Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Отправляем пояснения по НДС не разом, а частями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 апреля 2015 22 просмотра

ТСЖ НА УСН ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ.САМОУПРАВЛЕНИЕ.ВСЕ ЧЛЕНЫ ТСЖ.СРЕДСТВА НА СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕДОМОВОГО ИМУЩЕСТВА(ДЛЯ ОПЛАТЫ РАБОТЫ УБОРЩИЦ,ДВОРНИКОВ,СЛЕСАРЯ,ЭЛЕКТРИКА,ПРОИЗВОДИТЬ МЕЛКИЙ РЕМОНТ,ЗАКУПАТЬ ИНВЕНТАРЬ И Т.Д) МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ЦЕЛЕВЫМИ И НЕ ПОПАДАТЬ ПОД Н/ОБЛОЖЕНИЕ ИЛИ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ДОХОДОМ ТСЖ.ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И ЧЛЕНОВ ПРАВЛЕНИЯ ОБЛАГАЮТСЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ ИЛИ НЕТ.ТОЖЕ РАЗНОЧТЕНИЕ В ПОЯСНЕНИЯХ.

Средства, поступающие от собственников жилья на оплату работы уборщиц, дворников, слесаря, электрика, а также на мелкий ремонт и закупку инвентаря не являются целевыми поступлениями.

Вопрос о том, являются ли указанные средства доходом ТСЖ, зависит от того, какие договоры заключены между ТСЖ и жителями в отношении выполняемых для них работ. Если по этим договорам ТСЖ выполняет посреднические функции (об этом читайте в файле с ответом), то средства на оплату работ, мелкий ремонт и закупку инвентаря не нужно включать ни в доходы, ни в расходы. В противном случае указанные средства ТСЖ должно учесть и в доходах, и в расходах.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении негосударственное целевое финансирование

<…>

Основными признаками, позволяющими определить характер поступивших средств как целевое финансирование, являются *:

1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования. Например, для получения гранта организация должна представить проект исследований.

2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф04-7853/2005(16557-А46-3)).

Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если организация получает целевые средства от учредителя, возможно заключение договора о целевом финансировании (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2005 г. № 20-12/75307).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. Ситуация:Можно ли организации на упрощенке учесть в расходах затраты, оплаченные за счет средств негосударственного целевого финансирования (например, зарплату персонала)

Если полученные целевые средства входят в перечень, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, то учесть при расчете единого налога расходы, оплаченные за счет таких средств, нельзя *.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы в рамках средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19. Несмотря на то что данные разъяснения касаются определения налоговой базы при расчете налога на прибыль, данная позиция применима и при расчете единого налога при упрощенке.

Кроме того, точку зрения о невозможности учета расходов, оплаченных за счет средств целевого финансирования, подтверждает и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 23 июня 2008 г. № 18-11/3/059130).

Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях расчета единого налога. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете единого налога (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) * (ст. 346.15, п. 8 ст. 250 НК РФ). Соответственно, на расходы, оплаченные за счет таких средств, можно уменьшить базу по единому налогу при условии, что они предусмотрены статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.

Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении негосударственное целевое финансирование»

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

3. Ситуация:Нужно ли управляющей организации (ТСЖ) включить в доходы при расчете налога на прибыль коммунальные платежи, поступающие от населения. Плата за коммунальные услуги перечисляется ресурсоснабжающим организациям по установленным тарифам

Ответ на этот вопрос зависит от того, по какому договору управляющая организация (ТСЖ) предоставляет жителям коммунальные услуги: по посредническому договору или по договору купли-продажи *.

Порядок использования той или иной формы договора при оказании коммунальных услуг законодательно не урегулирован *.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору с собственниками жилья в течение согласованного срока управляющая организация обязуется за плату:

  • выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • предоставлять коммунальные услуги;
  • вести другую деятельность, связанную с управлением многоквартирным домом.

То, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг возлагается на исполнителей, к которым, в частности, относятся и управляющие организации, подтверждают и положения абзаца 7 пункта 2, пунктов 8 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При этом исполнители должны заключать договоры на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями (подп. «б» п. 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Приведенные нормы жилищного законодательства можно толковать двояко.

Можно предположить, что исполнитель обязан самостоятельно предоставлять жильцам коммунальные услуги, а не обеспечивать их предоставление с помощью посреднических договоров. При таком подходе управляющая организация должна от своего имени перепродавать потребителям коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающих организаций. Такие отношения регулируются положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ (купля-продажа).

В то же время законодательство не запрещает исполнять обязанности по предоставлению коммунальных услуг другими способами, в том числе и с использованием посреднических договоров. Дело в том, что договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников (п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). При этом в Жилищном кодексе РФ нет требований о том, чтобы все услуги и работы по договору управляющая компания выполняла самостоятельно. Способы реализации функций управления многоквартирным домом в законодательстве тоже не прописаны. А значит, стороны вправе определить их непосредственно в договоре (ст. 421 ГК РФ). Одним из вариантов исполнения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг является заключение посреднического договора. При таком подходе управляющая организация берет на себя обязательства обеспечить жильцов коммунальными услугами и становится посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями. Такие отношения регулируются положениями глав 49, 51 и 52 Гражданского кодекса (поручение, комиссия, агентирование).

Если управляющая организация предоставляет коммунальные услуги по договору купли-продажи, то при расчете налога на прибыль она должна учесть плату, поступающую от жильцов, в полном объеме (ст. 248, 249 НК РФ). Одновременно налогооблагаемые доходы можно уменьшить на сумму расходов, связанных с приобретением коммунальных услуг у ресурсоснабжающих организаций *. Такой вывод следует из писем Минфина России от 29 июля 2009 г. № 03-03-06/1/498, ФНС России от 4 июня 2010 г. № ШС-37-3/3275 и от 15 февраля 2007 г. № 02-1-08/22.

Если управляющая организация предоставляет жильцам коммунальные услуги по посредническому договору, то в расчет налоговой базы нужно включить только посредническое вознаграждение *. Это объясняется тем, что доходы в виде имущества (в т. ч. денежные средства), которые поступают посредникам (комиссионерам, агентам, поверенным) от заказчиков (комитентов, принципалов, доверителей) для исполнения обязательств по посредническим договорам, при налогообложении прибыли не учитываются (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от посреднических операций по продаже (покупке) товаров. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 февраля 2010 г. № 03-11-06/2/16, от 5 февраля 2010 г. № 03-11-06/2/15, от 23 декабря 2009 г. № 03-11-06/3/301, от 10 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/260, от 4 мая 2009 г. № 03-11-06/2/77 и ФНС России от 4 июня 2010 г. № ШС-37-3/3275. Несмотря на то что письма Минфина России адресованы организациям на упрощенке, ими могут руководствоваться и организации на общей системе налогообложения.

Из рекомендации «Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от реализации произведенной продукции (работ, услуг)»

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Статья:Как ТСЖ на «упрощенке» вести учет доходов и расходов

<…>

№ п/п Целевые поступления, не учитываемые в доходах по УСН при наличии раздельного учета
1 Деньги от собственников квартир (независимо от членства в ТСЖ), полученные для проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества (абз. 22 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Полный список общего имущества содержится в пункте 1 статьи 36 ЖК РФ (например, лестничные площадки, лифты, коридоры, чердаки)
2 Средства, полученные ТСЖ из бюджета на проведение капитального ремонта дома и общего имущества (абз. 5 и 6 подп.14 п. 1 ст. 251 НК РФ)
3 Вступительные, членские и паевые взносы (подп.1 п. 2 ст. 251 НК РФ)
4 Пожертвования (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, ст. 582 ГК РФ)
5 Безвозмездно выполненные любой другой организацией (предпринимателем) работы или услуги (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)
6 Отчисления в специальный резерв на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, полученные от членов ТСЖ (подп.1 п. 2 ст. 251 НК РФ)

<…>

Специалисты Минфина не раз высказывались о том, что все суммы жилищно-коммунальных платежей являются доходом ТСЖ на «упрощенке» (письма Минфина России от 05.04.2013 № 03-11-06/2/11195, от 29.10.2012 № 03?11-11/329 и от 19.04. 2011 № 03-11-06/2/62).

Если ТСЖ применяет «упрощенку» с объектом доходы минус расходы, особых проблем такая позиция чиновников не создает. Поскольку, отразив полученные деньги в доходах по УСН, ТСЖ одновременно сможет в расходах учесть суммы, перечисленные поставщикам коммунальных услуг.

<…>

Рекомендация № 1. Чиновники сами рассказали, как ТСЖ избежать налогообложения жилищно-коммунальных платежей (письма Минфина России от 11.03. 2012 № 03-11-06/2/39 и от 26.04.2013 № 03?11-06/2/14773).Так, финансисты рекомендуют заключить с каждым из жильцов агентский договор. По такому договору ТСЖ будет выступать посредником между собственниками жилья и ресурсоснабжающими компаниями. Чтобы у налоговиков не возникло вопросов о фиктивности подобного договора, лучше установить символическую сумму агентского вознаграждения. Тогда никакие платежи за коммунальные услуги или содержание общего имущества (уборка, обеспечение противопожарной безопасности, ремонт и т. п.) в налоговую базу по УСН не включайте (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Но обратите внимание: вам сперва нужно заключить агентские договоры с жильцами. И только после этого можно подписывать договоры с поставщиками услуг (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 №85). Ведь если вы сделаете наоборот, получится, что товарищество сначала самостоятельно заказало какие-то услуги и только потом жильцы поручили ему это сделать. В этом случае посреднический договор будет считаться недействительным.

Обратите внимание

Товариществу сначала нужно заключить агентский договор с собственниками квартир и только после этого подписывать договоры с поставщиками коммунальных услуг (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 №85).

Рекомендация № 2. Прежде чем заключать агентские договоры, изучите, какие обязательства возложены на товарищество согласно уставу. Если в уставе четко прописано, что ТСЖ должно обеспечивать владельцев квартир жилищно-коммунальными услугами, а договоры с поставщиками заключаются по поручению (от имени) членов товарищества и за их счет — это значит, что ТСЖ уже выступает посредником. Никаких дополнительных договоров с членами товарищества заключать не нужно (письмо ФНС России от 22.04.2011 № КЕ-4-3/6526@). Просто не включайте плату за коммунальные услуги и содержание общего имущества в налоговую базу по УСН (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 и подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Но обратите внимание: действие устава распространяется только на членов товарищества. Поэтому даже если уже согласно уставу товарищество выступает посредником, это правило действует только в отношении жильцов, которые являются членами ТСЖ. А вот с остальными собственниками жилья заключите индивидуальные агентские договоры.

<…>

Журнал «Упрощенка», № 10, октябрь 2014

<…>

29.04.2015г.

С уважением,

Анастасия Дегтяренко, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка