины, нужно:

  • зайти на страницу сайта Уплата госпошлины;
  • указать код инспекции или ее адрес;
  • выбрать вид платежа;
  • заполнить данные плательщика;
  • нажать на кнопку «Сформировать ПД»;
  • сохранить на компьютере документ в электронном виде. С таким документом можно работать в любом текстовом редакторе (например, MS Word). Для уплаты госпошлины документ нужно распечатать, подписать и заверить печатью, а затем представить в банк.

3) копию паспорта гражданина России, регистрируемого в качестве предпринимателя;

4) доверенность или копию доверенности, заверенные нотариально (при подаче документов через представителя).

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 22.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ,пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828.

<…>

Ситуация: нужно ли заверять у нотариуса подпись лица на заявлении о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.

Подпись на заявлении заверять не нужно в каждом из следующих случаев:

  • заявитель подает документы непосредственно в инспекцию и одновременно представляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • заявитель подает документы через многофункциональный центр, представляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);
  • заявитель представляет документы через единый портал государственных и муниципальных услуг (в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью).

Во всех других случаях (в частности, при подаче через представителя или отправке по почте) подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке.

Такие правила установлены в пункте 1.2 статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Ситуация: какие сведения о кодах по ОКВЭД нужно указать при заполнении заявления о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

В листе А заявления необходимо указать сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Фактически в этом листе заявитель предоставляет информацию о том, какими видами предпринимательской деятельности он намерен заниматься.

Каждый такой вид имеет свой код (набор цифр) в соответствии с классификатором, принятым постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст.

Заявителю необходимо указать код основного вида деятельности и коды дополнительных видов деятельности. Причем каждый код должен состоять не менее чем из четырех цифр, то есть согласно методу классификации обозначать группу видов деятельности, а не только класс или подкласс (п. 2.16.114.11 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25)*. К примеру, лицу, намеренному вести предпринимательскую деятельность в сфере здравоохранения, недостаточно будет указать код 85 (здравоохранение и предоставление социальных услуг). В такой ситуации потребуется конкретизировать вид деятельности, указав, например, код 85.13 (стоматологическая практика).

Заявитель может указать неограниченное количество кодов дополнительных видов деятельности. Если свободных граф на листе А окажется недостаточно, можно будет заполнить несколько таких листов (п. 2.16.214.11 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25).

Если заявитель лишь предполагает (но не знает наверняка) о том, что он будет вести тот или иной вид деятельности (например, оказывать ветеринарные услуги), код этого вида (к примеру, 85.20) все равно имеет смысл указать в разделе «Коды дополнительных видов деятельности». Если этого не сделать, то в ситуации, когда предприниматель начнет осуществлять такой вид деятельности, придется потратить время на внесение изменений в ЕГРИП.

Ситуация: нужно ли заверять у нотариуса копию паспорта (иного документа), представляемую для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя

Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.

Заверять копию не нужно, если выполняются два условия:

  • заявитель представляет документы непосредственно в инспекцию;
  • заявитель подает вместе с копией паспорта (копией иного документа – паспорта иностранного гражданина, вида на жительство и т. д.) подлинник этого документа.

В этом случае инспекция возвращает подлинник вместе с распиской в получении документов.

Во всех других случаях верность представляемой копии необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке.

Такие правила установлены в пункте 2 статьи 22.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

<…>

Представление документов в инспекцию

Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, комплект необходимых документов подавайте в налоговую инспекцию по месту жительства (п. 3 ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).*

Главбух советует: Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет.

Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436). Если в городе создан единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС России № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Заявитель может подать документы одним из следующих способов:

1) непосредственно в налоговую инспекцию – лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности;

2) в многофункциональный центр – лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности;

3) по почте с объявленной ценностью и описью вложения;

4) отправив электронные документы, подписанные электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Закона от 8 августа 129-ФЗ, пункте 37Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н,письме Минфина России от 1 сентября 2011 г. № 03-01-11/4-288.

Порядок оформления и представления электронных документов утвержден приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489.

Наиболее быстрый и надежный способ – представить документы непосредственно в инспекцию. Удобно подавать документы и через Интернет, однако для этого нужно иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный в соответствии с Законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ. Больше всего времени уйдет на подачу документов по почте: инспекция получит их лишь через несколько дней после отправки.

Главбух советует: Если документы поданы по почте, узнать о том, получила ли их инспекция, можно с помощью сервиса «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации» на сайте ФНС России.

Для этого нужно:
– зайти на страницу сайта с данным сервисом;
– выбрать «Сведения об индивидуальном предпринимателе»;
– указать ОГРНИП;
– ввести Ф.И.О. предпринимателя;
– выбрать форму поданного документа;
– выбрать из списка ИФНС ту, в которую был направлен документ;
– указать период подачи документа;
– нажать на кнопку «Найти».

В итоге будут доступны следующие данные:
– сведения о документах, представленных заявителем в налоговую инспекцию (например, заявление о госрегистрации индивидуального предпринимателя и т. д.);
– сведения о порядке представления таких документов (дата и способ подачи, входящий номер);
– наименование инспекции, в которую были поданы документы;
– сведения о решении, которое приняла инспекция после получения документов.

Главбух советует: Если заявитель решил представить документы лично, процесс регистрации можно упростить: сначала направить предварительную заявку через специальный сервис сайта ФНС России (электронная подпись для этого не потребуется), а уже затем лично явиться в инспекцию для завершения процедуры регистрации.

Сервис позволяет сформировать и направить заявление о госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту жительства этого лица. Электронная подпись для использования сервиса не требуется. Достаточно лишь указать необходимую информацию о регистрируемом лице и уплатить госпошлину. Затем понадобится один раз лично явиться в налоговую инспекцию для получения документов, подтверждающих факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Чтобы воспользоваться сервисом, нужно:

  • зайти на страницу Регистрация индивидуального предпринимателя;
  • заполнить обязательные поля, указав информацию о регистрируемом лице (Ф. И. О., ИНН, паспортные данные и т. д.). Если ИНН неизвестен, можно заполнить все иные поля, а затем нажать на ссылку «Узнать ИНН». После этого сервис автоматически определит ИНН физического лица;
  • когда все обязательные поля будут заполнены, необходимо нажать на кнопку «Следующий шаг». Сервис проверит данные о регистрируемом лице и присвоит заявке индивидуальный номер. Такой номер может понадобиться для дальнейшей работы с сервисом (например, для проверки статуса заявки), поэтому его лучше записать отдельно. Однако этого можно и не делать, поскольку письмо с указанием номера заявки автоматически направляется пользователю по e-mail. Главное – случайно не удалить такое письмо.

Закончить работу с сервисом нужно не позднее трех дней с момента присвоения заявке индивидуального номера. Если срок будет нарушен, весь алгоритм придется повторить заново.

В качестве подтверждения того, что документы поданы, инспекция выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты принятия.

Ситуация: в каком порядке налоговая инспекция выдает расписку в получении документов, представленных для регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя

Это зависит от способа подачи документов в налоговую инспекцию.

Если заявитель (представитель заявителя) лично представил документы в инспекцию, то в этот же день он получает расписку на руки.

Если в инспекцию документы направлены по почте, инспекция высылает в адрес заявителя письмо, содержащее экземпляр расписки и уведомление о вручении. Письмо направляют по почте не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.

При подаче документов в многофункциональный центр заявитель (представитель заявителя) может:

  • либо получить расписку от сотрудника центра на руки в день представления документов;
  • либо указать иной способ получения расписки (например, по почте).

Наконец, если заявитель направил документы в электронной форме через Интернет, инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляет расписку в форме электронного документа. Расписку высылают по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Кроме того, на следующий день после принятия документов инспекция размещает соответствующую информацию на сайте ФНС России (абз. 4 п. 3 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Документы, выдаваемые инспекцией

В течение пяти рабочих дней с момента получения комплекта документов налоговая инспекция должна принять одно из решений (п. 1 ст. 8п. 3 ст. 22.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ):

  • зарегистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя;
  • отказать в такой регистрации.

При успешном прохождении процедуры регистрации инспекция выдает:

При отказе в регистрации инспекция выдает решение об отказе в государственной регистрации.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.*

Получение итоговых документов

В течение одного рабочего дня со дня регистрации (отказа в регистрации) лица в качестве индивидуального предпринимателя инспекция должна выдать заявителю или его представителю итоговые документы (п. 3 ст. 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Порядок выдачи различается в зависимости от того, каким способом заявитель или его представитель подали документы для регистрации.

1. Документы поданы непосредственно в инспекцию либо направлены по почте.

В этом случае заявитель получает свидетельство (иные итоговые документы) тем способом, который он указал в заявлении (п. 3 ст. 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Например, если в заявлении отмечен пункт «направить по почте», инспекция не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о регистрации (об отказе в регистрации) должна направить документы почтовым отправлением в адрес заявителя.

Если в заявлении указано «выдать заявителю или лицу, действующему на основании доверенности», за документами нужно явиться в инспекцию. Сделать это необходимо в тот день и в то время, которые назначил сотрудник инспекции в момент принятия комплекта документов. Если о дате получения итоговых документов заявителя не уведомили, за ними нужно явиться на шестой рабочий день после дня принятия комплекта документов инспекцией. Дату принятия можно посмотреть в расписке.

Инспекция должна провести регистрацию (отказать в регистрации) в течение пяти рабочих дней с момента получения комплекта документов (п. 1 ст. 8 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Выдать итоговые документы инспекция обязана не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации, то есть максимум на шестой день после принятия комплекта документов (п. 3 ст. 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Например, если в расписке указано, что инспекция получила комплект документов 11 марта 2014 года, то принять решение о регистрации она должна до 18 марта, а выдать итоговые документы – до 19 марта включительно. Следовательно, за итоговыми документами нужно явиться 19 марта.

<…>

2. Документы поданы в многофункциональный центр.

За итоговыми документами заявитель (его представитель по нотариально заверенной доверенности) должен явиться в многофункциональный центр. Дело в том, что после принятия решения о регистрации (об отказе в регистрации) инспекция направляет итоговые документы именно в многофункциональный центр, а не непосредственно заявителю (п. 3 ст. 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

3. Документы направлены в электронной форме через Интернет.

Заявитель получает итоговые документы в электронной форме по e-mail. По своему усмотрению заявитель может потребовать выдачи таких документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗп. 89 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н).

<…>

Александр Поротиков

кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Дмитрий Порочкин

председатель Комитета по молодежному предпринимательству «Деловой России», президент Клуба молодых предпринимателей Москвы

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

2. Справочная информация: Какие действия нужно совершить при регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя

Действие Пояснение
Подготовить комплект документов, необходимых для регистрации (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации)

Документы для гражданина России:

Документы для иностранного гражданина:

Документы для лица без гражданства:

Внимание! Если заявитель – несовершеннолетнее лицо, необходимо подготовить дополнительные документы
Представить комплект документов в налоговую инспекцию по месту жительства

Документы можно подать одним из следующих способов:

  1. непосредственно в налоговую инспекцию – лично или через представителя по доверенности;
  2. в многофункциональный центр – лично или через представителя по доверенности;
  3. по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
  4. путем направления электронных документов, подписанных электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации

Получить итоговые документы Порядок и срок получения документов зависят от способа их подачи в инспекцию

<…>

3. Рекомендация:Как передать полномочия директора ООО управляющей компании

На определенном этапе развития бизнеса перед собственниками может встать вопрос о необходимости привлечь управляющую компанию, чтобы сделать руководство более эффективным.

На случай такого развития событий юристу ООО нужно знать, как правильно передать полномочия управляющей компании, чтобы она имела все возможности для достижения поставленных целей, была подконтрольна собственникам и при необходимости отвечала за свои действия.

Как оформить передачу полномочий управляющей компании

Понятие «управляющая компания» («управляющая организация») закон не раскрывает. Фактически управляющая компания – это коммерческая организация, которая оказывает услуги в сфере управления предприятием. Чтобы оказывать такие услуги, лицензия не нужна.

Функции управляющей компании может также выполнять индивидуальный предприниматель – управляющий.

ООО поручает управляющей компании управлять его делами и имуществом путем осуществления полномочий единоличного исполнительного органа (директора). От управляющей компании в свою очередь действует ее директор или иное уполномоченное им лицо.

Принять решение о передаче полномочий директора управляющей компании, утвердить такую компанию и условия договора с ней, в том числе размер вознаграждения, должно общее собрание участников или совет директоров. Это зависит от того, что на этот счет сказано в уставе (подп. 23 п. 2.1 ст. 32, подп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон об ООО). При этом дополнительно вносить изменения не нужно.*

Если решение принимает общее собрание участников – достаточно простого большинства голосов. Для совета директоров может быть установлено иное правило в уставе или внутреннем документе, регулирующем деятельность совета (например, в Положении о совете директоров).

Кроме того, ООО заключает с управляющей компанией договор, по которому передает ей полномочия директора (п. 1 ст. 42 Закона об ООО). Перечень существенных условий договора в законе не определен. По содержанию это смешанный договор, поскольку имеет признаки договора возмездного указания услугдоговора поручения и агентского договора.

Совет

Полномочия управляющей компании стоит прописать в договоре максимально подробно. Это особенно важно, если в обществе есть другие исполнительные органы, так как спор о компетенции может возникнуть позже – в самый неудобный момент, когда промедление будет стоить обществу очень дорого.

Также в договоре между обществом и управляющей компанией можно предусмотреть:

  • цели, достижение которых надлежит обеспечить управляющей компании. При этом лучше не ограничиваться общими целями, а регулярно оформлять приложения к договору с точными плановыми показателями, которых через определенное время должно достичь общество под руководством управляющей компании. Это будет способствовать достижению однозначного понимания управляющей компанией целей, которые желает достичь общество;
  • размер вознаграждения управляющей компании. Его можно установить в зависимости от достижения показателей, указанных в предыдущем пункте. Это будет мотивировать ее к эффективной работе, а также минимизировать риск того, что расходы на оплату ее услуг не признают в качестве расходов по налогу на прибыль. Размер вознаграждения нужно разделить на фиксированный гонорар, компенсацию прямых расходов, одобренных обществом, и вознаграждение от результата по итогам отчетного периода;
  • ответственность, возникающую у управляющей компании в связи с исполнением ею возложенных на нее функций;
  • порядок прекращения полномочий управляющей компании;
  • объем и содержание информации и отчетов, которые управляющая компания обязана представлять совету директоров и акционерам в отношении своей работы и показателей деятельности общества, периодичность, с которой должны представляться такие отчеты;
  • перечень должностных лиц управляющей организации, обязанных отчитываться о ее работе перед советом директоров и общим собранием акционеров общества;
  • условия неразглашения конфиденциальной информации (объем такой информации, сроки неразглашения и ответственность).

Управляющая компания фактически заменяет директора. Действия управляющей компании порождают для ООО права и обязанности (п. 2 ст. 42 Закона об ООО). Управляющая компания должна действовать в интересах общества добросовестно и разумно (п. 1 ст. 44 Закона об ООО).

При этом управляющей компании необязательно передавать все полномочия директора, можно передать только часть. Кроме этого, нужно не забыть распределить оставшуюся часть полномочий среди органов управления ООО.

В судебной практике встречалось такое мнение, что оставшуюся часть полномочий можно оставить у директора, не прекращая полностью его полномочия. Однако это может вызвать споры с налоговыми органами.*

<…>

Если все же оставить «у руля» ООО генерального директора и управляющую компанию, обязательно нужно проследить, чтобы их полномочия не дублировались. Иначе это может создать не только налоговые риски, но и споры о компетенции, которые на практике приведут к дестабилизации в обществе.

Какими документами управляющая компания будет подтверждать свои полномочия перед контрагентами ООО

Можно выделить две группы документов.

Во-первых, документы, которые подтверждают, что управление передано управляющей компании:

  • решение общего собрания участников ООО о передаче ей полномочий;
  • договор о передаче полномочий управляющей организации;
  • выписка из ЕГРЮЛ на ООО;
  • устав ООО.

Во-вторых, документы, которые подтверждают полномочия генерального директора управляющей компании:

  • устав управляющей компании;
  • приказ о назначении генерального директора;
  • выписка из ЕГРЮЛ на саму управляющую компанию;
  • решение общего собрания участников управляющей компании об избрании генерального директора.

Нередко генеральный директор передает полномочия по управлению обществом одному из сотрудников управляющей компании. В таком случае полномочия последнего нужно подтвердить доверенностью, оформленной за подписью генерального директора и с приложением печати управляющей компании. Заверять у нотариуса такую доверенность не требуется, поскольку генеральный директор управляющей компании действует от имени общества без доверенности (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Договор с управляющей компанией подписывает председатель общего собрания участников, которое утвердило условия договора, или участник, уполномоченный общим собранием.

Если управляющую компанию утверждает совет директоров, то договор подписывает председатель совета директоров или лицо, уполномоченное советом директоров (п. 3 ст. 42 Закона об ООО).

При передаче полномочий директора управляющей компании нужно внести сведения об этом изменении в ЕГРЮЛ.

Какую ответственность несет управляющая кампания

Управляющая компания несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему своими виновными действиями (бездействием). Потребовать возмещения можно только через суд, это вправе сделать само общество или участники (п. 5 ст. 44 Закона об ООО).

<…>

Если ответственность несут несколько лиц, то она будет солидарной (п. 4 ст. 44 Закона об ООО).

Обычно взыскать убытки достаточно сложно, поскольку нужно доказать факт нарушения управляющей компанией своих обязательств, ее вину и причинно-следственную связь между действиями и причиненными убытками, а также размер таких убытков (следующие примеры длительного и безуспешного взыскания убытков касаются директоров в акционерных обществах, но такая практика применима и к управляющей компании в ООО:постановление ВАС РФ от 22 мая 2007 г. № 871/07; постановление ФАС Центрального округа от 4 мая 2008 г. по делу № А36-1075/2006).

Кроме того, если управляющая компания не достигла намеченных результатов, можно не выплачивать ей часть вознаграждения (если это заранее было согласовано в договоре).

В отдельных случаях управляющую компанию (управляющего) так же, как и генерального директора, могут привлечь к административной ответственности. Конкретное физическое лицо (управляющего) могут привлечь и к уголовной ответственности, если в его действиях будет состав преступления.

Также участники ООО могут признать недействительным решение управляющей компании, которое противоречит закону или уставу и нарушает их интересы (п. 3 ст. 43 Закона об ООО).

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Владислав Кузнецов

шеф-редактор ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

4. Статья: Особые требования к отчету по услугам, которые оказывает директор или учредитель

Как документ позволит сэкономить. Заключение гражданско-правового договора со своим работником, имеющим статус индивидуального предпринимателя на «упрощенке» с объектом «доходы», – популярный способ налогового планирования. Но если такие услуги оказывает генеральный директор или учредитель общества, необходимо соблюдать особые меры предосторожности.

В целом выгоды такого договора очевидны. Доход предпринимателя облагается единым налогом по ставке 6 процентов вместо НДФЛ по ставке 13 (по зарплате) или 9 (по дивидендам) процентов. Страховые взносы не зависят от суммы выплат и установлены для предпринимателя на фиксированном уровне (ст. 14 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Кроме того, выплаты учредителю за оказанные услуги уменьшают налогооблагаемую прибыль в отличие от дивидендов, которые выплачиваются из чистой прибыли.

Все это хорошо известно налоговикам и проверяющим из внебюджетных фондов, которые активно пытаются доказать фиктивность таких отношений с генеральным директором или учредителем. Договора и акта об оказании услуг для опровержения подобных претензий часто бывает недостаточно (постановления федеральных арбитражных судов Московского от 19.05.05 № КА-А40/3867-05, Западно-Сибирского от 17.08.09 № Ф04-6017/2008(12822-А70-26) округов).

Одним из доказательств реальности сделки является подробный отчет об оказанных услугах.* Такой вывод следует из постановлений федеральных арбитражных судов Поволжского от 05.12.08 № А55-869/08, Северо-Западного от 04.05.08 № А05-7970/2007, от 27.06.06 № А42-10050/04-22, Восточно-Сибирского от 17.05.05 № А19-29167/05-15-Ф02-2104/05-С1, Московского от 22.03.06 № КА-А40/1894-06 округов.

В каком виде составляется. В произвольной форме, но с указанием всех обязательных реквизитов первичного документа (п. 2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ). Отчет является приложением к договору на оказание услуг и подписывается обеими сторонами. Если исполнителем выступает генеральный директор, то безопаснее, чтобы общество представлял иной сотрудник. Например, заместитель директора или финансовый директор. Для этого ему необходимо выдать доверенность на подписание документов. Если договор носит длительный характер, отчеты составляются с определенной периодичностью – ежемесячно или ежеквартально (см. пример отчета).

Что обязательно должно быть в документе. Прежде всего, подробное описание оказанных услуг и их объем. Отсутствия в отчете такой расшифровки инспекторы не потерпят. Очень редко компаниям все-таки удается отстоять расходы в такой ситуации (постановления федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского от 01.07.09 № Ф04-3856/2009(9737-А46-15), Поволжского от 22–29.03.05 № А12-18384/04-С36 округов). Но чаще суд встает на сторону налоговиков (постановление федеральных арбитражных судов Уральского от 05.02.09 № Ф09-158/09-С3, Западно-Сибирского от 28.08.07 № Ф04-5734/2007(37452-А03-15)(оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.11.07 № 14588/07), Восточно-Сибирского от 28.03.07 № А19-20812/05-20-15-Ф02-1522/07 округов).

Если исполнителем является директор, то предметом договора не могут быть услуги, которые входят в его должностные обязанности. Иначе такие затраты скорее всего признают необоснованными (письмо Минфина России от 10.04.07 № 03-03-06/1/227, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.11.06 № А05-8199/2005-33, оставлено в силе определением ВАС РФ от 22.01.07 № 6/07). К примеру, директору бессмысленно указывать в отчете управленческие услуги или услуги по поиску новых партнеров.

Часто предприниматели оказывают консультационные, маркетинговые или посреднические услуги. Но таких одиозных видов услуг безопаснее избегать. Реже прибегают к юридическим услугам, услугам в сфере IT-технологий и компьютерной помощи, услугам по доставке или перевозке и т. д. Конкретный предмет договора зависит от специфики деятельности общества и отсутствия специалистов в какой-то конкретной области.

Предположим, общество решило расширить сферу деятельности и заняться экспортом или импортом. Для этого ему необходима помощь в анализе и подготовке документов для таможенного оформления и декларирования грузов. В обязанности директора это не входит. Но если у него есть знания, опыт и связи в сфере экспортной или импортной деятельности, то по отдельному договору он может оказать эти услуги.*

Другой пример – для бухгалтерии или для производства нужен построчный перевод каких-либо документов, составленных на иностранном языке. В частности, договор, подтверждение резидентства из другой страны, техническая документация на иностранное оборудование. При наличии необходимых знаний руководитель или учредитель может систематически оказывать услуги по переводу.

Чтобы проверяющие поняли механизм образования цены, лучше указывать его в расчете на единицу измерения. Например, на час работы, лист или печатный знак иностранного текста, количество сопровождаемых сделок и т. д. Но здесь важно, чтобы указанные данные были реальны. Например, директор не может оказывать консультационные услуги 40 часов в неделю при одновременном выполнении своих трудовых функций. Если подобное будет обнаружено, то суд скорее всего согласится с проверяющими и признает расходы фиктивными (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.02.08 № А33-10185/2007-03АП-230/2008).

Кроме того, желательно в отчете сослаться на иные доказательства реальности исполнения услуг. К примеру, если учредитель оказывал услуги по представительству или поиску контрагентов, то он скорее всего куда-то ездил, что можно подтвердить билетами. Пригодится и распечатка электронной переписки с клиентами или телефонных переговоров.

Дополнительные меры безопасности. Генеральный директор или учредитель, владеющий вместе с аффилированными лицами более чем 20 процентами уставного капитала или голосующих акций, признается заинтересованным лицом (п. 1 ст. 45 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ об ООО, п. 1 ст. 81 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ об АО). Сделки между ними и обществом должны быть до их совершения одобрены советом директоров или общим собранием. Иначе они могут быть признаны недействительными.

Безопаснее иметь доказательства того, что других подобных специалистов обществу невыгодно нанимать. При этом нельзя давать контролерам повода переквалифицировать договор об оказании услуг в трудовой. Так, из соглашения на оказание услуг не должно следовать, что исполнитель услуг подчиняется трудовому распорядку, соблюдает определенный график работы. Выплаты предпринимателю компания производит только в зависимости от полученного результата (подробнее о том, как защититься в этом случае, читайте в статье «Договор, который не заставит сомневаться в подрядных отношениях с работником» в «ПНП» № 4, 2010 или на сайте www.nalogplan.ru.).

<…>

А. Кафтанников

старший юрисконсульт ООО «Юридические технологии в бизнесе»

Журнал «Практическое налоговое планирование» №8, август 2010

28.04.2015г.

С уважением,

Алла Пыжова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка