Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
29 апреля 2015 59 просмотров

Юридическое лицо подало в МИФНС Расчет авансовых платежей по налогу на имущество (в том числе и по объекту недвижимости- зданию) за 1 квартал 2015 года "по остаточной стоимости имущества"После сдачи в МИФНС Расчета по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал 2015 года Юр. лицо получило Кадастровую Справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости.Вопрос: Как поступить с расчетом по Авансовому платежу по налогу на имущество за 1 квартал? Подать корректировку? Или оставить без изменения? По какой налоговой ставке облагается налогом на имущество объект недвижимости "по кадастровой стоимости"?

 В данной ситуации всё зависит от даты полученной справки, т.е. если она датирована:

- любым числом, входящим в отчетный период, т.е. 1 кв, то подавать корректировочный (уточненный) расчет нужно;

- числом, не входящим в отчетный период, т.е. 1 кв, то подавать корректировочный (уточненный) расчет не нужно.

Так как решение о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости принимают власти субъектов РФ и оформляют законами. Для этого предварительно утверждают результаты кадастровой оценки недвижимости – без этого принимать законы власти регионов не вправе. Более того, они должны заранее утвердить и опубликовать перечни конкретных объектов недвижимости, указав их кадастровые номера и адреса, по которым налог надо определять исходя из кадастровой стоимости. Если к началу очередного налогового периода полный комплект региональных документов не подготовлен, рассчитывать налог на имущество в этом периоде нужно исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества. Однако после вступления в силу нового порядка возврат к прежним правилам определения налоговой базы будет невозможен.

Такие правила установлены статьями 375 и 378.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-07-08/51796 и ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4-11/19535.

На 2015 год установлены следующие максимальные ставки:

- 1,7 процента – по недвижимости, с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости в Москве (фактически в 2015 году в Москве действует ставка 1,2 процента, причем по некоторым объектам недвижимости эта ставка применяется с коэффициентом 0,1. Об этом сказано в статье 2 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64);

- 1,5 процента – по недвижимости, с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости для всех субъектов РФ, кроме Москвы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как рассчитать налог на имущество

<…>

Как считать налоговую базу

Налоговой базой по налогу на имущество может быть:

1) кадастровая стоимость – для расчета налога по следующим объектам:

  • административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
  • нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не имеют в России постоянных представительств;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не используются в деятельности постоянных представительств в России;
  • жилые дома или помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств;

2) среднегодовая стоимость имущества (при расчете авансовых платежей применяется средняя стоимость имущества за I квартал, полугодие или девять месяцев) – для расчета налога по всем остальным объектам.

Решение о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости принимают власти субъектов РФ и оформляют законами. Для этого предварительно утверждают результаты кадастровой оценки недвижимости – без этого принимать законы власти регионов не вправе. Более того, они должны заранее утвердить и опубликовать перечни конкретных объектов недвижимости, указав их кадастровые номера и адреса, по которым налог надо определять исходя из кадастровой стоимости. Если к началу очередного налогового периода полный комплект региональных документов не подготовлен, рассчитывать налог на имущество в этом периоде нужно исходя из среднегодовой (средней) стоимости имущества. Однако после вступления в силу нового порядка возврат к прежним правилам определения налоговой базы будет невозможен.

Такие правила установлены статьями 375 и 378.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-05-07-08/51796 и ФНС России от 31 октября 2013 г. № БС-4-11/19535.

Узнать, в каких регионах действует (планируется к введению) новый порядок и к какому имуществу он применяется, поможет таблица.

Кадастровая стоимость имущества

По некоторым видам недвижимого имущества налог нужно рассчитывать исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на начало года. Об этом сказано в пункте 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ.

Данные для расчета налога по такому имуществу можно взять на официальных сайтах правительств (глав администраций, губернаторов, уполномоченных ведомств) субъектов РФ. Например, в Подмосковье результаты кадастровой оценки недвижимости утверждены распоряжением Минимущества Московской области от 28 ноября 2013 г. № 1499 и размещены на сайте этого ведомства.

Кроме того, узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Этот электронный сервис позволяет вести поиск по трем параметрам: кадастровому номеру объекту, условному номеру или адресу. Также можно обратиться по почте, через Интернет в территориальное отделение Росреестра с просьбой предоставить сведения о кадастровой стоимости того или иного объекта. Такие справки выдают бесплатно по запросам любых лиц. Это следует из положений пункта 13 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и письма Минфина России от 3 марта 2014 г. № 03-05-05-01/8876.

В отношении отдельных помещений, расположенных в административно-деловых и торговых центрах, кадастровая стоимость может быть не установлена. Но если кадастровая стоимость зданий, в которых расположены такие помещения, определена, а сами помещения облагаются налогом на имущество, то кадастровую стоимость каждого из них рассчитывайте по формуле:

Кадастровая стоимость помещения (объекта налогообложения) на 1 января налогового периода = Кадастровая стоимость здания на 1 января налогового периода ? Площадь помещения (объекта налогообложения) : Площадь здания

Это следует из положений пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу объекты недвижимости, которые по каким-либо причинам не включены в региональные перечни на начало года, могут облагаться налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости только со следующего года (если к началу следующего года их внесут в перечень). Исключение из этого правила сделано для вновь образованных объектов недвижимости.

В течение года собственник может разделить на несколько частей объект недвижимости, который был включен в региональный перечень и стоимость которого была зафиксирована по состоянию на 1 января. Каждая из частей, возникших в результате такого раздела, признается самостоятельным объектом кадастрового учета. Несмотря на то что в региональный перечень «кадастровой» недвижимости вновь образованные объекты попадут только со следующего года, платить по ним налог на имущество нужно уже в текущем году. Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого нового объекта, определенная на дату его постановки на кадастровый учет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Ставки налога на имущество

Максимальные ставки налога на имущество определены в Налоговом кодексе. На 2015 год установлены следующие максимальные ставки:
1) 2,2 процента – по всему имуществу, которое не указано далее;
2) 1,7 процента – по недвижимости, с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости в Москве (фактически в 2015 году в Москве действует ставка 1,2 процента, причем по некоторым объектам недвижимости эта ставка применяется с коэффициентом 0,1. Об этом сказано в статье 2 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64);
3) 1,5 процента – по недвижимости, с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости для всех субъектов РФ, кроме Москвы;
4) 1,0 процент – по железнодорожным путям общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые являются неотъемлемой частью перечисленных объектов;
5) 0 процентов – по объектам недвижимости магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, производства и хранения гелия, для которых одновременно выполняются следующие условия:
а) объекты впервые введены в эксплуатацию в налоговые периоды начиная с 1 января 2015 года;
б) объекты расположены полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области;
в) объекты принадлежат на праве собственности организациям – собственникам объектов Единой системы газоснабжения или организациям, в которых участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения.

Региональные власти с учетом указанных ограничений определяют налоговые ставки, по которым нужно считать и платить налог на имущество в том или ином субъекте РФ. Причем в регионах могут установить несколько разных ставок для разных категорий организаций и имущества. В любом случае региональные ставки не могут превышать предельные значения, установленные на федеральном уровне. А какие ставки применять, если власти субъекта РФ не определили их? В этом случае налог рассчитывайте по максимальным ставкам.

Организации, у которых в разных регионах есть обособленные подразделения с отдельным балансом или территориально отдаленные объекты недвижимости, при расчете налога на имущество должны применять ставки, установленные в соответствующих регионах.

Все это следует из пунктов 1 и 2 статьи 372, статей 380, 384 и 385 Налогового кодекса РФ.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация:В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию

<…>

Занижение налоговой базы

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен. Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок распространяется как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. При этом налоговые агенты обязаны подавать уточненные расчеты только по тем налогоплательщикам, в отношении которых обнаружены ошибки. Об этом сказано в пункте 6 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Например, уточненный налоговый расчет (информацию) о доходах, выплаченных иностранным организациям, нужно подавать лишь по тем налогоплательщикам, чьи данные в первоначальном расчете были искажены.

Переплата по налогам

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:

  • подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать);
  • исправить ошибку, пересчитав налоговую базу и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка или нет;
  • не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 и абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 января 2012 г. № 03-03-06/1/24, от 25 августа 2011 г. № 03-03-10/82 и ФНС России от 11 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3807.

Корректировать налоговую базу текущего периода можно не только при выявлении ошибок в декларациях. Воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ можно и в тех случаях, когда переплата по налогу возникла из-за изменений законодательства, имеющих обратную силу. Если такие изменения улучшают положение налогоплательщика, то у организации могут обнаружиться доходы, которые раньше нельзя было исключать из налоговой базы, или расходы, которые раньше запрещалось учитывать при налогообложении. Подавать уточненные декларации в таких ситуациях не обязательно. Пересчитать налоговые обязательства можно в текущем периоде. Такой вывод следует из письма ФНС России от 24 июня 2014 г. № ЕД-4-15/12067.

Ситуация: по каким налогам можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде обнаружены ошибки, допущенные в прошлых периодах и повлекшие переплату

Возможность применения норм этих статей существует только в отношении налога на прибыль, транспортного налога, НДПИ и единого налога при упрощенке.

Это объясняется следующим.

Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов – право организации.

Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации данного права отсутствует.

В частности, глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами 3 и 11 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом – представив за этот период уточненную налоговую декларацию.

Однако это правило не относится к случаям, когда организация не приняла к вычету НДС в том периоде, в котором были выполнены все условия для этого. Применение налогового вычета в более поздних периодах не является ошибкой. Положения подпункта 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ позволяют воспользоваться вычетом в течение трех лет с момента принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг). Соответственно, «поздний» вычет просто отразите в текущей декларации за налоговый период. Сдавать уточненный отчет не нужно.

При оценке возможности применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ к другим налогам нужно учитывать следующее. Расчеты налоговой базы за текущие отчетные (налоговые) периоды отражаются в налоговых декларациях (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, результаты пересчета (уменьшение) налоговой базы из-за ошибок, допущенных в прошедших периодах, тоже должны быть зафиксированы в декларациях за текущие периоды.

В настоящее время корректно отразить такие операции можно только в декларациях по налогу на прибыль, по НДПИ, по транспортному налогу и по единому налогу при упрощенке. При этом бухгалтеру нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция затребует от него объяснения по поводу уменьшения налоговой базы. Существующие формы деклараций по акцизам, налогу на имущество, земельному налогу и ЕНВД не позволяют отразить в них результаты пересчета налоговой базы за предыдущие периоды. Следовательно, чтобы исправить допущенные ошибки, организации придется подавать уточненные налоговые декларации.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Ситуация: нужно ли подавать уточненные расчеты авансовых платежей по налогам, для которых налоговым периодом является календарный год. Организация обнаружила ошибку, которая повлекла за собой занижение налоговой базы и недоимку по налогу

Да, нужно.

Если допущенная ошибка повлекла за собой занижение налоговой базы, ее нужно исправлять в том периоде, в котором она была допущена. Это следует из положений пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. По налогам, которые организация рассчитывает нарастающим итогом и по которым представляет расчеты авансовых платежей, уточненные расчеты следует подавать за каждый отчетный период. Такая позиция отражена, например, в письмах Минфина России от 11 апреля 2006 г. № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС России по г. Москве от 4 марта 2005 г. № 20-12/14626 (по налогу на прибыль).

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка